— Андрей, ты много играешь на старте сезона. У тебя уже примерно столько же сыгранных минут в РПЛ, сколько за всю весну. В чем, на твой взгляд, ты прибавил за последние месяцы?
— Появилась стабильность. Я не опускаю планку, которую сам себе установил. Отсюда и результативность — у меня за семь туров уже три гола и одна голевая передача. Всегда важна стабильность — сейчас я влился в состав, Малком играет справа, а я слева. Использую свои сильные качества. Ну и состав почти не меняется — со всеми я сыгран, всех знаю. Это тоже помогает.
— При этом летом пришли Зелимхан Бакаев и Густаво Мантуан. Как усиление конкуренции на тебя повлияло? Может, ты стал больше выкладываться на тренировках?
— Да я всегда на сто процентов выкладываюсь на тренировках. Может, в межсезонье проявил себя хорошо — доказал тренеру, что готов, а он дал шанс начать сезон основным. Я же прямо перед Суперкубком травму получил — если бы не она, может, сразу бы начал сезон в стартовом поставе. А так — получилось, что я и со «Спартаком», и с «Химками» на замену выходил. Сейчас все хорошо складывается. Надо не останавливаться и усерднее работать.
— Когда ты узнал, что берут Бакаева, а затем Мантуана, как отреагировал?
— Мантуан пришел вместо Юри Алберто, который весной играл на моей позиции, — один ушел, а другой пришел. Да и на переход Баки спокойно отреагировал: конкуренция — это нормально. Давно же шли новости о том, что он станет игроком «Зенита».
— Тебя не бесили разговоры о том, что Бакаев вытеснит Мостового и что тебе одна дорога — в аренду?
— Да нет. Помню, был на отдыхе в Турции и увидел новость: Бакаев придет, а Мостовой уйдет в «Сочи». Это, видимо, просто чьи-то домыслы.
— Хоть раз за лето тебе поступало предложение об аренде или трансфере?
— Да, и не одно. Но в межсезонье, а не по ходу сезона.
— Почему ты отказался?
— Я играю за «Зенит», за чемпиона России. Да, можно пойти в другую команду и быть там на ведущих ролях. Но я хочу быть лучшим не только в своей команде, а во всем чемпионате. «Зенит» — фаворит лиги, и хочется добиться всего именно здесь, самому себе доказать, что ты тут не просто так. Безусловно, в плохие времена такие мысли возникают, но это у каждого футболиста. Предложения были, спрашивали. Но на тот момент даже сезон не начался. О чем говорить? Какой смысл?
— Следующий матч — со «Спартаком». Удивлен, что красно-белые так высоко?
— Они на сборах хорошо себя проявили, побеждали. Но я думаю, что у «Спартака» пока было не очень много сильных соперников. Да, было «Динамо» — и он проиграл. А нам Сергей Богданович (Семак. — Прим. «СЭ») на эту тему недавно говорил, что сейчас чувствуется разница между топ-клубами и всеми остальными. «Спартак» почти не терял очки со слабыми командами, поэтому он и наверху. Посмотрим, как будет с нами.
— В Суперкубке вы победили «Спартак» 4:0. По той игре можно было предположить, что к сентябрю он будет главным конкурентом «Зенита»?
— Это была первая официальная игра, у соперника новый тренер. Ну и в Питере всем очень тяжело.
— После Суперкубка в соцсетях подняли вопрос о том, как закрыть Клаудиньо. Ты знаешь, как это сделать?
— А я же не против него, а за него играю. Да и зачем мне раскрывать детали соперникам?
— Ты знаешь, кому ты забил больше всего голов?
— «Спартак»?
— Да.
— Ну да, три гола в прошлом сезоне. Еще когда я играл за «Сочи», прострелил на автогол Маслова. Вообще никогда об этом не задумывался. Но я всегда люблю большие матчи, когда идет обсуждение за неделю до игры. Меня это только мотивирует, кайфую от этого.
— И сейчас то же самое?
— Конечно. Тем более сейчас, когда встречаются друг с другом два первых места.
— «Спартак» для тебя был когда-нибудь особым раздражителем? В академии ЦСКА, например?
— Какого-то раздражения к «Спартаку» у меня нет. А для ЦСКА и «Зенита» матчи с ним — дерби.
— Со «Спартаком» «Зенит» сыграет пять раз за сезон из-за Суперкубка и двух матчей в Кубке. Не перебор?
— Да нет. Наоборот, интересно, когда больше топ-матчей. И болельщикам интереснее, и нам.
— Возможно победить «Спартак» пять раз из пяти?
— Да, конечно. Серию мы уже начали в Суперкубке, теперь надо продолжить.
— Нынешний «Спартак» — самый сильный из всех, с кем ты играл?
— До матча тяжело сказать. Но мне нравится, как играет «Спартак». Интересная, атакующая, результативная команда. И футбол неплохой. Видно, что выделяется Промес, команда строится вокруг него.
— Стартовал Кубок России. Мало кто понимает новый формат. Ты разбирался в нем?
— Примерно понял, что две команды из группы выходят напрямую в стадию повыше. Третьи места — в стадию пониже, где их перемешивают с первой и второй лигами. А потом они поднимаются к нам — что-то такое.
— Примерно — да. А как тебе система с двойным вылетом?
— Да нормально. Нам же надо было добавлять игры в календарь. Если бы остались только матчи чемпионата раз в неделю, то было бы тяжелее. Тренироваться целую неделю сложно, устаешь. Мне не нравится, когда мало матчей. Даже кубковая игра с «Факелом» посреди недели эмоций добавила.
— В Кубке России гремят медиакоманды. Александр Мостовой был против того, чтобы «Амкал» и 2DROTS участвовали в профессиональном турнире. А Андрей?
— Интересно, ведь добавили что-то новое. Но в этом сезоне от них уже вылетели три профессиональные команды, а «Текстильщик» обыграл 2DROTS только по пенальти. И это немного пугает.
— Почему?
— Понятно, что такое возможно. Если они встретятся с клубом первой лиги, то будет намного тяжелее. Но сам факт поражает: любительская команда дважды проходит профессионалов. У 2DROTS же кто-то водителем работает?
— Да, Кутуз. Он еще забил «Чертаново» в первом раунде.
— Ну да. Но при этом я понимаю, что там играют не те, кто занимается непосредственно медиа, а другие. В общем, это и хорошо, и странно — то, что любители проходят профессиональных соперников.
— Можешь представить матч «Зенит» — «Амкал» в финале Кубка?
— Тяжело, конечно, это представить. Но было бы интересно.
— Вообще, что думаешь о медиафутболе, следишь ли за ним?
— С парой ребят из 2DROTS я знаком, снимался у них. Когда шел МКС (Московский Кубок Селебрити. — Прим. «СЭ»), смотрел матчи «дротов» и обзоры других команд. Если в Москве жил бы, может, ходил бы на игры.
— Георгий Джикия и Александр Соболев создали команду «Бей Беги». У тебя или у кого-то из «Зенита» есть мысли тоже вписаться?
— Нам тяжелее, мы же в другом городе. Даже если на «Сапсане» — четыре часа туда, четыре часа обратно. Минимальные мысли прилетали, но пока далеко до создания.
— Только ты об этом думал?
— Точно Круг (Даниил Круговой. — Прим. «СЭ») тоже об этом думал — он любитель ворваться в какую-нибудь тему.
— Слышал о том, что Прокоп и Герман собирают болельщиков «Динамо» и «Зенита» для проекта? Как тебе идея?
— Ха-ха. Главное, чтобы драк не было — это же фанаты «Динамо» и «Зенита»! Но вообще интересная идея.
— Брата Леши Сутормина недавно взяла к себе команда «Камеди». Тебя не звали куда-нибудь?
— Когда я снимался у 2DROTS, шли такие разговоры — взять меня на плей-офф МКС. Но понятно, что это нереально — у нас же профессиональные контракты. Соболев с Джикией же не играют за «Бей Беги».
— Круг, кстати, не так давно открыл компьютерный клуб. А ты не хочешь вписаться в какой-нибудь сторонний бизнес?
— Да, думаю об этом. Но надо же грамотно подойти — продумать логистику и так далее. Тоже думаю на тему кибербизнеса. Ресторан пока тяжеловато будет содержать, недвижимость тоже. Надо идти по пути попроще.
— Кубок — фактически замена еврокубков. Будешь ли смотреть Лигу чемпионов? Или будет тяжело, понимая, что «Зенит» должен был там играть?
— Конечно, буду смотреть. Это же еще с детства идет — мяч со звездами, большие команды, суперматчи... А после того как я сыграл в Лиге чемпионов, стало еще интереснее. Но я понимаю вопрос — конечно, обидно осознавать, что ты должен быть там.
— Веришь, что это первый и последний сезон без еврокубков?
— Нет. Мне кажется, это не последний сезон — думаю, следующий год тоже будем без еврокубков. Но это лишь предположение.
— В субботу был матч с «Уралом» — там действует Fan ID. Расскажи, как ты его получал?
— Нам сказали скинуть номер телефона и почту. Чуть позже на «Госуслуги» пришел документ, мы подтвердили его и все.
— Как заходили на стадион?
— Да просто дали бумажки и все. Как во время коронавирусных ограничений — проходишь по QR-коду. Только маску и перчатки не надо надевать.
— В целом что думаешь о Fan ID? Нужно или не нужно?
— Показательно, как болельщики реагируют, как люди ходят. Вон, в Ростове на матч с «Динамо» без Fan ID пришло почти 30 тысяч, а до этого тысяч семь. Вроде у нас давно не было, чтобы на стадионах постоянно дрались, все спокойно. Конечно, это мешает и футболистам: 5 или 30 тысяч на трибунах — это огромная разница. Когда тебя гонят болельщики, играешь по-другому.
— Ты уже год активно изучаешь английский язык, начал учить испанский. Как с ними обстоят дела?
— По испанскому было четыре занятия, но я понял, что из-за этого я меньше уделяю времени английскому. Я же не каждый день занимаюсь — пару-тройку раз в неделю. Тяжело совмещать.
— А ты учишь язык с какой-то целью или просто для себя?
— Я считаю, что его необходимо знать, играя в европейском клубе. Ну и я постоянно куда-то летаю, сборы у «Зенита» за границей. Это даже для саморазвития полезно. У нас в команде много иностранцев — с Ловреном я по-английски говорю, с Кассьеррой, с Барриосом.
— Вильмар знает?
— Ну, у него не очень высокий уровень. Бывает, сидим втроем с Матео и Кучо, общаемся на английском. И в один момент Барриос говорит «стоп!», обращается к Кассьерре и просит повторить все на испанском. Малком, кстати, тоже неплохо знает английский, а остальные бразильцы — хуже.
— Горячая тема — возможный переход Арсена Захаряна в «Челси». Понятно, что уже не сейчас, а зимой, но «Динамо» даже подтвердило переговоры. Как ты отреагировал, когда услышал об этом?
— Я ему написал: «Отчаливаешь?» Он ответил, что пока едет в Нижний Новгород. Я спросил: «Оттуда чартер в Англию?» Посмеялись, в общем. Конечно, я удивился тому, что сразу «Челси». Думал, что если Арсен и уйдет, то сначала отправится куда-нибудь в аренду — в условный «Витесс». Я всегда радуюсь, когда наши ребята уезжают в лиги сильнее. Если они проявят себя хорошо за рубежом, значит, там будут пристальнее обращать внимание на наш чемпионат.
— Ты говорил, что тоже хочешь поиграть за границей. Дает ли история с Захаряном надежду на то, что российские игроки смогут уезжать в большую Европу?
— Да. Раньше тяжело было, а сейчас, думал, вообще невозможно будет. Но, видимо, если ты нужен клубу, то на политические моменты закрывают глаза.
— А ты сам мог хоть раз уехать в хороший европейский чемпионат?
— Как-то ко мне подходил Владислав Николаевич Радимов — он же раньше играл в Испании. Говорил, что какой-то клуб интересовался мной, что я в шорт-листе.
— Что за клуб?
— Испанский середняк.
— Но в Европу летом все-таки уехали некоторые игроки. Следишь ли ты за бывшими зенитовцами в Турции — Артемом Дзюбой, Ярославом Ракицким, Магомедом Оздоевым?
— Недавно листал каналы на телевизоре и наткнулся на матч его новой команды. Как ее?
— «Адана Демирспор».
— Ага. Вижу — и Артем играет, и Ярик. Увидел гол Дзюбы. Артем же хотел играть за границей — и уехал. Мага, кстати, тоже.
— Ты с кем-нибудь из них общался после ухода?
— С Магой. Мы же с ним в принципе хорошо общаемся, в Москве в одном доме живем. Когда Мага подписал контракт, пообщались немного. Он мне сказал, чтобы я никому не отдавал свое место в основе.
— Ты не удивлен, что Оздоев и Дзюба так долго оставались без клуба?
— Удивлен. По российским меркам это топ-игроки. Но Магу подкосила прошлогодняя травма очень сильно — разница ощущается. А Артему, наверное, непривычно будет из-за разницы в финансах. Может, в этом проблема была.
— А ты не помнишь, как они прощались? Кто-нибудь хоть проставился?
— Дзюба же на следующий день после последней игры объявил об уходе. Помню, из Нижнего человек пять-шесть напрямую полетело в Москву, в том числе мы с Артемом. Он даже тогда ничего не говорил о том, что уходит. А на следующий день вижу новость об уходе — ничего себе.
— А в командном чате Дзюба хоть написал что-то на прощание?
— Нет, молча вышел из чата.
— Какая у тебя личная цель на сезон? Побить личный рекорд по голам за сезон, может?
— Не по голам, а по результативным действиям. Мой личный рекорд — 11. Сейчас уже есть четыре балла — неплохо за семь матчей. И вообще нужно выходить на новый уровень — становиться не просто основным футболистом, а лидером команды.