До лета 2012 года существовало правило об обязательном включении в заявку одного "доморощенного" игрока. В сезоне-2011/12 – сначала при Гаджи Гаджиеве, а потом и при Гусе Хиддинке, возглавившем "Анжи" 17 февраля 2012-го, Мухаммад сыграл в пяти матчах, из них четыре – под руководством голландца. Кроме того, по ходу чемпионата хавбек 21 раз включался в заявку на игры.
Футболисту ответили и сам Агаларов, и Гаджиев. Ситуацию также прокомментировали генеральный директор "Анжи" Сергей Кораблев, начальник молодежной команды "Анжи" Гамаль Османов и другой экс-игрок махачкалинцев Шамиль Мирзаев.
Шариф Мухаммад сделал громкое заявление: будучи тренером молодежного состава "Анжи" Руслан Агаларов требовал от своих подопечных 70 процентов от премиальных, в случае, если игрок попадал в основу.
– В клубе были проблемы, связанные с деньгами?
– К сожалению, да – как раз когда разрывали контракт. Я обратился к Арсену Минасову, он помог, но после этого я не могу устроиться ни в одну команду. Все говорят, что клубы, у которых был интерес, звонили в "Анжи" и спрашивали мою характеристику. Там им рассказывали какие-то небылицы, и переговоры сразу срывались.
– Догадываетесь, из-за чего все произошло?
– Обидно, что за спиной Сулеймана Керимова некоторые люди позволяют себе отвратительные вещи. Все, что произошло со мной, устроил нынешний тренер "Анжи" Руслан Агаларов.
Когда он руководил молодежкой, я отдавал ему 70 процентов от своих премий. Это были большие деньги и выдавались всем, кто попадал в заявку на матч основы. Я был молод, и на тот момент так делали все. А если нет – дорога в основу была закрыта.
Когда в "Анжи" пришел Хиддинк, он просто брал меня в состав, и я перестал платить Агаларову. Тогда мне сказали: "Хорошо, посмотрим, что будет дальше". Гаджиев был близким другом Агаларова, поэтому, когда он пришел, меня сразу отправили в дубль. Жалею, что не рассказал об этой ситуации Керимову.
– Когда вы начали платить Агаларову?
– С того времени, когда главным тренером основной команды был Гаджиев, больше года это продолжалось. А закончилось, когда мы при Хиддинке выиграли два матча подряд. За победу в них нам выдали очень большие премиальные – в районе 60 тысяч евро. Мне позвонил Агаларов и попросил занести 70 процентов от этих сумм, но я отказался, объяснив, что я уже сам выхожу на поле и игрой доказываю, что полезен и нужен команде.
Гаджи Гаджиев, работавший в "Анжи" с 2010 по 2011-й и с 2013 по 2014 годы, а ныне возглавляющий пермский "Амкар", в ответ на обвинения в адрес Агаларова выразил уверенность, что его коллега не мог брать взятки у футболистов.
– Если Агаларов брал взятки, то пусть Мухаммад подает на него в суд, что он об этом говорит сейчас? Хорошо знаю Руслана Агаларова, уверен, что у футболиста обида на тренера. Ничего подобного, в чем он обвиняет наставника "Анжи", нет. Не верю в обвинения Мухаммада, – отметил Гаджиев. – Сложно сказать, почему Шариф об этом говорит сейчас.
– Футболист сказал, что с вашим приходом в "Анжи" он отправился в дубль.
– Это точно не имеет отношения к теме нашего разговора. Шариф изначально подавал большие надежды, он выделялся в дубле, пригласил его в основу, но почему он не смог реализовать потенциал, сложно сказать. Еще раз: сомневаюсь, что Агаларов на такое способен. (Сергей АСТАХОВ)
Агаларов прояснил ситуацию, объяснив, что деньги делились между всеми игроками и персоналом команды.
– По регламенту один из молодых футболистов тогда должен был сидеть в резерве главной команды, – приводит "Матч ТВ" слова Агаларова. – Кроме Шарифа туда попадали и другие футболисты, которых мы отправляли в качестве поощрения за хорошую игру. К примеру, Мирзабеков, Курбанов. Всего человек пять, наверное.
На общем собрании молодежной и главной команд было решено, что раз игрок попадает в основу искусственно, то 30 процентов от премиальных он должен отдавать, чтобы распределять деньги поровну на весь молодежный состав. Этим занимался начальник молодежной команды. Я этих денег не видел. А когда отказались от правила об обязательном присутствии в заявке главной команды игрока из молодежки, вопрос отпал автоматически.
Это нормальная внутрикомандная практика. Вы представьте, что искусственно ставят молодого пацана в резерв, где он получает огромные деньги. Считай ни за что, просто из-за этого правила. Поэтому решили распределить часть премии между игроками и персоналом молодежки.
Повторюсь, этим занимался начальник команды. Деньги получали не только игроки, но и массажисты, администраторы, врачи. Делили на весь персонал и все получали поровну. Все-таки в молодежке были небольшие зарплаты. Кроме меня, потому что я отказался. Сказал, что эти деньги мне не нужны.
Начальник молодежной команды "Анжи" Гамаль Османов подтвердил слова Агаларова.
– Да, это факт, – приводит "Матч ТВ" слова Османова. – Мы заранее обговорили этот момент. Футболисты, руководство клуба были в курсе. Зарплаты-то в молодежке небольшие. Деньги отдавал не только Шариф, но и другие.
– Какую часть премиальных игрок отдавал на нужды молодежной команды?
– По-разному. Если попадали на ничью – сумма одна. В случае победы – другая. Примерно 35 процентов себе оставляли. Остальное раздавали футболистам молодежки.
– Говорят, что получалось 7 тысяч рублей на человека. Порядок цифр такой, в районе 10 тысяч рублей?
– Иногда и 20 выходило. Но точно сейчас сказать не могу, много времени прошло.
Генеральный директор "Анжи" Сергей Кораблев привел слова начальника команды, который подтвердил, что часть премиальных игрока, попадавшего в основу, распределялась между другими футболистами и членами штаба молодежной команды.
– По-моему, Агаларов аргументированно ответил футболисту. В чем скандальность ситуации? – спросил Кораблев.
– Игрок обвиняет тренера в том, что тот забирал у него часть премиальных.
– А тренер отвечает, что это было сделано в соответствии с регламентом.
– То есть вы доверяете тренеру?
– Я общался с начальником команды. Он понимает, что в этой ситуации надо говорить только правду. Он повторил слова тренера. Весь персонал подтвердил, что когда получали деньги, 30 процентов от премиальных должны отдавать, чтобы распределять деньги поровну. Ведь попадание в состав – это, по сути, лотерея. Никто из главных тренеров в руки эти деньги не брал! Я провел воспитательную беседу.
– Значит, Шариф Мухаммад все-таки отдавал 70 процентов премиальных?
– Ваша постановка вопроса некорректна. Я свечку не держал в этот момент. Потому что даже мой дух тогда отсутствовал в футбольном клубе "Анжи". Как я могу подтвердить? Ладно, не будем про Махаммада Шарифа. Дай бог ему здоровья, счастья и любви в жизни.
– Вы с ним лично знакомы?
– Знаком. А кто ж его увольнял?
– Какое впечатление осталось о нем?
– У меня обо всех игроках, которые уходят из нашего клуба, остается впечатление, как о самых интеллигентных, образованных, умных ребятах. (Виталий АЙРАПЕТОВ).
Экс-игрок "Анжи" Шамиль Мирзаев подтвердил слова своего бывшего партнера по команде Шарифа Мухаммада.
– Это знали все, кто играл в то время в команде, – приводит "Матч ТВ" слова Мирзаева. – С каждой премии Шариф отдавал лично в руки Руслану Агаларову 70 процентов. В тот момент в клубе крутились огромные деньги, и премии, соответственно, тоже были большие. Каждый из дублеров получал от премии Шарифа по 7 тысяч рублей. Но даже если сложить все эти деньги, куда шла оставшаяся сумма? Конечно, к Агаларову в руки. Мы получали эти надбавки с денег Шарифа не в качестве поощрения, а чтобы молчали.
Сейчас у меня из-за этих людей нет команды: если какой угодно дагестанский футболист едет в другой клуб и играет там хорошо, Агаларов сделает все, чтобы его убрали. Он даст этому футболисту самую плохую характеристику.
– Зачем?
– Во-первых, обычная человеческая зависть. И, во-вторых, если дагестанский футболист уезжает играть в другую российскую команду и проявляет себя там, тренеры получат втык от руководства за то, что его упустили.
– Как вы думаете, из-за чего разорвали контракты с Тагирбековым и Агаларовым?
– Сам не могу этого понять. У обоих оставались контракты на пару месяцев. И даже если тренеру не нравится, как они играют, ну посадите их на скамейку. Зачем убирать? Тем более один в клубе 13 лет, а другой – твой брат. Агаларов хочет показать, что он главный, и не боится выгнать из команды даже своих.