Премьер-лига (РПЛ). Статьи

4 декабря 2020, 11:00

«Уход Ивановича — невосполнимая потеря для «Зенита». Колонка Олега Иванова — о наших клубах в ЛЧ и уровне РПЛ

Олег Иванов
Колумнист
Авторская колонка экс-полузащитника сборной России, последние девять сезонов играющего за «Ахмат».

От души порадовался за «Краснодар», который не только одержал первую победу России в Лиге чемпионов, но и одним махом обеспечил себе выход в евровесну. Команда показывает атакующий футбол, никогда не закрывается. Здорово! Наконец-то лидеры вернулись в строй — и вот результат.

Лучшими у «быков» были Сафонов и Берг. Первый отыграл безупречно — и на линии, и на выходах. А второй в решающий момент убежал от могучего защитника и забил победный гол. Мне вообще шведский форвард очень нравится. Может зацепиться за мяч, придержать, тонко регулирует темп атаки. Команда с Бергом и без него — разные команды.

Если от игры «Краснодара» получил удовольствие, то о «Зените» и «Локомотиве» этого не скажешь.

Честно говоря, никак не ожидал, что «Локо» дома сгорит «Зальцбургу». Хотя у австрийцев симпатичная команда. Играет в смотрибельный футбол. Быстрый, заточенный на атаку. Я это прочувствовал на себе пару лет назад, когда «Ахмат» на сборах проводил контрольный матч с «Зальцбургом».

Закончили тогда 1:1. Но было очень тяжело. Соперник сзади не отсиживался, моментально переходил из обороны в атаку. Бросалось в глаза, что каждый футболист четко знает, что нужно делать на поле. Неслучайно клуб уже семь лет бессменный чемпион Австрии. Еще и успевает из года в год выращивать игроков на продажу. Вот такой конвейер.

Да, у «Локомотива» возникли кадровые сложности. Не попал в заявку Крыховяк, а Миранчук на 90 минут пока не готов. Но все равно состав был боевой. Казалось, парни смогут перетерпеть и во втором тайме, когда появится Антон, дожмут австрийцев. С его выходом действительно стало повеселее. Миранчук добавил остроты в атаке, уверенно реализовал пенальти. Мелькнула мысль: «Еще не все потеряно!» И тут фатальную ошибку на ровном месте допустил Мурило. При счете 1:3 надежда умерла.

Кстати, мне кажется, Мурило не центральный защитник. Ему гораздо легче в опорной зоне. Как-то играл против меня на этой позиции и выглядел неплохо. Но с приходом Марко Николича бразильца почему-то используют именно в обороне. Исключение — первый тайм с «Зальцбургом». Во втором вернулся в защиту — и «привез» третий гол.

Домашнее поражение «Локомотива» удивило. А разгром «Зенита» в Бельгии вообще шоком стал. Как и четвертое место в группе. Это, конечно, провал, другого слова не подберешь. Клуб с огромным бюджетом и хорошим подбором игроков хотя бы в Лигу Европы попадать должен.

Понимаю, пандемия все наши клубы подкосила. В том числе «Зенит». Травмы, болезни, жесткий график. Особенно тяжело тем, кто играет на три фронта. После недавнего матча с «Локомотивом» общался с Мацеем Рыбусом, который в свое время четыре года в Грозном отыграл. Первое, что сказал: «Олег, я выжат как лимон. РПЛ, Лига чемпионов, сборная... Из самолетов не вылезаем, нет возможности ни отдохнуть, ни восстановиться». И это Рыба — один из самых выносливых футболистов! Представляю, насколько трудно с непривычки остальным.

Будем объективны: для Лиги чемпионов у «Зенита» не такая уж и большая обойма. Есть 13-14 футболистов, которые там реально могут дать результат. Если все в строю — команда в порядке. А здесь ни одного матча в оптимальном составе провести не удалось. То Малком выпадал, то Азмун, в Бельгии не было Дзюбы, Ловрена, Караваева и Вендела.

На мой взгляд, невосполнимой потерей для «Зенита» стал уход Ивановича. Он не только защитник классный. Бранислав — душа и сердце команды. Настоящий капитан, который в трудную минуту может повести за собой. И даже забить — например, со стандарта. Ловрен, которого взяли на его место, — защитник хороший, опытный. Но не глыба, лидерскими качествами не обладает.

А Малком в принципе не из тех игроков, которые в одиночку способны решить судьбу матча. Это Халк мог протащить мяч через полполя и забить. Или с 30 метров шандарахнуть в «девятку». Малком — техничный, все делает красиво, но КПД, мягко говоря, не впечатляет. Полузащитник, за которого заплатили 40 миллионов, обязан отдавать за сезон минимум 10 голевых, ну и сам мячей 5-7 положить. А мы что видим?

Сейчас многие цитируют Дзюбу, который после поражения от «Лацио» говорил о том, что российским футболистам нужно менять менталитет, играть смелее, раскованнее. Я с Артемом полностью согласен, сам уже давно пришел к таким же выводам.

Вот смотришь европейские чемпионаты и понимаешь: там люди выходят на поле — и получают кайф. Как во дворе. Никакой зажатости. При этом о результате не забывают. Одно плавно перетекает в другое. У нас же футбол часто напоминает тяжелую монотонную работу.

Плюс очень много критики. Стоит оступиться, как болельщики и журналисты сразу с дерьмом смешивают. Это тоже влияет, в ключевых матчах некоторые ребята начинают перестраховываться, думают: «Лишь бы не пропустить!»

Вспоминаю, как работал в «Крыльях» с Леонидом Слуцким. В каком-то матче ошибся, так на теории целый час песочили. Когда же другой футболист напортачил, ему ни слова не сказали. Я подошел к Леониду Викторовичу: «Где справедливость?» В ответ услышал: «Тебе напихаешь — ты только злее будешь. А тот окончательно расклеится, уйдет в себя, потом замучаюсь в чувство приводить».

Ну а если такой игрок после неудачного матча начитается газетных статей и комментариев в соцсетях, для него это вообще станет страшным ударом. Получается, не все в футболе от мастерства зависит. Еще и от психологической устойчивости. В этом плане европейцы, как мне кажется, пораскрепощеннее.

К сожалению, уровень РПЛ падает с каждым годом. Впервые поймал себя на этой мысли еще в 2014-м, когда из ФНЛ вышли сразу четыре команды. «Мордовия» с «Арсеналом» пробились напрямую, а «Уфа» и «Торпедо» — через стыки. С того момента все и покатилось вниз. Вскоре у многих клубов начались финансовые проблемы, комплектовались кое-как. Общий уровень тут же просел.

Конечно, повлиял и отток легионеров. Звезды калибра Халка и Промеса уезжают, а на их место берут не пойми кого. Грустно. Вот и три команды в Лиге чемпионов у России теперь будет еще не скоро...

52
  • Valeryi Kushnir

    Извини, брат, но ты ничего не понял. Евро-60. В.Понедельник герой матча. Так играли настоящие мужчины в футбол. «Все думали, что мы станем миллионерами.В то время мы были молодыми и не думали о деньгах. Мы скорее хотели вернуться в Москву. Когда мы прилетели, в аэропорту люди стали кричать: «СССР! СССР!». Подхватывали и несли нас. Там были машины из правительственного гаража, из Кремля. За каждым из нас прислали отдельную машину. Нас всех рассадили и привезли в «Лужники». Там было 110 тысяч зрителей. Мы все вышли в спортивных костюмах, с медалями. Нам сказали: «Не нужно бежать, просто пройдите круг почёта. Люди все встали и начали нам аплодировать. У нас были слёзы на глазах. Так нас приветствовали дома. Такое случилось впервые в истории страны, впервые в истории СССР».

    06.12.2020

  • Vladimir Pushkarev

    Чувствуется, Вы оцениваете игроков по одному единственному критерию. Если взять нынешнего "бегунка" Мостового (Зенит, С-Пб) он большую фору на дистанции дал бы однофамильцу (прежний Спартак и пара-тройка зарубежных команд). Кто из них как игрок матери Родине более ценен? Любая спортигра многогранна, и факторов оценки много, как и индивидуальных козырей игроков. Иначе получится, как у Губерниева в его репортажах о биатлоне. Главные рассуждения - о ХОДЕ (это в виде, где намеренно сведены 2 противоположных по психофизике действия) с добавлением: "Если бы наш(а) не промахнулся 20 раз, а победитель 19 раз промахнулся...".

    05.12.2020

  • glyhoi

    С Детского тренера спрашивают,численность детей и результат.А секций сейчас очень много и иной раз приходится работать с теми,кому больше нужен интелектуальный спорт или тяжёлая атлетика

    05.12.2020

  • MakeZhakeAzeke

    Спасибо. Наконец-то мое мнение об этих тихоходах подтвердил футбольный человек-болельщик! А про Ракицкого вообще в точку.

    05.12.2020

  • MakeZhakeAzeke

    ну да, с Ивановичем в плй-оф ЛЧ выходили.

    05.12.2020

  • гусар77

    То-есть ты предлагаешь колбасу и Величие России? Раз и все побежали?

    04.12.2020

  • гусар77

    Пиши как-нибудь по-русски. Задрал скакать.

    04.12.2020

  • Акула

    "Valeryi Kushnir" считает, что "... большинство советских граждан привыкли к тому, что ему запрещалось думать. Быть самостоятельными..." Он не прав. Чушь собачья. Я всю сознатальную жизннь прослужил в армии, а в армии всё это очень даже поощрялась. Бездумные и безинициативные офицеры не поощрялись. Тем более сейчас в футбол играют уже внуки тех кто жил в СССР. А это уже второе поколение и даже генетику сюда не притянешь. 26 декабря 1991 не стало Советского Союза, т. е. прошло почти 30 лет, а в провале наших Российских команд в ЕК сезона 20/21 г.г. виноваты Советы. Не знаю кто Вы, но прежде чем что-то писать нужно хорошо подумать. Г-н Рабинар, правда ссылаясь на Дзюбы, говорил, что виноват наш русский минталитет. Прикинте, на поле более половины команды легионеры, а виноват наш с вами минталитет. Футбол это часть экономики и пока он не начнёт жить по экономическим законам успехов в этом виде спорта мы не увидим.

    04.12.2020

  • Каменный жук.

    Иванович это потеря . Ловрен и подмётки ему не годится . Ракицкий , с уходом Ивановича , совсем сдал ...

    04.12.2020

  • Slim Tallers

    Зенит и с Ивановичем своё место знал. Иванович медленный футболист,для чемпионата России был хорош. Но в Лиге Чемпионов он уже давно сбитый лётчик. А тут и Ракицкий пенсионер. И кого в Европе можно было напугать такой парой защитников?!

    04.12.2020

  • volish17

    Можно всех утешить этой байкой от позора ...

    04.12.2020

  • cohiba1987

    все просто,у нас на каждой передачи,из года в год, за последние года три, у зенита самый сильный состав в РПЛ,они на столько в это поверили что пешком играть стали,а при лояльном судействе в их пользу в этом еще больше укоренились,отсюда и такой результат,они просто забыли как играть в футбол на высоком уровне,а ведь им в прошлом году по носу дали,но ни чему не научились, ведь в РПЛ то все хорошо,по остальным,локо до главного матча все было нормно,но главную игру они продули,а краснодар наоборот, главную игру выиграл,про цска вообще не буду говорить и так понятно что им весна не нужна,иначе ресурсов на РПЛ не будет и снова мимо лиги чемпионов а сейчас это два места не а не три как было!!!Ростов и Динамо видя это еще в квалификации продули,и играют в недельном режиме и поэтому так высоко,а то были бы как локо и краснодар!!!если еврокубки не смотреть то у нас в полне боевиты чемпионат и интрига есть до поры до времени,но как европа все там срут,я еще раз убедился в этом!!!

    04.12.2020

  • sergey stepanov

    В том то и дело, что имидж создали богатой лиги, вот сейчас опустимся можно будет чуть-чуть снизить, хотя не верю, всё равно в Москву и Питер агенты игроков будут заряжать!

    04.12.2020

  • AZ

    Да опять же потому, что восточно-европейского игрока проще изучить. Его сложнее впарить как "нового Месси или Неймара". А латинос или африкакнец мячом пожонглировал вроде Эджуке, и пожалуйста, оказался в России за 11 лямов. А переплачиваем мы не столько из-за лимита, сколько из-за тщеславия и некомпетентности владельцев клубов ну и из-за того, что не каждого заманишь.

    04.12.2020

  • sergey stepanov

    Так же есть и удачные, в наш чемпионат не каждого заманишь и не каждый подойдёт. Тем более Мниаку, тренер бнз способностей и опыта, что может у нас бы и Месси стал бы худшим, потому что ставил бы Буратино! Так что это всё от лукавого. Конечно мы переплачиваем, но у нас лимит и этим пользуются просят больше! Сам давно удивляюсь почему шерстят латиносов, а не шерстят Восточную Европу!

    04.12.2020

  • misha1966

    согласен с Ивановым-уровень нашего чемпионата упал.

    04.12.2020

  • AZ

    Дело у нас пока не в том, сколько тратить, а как тратить. Вот Ред Булл купил три года назад у Видеотона Собослои за 500 тыс. Сейчас он стоит 25 млн. А Локо купил Камано за 8 лямов, ЦСКА Гайча за 7.))). А еще, например, Тиагу Силва не подошел Динамо, а Салах - Спартаку. Вот где проблема, игроков покупают по нарезкам из иинета и рекомендациям "Мукунку - хороший")))

    04.12.2020

  • Жорж Вартанов

    лошары

    04.12.2020

  • Овен0464

    предлагаю поменять букву "р" в фамилии Мурило, на то что он сотворил в матче.

    04.12.2020

  • Berkut-7

    Если большая потеря для клуба 88 летний защитник , то этот клуб просто конченый.

    04.12.2020

  • Valeryi Kushnir

    И еще хочу добавить, пока команды будут сосать из гос.бюджета, пока российские "немцы" будут спонсировать немецкий футбол, Питерский Зенит совместно с другими гапромовскими командами будут играть в детский футбол.

    04.12.2020

  • Valeryi Kushnir

    Автор правильно считает, что у российских футболистов есть фактор психологической неустойчивости. А что Вы хотели? Такое идет второе столетие. После революционных преобразований большинство советских граждан привыкли к тому, что ему запрещалось думать. Быть самостоятельными. Правильно, одного похвали, а он попади в струю, и понесется собирать голы и бабки. Но как только приходится принимать самостоятельные решения, он, как на качелях: упал вниз, и кто-то держит тормоз.Большинство европейских игроков не надеятся на ласки чиновников и олигархов, а привыкли добиваться самостоятельно фортуны и потом ее держать.Проведите анализ российских футболистов и зарубежных...Почему советские футбюолисты за колбасу в зарплате выигрывали Европейское золото. Тогда еще силен был послевоенный патриотизм. А что сейчас? Одни сникерсы, И никакой морали. Есть, но еденицы. Хоть надоело говорить о Дзюбе, но это-пример. Ему нужен психиатр, как и некоторым другим футболистам.

    04.12.2020

  • sergey stepanov

    Шальке разжирел с госкормушки? ФФП уже не позволяет тратить такие суммы и госкомпаниям, поэтому это всё от лукавого. Тот же владелец Краснодара жаловался, что не может на состав потратить столько сколько хочет!

    04.12.2020

  • Городзейский Александр

    Не о том говорим! Весь российский футбол в ж...е. А теперь цитирую наше всё «Мы не раз говорили, что профессиональный спорт способен обеспечивать себя сам, а клубы не должны превращаться в ярмарку тщеславия спонсоров. Нам спорт нужно развивать, а не меряться, у кого денег больше. Тем более, не меряться между государственными или компаниями государственного участия». Вот здесь и зарыта собака. Беда только, что Путин сказал это ещё в 2016 году, а ничего не меняется. То есть глава государства вещает – ветер носит. Два года подряд чемпионом и вице-чемпионом становятся сборные государственных корпораций Газпром и РЖД и позорятся на весь мир. Нынче хоть "Краснодар" чуть-чуть порадовал, и это симптоматично: это единственный в РПЛ клуб, не жиреющий у государственной кормушки.

    04.12.2020

  • ОстроV Zаячий

    Ну а если такой игрок после неудачного матча начитается газетных статей и комментариев в соцсетях, для него это вообще станет страшным ударом. Получается, не все в футболе от мастерства зависит. Еще и от психологической устойчивости. В этом плане европейцы, как мне кажется, пораскрепощеннее _______ Да нет. Дзюба не зажат. После его деяний сейчас оттепель в ДЮШС начнётся. Раскрепощение достигнет небывалых размеров. Дзюбу будут приводить в пример : Смотри как держится, семья не разбежалась, голы забивает, на Европу поедет. Капитан Зенита. И в сборной повязку вернут, Черчесов назло всей Европе сделает. Держи хвост пистолетом. Недаром Трабукки говорит, что в поколение 2003 - 2004 будет много интересных молодых ребят.

    04.12.2020

  • Олег Лапшин

    Хоть сам то понял,что сказал про Ивановича!?)))Опомнитесь,ведь ему уже 37 лет и с ним бы Зенит точно победил!)))Ну чего же тогда тренеров Зенита Семака,Симутенкова,Тимощука не выпустить,им же всего по 40?Да там ещё на административной работе 38 летний Аршавин прозябает!Так что давай футболист Андрей Иванов,пофантазируй дальше.Мы весь твой бред схаваем.

    04.12.2020

  • pwalevv@yandex.ru

    Один шведский нападающий Берг, постоял за честь всей футбольной России....

    04.12.2020

  • Владислав

    Ну да с 37-летним Ивановичем Зенит всех рвал бы в ЛЧ прямо как впрошлом году!

    04.12.2020

  • Марина

    Пришлое высшее руководство всё делает для того, чтобы развалить Зенит.

    04.12.2020

  • Детскому тренеру главное - результат здесь и сейчас. А для этого лучше откатать на 0:0, чем не дай бог, где-то пропустить и проиграть. Не понимает тренер, что лучше одну игру на выезде проиграть 3:6 или даже 2:6, а потом исправить огрехи в защите и обрезы на чужой половине поля, и уже ответную домашнюю игру, например, выиграть со счётом 4:1 или 5:1

    04.12.2020

  • kingoffam

    Там и так сплошь компетентные.Компетентные воры.А футбол-дело десятое.А бомжи за свои грехи должны гореть в аду(фнл).

    04.12.2020

  • Только Семак вместо того, чтобы поступить по-мужски, взять ответственность на себя и подать в отставку, винит кого угодно, но только не себя-любимого, ибо главное для него - усидеть на нынешнем месте с нынешней зарплатой. И его можно было бы уважать, если бы он ещё после прошлой ЛЧ осознал бы несостоятельность своей тактической схемы и начал бы перестраивать игру под геген-прессинг + быстрые вертикальные атаки, а не на защиту акцент делать. Нужно до игроков довести, что лучшая защита - нападение, что сзади должны оставаться 1-2 центральныз защитника, а все остальные - впереди; что встречать соперников и заниматься отбором надо не на своей половине поля всей командой, а на половине поля соперника в момент выхода соперника из обороны в атаку; что опорные полузащитники и крайние защитники должны заниматься отборомна чужой половине поля и обостряющими передачами, а не уходить назад за центральный круг

    04.12.2020

  • Так никто и не расстроился то. Пусть дзюба там блещет и малком))

    04.12.2020

  • Док

    Ну а у остальных и результаты не плачевные и у власти компетентные люди...

    04.12.2020

  • Spinorr

    Уважаю Семака. И очень ему сочувствую. Он оказался в очень трудном положении: без должного тренерского опыта, без идей и не очень качественным составом успешно в Лиге чемпионов может выступать только команда гения. У его предшественников были и игроки покруче, и опыт поболее, но результат был ненамного лучше. Так что дело не в Семаке, а в организации работы всего Зенита. Кого бы не поставили тренером, результат выступлений на внешней арене будет таким же плачевным, пока к власти в Зените не придут компетентные люди.

    04.12.2020

  • Millwall82

    не будет кокорина в Зените, сверху дали четко понять, что уголовники за Зенит не играют(с), за Спартак, пожалуйста.

    04.12.2020

  • А почему Иванович то, Кокорин Алексадрович же)) А если без шуток, то Кокорин лишним бы не был сейчас в Зените, ну Спартак мягко скажем, не совсем его команда. Это как Гризман в Барсе, как не старается, но инородное там он тело. Хоть и забивает иногда, но не то от него ждали за такие деньги. Кстати думаю в Барсе сейчас бы и Малком воспрял. В Зените глядя на других он отбывает номер и думает о Рождестве и карнавалах.

    04.12.2020

  • Millwall82

    Бано конечно топ, но Иванов, а в атаке Зенит что хорош? Сколько там моментов??? И всегда однообразная игра в навес. Зениту как раз не хватает маневренных форвардов вроде Кержа, Шавы или панова. Потому например присмотрелся бы к Чалому коню. В ЦСКА у него не очень дела.

    04.12.2020

  • sergey stepanov

    Да ладно и с Ивановичем в составе было тоже самое, сыгранее были да и уверенности в себе больше!

    04.12.2020

  • glyhoi

    Тренер убивает романтику в подопечном.Убивает результатом.Убивает и в себе человека так же.Я немногим связан с детским спортом и очень редко вижу детей,кто получает удовольствие от процесса и результата.Я про тех кого уже возят по турнирам.Такова генетика нашего общества российского

    04.12.2020

  • Николай Иванов

    Вот смотришь на наших абармотов в еврокубках каждый вечер и действительно возникает ощущение, что для них это тяжелая работа, нету радости от игры. Нет кайфа, да и результата нет. А Краснодар молодец.))

    04.12.2020

  • alex_zero

    Бано отдать - умудриться надо было. Вообще, с селекцией что-то непонятное творится ...

    04.12.2020

  • бертран

    Много в чем не согласен с Олегом, но взгляд умного игрока всегда интересен. Молодец, что пробует. Честно говоря теоретики от футбола, лизо-пы прочие завхозы да артисты приелись. Хотелось бы чтоб редакция больше привлекала к обзорам независимых профессионалов. Писарева, Бышовца например. И скажут по толку и не смотрят на симпатии антипатии.

    04.12.2020

  • Митёк 2

    Без Вендела Зениту тяжело. А кто это?

    04.12.2020

  • Vсерж опятьZ

    А кто - не потеря? У нас все, кто ушел - все потеря. Понятно кроме сочинцев. Да и то... По такой игре и Нобоа - потеря... Приобритение - Бариос и Дриусси. С натяжкой - Азмун. Всё... Остальные - даже не замена ушедшим, а хуже. Не говоря об усилении...

    04.12.2020

  • футбол это спорт

    Свежие мысли от реального футболиста, спасибо Иванову. А то эксперты рассуждают про тактику, схемы, xG, стоимость игроков, все какие-то формулы рисуют и задним числом объясняют результат игры. А у футбола есть душа, которую надо поймать и лелеять, и все бумажные формулы померкнут перед живым раскрепощенным футболом. Но на технических основах тактики, разумеется. Как у Хвичи Хварацкелия, дай бог не испортился бы.

    04.12.2020

  • Василий_Петров

    Надо ж кому-нибудь в ответ "пихнуть"!)

    04.12.2020

  • Василий_Петров

    Х#я-се! За 40 лямов и неэпический личный контракт - 5-7 голов и 10 голевых?! В целом Олега уважаю, но вот какими категориями "футбольные люди" мыслят!

    04.12.2020

  • сергей карасёв

    смешно про нервно-психических футболистов...им напихают - они расплачутся...и пойдут в ресторан, к шлюхам, купят новую машинку...

    04.12.2020

  • krasl

    Почему нельзя играть в кайф у нас так и не сказал, тренеры, что ли не дают или что?

    04.12.2020