Премьер-лига (РПЛ). Статьи

5 ноября 2015, 11:30

Алексей Маклаков: "В "Спартаке" настало время расставаться с плохими артистами"

Сергей АСТАХОВ
Корреспондент
Известный актер театра и кино, давний болельщик "Спартака" дал откровенное интервью "СЭ". В нем Алексей Маклаков призывает руководство и тренерский штаб красно-белых решительно действовать в отношении футболистов, не желающих играть за клуб.
Алексей МАКЛАКОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ,
Алексей МАКЛАКОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

– Полностью согласен с заявлением Сергея Родионова, жаль, что оно поздно появилось. Потому что своевременность такого интервью была востребована давно, – начал Маклаков. – Рад, что такие слова мы услышали из уст одного из руководителей "Спартака", к тому же очень уважаемого мною и миллионами болельщиков человека. Его мнение как никогда состоятельно в наших претензиях к нынешнему "Спартаку".

– Вы сказали о несвоевременности этих слов. Когда необходимо было об этом говорить? Год, два, три назад?

– "Спартак" – это русская команда, в ней сохранены все ценности нашей души, а главная из них – терпимость. Мне кажется, футболистам была дана большая фора, им оказывалось доверие, но они его не оправдали. Но всему приходит конец, и терпению тоже. Видимо, чаша оказалась переполненной. Настал час икс.

– Не кажется ли вам, что получилось довольно жестко?

– Не допускаю в отношении Сергея Юрьевича таких слов, как резкость и жесткость. Наблюдал за ним много раз, видел, как к нему относятся ребята в академии красно-белых. Родионов – очень мудрый человек, рациональный. Видимо, его так допекли, что его слова кажутся жесткими.

– Родионов ведь не только свое мнение довел до общественности. Леонид Федун, скорее всего, так же думает?

– Безусловно! Если вы смотрели по ТВ матч с "Уралом", то могли видеть, как камера выхватывала лицо Леонида Арнольдовича. Было видно, что он сам мог бы высказаться, как это сделал генеральный директор.

– Родионов, в частности, сказал, что в первых турах были проблески спартаковской игры, затем, чем ближе конец первого круга, тем резче команда сбрасывает обороты и демонстрирует вялую невнятную игру. И такое происходило при всех тренерах в последние годы.

– Совершенно верно. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. И так происходит по сей день. Есть некие слагаемые успеха "Спартака", которые не отвечают его требованиям, истории. Поэтому чистка, о которой болельщики давно говорили, будет жесткой. Это делать необходимо. Нужно вырывать гневный зуб, чтобы почувствовать вкус игры. Футболисты, вдруг возомнили себя звездами, получают, простите за выражение, огромное бабло и позволяют себе на поле выходить попинать мяч. Все это видят болельщики, и их возмущению уже нет предела. Все рассуждения и оценки из уст Родионова очень близки поклонникам команды.

– "Спартак" не исключает возможности расставания с рядом игроков. Вы представляете, о ком идет речь?

– Эти фамилии должны называть руководители клуба, хотя болельщикам они прекрасно известны. Нельзя же быть тренерами-мамочками, бегать за ними и умолять их играть. Складывается такое ощущение, что тренеры работают с любителями, которым повезло, которые получают огромные деньги. Футболисты не понимают, в какой клуб они попали. Если посмотреть на тех, кого мы в сердцах проклинаем на стадионе, то это все пришлые ребята – из "Локомотива", "Динамо", других клубов. Лидер в "Спартаке" – Промес, человек из другой страны. Но его игра позволяет сказать, что он полностью адаптировался, его можно назвать большим спартаковцем, чем других.

Чем быстрее произойдет удаление гнилых зубов, тем скорее все будет хорошо. Спартаковские болельщики прекрасно понимают, что наступил момент либо возрождения команды, либо прощания с ней. Для возрождения у "Спартака" есть все, в том числе и замечательный дом, о котором мечтали миллионы. Нужно навести в нем порядок, разобраться в трансферах. То, что происходит с селекцией, – страшное дело. Все об этом знают, говорят, но ничего не меняется. Покупают игроков, которым "Спартак" не нужен, зато у них есть лояльное отношение к деньгам, которые им платят за то, чтобы они носили майку с ромбиком на груди. Хватит! Сколько можно! Нужно менять селекционную команду на 100 процентов. Нас, спартаковцев, обвиняют журналисты и болельщики других команд, что существует завышенное требование к клубу. Но нельзя же жить по-другому. Побеждай или уходи! Что поделать, если история "Спартака" требует только побед.

Я категорически против смены тренерского штаба. Более преданных клубу людей, чем Аленичев, Титов и Ананко, сейчас не найти. Они отдали красно-белым цветам лучшие годы своей жизни. Не в тренерах дело, а в команде. Уберите этих ребят из "Спартака"!

– И все же, можете назвать тех, кого не хотите видеть в команде?

– Уже много раз говорил об этом, если честно, устал уже. Эти фамилии звучат из уст болельщиков. Вы думаете, тренерский штаб не слышит все это? Конечно, слышит. Надо убирать людей, которым в тягость играть и заканчивать первый круг. Уже который год одно и то же – завершается первая половина чемпионата, и всем уже наплевать. И на это ведь смотрит молодежь! Тот же Давыдов. Но если вы хотите увидеть русского Месси, ставьте его на каждый матч, пусть играет, набирается опыта. Но мы видим его изредка. Нужно доверять ему и другим молодым ребятам. Только так они будут расти. Прав Сергей Юрьевич, такое будет происходить в том случае, если команда играет в свой футбол не только с лидерами, но и с другими соперниками. Если этого нет, то нужно делать ставку на наших спартаковских воспитанников.

Неоднократно бывал на выпускных вечерах в спартаковской школе. Мальчишки живут и дышат "Спартаком", они поют гимн, с воодушевлением смотрят на ветеранов и действующих футболистов. Мечтают играть за родной красно-белый клуб. Мы их ждем и надеемся на них.

Я бы заставил игроков команды приходить в школу "Спартака" на выпускные. Их всех надо туда гнать, чтобы они видели отношение детей к ценностям нашего клуба, значению "Спартака" в их жизни. Пусть увидят, как сохраняются традиции, как надо любить футбол.

У молодежи практически нет шансов показать себя в основе. Все перекрыто! И ладно, это были бы сверхталанты, но места заняты людьми, которые убивают и губят "Спартак". Пусть возвращаются назад, уходят в другие клубы. Поверьте, 99 процентам из них будет сложно устроиться в дальнейшем, потому что они потеряли самое главное – про-фес-си-о-на-ли-зм. Увидите, у всех, с кем распрощается "Спартак", судьба не сложится. Потому что они предали любовь к футболу и уважение к самим себе, потому что играть надо не за деньги, а за честь клуба.

Есть матчи, которые иногда примиряют болельщиков и футболистов. Но таких игр мало. У меня нет претензий к Промесу, к Реброву. Артем иногда допускает погрешности, но ошибаются все. К тому же наш капитан является заложником ситуации – ведь перед ним стоит целая команда, которая порой оставляет его одного. Промес – самый яркий игрок "Спартака", вокруг его имени видны только положительные моменты.

Я не могу смотреть на Широкова, которому якобы присвоено право на поле играть вяло, потому что он такой умный и всезнающий. Не могу к этому равнодушно относиться. В "Спартаке" исторически все линии работали на атаку! Этим и был любим клуб. Мне надоели эти навесы. В игре с "Локомотивом" была убита фланговая игра, игра в центре, никто не знал, что делать. Правильно сказал Родионов, существует нездоровая ситуация. Футболисты, которые убивали игру, тянут за собой других. Слава богу, Промес не втянут в эти конфликты, он воспитан в победных традициях, которыми славен "Спартак".

– Нет ли опасения, что Промес увидит уход большого количества игроков основы и захочет сам покинуть клуб?

– Вы правы, такое вполне возможно. Но поймите, если клуб расстается с игроками, которых также не хотят видеть болельщики, степень доверия поклонников будет намного выше к руководству, тренерам. Мы понимаем, что таким образом команда начинается строиться по кирпичику совместными усилиями. Будем возрождать "Спартак" с новыми людьми, которые, возможно, обретут уважение и любовь зрителей.

В своем время Романцев, Ярцев подтягивали молодежь, которая творила историю клуба. Это были бриллиантовые годы "Спартака", потому что такого единения игроков, тренерского штаба и болельщиков как тогда, не было после.

Втройне обидно, что свои же игроки не защищают свой дом, портят атмосферу в нем. Вспомните, сколько дерби играли в Тушине и сколько из них не получились. Так нельзя!

– Перед походом на "Открытие Арену" чувствуете обреченность?

– Лишен такого пессимистического настроения. Наоборот, как и другие болельщики, иду с верой в победу, ведь надежда умирает последней. Хоть интервью Родионова и сорвало нагноившую рану, уверен, народ все равно придет на следующий матч и будет ждать эту игру как никогда.

– Знаменитый болельщик красно-белых Евгений Кафельников сказал, что даже рад, что не удалось сходить в воскресенье на футбол. Сэкономил эмоции и время.

– С Женей можно согласиться в том, что цена победы становится разной для игроков и футболистов – мы ее ждем гораздо больше. Я вот сейчас стал часто ходить на хоккейный "Спартак". Команда возрождается, то проигрывает, то выигрывает, но я вижу, как она формируется, как все больше приходит болельщиков. Там я набираюсь положительных эмоций.

– Родионов сделал последнее китайское предупреждение. Есть ли надежда, что игроки прислушаются к нему?

– Зная характер Сергея Юрьевича, это сложно назвать предупреждением, это уже приговор. Игрокам дан сигнал готовиться к тому, что за счет прошлых достижений никто не удержится в команде. И это правильно, потому что это честно. Правильно говорил когда-то Константин Иванович Бесков: игроки должны какое-то время в команде жить в страхе.

– Федун после "Урала" заявил о полном доверии Аленичеву.

– Это классное заявление. Оно подчеркивает в нем такую же веру в то, что тренерский штаб не всегда виноват, как и у болельщиков. Он понимает ситуацию, сложившуюся в команде. Леонид Арнольдович отвел пушку от штаба, потому что их вина крайне мала, основная – на плечах игроков.

Не согласен с теми, кто говорит, будто Федун не переживает за "Спартак". Не видел более трагичного отношения к клубу, чем у Федуна. Он все воспринимает близко к сердцу, неравнодушен. Можно понять болельщиков, которые говорят: "Виноваты все". Но обратите внимание, владелец клуба часто принимает на себя удары, не вступает в полемику с болельщиками.

Федун не хочет видеть "Спартак" чемпионом? Это заблуждение, он хочет видеть свой клуб победителем! Но есть игроки и селекция, которые вставляют палки.

– Аленичеву не тяжело будет расставаться с игроками?

– Вы допускаете, что те, с кем будут расставаться, в должной мере уважают Дмитрия Анатольевича? У меня складывается впечатление, что им безразлично, будь это Аленичев или Эмери, Лаудруп или Федотов. Они в своей самооценке превзошли себя и бога. Дмитрию ничего не надо бояться при расставании с плохими артистами. Его поддержат миллионы, и у него есть доверие болельщиков. Если он прощается с футболистом и понимает, что эта мера правильная, переживать ему не стоит. Все в его руках, пусть делает то, что считает нужным, ведь все это – во имя возрождения "Спартака". Символично, что перемены наступают при человеке, который является родным для клуба, сделал имя в "Спартаке". У него есть такое право. Пусть действует жестко, правильно, а мы его поддержим.

– В театре тоже пытаются избавиться от актеров, которые не вписываются в общую схему?

– Здесь больше для сравнения подходит антреприза, когда артисты собираются вместе и все находятся в одинаковых условиях. Есть дата выпуска спектакля, репетиционные сроки. Болеешь ли ты, никого не волнует. Все намерены делать хороший спектакль, объединены общей целью. И когда кто-то выбивается, диссонирует с общим настроем, его тут же меняют. Вообще, в театре всегда есть второй состав, точно так же, как и в футболе. И порой второй состав бывает лучше первого – за счет желания, самоотдачи. Спортсмены похожи на актеров своим путем к успеху.

Вот сейчас пришло время расставаться с плохими артистами, чтобы наконец-то состоялся хороший спектакль под названием "Футбол". Вот и все.

– Несмотря на все, надеетесь, что "Спартак" удачно завершит сезон?

– Выиграть золото не удастся, Кубок России уже проигран. Но я уверен, что мы будем играть в Лиге Европы.

100