27 января 2017, 13:30
Сергей ЕГОРОВ
А ФНЛ ПОМОГЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ?
Потолочная тема традиционна, но именно сейчас есть нюансы. Футбольные руководители говорили об ограничении зарплаты и год, и пять лет назад. Но если раньше мы полагались на опыт НБА и НХЛ, то сейчас накопили собственные знания.
Мало изучен (на мой взгляд, незаслуженно) опыт ФНЛ и РФПЛ – если потратить на это несколько часов, желание продвигать идею пропадет само собой. В ФНЛ уже несколько лет действует финансовый регламент, дискуссии по нему не ведутся, принято считать, что положения документы соблюдаются, он всех устраивает.
Напомню его основные положения:
– максимальный размер должностного оклада любого футболиста не должен превышать 300 тысяч рублей в месяц;
– совокупный доход, состоящий из заработной платы, денежного вознаграждения по итогам спортивного сезона, премиальных и компенсационных выплат не должен превышать 10 миллионов рублей за сезон;
– клуб вправе устанавливать для футболиста компенсацию за переезд к новому месту работы ("подъемные") в размере не превышающем пять месячных заработков;
– в качестве исключения клуб вправе включить в заявку не более трех футболистов, размер денежного вознаграждения которых может превышать потолок зарплат. При этом совокупный доход игрока по итогам спортивного сезона не должен превышать 20 миллионов рублей.
О подводных камнях чуть позже, а пока на сцену выходит Валерий Карпин со своим непревзойденным "Ну и?"
Смотрим на посещаемость ФНЛ, интерес к турниру и, собственно, на то, ради чего потолок введен – как дела с финансовым состоянием лиги, клубы которой выли от непомерных требований обнаглевших футболистов, желавших получать намного больше того, что диктовал рынок?
"Кубань" в предбанкротном состоянии, игроки пишут письма вице-премьеру Мутко и главе Краснодарского края Вениамину Кондратьеву, "Мордовия" до сих пор не вышла из отпуска, "Волга" расформирована – футболисты требуют вернуть деньги… Проблемы даже в тех клубах, в городах которых состоятся матчи чемпионата мира.
Помог ли потолок зарплат, как считаете? Кто может объяснить, почему получающий государственные деньги футболист ФНЛ, матчу команды которого рисуют посещаемость в тысячу человек, зарабатывает 300 тысяч, а врач бюджетной больницы – в 10 раз меньше?
А теперь – о подводных камнях. "Динамо", покинув РФПЛ, взяло более 10 футболистов, уверенно идет на первом месте в лиге. Считать, что Сапета, Рыков, Погребняк, Драгун, Луценко, Зотов и другие станут играть за 300 тысяч в месяц и за 10/20 миллионов в год суммарно, может только… Ну, наивный человек может так считать. В чем хитрость? Те, у кого уже был большой контракт, под потолок не попадают – это первое. А второе – бело-голубые после вылета из премьер-лиги до принятия клуба в ФНЛ находилось как бы в футбольном оффшоре, за время которого и пригласили высокооплачиваемых исполнителей.
И получается, что потолок не сильно помогает ФНЛ в целом, потому что интерес к продукту не растет, и клубы как выживали, так и продолжают это делать, а тем, кто опускается из РФПЛ и ставит задачу вернуться, ограничение по выплатам – не проблема.
Так для чего все это? Чтобы было. Обсуждали – лига отреагировала.
ИДЕЮ РОССИЙСКОГО ФЭЙР-ПЛЕЙ ПОСЧИТАЛИ ВРЕДНОЙ
Поднимемся на уровень выше, в РФПЛ. В августе 2015-го широко обсуждался проект финансового регламента, над которым трудилась рабочая группа во главе с Сергеем Степашиным. Я напомню – бывшим главой Правительства РФ, Счетной Палаты, МВД и ФСБ.
Документом устанавливалась четкая градация максимума зарплаты в зависимости от возраста футболиста.
Итак, для игрока:
– не достигшего 21 года, максимальный оклад составляет 150 тысяч рублей, а совокупный годовой доход не должен превышать 10 миллионов рублей.
– не достигшего возраста 23 лет, максимальный оклад не должен превышать 300 тысяч рублей, а годовой доход не более 15 миллионов рублей.
– достигшего возраста 23 лет, максимальный оклад не должен превышать 2 миллионов рублей.
– в качестве исключения из правил, клуб вправе включить в заявку на чемпионат не более одного футболиста возраста до 21 и до 23 лет, которые не впишутся в лимит, и не более трех старше 23 лет.
Планировалось, что российский финансовый фэйр-плэй (в нем содержались и весьма жесткие требования по бюджетированию клубов, и по лицензированию их руководителей) вступит в силу с сезона-2016/17. Но в январе 2016-го стало известно о резолюции, с которой правление РФПЛ отклонило проект Степашина: "Члены правления в дискуссии отметили, что предложенный проект финансового регламента РФС не способствует развитию российского футбола, тормозит его развитие, поскольку в случае его утверждения, футбольные клубы не пройдут аттестацию. Кроме того, предложенный проект дублирует регламент по лицензированию клубов. Предложенный проект финансового регламента – отклонить".
НЕ УЧИТЕ ГАЛИЦКОГО И ФЕДУНА ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ
Итак, потолок зарплат сам по себе, как это видно на примере ФНЛ, не оказывает никакого воздействия ни на улучшение финансового состояния клубов, ни на развитие лиги и повышение уровня конкуренции в ней – продукт в целом не растет, не развивается. Мы видим на примере "Динамо", что ограничения легко обойти в тот момент, когда команда покинула одну лигу и не вступила в другую.
А вот полноценный финансовый фэйр-плей, как видно по отчетам УЕФА, оздоровил обстановку в европейском футболе – суммарные убытки сократились на 81 процент. Идея бывшего президента европейского футбольного союза Мишеля Платини не в том, чтобы урезать зарплаты, а в том, чтобы жить по средствам.
Клубы ФНЛ, даже при максимуме зарплаты в 300 тысяч, не стали жить по средствам. И коллективы РФПЛ при миллионном потолке тоже не начнут.
Идея Степашина – это тот же финансовый фэйр-плей, только по-русски, с посылом а-ля Платини: не тратить больше, чем зарабатываешь, не генерировать убытки из года в год.
У нас же куча клубов, которые научились жить в долг. И ничего, отпускают одних игроков, набирают новых, летают на сборы. Вон "Кубань", где семимесячные долги по зарплате, и "Томь", которой агент Селюк предлагает футболистов, готовых выходить на поле за еду и проживание, работают в Турции.
Однажды в Госдуму внесли законопроект об ограничении трат госкомпаний, их "дочек" и "внучек", на футбол. Но как внесли, так и вынесли. Боритесь, пожалуйста, с госфинансированием, а пока не победите, не учите Гинера, Галицкого и Федуна, как им тратить свои деньги.
Разговор о потолках, полах, окнах и дверях применительно к российскому футболу не имеет смысла. В данный момент, когда частных инвестиций практически нет, а государственных становится все меньше, он столь же содержателен, как и идея сыграть квадратным мячом. Или поперек поля. Или провести объединенный чемпионат с бундеслигой.
А пока жизнь диктует свои законы – государственных денег стало значительно меньше и ограничения вводятся естественным путем. Это хорошо, и не только по бизнес-причинам. В футболе, возможно, останутся те, кто его действительно любит.