Много ли футболистов премьер-лиги закончили целых два вуза? А у кого из них на трофейной полке лежит школьная золотая медаль? Одного из них теперь вы знаете. Знакомьтесь: крайний защитник "Урала" Денис Кулаков – один из самых образованных игроков чемпионата России. Только в этом интервью футболиста вы увидите слова "тщательно", "санкции" и "кардинально".
ЮРИСТ-ФУТБОЛИСТ С ЗОЛОТОЙ МЕДАЛЬЮ
1 мая Кулакову исполнилось 30. Но юбилей украинец не отмечал – мол, не до того:
– Считаю, что сейчас не совсем подходящее время для празднований. "Урал" не очень хорошо провел последние игры, нам нужно тщательно подготовиться к концовке сезона. Так что команда меня не поздравляла.
– А Давлатафза Давлаткадамович?
– (Смеется.) Тоже нет. Клуб, конечно, классный розыгрыш на 1 апреля придумал. Я, правда, до конца не подозревал, что этот Давлатафза на самом деле не существует. Очень смешно было. (Игроков "Урала" попросили поздравить якобы преданного болельщика клуба. Естественно, в реальности такого человека нет, но футболисты не знали об этом и старательно произносили трудные имя и отчество. – Прим. "СЭ").
– 30 лет – круглая дата. Три главных события, которые произошли с вами к этому моменту?
– Знакомство с женой и рождение двух сыновей – Даниэля и Адриана.
– Какие необычные имена.
– Это супруга придумала. А я, как любящий муж, должен был согласиться (улыбается). Если серьезно, то и мне эти имена нравятся. Красивые, будут выделяться.
– Сыновей видите футболистами?
– Старшего – да. Ему уже пять, он в Днепропетровске занимается в футбольной школе. А насчет младшего не знаю. В его возрасте Даниэль вовсю пинал мячик, а Адриан к футболу не тянется.
– Семья разве не с вами живет?
– Нет, все в Днепропетровске. Мы решили, что в Екатеринбурге климат не совсем подходит для детей – они часто болели, когда были здесь со мной. Поэтому остались на Украине.
– Вы сами-то когда решили стать футболистом?
– Достаточно поздно. Я очень хорошо учился в школе, даже с золотой медалью ее окончил, но в последний год учебы пришлось решать – профессиональный футбол или что-то другое. Тогда же я попал в школу "Шахтера". Причем мы с харьковским УФК проиграли ему то ли 0:7, то ли 0:8, но мой отец договорился с начальником донецкого клуба о просмотре. Понравился и остался.
– Вы сказали, что выбирали между футболом и чем-то другим. Чем?
– Вообще у меня два высших образования. Во-первых, как и у всех футболистов, диплом Института физкультуры и спорта. А еще я окончил экономико-правовой факультет Донецкого национального университета, так что по второму образованию я – юрист. Правда, к тому времени уже кардинально изменил свою жизнь и выбрал футбол.
– Неудивительно, ведь вы забили гол в дебютном матче за "Шахтер".
– Да, но я тогда даже не осознавал всю важность момента, ведь мне было всего 18 лет. Даже никакого праздника не было: забил, победил, а после игры отец отвез меня на машине домой.
РУССКИЕ ПЕСНИ ОТ ЖАДСОНА
– Вы тренировались и играли с бразильцами "Шахтера". Кто из них самый экстравагантный?
– Матузалем. Помните его гол "ударом скорпиона" "Севилье"? Я никогда не видел игрока столь же высокого класса. Он очень техничен, а его левая нога – это что-то! В жизни он такой же, как и все бразильцы, – улыбчивый, веселый. Помню, наши их пытались научить некрасивым словам, у них очень смешно получалось. Особенно у Жадсона – он даже пел песни на русском языке в раздевалке. Причем к этим песням добавлял слова на португальском. Выходило уморительно!
– Победа в Кубке Украины с "Ворсклой" – самый яркий момент в карьере?
– Пожалуй. У меня есть и медали за победу в Суперкубке и чемпионате с "Шахтером", но я их не воспринимаю всерьез, потому что в Донецке почти не играл. А в "Ворскле" я постоянно был в составе, в том числе и в финале против "Шахтера". Кстати, он за неделю до того выиграл Кубок УЕФА, поэтому нам было особенно приятно.
– В "Днепре" вы играли у Хуанде Рамоса. Говорят, у него суровые тренировки.
– По сравнению с Николаем Павловым в "Ворскле" – ерунда. В Полтаве у нас были сумасшедшие сборы: сдавали по пять тестов в день, причем каждый раз нужно было улучшать результат. После этих пробежек до раздевалки еле доползали.
– Кто не сдал – штраф?
– Да, сто долларов. Но еще страшнее – сам Павлов. Он такой жесткий тренер, все его боялись, скажет еще что-нибудь. Наверное, поэтому результаты никто не сбавлял.
– В "Днепре" в отличие от "Ворсклы" вы мало играли. Держали обиду на Рамоса?
– Естественно. В Днепропетровске я получил травму, но после восстановления долго не играл. Часто разговаривал с Рамосом об этом, а он ждал, пока я наберу игровой тонус. Но потом я уже стал чаще выходить в основе, так что, наверное, не ушел бы из "Днепра", если бы он остался.
– Сейчас жалеете о переходе в "Металлист"? Вам же пришлось устраивать бойкот, потому что зарплату задерживали.
– Даже не задерживали, а вообще не платили. Со мной до сих пор не рассчитались – за 11 месяцев остались должны.
– Ух ты.
– Да. Но я скорее жалею об этом бойкоте, потому что он ни к чему не привел. "Металлист" очень жаль – был грандом украинского футбола, в Европе гремел, а затем свалился. Боюсь, что скоро этот клуб снимется с чемпионата из-за долгов.
ИГРА С "ТЕРЕКОМ" – ЧИСТАЯ
– Прошлым летом вы впервые уехали с Украины. Почему?
– Скажем так: на Украине чемпионат сейчас не такой интересный, как был раньше. Санкции, политические разногласия, проблемы с финансированием… Футболисту там сложно прогрессировать.
– Если бы все было спокойно, вы бы никуда не уезжали?
– Если бы не было войны, то, может быть, и в "Металлисте" все было бы хорошо, и я бы остался. У меня все-таки был длительный контракт с ним. Но я в любом случае ни о чем не жалею и рад тому, что оказался в Екатеринбурге.
– Как вы отнеслись к тому, что в марте украинских футболистов из РФПЛ не вызвали в сборную?
– У нас говорят, что футбол вне политики, а оказывается, что все-таки в политике. Кто-то говорит, что невызов украинцев не связан с российской премьер-лигой, но мы же с вами взрослые люди…
– Сезон заканчивается, "Урал" уже и не вылетит, и в еврокубки не попадет. Какую оценку поставите команде?
– За первую половину сезона – твердую "пятерку". Но вторую часть мы проводим не очень хорошо – думаю, на "троечку", а то и на "три с минусом".
– С Вадимом Скрипченко результаты "Урала" заметно улучшились, но в России он по-прежнему малоизвестен. В чем его секрет?
– В первую очередь в дисциплине. Кроме того, мы всегда досконально изучаем соперника, тактически подстраиваемся под его игру. Это очень важно. А то, бывает, тренер называет 11 человек перед игрой, и все. А тут – профессиональный подход.
– То есть при Гончаренко такого не было?
– Было! Они оба – большие профессионалы, но при Вадиме Викторовиче почувствовали уверенность в силах, игра пошла. Вы знаете, в футболе много значит психология. Скрипченко принял команду, встряхнул – и мы заиграли.
– Отставка Гончаренко стала для вас неожиданностью?
– Да.
– Когда вы узнали об этом?
– Когда прочитал в интернете новость о том, что он улетел. Потом нас собрали на тренировке, объяснили ситуацию. Как я понял, Гончаренко взял время на размышления, но не вернулся.
– Как вы думаете, откуда вообще могли взяться разговоры о "договорняке" с Тереком?
– Может, букмекерам это выгодно? Не знаю. Но игра, конечно, была чистой – вы же сами все видели, помните.