Премьер-лига (РПЛ). Статьи

22 июля 2018, 09:00

Березуцкие. Конец эпохи. Рабинер - о братьях

Игорь Рабинер
Обозреватель
Обозреватель "СЭ" провожает защитников ЦСКА

Игорь РАБИНЕР

ТАЛИСМАНЫ КРАСНО-СИНИХ ТРОФЕЕВ

Казалось, Березуцкие будут играть всегда. По крайней мере, в ЦСКА. А люди, начавшие интересоваться футболом где-нибудь в середине нулевых и отдавшие свои сердца красно-синим, вероятно, не подозревали, что армейский клуб вообще когда-либо обходился без них. Ведь все шесть чемпионских титулов российских времен ЦСКА завоевал с Березуцкими. Все семь Кубков выиграл – тоже. И Кубок УЕФА в 2005-м, разумеется.

Может ли ЦСКА брать трофеи без Березуцких – еще требуется доказать. Они – талисманы красно-синего успеха. А как же, спросите, Игорь Акинфеев с Сергеем Игнашевичем? Первого не было во времена кубковой победы 2002-го – рановато ему еще было. Второго, выступавшего в ту пору за "Локомотив", – еще и при золоте-2003.

Березуцкие же были всегда. Хоть и выпускались во взрослую футбольную жизнь школой не ЦСКА, а "Торпедо-ЗИЛ". Многие юные болельщики еще не родились, когда команда с таким названием перестала существовать…

СПАСИБО ГАЗЗАЕВУ ЗА ВЕРУ

Алексей играл за ЦСКА с 2001-го. Василий – с 2002-го. В сборную оба близнеца попали в 2003-м при своем клубном тренере Валерии Газзаеве. За что и Валерий Георгиевич, и сами футболисты "отгребали" от прессы и многих специалистов по полной программе. Ведь иначе как "деревяшками" Березуцких в ту пору мало кто называл. Очень хороший, кстати, урок для тех, кто любит над футболистами издеваться и вешать на них ярлыки.

Полузащитник Ролан Гусев, много позже давая интервью моим коллегам Юрию Голышаку и Александру Кружкову, рассуждал:

– В футболе что главное? Вера тренера. Пусть ты как игрок "труп" – но если тренер за уши тянет в состав, многое может перевернуться. В ЦСКА такое происходило на моих глазах. Взять братьев Березуцких – над ними же в свое время все смеялись! Потом поражался разнице: какими они были – и что из них вылепил Газзаев. Сколько их критиковали, уничтожали – один Газзаев в них верил.

Я не мог не вспоминать об этом, обнаруживая Березуцких на праздновании 55-летнего и 60-летнего юбилеев Газзаева...

Георгий Ярцев, сменивший его в сборной, счел братьев сырыми и ни на решающие матчи отбора к Евро-2004, ни на сам турнир не взял, но перед самым уходом из сборной в начале 2005-го – вернул. И в последующие десять лет национальную команду без них представить было невозможно.

Нет, они не приватизировали место в основе раз и навсегда. Иная часть болельщицкой молодежи, вероятно, удивится, узнав, что на бронзовом Евро-2008 Гус Хиддинк доверил Василию лишь три последние минуты в победном матче с греками и – из-за дисквалификации Колодина – весь полуфинал с Испанией, проигранный 0:3. А Алексей так и остался в запасе, не сыграв там ни минуты.

Но тому было вполне очевидное объяснение. ЦСКА играл по схеме с тремя центральными защитниками, которую команда Хиддинка применяла до майского сбора – и в том же важнейшем отборочном домашнем матче с Англией, выигранном 2:1, оба брата были в основе. Но перед самым Евро Гус, точно как сейчас Станислав Черчесов, перешел на схему с четырьмя защитниками. И не привыкшие к ней Березуцкие отправились на лавку.

Потом, когда на четыре защитника перешел и ЦСКА, сложнее приходилось Алексею, часто остававшемуся в запасе. Но на него все равно можно было положиться. Перед Евро-2012 сломался Василий, и Дик Адвокат поставил в основу Алексея. Сыграл тот, хоть большей частью сидел на лавке в ЦСКА, – безупречно.

А Василий, вернувшись, стал капитаном сборной – и на ЧМ-2014, и на Евро-2016. Его 101 матч за национальную команду – показатель феноменальный. Их, "сотников", за всю историю отечественного футбола насчитывается всего пять – Игнашевич, Онопко, Блохин, Акинфеев и он.

Собственно, если кто-то подзабыл, первым капитаном сборной Черчесова был "брат Вася", и тренеру тогда в голову не могло прийти, что весной 2017-го Березуцкие, как они вместе с Черчесовым сформулировали, приостановят выступления за нее. И, в отличие от Сергея Игнашевича, уже не вернутся никогда...

МИНУТЫ СЛАВЫ

В их жизни защитников, то есть людей, которые пашут на команду без лишних "я", были, однако, минуты личной славы.

Алексей головой с подачи Даниэля Карвалью сравнивал счет в победном финале Кубка УЕФА 2005 года со "Спортингом" в Лиссабоне. А два с лишним года спустя, осенью 2007-го, при счете 1:1 стрелял из-за штрафной в ворота сборной Англии в "Лужниках" – и отскочивший от вратаря Пола Робинсона мяч добивал в сетку Роман Павлюченко.

Василий, выведя сборную с капитанской повязкой на стартовый матч Евро-2016 против тех же "Трех львов", сравнивал счет в добавленное время, сведя наших болельщиков с ума не меньше, чем Мариу Фернандес в овертайме недавнего четвертьфинала с Хорватией. Вот только больше ничего на том турнире нашей команде добиться было не суждено...

Именно такое распределение моментов славы – у Алексея в начальном этапе карьеры, у Василия в завершающем – не случайно. Ведь где-то до конца нулевых более сильным считался первый, а после – уже второй.

Возможно, дело было в схеме с четырьмя защитниками, на которую Алексею перестроиться оказалось сложнее. Но, не исключено, дело еще и в другом – не футбольном, а человеческом.

Телекомментатор Дмитрий Федоров, близкий друг Леонида Слуцкого и армейских ветеранов, несколько лет назад делился со мной наблюдениями:

"Насколько мне известно, Вася Березуцкий при Газзаеве всегда вел себя очень тихо. Потому что тот мог на него прикрикнуть и сказать: "Вася, молчи". А Слуцкий разрешает ему болтать что угодно. У Васи иногда рот не закрывается, а Слуцкий может ему какую-то шутку в ответ бросить. В общем, не запрещает Березуцкому вести себя вне тренировок так, как тот считает нужным.

И я задаю себе вопрос, почему в тандеме близнецов Вася в свое время был вторым, а потом все стало наоборот. И отвечаю: может быть, потому что он стал самим собой. Я могу заблуждаться, так как не присутствую на тренировках, но общаюсь и с братьями, и со Слуцким. У меня сложилось впечатление, что Вася стал более раскрепощенным человеком и это помогло ему в игровом плане".

Говорят, у братьев давно уже четкое распределение ролей. Голос семьи – это Василий. А мозговой центр – Алексей. Возможно, это и легенда, а узнать подобное можно будет когда-нибудь из их совместной автобиографии. Но недаром Артем Дзюба на сборе перед Евро-2016 сказал мне: "Леха у нас вообще самый мудрый в команде, наиболее рассудительный и наименее эмоциональный".

КОГДА-НИБУДЬ ОНИ ПОРАБОТАЮТ В ШТАБЕ СЛУЦКОГО

А помните культовые моменты? Например, как Василий облил Леонида Слуцкого водой в прямом телеэфире после победного финала Кубка России в Грозном, когда ЦСКА взял верх в серии пенальти над "Анжи"? Тренер не выдержал и на всю страну высказался не самым парламентским образом.

– Васю послать не так сложно, – рассмеялся позже Слуцкий в нашем разговоре. – Есть определенный формат общения с каждым игроком. Когда он после первого чемпионства говорил мне, что теперь я имею право всех посылать, он имел в виду другое. То, что теперь я смогу чувствовать себя более независимо. Те же братья прошли через огромный огонь критики, и речь шла о том, что очень важно завоевать трофеи, чтобы потом не обращать внимания на обидные реплики со стороны. Но я научился это делать и без титулов.

Интересно, что у каждого братьев ровно по три чемпионских титула пришлись на двух тренеров – Газзаева и Слуцкого. Первый делал их футболистами. Второй – лидерами. Пусть даже Алексею нередко приходилось оставаться в запасе.

Тот же Дмитрий Федоров, когда мы в 2016 году общались для моей книги "Леонид Слуцкий. Тренер из соседнего двора", говорил о ее герое:

"Как я понимаю, тренерская эволюция Слуцкого заключается в том, что когда-то он мог спросить мнение игрока по тому или иному эпизоду. А сейчас – никогда. Ни по тактике, ни по составу. В то же время, если тот или иной футболист подходит и что-то спрашивает, он в этом общении никогда не отказывает. И с братьями Березуцкими, насколько мне известно, игру обсуждает. Плюс тот же Алексей довольно долго не играл и при этом сохранил максимальную ответственность в тренировочном процессе, не позволял себе легкомыслие и работу вполсилы. А для Слуцкого люди, которые отдаются делу – просто небожители какие-то. Он их невероятно уважает.

Думаю, рано или поздно – может, через пять, а может, через 20 лет – Слуцкий будет работать с братьями как с тренерами. У них очень хорошие человеческие отношения, и они обсуждают футбол".

Той же точки зрения относительно будущей работы Слуцкого в штабе с Березуцкими придерживается еще один мой коллега, бывший пресс-атташе сборной России Илья Казаков. Причем в особенности, по его мнению, высказанному в конце 2015-го, это касается Алексея.

"Мне кажется, братья – те люди, у которых отношения со Слуцким самые доверительные. Не знаю, быстро ли они его приняли или нет, но сегодня в моем понимании это так. Причем Леши это касается даже больше. Не удивлюсь, если Алексей, завершив карьеру, окажется в тренерском штабе Слуцкого. Да и Вася, возможно, тоже. А вот Игнашевич, мне кажется, пойдет иным путем, своим".

НЕ ЖАЛЕЮТ ЛИ, ЧТО ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ЧМ-2018?

"Брат Вася" как начал шутить, так уже и не мог остановиться. Да ему, собственно, никто и не мешал.

Весной 2016-го довелось мне побывать дома у Слуцкого и пообщаться с его тогда десятилетним сыном Димой. Спрашиваю: "С кем-то из футболистов знаком?"

"С Васей Березуцким, – охотно отвечает пацан. – Он постоянно шутит. Очень крутой чел! Мы познакомились еще в прошлом году. Он к нам в квартиру с папой пришел. Бабушки не было, а я только проснулся. У меня тогда были длинные волосы. Папа спрашивает: "Ну вот что мне с ним делать?" Вася отвечает: "Когда он будет ночью спать, просто побрейте его – и все. Или меня позовите – я помогу". Но я не испугался!"

Не знаю уж, что именно – мучившие Василия травмы или иная стилистика работы Черчесова по сравнению с привычным Слуцким – побудило его внезапно объявить о приостановке выступлений за сборную. Но ни одна из целого ряда попыток нынешнего главного тренера вернуть братьев – последняя была за несколько дней до объявления "списка 28" – к успеху не привела. В отличие от ситуации с Игнашевичем.

В итоге майская победа в матче 30-го тура чемпионата России дома с "Анжи", подарившая ЦСКА прямую путевку в Лигу чемпионов, стала для братьев (оба играли в тот день в основе, как и Игнашевич) последним матчем в карьере. Ни Евгению Гинеру, ни Роману Бабаеву, ни Виктору Гончаренко уговорить их остаться не удалось. Хотя в свои без малого 36 – день рождения у них был на следующий день после победы России над Египтом и первого в постсоветской истории выхода сборной в плей-офф ЧМ – они совсем не выглядели людьми, которым пора заканчивать.

Впрочем, им – виднее. Никто лучше самих братьев о своем здоровье не осведомлен, и в последнее время ходили слухи, что кто-то из них играл чуть ли не с оторванной мышцей бедра. Футболу они отдали все, что могли. Эпоха закончилась. Символично, что одновременно с Игнашевичем.

И одно только не дает покоя. Не жалеют ли они в глубине души – и Василий, капитан в 2016-м, в особенности, – что, в отличие от Сергея, не согласились сыграть на ЧМ-2018.

Нет, они имели на это абсолютнейшее моральное право – в стольких больших турнирах сборной участвовали. Дело не в этом. А в том, о чем они думали и какими глазами смотрели на команду во время и после матчей с Египтом, Испанией, Хорватией. И каково им было узнавать о словах Игнашевича Черчесову: "Спасибо, что вы мне дали шанс так закончить карьеру".

Что ж, пусть неучастие в ЧМ-2018 возродит в братьях тот спортивный голод, который поможет им выплеснуть эту вероятную досаду в новой, еще неведомой нами футбольной роли. Все мы будем этому только рады.