26 декабря 2015, 00:30
Александр ПРОСВЕТОВ
"Дайте народу пиво!" – призывала четверть века назад и в шутку, и всерьез рок-группа "Зодчие". Не сомневаюсь, что в перечне поручений, которые подписал Президент, внимание большинства рядовых любителей футбола привлечет как раз "пивной" пункт. Своя рубашка…
К этому вопросу мы еще вернемся, но основной все-таки не он.
В долгосрочном плане важно, что разрабатывается подпрограмма "Развитие футбола в РФ" и даже общенациональная стратегия до 2030 года. Жаль, что они не увидели свет и, главное, не стали претворяться в жизнь значительно раньше – домашний чемпионат мира уже на носу. Но лучше поздно, чем никогда. В конце концов, летом 2018 года в футболе не будет поставлена точка, о чем в принципе нужно помнить, не упираясь чрезмерно в итог одного турнира.
Некоторые решения, между тем, затрагивают непосредственно подготовку к ЧМ-2018. При этом выдержанное в жестких тонах указание насчет строительства стадиона и аэропорта в Калининграде, с одной стороны, наводит на мысль, что дела там неважнецкие, с другой, свидетельствует о том, что наверху не потерпят отступления от принятых планов – в частности, отказа от одного из городов – хозяев турнира, влекущего за собой имиджевые издержки.
До 30 марта министр спорта Виталий Мутко должен представить план подготовки национальной сборной к ЧМ-2018. Вроде бы дежурное поручение – мало ли у нас планов. Но в скобках дополнение – "с учетом необходимости обеспечения игровой практики отечественных перспективных молодых футболистов".
Этот пассаж звучит как предложение подумать, каким быть в дальнейшем лимиту на легионеров. Поэтому, судя по всему, уже на ближайших заседаниях исполкома РФС снова будет обсуждаться вопрос о формуле успеха, определяющей количество "своих" и "чужих".
Непонятно, что скрывается за будущим федеральным законом (поручение есть – значит, и закон рано или поздно состоится) о трансферах, особенно в части, регулирующей "размер денежных выплат".
Всем известно, что суммы в футболе за игроков астрономические, но установить некий ценовой "потолок" без ущерба для конкурентоспособности клубов невозможно. Если речь идет об ограничении в процентном отношении вознаграждений для агентов, как бы они ни назывались – посредниками или советниками, то да, смысл есть. Останется оплата услуг, как в случае с риелторами или туристическими агентами, а всякие немыслимые "откаты" сразу окажутся поставленными вне закона. А то, бывает, за услуги берут чуть ли не столько же, сколько за игрока. Николай Толстых в своих помыслах в этом вопросе был во многом прав, хотя и слишком на нем зациклился.
Что касается порядка трансферов, то есть и регламент по статусу и переходам игроков ФИФА, и аналогичный документ РФС. В них прописаны регистрационные периоды, то есть периоды переходов футболистов, положения о трудовых отношениях с клубами, выплаты компенсаций за подготовку игроков. Может быть, речь в данном случае не о футболе, а о других видах спорта?
Обложение букмекерских контор своего рода налогом на развитие спорта самим этим организациям вряд ли понравится, но это распространенная практика в отношении всякого рода лотерей и компаний по заключению спортивных пари. Доводилось читать, что в СССР всю Олимпиаду-80 провели благодаря отчислениям от "Спортлото", а за счет бюджета только строили олимпийские объекты.
Наконец, к обещанному пиву.
Шесть лет назад мне довелось побывать в "Лионе", где генеральный директор Патрик Илиу рассказывал о планах строительства нового "Стад де Люмьер", который, к слову, откроется теперь 9 января. В частности, упомянутый господин сообщил, что болельщиков планируется пропускать на территорию стадиона за два часа до начала матча, чтобы они как можно больше тратили денег. При этом он сокрушался, что в Штутгарте 50 тысяч зрителей потребляют в день игры 60 тысяч литров пива, расходуя в среднем на различные напитки 13 евро, а на лионском "Жерлане" этот показатель равен лишь жалким 50 сантимам (цены, понятно, из 2009 года).
У нас во главу угла давно ставится не доход, а борьба с хулиганством. Но, с одной стороны, желающие наклюкаться найдут, как утолить жажду, с другой, в кинотеатрах пиво продают, и ничего – как правило, обходится без эксцессов. "Здесь среди нас алкоголиков нет, пусть нас услышит Верховный Совет", – распевали в свое время "Зодчие".
Если же кто-то вдруг включил "тагил", его можно вежливо препроводить на выход. Тем более что борьбе с разными "гулливерами" посвящены сразу несколько поручений главы государства. Они касаются и усиления административных наказаний, и идентификации зрителей, чтобы виновные в правонарушениях не прятались за некоей коллективной ответственностью, которая если и оборачивается санкциями, то только для команд, и мер по недопущению отдельных лиц на спортивные арены.
К слову, неплохо бы обязать правоохранительные органы взять на себя контроль за этими лицами так, как это делается за рубежом: во время матча своей команды "дисквалифицированный" фанат должен отмечаться в полицейском участке. Никто не сомневается в том, что у наших стражей порядка и без этого хватает забот, но они есть и у их зарубежных коллег. В противном случае отлучение от стадиона сравнительно легко превращается в профанацию.