За российским чемпионатом Дикань по-прежнему внимательно следит. Разговор мы начали с осуждения последних событий в РПЛ.
– 20-й тур подарил два матча с приставкой "супер". Видели оба?
– Только второй. Игру "Локомотива" и "Краснодара" посмотреть не удалось, ограничился нарезкой опасных моментов. Пенальти, который вызвал много споров, на мой взгляд, назначен верно. Да, со стороны Каборе движения рукой не было, но она увеличила площадь, а мяч летел в створ. Это "точка".
– Раз уж сразу судейства коснулись – Москалев ошибся, не разглядев фол на Дзюбе?
– Конечно, у арбитра имелись основания дать пенальти. Кутепов в мяч не играл, выставил бедро, Дзюба на него и наткнулся. А вообще матч вышел классный. С эмоциями, голами, на хороших скоростях. Я получил огромное удовольствие. Болельщики, уверен, тоже. "Спартак" больше владел мячом, чаще бил по воротам, но "Зенит" в обороне действовал надежно. Еще и несколько острейших контратак провел, Ригони в штангу зарядил. Ничья – закономерный результат.
– Ледяхов считает, что "Зенит" чемпионство уже не упустит.
– Постойте, впереди 10 туров, все может измениться. Игра-то лидера не впечатляет. Сравните качество футбола в последних матчах Лиги Европы "Краснодара" и "Зенита". Да южане на голову сильнее!
– Даже так?
– Поэтому "Зенит" для меня – не фаворит. Чемпионской игры он не показывает. "Краснодар" выглядит интереснее, хотя с короткой обоймой биться на два фронта было безумно тяжело. Теперь полегче станет.
– Когда играют "Спартак" и "Краснодар", за кого болеете?
– За "Спартак".
– Почему?
– Краснодар – для меня второй дом. Очень люблю этот город, еще со времен "Кубани" там квартира осталась. Но... Готов повторить слова, которые произнес несколько лет назад: "Я уже до конца жизни останусь спартачом". Галицкий как-то в шутку попрекнул в интервью, мол, даже в нашем клубе Дикань больше говорил о "Спартаке".
– Помню.
– Если попадаешь в "Спартак", пропитываешься красно-белым духом – это навсегда. Так что "Краснодару" желаю побед во всех матчах кроме тех, где его соперники – красно-белые. Кстати, когда в начале марта команды встречались в Москве, меня приглашали на телевидение обсудить игру в прямом эфире. К сожалению, по семейным обстоятельствам вырваться не смог.
– Какой из этих клубов в конце сезона окажется выше в таблице?
– Если "Краснодар" в оставшихся турах покажет такой футбол, как с "Валенсией", шансов мало не только у "Спартака", но и других конкурентов.
– Вы в курсе, что "быки" уже 11 матчей не побеждают?
– Стечение обстоятельств, не более. Команда выглядит здорово, создает много моментов. Нужен центрфорвард. Ари травмы замучили, с Игнатьевым вообще непонятная ситуация. Думаю, пауза на встречи сборной пойдет "Краснодару" на пользу.
– Как пережили концовку матча с "Валенсией"?
– Огорчился страшно. Обиднейшая ничья! Но это урок. На поле до последнего надо сохранять концентрацию, руководствоваться разумом, а не чувствами. Ребят же после сумасшедшего гола Шапи захлестнули эмоции. Стоило построже сыграть в обороне, дотерпеть, а они действовали авантюрно, помчались забивать второй мяч. Соперники уровня "Валенсии" таких ошибок не прощают.
– Регулярные голы Шапи после выхода на замену – мастерство или удача?
– Ну конечно, мастерство! У парня поставленный удар, это видно. На 90 минут сил пока не хватает, но Шапи и за полчаса способен принести пользу.
– Как вам юный вратарь Сафонов?
– Есть недочеты, но в целом смотрится не по годам уверенно. Ногами хорошо играет, порядок с первым пасом. До сих пор перед глазами два его сэйва в матчах с "Валенсией". На выезде при счете 0:2 и дома, когда на табло еще нули горели. Благодаря Сафонову "Краснодар" до последнего сохранял надежду на путевку в четвертьфинал.
– Вы, наверное, еще мальчишкой его помните?
– Когда я был в "Краснодаре", к тренировкам привлекались молодые голкиперы, но Матвея среди них, кажется, не было. Шапи, Ваню Игнатьева тоже не помню. Тогда все пацаны из академии казались мне на одно лицо.
– Сафонов сильнее Крицюка и Синицына?
– На данный момент – думаю, да. Но не спешите ставить крест на Стасе и Андрее. Оба – прекрасные вратари, настоящие профессионалы. Если не в "Краснодаре", то в другом клубе это докажут. В нашем деле что главное? Желание, работа и терпение.
– Вы понимаете, какой футбол выстраивает в "Спартаке" Кононов?
– Разумеется. Я же два года с Олегом Георгиевичем отработал. Тренировочный процесс у него отлажен, никаких шараханий. Упор на контроль мяча, короткий и средний пас. В обороне его команды не отсиживаются. Пока в "Спартаке" не все получается. Но если Кононову дадут время – результат придет.
– Роман Широков говорил мне, что ни разу от Кононова мата не слышал.
– Ну, Рома-то в "Краснодаре" пробыл недолго...
– Это вы к чему?
– К тому, что матерок у Кононова проскакивал. Да, Олег Георгиевич не из тех тренеров, которые разговаривают на этом языке или используют его для связки слов. Футболистов он не оскорбляет. Но иногда на эмоциях что-то вылетало.
– Хочу прояснить один момент. 2016 год, 30 тур. Заранее объявили, что домашний матч с "Амкаром" станет для вас последним в карьере. "Краснодар" уже гарантировал себе четвертое место. Почему Кононов не дал вам сыграть ни минуты?
– Не знаю, какие договоренности имелись у руководства с тренерским штабом, лично мне Олег Георгиевич ничего не обещал. Это я потом вычитал, что вроде должен был появиться на поле в концовке.
– Случился форс-мажор? Кто-то сломался?
– Нет-нет. Выигрывали 1:0, спокойно довели матч до победы. В середине второго тайма выпустили Жоаузинью, Газинского и Быстрова. Раз тренер принял такое решение, значит, действовал в интересах команды. Ничего страшного.
– Помните свои мысли, когда на 77-й минуте Кононов проводил третью замену?
– Врезалось в память другое – растерянное лицо Быстрика. Он очень сильно расстроился, даже больше меня.
– Может, Кононов про вас забыл?
– Понятия не имею. В дальнейшем этой темы не касались. Да все нормально, не нагнетайте! Клуб организовал достойные проводы. После финального свистка жене вручили роскошный букет роз, мне – здорового быка из бронзы. Затем круг почета, аплодисменты болельщиков...
– Нет ощущения, что рано закончили?
– В 39?!
– Ну и что. Вы были в отличной форме, травмы не мучили. Казалось, еще сезон спокойно отыграете.
– Честно вам скажу – если бы "Краснодар" предложил продлить контракт, я бы согласился. Но руководство решило сделать ставку на молодых вратарей. Понимал – топ-клубы в силу возраста меня не позовут. А куда попало идти не хотелось. Зачем размениваться?
– Когда возвращались в Харьков, уже предполагали, чем займетесь?
– Нет. Пару месяцев отдыхал, затем пригласили в местный "Олимпик-УФК". Отработал два сезона с командой U-19. Сейчас в другом харьковском клубе, "Арена", курирую голкиперов. Затеял проект бывший игрок "Металлиста" Андрей Березовчук, он и попросил помочь. А я в 2017-м открыл вратарскую школу.
– Выгодный бизнес?
– Для поддержания штанов. Зато при деле, в форме себя держу. Это главный тренер со свисточком по полю передвигается. А здесь ты все время в движении. Работаю не только с детьми. Приезжают на тренировки и опытные ребята. Кому-то перед сборами нужно кондиции подтянуть, кто-то к просмотру готовится. Прошлым летом предлагали тренировать вратарей в юношеской сборной Украины U-15. Но вариант отпал, когда выяснилось, что у меня нет лицензии.
– Как же так?
– Конечно, озадачиться вопросом нужно было раньше. Либо под конец карьеры, либо в "Олимпике-УФК". Но в тот момент я осознанно не форсировал события. Хотел пощупать, понять, какой из Диканя тренер, готов ли посвятить этой профессии всю жизнь.
– Ну и?
– Пощупал. Понравилось. Теперь двигаюсь дальше. Получил лицензию С, впереди обучение на категорию А+В.
– Вы сказали, что держите себя в форме...
– К игровому весу всего килограмм прибавил! Ежедневные тренировки с вратарями не позволяют расслабиться, да и правильного питания давно придерживаюсь. Привык, мне уже не в тягость.
– Пока выступали, к жареному мясу не притрагивались. Сейчас шашлык в вашей жизни присутствует?
– А то! Я и фастфуд себе позволяю. Почему бы не устроить иногда праздник живота? Главное – не злоупотреблять.
– Карпин говорил, что в "Спартаке" из игроков курили только вы.
– Это правда.
– Бросили?
– Нет. Но тянет к сигаретам все меньше и меньше. В игровые времена полпачки в день улетало. Сейчас – две-три штуки.
– Пару лет назад вас приглашали в "Тосно". Кем?
– Там генеральным директором работал Слава Матюшенко, мой приятель. Тоже харьковский, мы в первой украинской лиге за "Авангард" Ровеньки играли, потом в "Ростсельмаш" на просмотр вместе ездили.
– Не подошли оба.
– Верно. Когда Слава в "Тосно" очутился, звонил периодически: "Давай к нам! Хочешь – вратарем. Хочешь – играющим тренером...". Последний разговор состоялся весной 2016-го. Ответил, что играть уже не планирую, возвращаюсь домой. Соскучился по родному городу. Я ведь как в 18 лет в Ровеньки уехал, так вдали от Харькова всю карьеру и провел.
– Куда Матюшенко пропал?
– Не знаю. После расформирования "Тосно" не созванивались.
– В структуре "Краснодара" работу вам предлагали?
– В том же 2016-м разговоры ходили, но без конкретики. Да я и сам не горел желанием сразу кого-то тренировать. Мечтал вернуться в Харьков, отдохнуть, осмотреться...
– Когда последний раз в Краснодар заглядывали?
– Года два назад. У меня там квартира, требовалось кое-какие вопросы решить. Заодно на футбол сходил, "Краснодар" принимал ЦСКА. До этого на стадионе был, когда еще стройка шла. А тут наконец-то увидел, что получилось.
– Впечатление?
– Восторг! Я на разных аренах играл, но краснодарская – номер один! С отрывом! Встретил Галицкого, тепло пообщались. Сказал: "Андрей, звони в любое время, всегда буду рад видеть тебя на наших матчах".
– Синицын рассказывал, что однажды на базе у него завязался спор с Галицким по поводу пенальти. Тот ссылался на какие-то исследования американских ученых, утверждая, что вратарь должен реагировать по мячу. Андрей настаивал: "Нереально! Надо просто угадать".
– Это при мне было. Вдвоем пытались Галицкого переубедить. Объясняли: да, может повезти, если игрок пробьет слишком слабо. Но когда удар даже средней силы – оттолкнуться и долететь до мяча не успеешь.
– А "паненка"?
– Ее тоже предугадать нужно. Вон, в последнем туре Лиги чемпионов и Месси, и Агуэро забивали так.
– Пижонство?
– Ни в коем случае! Удар как удар. Лишь бы мяч ленточку пересек. Остальное не имеет значения.
– Субашич, вратарь сборной Хорватии, уверяет, что знал, как Смолов пробьет пенальти в четвертьфинале чемпионата мира.
– Порой шестое чувство подсказывает вратарю, куда будет послан мяч. Когда Смолов шел к "точке", камера крупным планом выхватила его лицо. Я обернулся к жене и детям: "Смотрите, Федя нервничает".
– Чувствовалось?
– Еще бы! За два сезона в "Краснодаре" неплохо Смолова изучил. Тут он был сам не свой. Жахнул бы в штангу или мимо, как Мариу Фернандес, – думаю, никто бы слова не сказал. А за "паненку" накинулись, с грязью смешали. Несправедливо.
– Возвращаясь к дискуссии с хозяином "Краснодара" – вашими аргументами Галицкий проникся?
– Нет. Он же не вратарь. Наверное, нас поймет только тот, кто сам побывал в этой шкуре. Хотя эксперимент провели. Сергей Николаевич стоял около ворот, когда после тренировки ребята били нам пенальти. С Синицыным договорились, что не гадаем, работаем исключительно по мячу.
– И что?
– Вообще без шансов! Ни одного удара не отразили – ни Андрюха, ни я.
– Сам Галицкий подходил к "точке"?
– Нет. Это в "Зените" Дзюба устроил челлендж пенальтистов с новым президентом клуба Александром Медведевым. Я смотрел в интернете, Артем выиграл в одну калитку.
– Зато в "Тереке", как вы рассказывали, было иначе: "Пару раз Рамзан Кадыров приезжал на тренировки, бил по воротам – приходилось поддаваться".
– Ну, это другое. Не спор на камеру, а так... Да и расстраивать Кадырова никому не хотелось.
– С кем из "Спартака" созваниваетесь?
– С Артемом Ребровым. Чуть реже – с Димой Комбаровым.
– Осенью 2017-го Ребров опубликовал фотографию с вами на "Открытие Арене", подписал: "Дикий приносит удачу!".
– "Спартак" тогда победил "Урал" – 2:0. У меня как раз было свободное время, приехал на два дня в Москву. С билетами на футбол Артем помог. Повидал друзей, поговорил с Сергеем Родионовым. Он предложил тренировать вратарей в спартаковской академии.
– А вы?
– Поблагодарил, сказал, что подумаю. Сейчас понимаю, что меня все-таки больше привлекает работа с мастерами.
– С тех пор в Москве были?
– Пока не складывается.
– Вы кучу команд сменили. Был вратарь, с которым отношения категорически не сложились?
– Нет.
– Удивительно.
– Тут на первый план выходят человеческие качества. Мои. Ха! Если серьезно, у меня действительно среди коллег полно друзей. В "Спартаке" – Ребров. В "Краснодаре" – Синицын. Мы постоянно на связи. С Димой Давыдовым пять лет бились за место в основе хабаровского СКА, а теперь он трудится в моей школе. Общаюсь с Андреем Пятовым, который выиграл у меня конкуренцию в сборной Украины. В "Кубани" сдружился с Димой Гончаровым. Чуть позже – с Игорем Котом, я крестный отец его дочки.
– Гончаров рассказывал: "Дикань в "Спартаке" поразил. В 37 лет трудно найти мотивацию, чтобы пахать наравне с молодыми. Особенно, когда сидишь в глухом запасе. Андрей говорил: "Я работаю, но для чего – и сам не знаю". При Карпине у него шансов не было".
– Почему-то многие уверены, что у меня с Карпиным случился конфликт...
– Разве нет?
– Как на духу – ничего подобного! Просто Валерий Георгиевич считал, что сегодня для вратаря главное – игра ногами. Исходя из этого, сделал выбор в пользу Песьякова. Все.
– Он же вам открытым текстом сказал: "Хочешь – уходи. Хочешь – оставайся, тренируйся".
– Было.
– О чем думали в тот момент?
– О том, что на Карпине жизнь не заканчивается. Поэтому не позволял себе работать спустя рукава. Продолжал вкалывать на тренировках так, словно ничего не произошло. Я не хотел завершать карьеру. Надеялся, еще пригожусь – не "Спартаку", так другому клубу. Не ошибся!
– Вернулись вы в ворота, когда Валерия Георгиевича уволили.
– Повторяю, к Карпину у меня претензий нет. Был бы сильнее – в запасе не сидел бы. Сто процентов! Но я из поколения вратарей, которых не учили играть ногами. Сейчас-то этому с детства уделяют огромное внимание. А мне приходилось судорожно наверстывать упущенное. Вы же видите, в каком направлении футбол движется.
– В каком?
– Сегодня вратари в основном играют ногами, в руки мяч все реже берут. Так что Карпин четко тенденцию уловил.
– В Сокольниках вы поселились в одном доме с Черчесовым. Общались?
– В гости друг к другу не ходили, но около подъезда встречались, беседовали. Помню, Станислав Саламович возмущался: "Андрюха, тебе же партнеры по команде вообще не помогают! В обороне никакой дисциплины! Я бы на твоем месте взял автомат и перестрелял бы таких защитников!" Помолчал и добавил: "Очень жалко, что ты не в то время попал в "Спартак" ..."
– В отличие от Черчесова жили вы съемной квартире?
– Да. Покупать в Москве недвижимость не планировал. Уже понимал – когда играть закончу, вернусь с семьей в Харьков. Вся родня там.
– Судьба краснодарской квартиры?
– Сдаем.
– Когда-то обмолвились, что ваш самый любимый фильм – "В бой идут одни "старики".
– Да, с женой тысячу раз пересматривали. Теперь компанию нам составляют дочка и сын.
– Сколько им?
– Алисе – 12, Арсению – 8.
– Оценили?
– Да! Когда первый раз включил, зависли у экрана на полтора часа. Из современных картин предпочитают "Легенду №17", "Движение вверх", "Тренер Картер". "Легендой" особенно прониклись. Все-все-все реплики наизусть помнят. Столько раз смотрели... Хорошо, кино в ноутбук закачено. Диск бы уже до листочка стерся!
– Вам-то эти фильмы как?
– Интересно. Но со "стариками" не сравнить.