19 февраля 2016, 00:45
FOOTБОЛЬНЫЕ ЛЮДИ
Илья КАЗАКОВ
"Его бросили под танки, он несколько раз ошибся и на нем поставили крест. Но это обычная практика для "Спартака", когда молодого игрока ставят в экстремальную ситуацию, он ошибается, а дальше его не мотивируют к прогрессу, а ставят на нем крест. Это постоянно происходит, каждый год из-за этого два-три игрока покидают "Спартак" и начинают неплохо играть в других клубах"
Это Андрей Червиченко, покинувший десять лет назад "Спартак", но не футбол. И это он о Митрюшкине. А кажется, что о Давыдове – другой недавней красно-белой звездочке, на которого тоже, как на Митрюшкина, ходил народ и в котором тоже видели будущее клуба.
Или не видели. И это только так нам казалось.
Оба из "Спартака" ушли – вратарь, которого прочили в ближайшее время в сборную России, и форвард, уже успевший в ней дебютировать.
Оба были звездами в резервной команде. Митрюшкин играл не по годам солидно, навязывая сравнения с Акинфеевым. Давыдов был едва ли не единственным в дубле, как бы он ни назывался – "Спартак-2" или молодежный состав, кто мог обыграть один в один любого защитника в России. Точно юный Кечинов.
Одного продали в "Сьон". Другого отдали в аренду в "Младе Болеслав" – на полгода, с возможностью продления.
У Коусейру в "Локомотиве" когда-то играли юные Бурлак и Беляев в центре защиты. У Якина в "Спартаке" дебютировали Кротов с Давыдовым. И о тех, и о других говорили как о ближайшем будущем нашего футбола. Трое из них вызывались в сборную Фабио Капелло – человеком, далеким от клановых и любых иных подковерных интересов.
Но стоило обоим тренерам уйти, молодежь в состав проходить перестала. Говорили, что у их преемников нет права на ошибку. Приводили пример Курбана Бердыева или Арсена Венгера, которым, прежде чем прийти к работе с юными игроками, пришлось долгие годы тренировать команды из опытных бойцов и только потом, обладая солидным статусом, попробовать творить на перспективу.
Также говорили, что молодежь виновата сама. Закружилась голова, снижены требования к себе, неадекватные финансовые запросы и так далее. Центральные защитники и нападающие – штучный товар в нашем футболе. Но мало кто относится к ним с беспредельным терпением. Не получилось – будь любезен на выход. Из аренды в итоге не возвращается никто – чтобы потом заиграть в родном клубе.
Даже те, кого отдавали на вырост. В другой наш клуб – как динамовца Соломатина или Дзюбу. Или за границу – как Панюкова или Караваева.
Поэтому и шансов, что Давыдов вернется, ничтожно мало.
Но он все равно уехал – потеряв в зарплате в пять раз. Чешские коллеги говорят, что в "Младе" форвард станет получать около пяти тысяч евро. И всю сумму будет платить новый клуб россиянина. Российские источники косвенно подтверждают это, уверяя, что в "Спартаке" он зарабатывал двадцать пять. Давыдов мог бы получать больше – в звавших его "Уфе" или "Урале", например. Но он захотел уехать за границу. Чтобы заматереть в крепком чемпионате, который так хвалит его друг Караваев, перешедший из "Дуклы" в более серьезный "Яблонец". Чтобы сбежать от своего прозвища "наш будущий Месси", которым неосторожно его наградил Леонид Федун, после чего одноклубники начали вышучивать Давыдова в ежедневном общении – настолько, что он стал бегать от прессы, даже в смешанной зоне.
Когда Капелло вызвал спартаковца на матч с Казахстаном, а во втором тайме выпустил его на поле, коллеги с ТВ потребовали игрока в числе прочих на послематчевое интервью в прямом эфире. Он не хотел, не принимал поздравления с дебютом в национальной команде и все время повторял одну и ту же фразу:
– Я плохо сыграл: пять раз мяч принял, четыре раза потерял. Возьмите другого.
Мне кажется, его надломило ожидание чуда – не в его судьбе, а лично от него. Как мешало это заиграть в последнее время Кокорину. Но у Кокорина теперь иные партнеры, с помощью которых легче будет раскрыться. У Давыдова, впрочем, тоже. "Младу Болеслав" возглавляет Яролим, который не только один из немногих чешских тренеров, кто играет в атакующем стиле наряду с Врбой и Петржелой, но и активно вводит в состав молодежь. Там хорошая группа атаки и понятная тактическая идея. Поможет ли это Давыдову раскрыться? Вопрос. Может быть, там с ним будут возиться, как пытался это делать Якин – на спартаковском интернет-канале можно найти несколько видеороликов, где швейцарец то играет с молодым протеже в теннисбол, то доверительно что-то ему объясняет после тренировки. Может быть, нет. Но мы в любом случае обречены свалиться на разговор: должны ли профессиональные игроки быть профессионалами во всем или работа тренера с командой не должна ограничиваться только тренировками и занятиями по теории?
Когда говоришь о Давыдове с теми, кто уезжал двадцать лет назад играть за границу и делал там себе имя, все они вспоминают, что их поколение не было таким рафинированным. Что там была возможность быстрее и окончательно повзрослеть.
Вероятно, это именно то, что нужно Давыдову. В свои двадцать он выглядит намного моложе – в первую очередь по суждениям и поступкам. Это характеризует и прыжок форварда в неизвестность на смешную даже по нынешним временам футбольную зарплату.
Люди, хорошо знавшие его по "Спартаку", говорят, что футбол для него важнее всего. И что его мечта – даже не о "Спартаке" или каких-то иных конкретных задачах. Что Давыдов просто хочет забивать – как можно больше и как можно чаще.
Всячески желая ему удачи, невозможно отвязаться от такого вопроса: Почему мы разучились производить центральных защитников и нападающих?
Представителей двух самых важных амплуа в футболе.