– После ничьей с томичами болельщики провожали команду и персонально вас аплодисментами. Впервые такое в Армавире?
– До этого, кажется, было только раз – после одного из победных осенних домашних матчей. Что тут скрывать: очень приятно. "Торпедо" не выиграло, но люди все равно оценили наш футбол и в первую очередь запредельную самоотдачу. Это и есть то, что больше всего любят зрители – помимо результата. Все понимают: можно сделать все для победы, выжать из себя все соки, но в итоге так и не победить. Плюс мы выступили на равных с одним из лидеров ФНЛ.
– Осенью вы говорили, что впереди команде приходится полагаться на простой, незамысловатый футбол, поскольку есть большие трудности с атакой. Сейчас, заполучив новых исполнителей, будете строить более красивую игру?
– Вы же видели матч с "Томью". Понравилось?
– Безусловно.
– Вот и ответ на ваш вопрос. Хотя мы знаем, что еще есть над чем работать.
– Какие эмоции у вас преобладали после финального свистка?
– Двоякие. Естественно, обидно, что упустили победу. Хотя, с другой стороны, могли не добиться даже ничьей, поскольку моменты возникали и у "Томи", и у нас. Зато порадовал сам футбол, показанный "Торпедо". Были очень хорошие фрагменты как в атаке, так и в обороне.
– После игры состоялась встреча с акционерами. Они выразили поддержу?
– Там больше обсуждались организационные моменты. Все, естественно, были немного расстроены из-за того, что не выиграли. Все-таки очки нам сегодня нужнее, чем просто хорошая игра. Но в принципе акционеры остались довольны.
– Насколько тяжело переживали осенние поражения, которых оказалось очень много? Или понимали – такова суровая реальность, выше головы не прыгнуть, нужно ждать зимней паузы и усиления?
– Ситуацию в клубе все понимали и оценивали объективно. Но переживал каждую неудачу все равно так же, как прежде. Рук не опускал, пытался выжать максимум из того состава и в тех условиях. Нужно было брать какие-то очки. И как раз в конце осени мы взяли семь.
ПРИГЛАСИТЬ ИЗВЕСТНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
НЕ БЫЛО ВОЗМОЖНОСТИ
– Семь новичков из двенадцати, пришедших в "Торпедо" зимой, против "Томи" появились в стартовом составе. Еще двое вышли на замену. Строите совершенно новый коллектив?
– Это нормальное явление, когда 17 человек во время длительной паузы уходит, а приходит едва ли не столько же. Хочу, кстати, сказать, что мы никого не приобретали: все футболисты оказались у нас бесплатно. Разбрасываться деньгами, учитывая текущую ситуацию, не можем: и бюджет в целом, и обширные работы по реконструкции стадиона. Зарплаты у нас тоже не самые высокие. Однако даже бесплатно проведенной селекционной работой очень доволен. Понятно, что каждый главный тренер всегда хочет большего, но считаю, что мы потрудились эффективно. Теперь главное – перенести все это на поле.
– Была возможность пригласить зимой хотя бы одного игрока с именем? Если не звезду по меркам России, то хотя бы того, чья фамилия на слуху для болельщиков клубов РФПЛ.
– Нет, переговоров с известными по меркам премьер-лиги исполнителями не вели. Никто из них не стал бы даже рассматривать вариант перейти в последнюю на момент зимней паузы команду ФНЛ. Да и соответствующих возможностей у нас не было.
– В нынешнем составе остался хотя бы один игрок, который допустил грубое нарушение дисциплины осенью?
– Нет, конечно. Все они ушли. Профессиональная составляющая в клубе поднялась на новый уровень. Таких вещей, как пьянка накануне игры, нет и близко. Во всяком случае – пока.
В АРМАВИРЕ – КАК ДОМА
– Недавно одним из ваших помощников стал Владимир Бесчастных. Почему выбор пал именно на него?
– С Володей мы знакомы давным-давно, у нас теплые, дружеские отношения. Но главное, что его бойцовский характер поможет команде. Плюс он способен принести пользу в работе с нападающими: это то, с чем у нас как раз были главные проблемы. Еще Бесчастных говорит по-испански и может стать мостиком между специалистами с Пиреней в штабе и русскоязычным составом.
– Сейчас "Торпедо" перебралось в Армавир на ПМЖ. Крымск окончательно забыт?
– Да. Все ребята теперь здесь, живут не на базе, а в квартирах. Я, естественно, тоже.
– Вас узнают болельщики на улицах?
– Довольно часто. Примерно так же, как в Москве.
– Что обычно говорят, когда подходят?
– Всего понемногу. Кто-то вспоминает и благодарит за игровые достижения. В городе много болельщиков "Спартака" – они говорят спасибо за работу главным тренером. И, естественно, все желают удачи с "Торпедо".
– Лозунг "Валера, верим!" в Армавире слышите часто?
– Не запоминаю каждый раз, но, да – бывает.
– В период работы с "Мальоркой" Балеарские острова вы называли раем и выражали желание остаться там и после окончания тренерской карьеры. А насколько вам комфортно в бытовом плане в Армавире?
– На данный момент все здесь очень нравится. И сам город отличный для жизни, и условия для работы. Желать и просить чего-то еще не приходится. Как это ни странно, мы прожили тут даже меньше двух недель, а уже чувствую себя как дома.
– Возглавляя "Спартак", вы говорили, что работа занимает почти всю вашу жизнь, толком не удается увидеться с семьей. Здесь в этом плане легче?
– Все то же самое. Возьмем вечер субботы, к примеру: после матча с "Томью" встречался с акционерами, потом почти сразу же начали анализировать игру. А в полдевятого утра воскресенья приехал на тренировку. После занятия продолжили анализ матча для последующего разбора с футболистами. Потом нужно составлять план на следующую тренировку.
Иными словами, почти целый день опять на стадионе. Словом, как и в "Спартаке", работа чуть ли не 24 часа в сутки. Отличие по сравнению с Москвой лишь одно – не нужно долго добираться и толкаться в пробках по пути на базу. Пять минут – и ты на месте.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ ПОСТУПАЛИ.
НО НЕ ОТ "ЛОКО"
– Отдыхаете наверняка и от огромного давления, сопровождавшего вас в "Спартаке"?
– Безусловно. Здесь нет такого пристального внимания к каждому твоему шагу, которое присутствует в таких больших клубах, как "Спартак". Хотя определенное напряжение ощущается, особенно в нашей нынешней непростой турнирной ситуации.
– Перед новым годом вас видели в здании ИФД "КапиталЪ", где одновременно проходил совет директоров "Спартака" и могла решиться судьба Дмитрия Аленичева. Кое-кто даже начал строить догадки, связано ли ваше присутствие с последующим возможным трудоустройством.
– Меня, конечно, все это смешит. Как и другие проявления неадекватной реакции.
– Не надоело, что вас по-прежнему ассоциируют с красно-белыми?
– Воспринимаю это как данность. Столько лет отдал "Спартаку" – так что абсолютно нормально, что у людей возникают ассоциации именно с этим клубом.
– После ухода из "Спартака" разговоры вокруг вас ходили разные: говорили об интересе то одной, то другой российской команды. А были какие-то реальные предложения от клубов РФПЛ?
– Да. Но давайте обойдемся без конкретики.
– Хорошо. Но скажите – "Локо" в их число входил?
– Нет. "Локомотива" в этом списке не было.
В ДЕРБИ СПАРТАКОВЦЫ РАЗОЧАРОВАЛИ
– На какие-то матчи премьер-лиги удавалось выбираться?
– Осенью жили в Крымске – это примерно два часа езды до Краснодара. Периодически ездил туда на игры. Сейчас времени пока нет совсем: сборы, подготовка, перелеты.
– А недавний матч ЦСКА – "Спартак" по телевизору смотрели?
– Да.
– И как впечатление?
– "Спартак" разочаровал. Не столько самим фактом поражения, сколько своим футболом. Ты можешь уступить, пусть даже крупно, но не создать ни одного голевого момента?! Это и расстроило больше всего.
– В субботу параллельно с вашей встречей с "Томью" "Спартак" принимал "Амкар". Через сколько часов потом вспомнили и подумали: как сыграла бывшая команда?
– Вообще не интересовался. Уже поздно вечером мне рассказали, что "Спартак" победил за счет голов в концовке – 2:1.
– "Зенит" не прошел "Бенфику" в 1/8 финала Лиги чемпионов. Удивлены таким исходом?
– В какой-то степени. Думал, все сложится по-другому. Правда, ответный матч не видел, поэтому анализировать что-либо не могу. Наверное, португальцы просто оказались лучше на данный момент.
ПРОБЛЕМЫ МАКГИДИ
– Напоследок небольшой блиц-опрос. Ваш самый счастливый момент в тренерской карьере?
– Победа в последнем туре сезона-2011/12 над "Локомотивом", благодаря которой "Спартак" завоевал серебро.
– Читал недавно ваше высказывание: мол, ближе всего к чемпионству "Спартак" при вас был не в 2009-м или 2012-м, когда становился вторым, а в 2014-м.
– Так и есть. Оцените ту ситуацию хотя бы просто по очкам. На момент моей отставки мы были в одной победе от первого места. Понимал, что в команде все нормально, все в наших руках, вот-вот результат придет. ЦСКА отставал от лидера еще больше – а потом перегнал всех и взял золото.
– Следующий вопрос о самом тяжелом моменте карьеры, кажется, можно не задавать.
– Да – это как раз то увольнение.
– А если брать игровые годы?
– Ничья с Украиной в Лужниках в 1999-м, безусловно.
– Самый важный гол?
– Их, как и самых радостных эпизодов, было несколько. Мог таким мячом стать как раз тот, что забил со штрафного в той самой игре с Украиной. Но не стал.
– Самый талантливый футболист, который не раскрылся при вас в "Спартаке"?
– Макгиди.
– После России ирландец не смог проявить себя в "Эвертоне", просидел год без дела, сейчас очутился в первом дивизионе Англии...
– Совершенно не удивлен такому повороту. Не хочу сказать, что Макгиди непрофессионально относится к делу, но его голова ему мешает. У него феноменальные данные от природы: работа с мячом, скорость. Но в футболе этого мало. Нужно еще выполнять установки тренера, уметь вливаться в коллектив, находясь на поле.
– Какой результат на Euro-2016 для сборной России сочтете удачным?
– Для начала – выход из группы.
– В чем главная проблема российского футбола?
– На сегодня – неразвитая инфраструктура и методы управления нашим видом спорта наверху. Ужесточение лимита на легионеров включаю во второй пункт.
– За счет чего "Торпедо" сохранит прописку в ФНЛ?
– За счет побед в оставшихся матчах. А выигрывать нам должно помочь то, что вы видели против "Томи", – огромное желание всех ребят, должная самоотдача и хороший футбол.
Армавир - Москва