Всякий раз, когда в последние полтора года включаешь трансляцию матча «Локомотива» или оказываешься на стадионе, где играет эта команда, — ловишь себя на ощущении, что ждешь маленького или даже большого чуда. И у этого чуда есть конкретные имя и фамилия. Алексей Батраков.
Не надо страдать футбольным склерозом — и, восхищаясь молодым дарованием, думать, что такого никогда прежде не было. Даже в российские времена сколько уже раз вот так очаровывались! 1992 год — Владимир Бесчастных. 1994-й — Владислав Радимов. 1998-й — Дмитрий Булыкин. 2001-й — Марат Измайлов. 2002-й — Дмитрий Сычев. 2003-й — Игорь Акинфеев. 2008-й — Алан Дзагоев...
Кто помнит, как дебютировали в ЦСКА Радимов и Дзагоев, в «Локомотиве» — Измайлов, а в «Спартаке» — Сычев, не нужно лишний раз ничего объяснять. Они, кстати, и чуть моложе нынешнего Батракова были. Все провели достойные карьеры, но ни один, давайте честно, мировой суперзвездой не стал. Так что давайте и Лешу не будем перегружать прессом чрезмерных ожиданий.
Просто острота нынешних чувств к Алексею связана с тем, что давно подобного не испытывали. Соскучились. Недаром Черкизово еще осенью прошлого сезона начало скандировать: «Ле-ша Бат-ра-ков!» Парнишка, как казалось по его выражению лица — на котором, кстати, нет и тени хитринки, двойного дна, что вызывает к нему дополнительную теплоту, — сам испытывает от такого некоторое неудобство...
И не могу не согласиться с Дмитрием Парфеновым (он сам в 17 лет выиграл первый Кубок Украины в стартовом составе одесского «Черноморца», так что знает, о чем говорит), от которого я недавно услышал о Батракове: «Умный парень. Но это сейчас его игра — событие, а раньше появление таких футболистов было нормой».
Сычев — тот в 18 и на чемпионате мира забивал, и плакал на плече у чуть более старшего Александра Кержакова, когда закончился матч с бельгийцами, и мы вылетели. И вместе с ним плакала вся страна, потому что это были слезы неиспорченного, обожающего футбол мальчишки.
Но не прошло и пары месяцев, как вокруг Сычева началась свара бандитских кланов, и он, наслушавшись угроз и боясь за свою жизнь, со слезами ушел из «Спартака», в котором не отыграл и полугода. Хорошо еще, что обрел опыт большой лиги, попав в «Марсель», хотя и не был еще к этому до конца готов. Зато в 2004-м двадцатилетним вернулся в Россию, теперь в «Локомотив», уже заматеревшим форвардом и внес большой вклад в то чемпионство красно-зеленых. Жаль, год спустя порвал «кресты» — и такого Сычева, как до того, мы больше не видели, пусть он и был частью сборной на бронзовом Евро-2008...
А вот вам закольцовка этой сложной и неоднозначной истории. Год назад 19-летний Батраков с подругой поехал в отпуск в Париж. И там в каком-то киоске — или на развале, не суть — увидел старый номер France Football. С Сычевым на обложке. Мог ли Леша удержаться от того, чтобы купить его? Разумеется, нет. И теперь этот журнал — у него дома. Хотя Сычеву он при встрече готов его подарить.
Еще одна закольцовка — в том, что парень из Орехово-Зуева (к слову, города — родоначальника российского футбола) приехал в школу «Локомотива» и попал в ту самую команду, где занимался сын Дмитрия Лоськова, и они сдружились. И не раз и не два многолетний капитан и лидер красно-зеленых, автор золотого гола в чемпионском матче 2002 года с ЦСКА звал пацанов к себе во двор и возился с ними, показывал приемы. Как видим, кое-что Батраков усвоил.
Усвоил он до академии «Локо» в родном городе и то, как играть на песке или асфальте. Что наверняка тоже помогло его координации, умению справляться с любым мячом и любым отскоком — в отличие от многих «инкубаторских» детей, привыкших только к идеальным покрытиям столичных школ, в которых занимались.
Большим талантом Леша считался давно, и в этом плане я с опасениями вспоминаю недавний разговор с главным тренером «Акрона» Зауром Тедеевым, много лет отдавшим детско-юношескому футболу. Как он рассказывал, в российских школах самых одаренных ребят во имя достижения результата по своим возрастам используют нещадно, по максимуму задействуют во всех матчах, — в результате они, попав во взрослый футбол, быстро начинают травмироваться, и к 23-25 годам их организмы уже не готовы выдавать максимум и без травм. Очень надеюсь, что Батракова минует эта чаша, и главное, чего ему желаю, — физического здоровья и здорового менталитета.
Ведь первый по-настоящему большой контракт ему только предстоит подписать — а значит, и пройти все то, на чем ломались десятки одаренных футболистов предыдущих поколений. На соблазнах, на «огнях большого города», на гнилой тусовке, возникающей незамедлительно после появления больших денег, на отходе от того, что главное для тебя — футбол. Начнешь жить в ожидании похода в ночной клуб после игры — и все, засосет так, что и не заметишь.
Первые испытания — переход из юношеского футбола во взрослый и «комплекс второго сезона» — он уже успешно миновал. Прекрасно, что Батраков опроверг опасения многих и после посредственной весны 2025-го (в первом круге прошлого чемпионата заработал 16 очков по системе «гол плюс пас», во втором — лишь пять) на второй сезон вновь набрал обороты, да покруче, чем год назад. За все первенство-2024/25 у него было 14 голов и 21 очко, сейчас — уже 11 и 18 соответственно. Редкая конкретика и стабильность для игрока такого возраста.
Раз она есть — значит, это во многом заслуга Михаила Галактионова, во-первых, позволяющего ему раскрыться и, во-вторых, защищающего от традиционной юношеской нестабильности. Было бы совсем красиво, если бы Батраков смог и на взрослом уровне проявлять себя на пару с Вадимом Раковым, с которым они творили чудеса в ЮФЛ, — но с этим еще не сложилось, и последний пока успел блеснуть на одном отрезке в «Крыльях Советов», после чего получил травму.
Батраков же выжал полный максимум из ухода в «Зенит» Максима Глушенкова и занял его место главного художника в «Локомотиве». И с командой, а точнее, с отношением в ней к своей молодежи ему здорово повезло. Боюсь, даже при своих данных он в «Зените» и «Спартаке» до сих пор либо сидел на скамейке, либо пылил в аренде.
А он — лучший снайпер и второй после Эдуарда Сперцяна бомбардир РПЛ. Его отдельное важнейшее достоинство — прекрасное исполнение стандартов: подачи с угловых и штрафных регулярно превращаются в голы. Причем ему все равно, кому забивать. В прошлом сезоне — «Спартаку» и «Зениту», причем последнему — когда мяч, по его признанию, неважно лег на ногу. В этом — головой «Краснодару», хет-трик тем же красно-белым (причем два мяча со своим маленьким ростом забив, опять же, со «второго этажа»), блестящим ударом при 0:0 с ЦСКА, когда Обляков с Кисляком неосторожно дали ему пару свободных метров — и держите выстрел от штанги под «девяточку». Он забивал победный мяч уже и за сборную в ворота Ирана, и даже при кубковых 0:3 со «Спартаком» возвращал железнодорожников к жизни, когда те уже, казалось, сломались. Правда, потом сам же не реализовывал пенальти.
«Говорят, что я в «ПСЖ», «Интере» или «Барселоне», а на самом деле до этого далеко». Интервью Батракова
У Леши нет внутренних барьеров — кому он в своем возрасте способен забивать, кому — нет. Да для него, судя по большому интервью, которое он дал подкасту ЮФЛ еще в 19, голы имеют меньше значения, чем передачи. Он — полузащитник, и результативные удары, выходит, прилагаются в качестве бонуса.
Важнейший момент, что он не играет на «чистых мячах», а наоборот, жаждет борьбы, идет в подкаты, порой даже с перебором, что роднит его с вундеркиндом предыдущего поколения Александром Головиным. И пару раз Батракова судьи не удаляли, думаю, исключительно благодаря неофициальному «призу зрительских симпатий» — хорошо-то к нему относятся все, включая арбитров. И есть опасение, как бы его это не подпортило, не дало ощущения, что на поле ему можно все. Он и сам — парень-то разумный — вспыльчивым себя называет.
Но давайте поостережемся с эпитетами. В первом сезоне я был шокирован, когда официальный Telegram-канал РПЛ — официальный, подчеркиваю! — после одного из первых голов Алексея в лиге употребил слово «величие». Вот такими неумеренными похвалами мы игроков и убиваем.
Важно делать акцент на том, в чем надо расти. Главный тренер «Балтики» Андрей Талалаев, назвав Батракова одним из самых быстрых футболистов лиги по принятию решений как с мячом, так и без него и включив его по влиянию на результат команды в тройку самых ценных игроков лиги на втором месте после Эдуарда Сперцяна и перед своим вратарем Максимом Бориско, тем не менее в одном из интервью отметил, что по уровню ведения единоборств с плотной опекой ему есть куда прибавлять.
Кстати, не удивлюсь, если однажды он поменяет свой нынешний 83-й номер на любой из трех — девятый, десятый или 11-й. Почему? «Десятка» — его позиция (считаю, нельзя отодвигать его вглубь поля, что иногда происходит, поскольку теряется польза от главных качеств). Под девятым Алексей вплоть до дубля играл в локомотивской академии. А единицы — особые для него цифры. В одном из интервью он рассказывал, что его первым днем в академии было 11.11.11 — 11 ноября 2011 года.
Прошлой осенью я в Атланте разговаривал с прежней звездой «Локо» Алексеем Миранчуком, и он сказал: «Батраков может стать лучше меня». Вполне допускаю и желаю ему этого — одновременно радуясь отсутствия ревности к славе у его взрослого тезки.
И поражаюсь, с какой скоростью летит время. Вроде бы домашний ЧМ-2018, где Миранчуки были в заявке, а Алексей сыграл с Уругваем, случился совсем недавно — а Батракову тогда было 13 лет. Я вот и бронзовый Евро-2008 помню, словно он происходил вчера, — а тогда, как раз в июне, Леше исполнилось три.
У его поколения пока не было возможности играть на международном уровне — что за клубы, что за сборную. Очень горько, что Алексей не может испытать себя в еврокубках, а то и, как 18-летний Сычев, на чемпионате мира. Сравнить темп, жесткость, уровень технических навыков, в конце концов. Это объективно тормозит его развитие.
Но стоит ли быстро уезжать, когда в «Локомотиве» он может творить без барьеров и взрослеть — как знать? Вот уехал Арсен Захарян, которому выдавали столько авансов, — и похоже, что его молодой организм не потянул в первую очередь тренировочных нагрузок Ла лиги, что и повлекло за собой череду травм. Как-то и у Федора Чалова, в 20 лет забивавшего «Арсеналу» (не только тульскому, в ворота которого тогда же оформил хет-трик) и «Реалу» на «Бернабеу», в Европе не больно-то покатило.
С другой стороны, когда есть такой талант, но пока нет возможности его где-либо проявлять, кроме РПЛ, — что делать, куда деваться? Может, доиграв до конца второй полный сезон в «Локо», все-таки попытаться, случись заманчивое предложение? Но прежде надо все тщательно взвесить, лично пообщаться с тренером, понять перспективу. Ехать в клуб, который берет тебя «про запас», имея еще трех человек на позицию, — бессмыслица, футбольное самоубийство. А чтобы осознать, где та расщелина, в которую можно пролезть, нужны умные и знающие люди в его окружении.
Дай бог, чтобы они были. Дай бог, чтобы Батраков не «поплыл» и не принял в жизни опрометчивых решений. Как, например, в свое время Радимов, у которого, отправившегося в 20 лет в Испанию, вроде пошло неплохо, а что произошло дальше, рассказал мне в свое время он сам: «Главной ошибкой было то, что из «Сарагосы» на год поехал в аренду в «Динамо». Тренер тогда говорил, что из 42 матчей в чемпионате я сыграю 30 и почти все — в основе. А я отвечал, что хочу играть во всех 42. В итоге и тренер обиделся, и у меня пошло наперекосяк. Не надо было соваться в «Динамо» — если под руководством Ярцева было еще куда ни шло, то при Петрушине — какой-то кошмар».
Так все-таки, может, Батракову, в отличие от Захаряна, ранний отъезд поможет? Мы ведь сами до конца не понимаем, куда может засосать появившийся у нас вдруг международный талант. А Батраков — с детства болельщик «Барселоны», с придыханием произносящий фамилию Иньеста. Хотя, как вижу по интервью, он и Модричем с Кроосом вполне себе восхищается, так что и «Реал» для него — слово не запретное.
А топ-3 команд, где бы он мечтал оказаться, — «Барса», «МЮ» (его первое футбольное воспоминание — гол «ножницами» Уэйна Руни в манчестерском дерби), «Милан». И все это тоже идет из детства. Впрочем, чье интервью ни подними — они все такими когда-то были. Но реальная жизнь эти грезы обламывала.
Желаю Батракову, чтобы его мечты — не обломала. Чтобы он их не предал, бился за их осуществление до конца — и не мог сказать себе в конце карьеры, что сделал для этого не все. Чтобы, выходя на поле, оставался восторженным мальчишкой и, хотя в школе ему хорошо давались алгебра с физикой и куда хуже — иностранный язык, не превратился в расчетливого приземленного футболера, умеющего хорошо заработать, но забывшего, как дарить настоящую радость людям.
Такую же, как приносил поклонникам, только со сцены, Виктор Цой, чей диск «Группа крови» я не без удивления увидел дома у Батракова в шоу «Прикроватный столик». Ведь лидер группы «Кино» разбился за 15 лет до рождения Леши! Менее удивительно, что при подъезде на стадион он всегда слушает песню Басты «Моя игра».
Природа одарила его талантом, родители воспитали, а тренеры обучили футбольным навыкам, чтобы эту радость приносить. И я очень хочу верить, что он эту ношу понапрасну не разбазарит. Алексей — новый праздник нашего футбола, и давайте все вместе поможем ему не испортиться. Насколько это, конечно, в наших силах.