Премьер-лига (РПЛ). Статьи

Эксклюзив

26 декабря 2019, 09:00

Олег Кононов: «Свою работу в «Спартаке» я не провалил»

Игорь Рабинер
Обозреватель
Первое интервью Олега Кононова после ухода из «Спартака».

Бывший главный тренер «Спартака» исчез из публичного пространства в то самое мгновение, когда стало известно о его отставке, — не придя на пресс-конференцию после матча 11 тура с «Оренбургом» (1:2). И с того самого 29 сентября до сих пор в нем не появлялся. Ни на телевидении, ни в прессе, ни в соцсетях — ни буквы, ни фотографии. Люди с наиболее богатым воображением уже даже заволновались: не случилось ли чего?

Не бойтесь, не случилось. Все хорошо. Просто кому-то оказывается достаточно недельки-другой на море-океане, чтобы отойти от стресса и вновь предстать перед всеми улыбающимся, оптимистичным и жгущим глаголом. А другим требуется куда больше времени, чтобы подумать, покопаться в себе, взглянуть на происшедшее со стороны и подобрать наиболее точные, на их взгляд, формулировки.

И вот только теперь он оказался — пусть, признаться, и не без сомнений — готов к большому разговору. В неслыханно теплой предновогодней Москве оттаял и долго молчавший Олег Георгиевич. Как бы он ни держал все чувства в себе, рано или поздно к нему должно было прийти ощущение, что этот гештальт надо закрыть. Слишком уж много оставалось недосказанности, и никто, кроме него самого, не мог превратить вопросительные знаки в точки.

Мы договорились встретиться у входа в ЦУМ. Там я увидел чуть удлинившего за эти три месяца прическу (и ставшего оттого выглядеть неформально) и, что важнее, улыбающегося человека. Хотя, конечно, от беззаботности эта улыбка была бесконечно далека. Но хорошо, что он уже в принципе способен улыбаться. И выдерживать мои вопросы — далеко не всегда способные вызвать положительные эмоции, — и достаточно откровенно отвечать на них два с половиной часа.

Мне нужно было уйти, чтобы на футболистов оказывали меньше давления

— Где вы были все эти три месяца после отставки? — спрашиваю Кононова.

— С семьей. За границу никуда не уезжал. Раньше в декабре я отправлялся в рабочие поездки — не люблю слово «стажировки» — в Европу, но в этот раз перенес их на более поздний срок. Потому что максимум внимания хотелось уделить родным. Все это время был то в Москве, где живет моя семья, то в Курске, на моей родине, у родителей. Им за 80, и, когда я работаю, у них нет возможности видеть меня рядом много месяцев. Сейчас наступил момент, когда я должен компенсировать этот недостаток общения с самыми близкими людьми.

— Поскольку вы ни разу не выступали в СМИ после отставки, давайте вернемся прямо к тому моменту. Почему не пришли на пресс-конференцию после матча с «Оренбургом»? Это у многих вызвало недоумение.

— Атмосфера, которая была на стадионе, на мой взгляд, была неприемлемой. И я решил на это ответить своим шагом.

— То есть это было реакцией на мат с трибун?

— Да. И считаю, что поступил правильно. Тем более что это время я посвятил футболистам. Мы достаточно подробно и хорошо поговорили. Минут 30-40. Было там и руководство клуба — Сергей Михайлов, Томас Цорн. Я объяснил команде, почему решил уйти. Сегодня хочу извиниться перед всеми СМИ, что так произошло. Но так было надо. В моем понимании.

— Приезжали ли потом на базу, разговаривали ли с игроками после?

— Нет. Попрощался со всеми в раздевалке.

— С кем-то из игроков поддерживаете связь?

— С Зелимханом Бакаевым. Он приглашал меня на свадьбу к себе домой. К сожалению, я не смог поехать.

— Вы сразу после финального свистка решили, что уходите? Или вас позвали на разговор к Леониду Федуну, после которого все и определилось?

— Еще перед игрой почувствовал, что если этот день для меня не сложится, то приму это решение сам. И все произошло так, что у меня не было никаких сомнений в необходимости этого шага. Дался он непросто. Но мне нужно было так поступить, чтобы на футболистов оказывали меньше давления.

— После двух предыдущих поражений — от «Урала» и «Уфы» — этого ощущения не было? И мысли об отставке тогда возникали?

— Абсолютно нет. В первую очередь меня к ней подтолкнуло то, что творилось на стадионе. Когда такое происходит, футболисты не могут раскрыть себя. Они будут зацикливаться совсем не на футболе. Подобные мысли возникают, когда ты понимаешь: нужно так поступить, чтобы команде и клубу стало легче. Нужно пойти уже без меня, с новыми силами и эмоциями. С новым мышлением, которое даст новый тренер. Хотя не считаю, что свою работу провалил.

— То есть причиной решения уйти были не четыре поражения подряд, а то, что вы услышали в свой адрес?

— Да. То, что мы провалили сентябрь — правда. Но достаточно проанализировать игру и результаты всех команд премьер-лиги, чтобы увидеть: абсолютно у каждой команды были неудачные или очень неудачные отрезки. Тот же «Краснодар» тоже провалил сентябрь, но быстрее вышел из этой ситуации за счет того, что его футболисты — более опытные и скамейка шире. «Локомотив» неудачно сыграл в ноябре.

У меня не было сомнений, что наконец стабилизируется состав, с каждой неделей совместной подготовки новые игроки быстрее адаптируются к нашему тренировочному процессу, наберут физические кондиции — и вслед за этим спадом пойдет подъем и развитие. Но болельщики ждать этого момента не захотели.

— Как вы относились к мему с пиджаком?

— Понимаю, что для журналистов это интересно. Для меня — нет. Это неправильная, нефутбольная плоскость.

— В своем первом чемпионском сезоне в ЦСКА Слуцкий первые матчи также провел в костюме, но когда не ладилось ничего, резко сменил стиль одежды — и вдруг пошло. И у вас ведь с новым составом был такой отрезок, в том числе в дерби!

— Не нужно усложнять. Была жаркая погода — какой тут костюм? Поэтому и одевался во что-то легкое. Или играли на Кубок с «КАМАЗом», в Челнах была прохладная погода, плюс я немного приболел. И надел спортивный костюм. Мы выиграли, и с учетом этого оделся на следующий матч. Все просто, и не нужно обращать внимания на то, что кто-то говорит.

— Вернемся к фанатам и вашим взаимоотношениям с ними. У вас есть понимание, почему они не сложились?

— Настоящие фанаты стараются всячески помогать команде. Я за то, чтобы так и происходило — и в радости, и в горести. Я за то, чтобы единство было не на словах, а на деле. Тогда мы видим то, во что превратился, например, «Ливерпуль», болельщики которого не освистывали и не уходили с трибун даже в финале Лиги чемпионов 2005 года в Стамбуле в перерыве при 0:3 от «Милана», а пели так, что команда услышала это в раздевалке. И победила.

А цель других фанатов — в первую очередь показать себя. У меня никогда не было проблем с болельщиками в других клубах. Здесь же я понимал, что, если буду давать результат и при этом показывать игру, часть из них может поменять свое мнение обо мне.

Уже в новом сезоне я участвовал в двух встречах с фанатами. Одна была перед «Сочи», другая — после «Тамбова». Они прошли в меру позитивно, без агрессии. Я просил поддержать не себя, а нашу молодую, новую команду. Мне казалось, что меня слышат. А потом началось. Причем не только на «Оренбурге»... У меня было ощущение, что какие-то вещи происходят не просто так. Оно и осталось.

Почему-то, когда я встречал и встречаю болельщиков «Спартака» на улицах, поодиночке, ни разу не сталкивался с агрессией. Наоборот, только поддержка и понимание, что свою работу я делал честно. Все мои намерения отталкивались от того, чтобы помочь клубу двигаться дальше. Чтобы поставить игру, а через нее добиться результата. И чтобы эта смена поколений на результат не влияла. Это, к сожалению, мне не удалось.

— Смотрели последующие матчи «Спартака»?

— Не все, но большинство.

— При этом ловили себя на ощущении, что играет родная команда?

— Конечно. И оно никуда не делось.

Если бы нужно было решать заново, все равно пошел бы в «Спартак»

— У вас были сомнения, стоит ли идти в «Спартак», садиться на эту, как выразился бы Георгий Ярцев, раскаленную сковороду?

— Абсолютно нет. Это новый уровень. Я два года подряд выводил «Карпаты» в еврокубки, львовская команда была в пятерке лучших клубов Украины. Потом пошел в «Севастополь» — да, первая лига, и все равно это серьезный вызов, потому что я совмещал тренерскую работу с должностями спортивного и одно время даже генерального директора. И мы вышли в УПЛ. Само собой, новым уровнем был «Краснодар»...

— Чего нельзя сказать об «Ахмате» и «Арсенале».

— Конечно, там сложнее в кадровом плане, чем в «Краснодаре» и «Спартаке». Но тоже очень интересно, со своей спецификой. Мне непросто было решиться уйти из «Арсенала». И с руководством, и с игроками отношения были хорошими, я продолжал комплектовать команду вслед за моими предшественниками, она росла. Уже после меня пришел Игорь Черевченко, при котором «Арсенал» пошел еще дальше. Нравится то, насколько команда не стесняется играть с лидерами чемпионата. Она уверена в себе и знает, чего хочет. Это заслуга тренера.

Кстати, работая в Туле, наблюдал как тренер одного из соперников за «Спартаком». И видел, что уже при Каррере команда начала перестраиваться, что клубная стратегия нацелена на обновление. Он подтянул спартаковских воспитанников — Рассказова, Максименко, Ломовицкого, Игнатова... Видно было, что команда пошла по другому пути, чем прежде.

При моем приглашении в команду было изначально сказано: у нас есть план, мы должны омолодить «Спартак» за счет своих воспитанников. И за счет новых легионеров, которые должны прийти и сменить опытных игроков предыдущего созыва. В общем, задача была такая, что я должен был продолжать линию Карреры по омоложению «Спартака». Но сказано было и то, что одновременно с этой перестройкой я должен добиваться результата.

— Вы согласились?

— Да. Хотя и понимал, что это будет непросто. Здесь не обойтись без слаженной работы спортивного департамента, и одновременно с молодежью должны приходить опытные, готовые футболисты. Одной молодежью результат не сделаешь. На это нужно время. Это и в Европе так — посмотрите на тот же «МЮ».

— Вам это время обещали?

— Не обещали. Об этом говорил и срок контракта — полтора года. Но раз я согласился, то должен был выполнять условия игры. И делать перестройку, и добиваться результата.

— Леонарду Жардим, говорят, на такие же почти взаимоисключающие условия не согласился.

— Жардим то же самое сделал в «Монако» — и в прошлом году оказался на грани вылета. Продали хороших футболистов, взяли молодых-талантливых — и ничего. И даже сейчас, после покупки целой группы опытных мастеров, ожидаемого результата нет.

— Если бы сейчас нужно было по новой принять решение, уходить ли из «Арсенала» в «Спартак», сделали бы то же самое?

— Конечно. При этом я понимал, что прихожу в «Спартак» в тяжелый для него период. После Карреры, который сделал красно-белых чемпионом, и болельщики очень тепло его воспринимали. Видел и знал, что они очень негативно восприняли всю ситуацию с его уходом. И работать оказалось непросто, потому что команда была психологически очень подавлена, и множество футболистов было травмировано.

Но мы выправили ситуацию. И бились до конца, с 9-го места поднялись на 5-е, хотя по ходу чемпионата имели шансы побороться и за второе. Перед последним туром попадали в групповой турнир Лиги Европы — но проиграли «Оренбургу» и оказались пятыми, что нас не удовлетворило. К той игре мы подошли без целой группы наших ведущих игроков — в частности, дисквалифицированных Фернанду и Луиза Адриану. Плюс выпали из-за травм Жиго, Кутепов, Рассказов...

— Бразильцы, дисквалифицированные на последний тур, — это классика. У вас есть по этому поводу мысли?

— Не буду их озвучивать. Но они, конечно же, есть.

— Это ведь можно и как предательство рассматривать — учитывая ту турнирную ситуацию.

— Не буду говорить на эту тему. Это уже в прошлом.

— Уже ясно, как вы воспринимали хоровое матерное скандирование фанатов. Задавали себе вопрос: за что?

— Как я уже сказал, в «Спартак» пришел в сложный период. Понимал, что отношение фанатов ко мне будет неоднозначным. Так и получилось.

— Но вы же Массимо не подсиживали, и даже пришли не на его место, а после Рауля Рианчо. И ни слова плохого про итальянца не говорили.

— Тем не менее понимал, что, если у меня не будет результата, придется сложно. И видел, что по ходу прошлого сезона происходило вокруг Дениса Глушакова, руководителей клуба. Это наводило на определенные мысли.

— К фанатам присоединились и некоторые тренеры. В том числе ваш бывший помощник и сменщик в «Краснодаре» Игорь Шалимов. Как вы восприняли оскорбление с его стороны по мотивам выступления на могиле Федора Черенкова?

— У каждого свое видение, как жить, как работать тренером, что позволять себе говорить, а что — нет. Никогда не высказываюсь о коллегах в негативном ключе, поскольку знаю, что это за работа. Мне это, конечно, было неприятно. У меня с ним конфликтов никогда не было. Если таково его мнение — что ж, пусть он с ним и остается.

— Нельзя сказать, что Шалимов в «Краснодаре» вас подсидел?

— Никогда об этом не думал.

Глушаков позитивно влиял на команду

— Верили ли вы в Глушакова, когда только пришли и начали ставить его в основу даже вопреки настрою фанатов?

— В конфликты, лайки и прочее я не вникал. Глушаков провел очень хороший чемпионский сезон и неплохой, хотя и неоднозначный — бронзовый. Я смотрел, кто мне нужен на тот период — а тогда хватало травм и других проблем. И видел, как он относится к работе. Для меня главное — как игрок работает на тренировке и в игре. Если он приносит пользу, то должен играть. Когда ставил его, руководствовался и этим, и тем, что он — капитан команды, и я видел, что он имеет вес в глазах футболистов. Позитивно влияет на команду. Хотя ему было сложно.

— Сильно ударила по нему непрекращающаяся обструкция с трибуны В?

— Думаю, что он переживал. И это чувствовалось. Но Денис находил в себе силы для того, чтобы продолжать играть и приносить пользу команде. До последней игры, которую он за «Спартак» провел. В какой-то момент он получил травму, и я перестал его ставить — с ней ему тяжело было играть.

— Расставание с Глушаковым было вашей инициативой или клуба?

— Всех вместе. Совместно с самим игроком. Приняли общее решение, пожали руки, поблагодарили друг друга и разошлись.

— Нашелся ли в команде новый лидер, обладающий таким же авторитетом в раздевалке, как Глушаков? Достаточно ли его у Георгия Джикии?

— Он им обладает, но Георгию, мне кажется, нужно смелее подходить к своим обязанностям. Он еще не берет должным образом инициативу на себя как капитан. И я вижу, что эта инициатива поможет ему в дальнейшем в игровом прогрессе.

Мы все, в том числе и я, делали определенные шаги, чтобы новый «Спартак» как можно быстрее превратился в единую команду. Раз в месяц собирались вместе в неформальной обстановке, а после домашних игр с семьями ужинали на стадионе в ресторане. 9 мая ездили возлагали цветы погибшим воинам, на сборе в Австрии тоже было совместное мероприятие. С учетом того, что группа людей, ранее формировавшая костяк команды, ушла, коллектив нужно было — и нужно сейчас — делать капитану и вице-капитану, Джикии и Роману Зобнину.

— Они вас в этом плане не разочаровали?

— Ни в коем случае. Они старались. Но опыта в этом смысле они только набираются. Над этим, считаю, им надо работать еще больше.

— Наряду с Глушаковым и вами фанаты не «слезали» с Мелкадзе. У вас было понимание — чем насолил им молодой форвард-воспитанник клуба? Видели ли вы тот его потенциал, который он сейчас реализует в «Тамбове»?

— Конечно, видел. И понимал, что ему сложно психологически. По сути, это была моя инициатива, чтобы он поехал в аренду, поиграл, почувствовал уверенность, а потом уже вернулся психологически более устойчивым. Рад за него, что он хорошо провел эту часть чемпионата. И хочу, чтобы он так же сыграл во второй части и летом вернулся в «Спартак». Причем в основу. На примере старшего Бакаева ясно, что это возможно.

Раньше Георгию не хватало уверенности и стабильности в игре. Молодому игроку непросто выходить и делать результат. Тем более что в тот период у него были переговоры с клубом по перезаключению контракта. Это, думаю, мешало ему серьезно раскрыться. Хотя отрезками давал понять, что потенциал у него есть. Не зря ведь Евгений Бушманов ставил его в основу молодежки, предпочитая Чалову, на тот момент лучшему снайперу чемпионата России. А сейчас у Мелкадзе столько же голов в первенстве, сколь у Чалова, — по пять. Причем форвард «Тамбова» провел на семь игр меньше и все свои мячи забил с игры.

— Он способен вытеснить из состава Понсе или Ларссона?

— Думаю, да. Всему свое время. В его возрасте формируется характер, умение играть под давлением, нагрузками. Этот период очень важен, чтобы игрок перетерпел и показал свой максимум.

— Летом ушли два ударных форварда, и продавливать оборону стало некому — ни Понсе, ни особенно Ларссон не обладают для этого достаточными габаритами. Для вас отсутствие такого футболиста стало неприятной неожиданностью, поскольку лишило одной из опций в атаке?

— Мы рассчитывали, что таким игроком будет в первую очередь Понсе. Да, он не так высок ростом, как тот же Зе Луиш, но достаточно хорош в силовой борьбе. В чемпионате Греции он забивал немало мячей головой, и у него неплохая скорость. Я смотрел его — и видел, что он обладает и скоростью, и мобильностью, и способностью создавать давление. Смотрите, у него в каждой игре есть моменты. Да, он не так много забил, но количество шансов у Понсе говорит о том, что он умеет открываться. Сейчас важно, как он проведет сборы. Игровые качества надо просто трансформировать в голы.

— Ларссон при вас казался инородным телом в «Спартаке». Но при Тедеско, начавшем использовать схему с двумя форвардами, он заиграл. Учитывая, что вы с двумя нападающими не играли, можно сказать, что он просто не попадал в ваши схемы и способен играть только одним из двух форвардов?

— Думаю, это не так. Каждому игроку, который приходит в новую команду, приезжает в новую страну и тем более делает это по ходу сезона, не просто сразу войти в игровой ритм. Тем более когда речь идет о молодом футболисте и непривычной для него схеме. В «Норчепинге» он играл в пять защитников и два нападающих — как у Тедеско. Эта схема ему более знакома, поэтому он быстро вписался в такую игру.

Я же брал его на две позиции — как центрального нападающего, так и флангового. При этом в последней из этих ролей он должен был действовать в роли инсайда, смещаясь в центр. Джордан приехал в начале августа и только адаптировался к тому футболу, который мне был нужен. Но определенные игры проводил неплохо и забил гол в Самаре, давал хорошие передачи, обострял игру. Давайте наберемся терпения — как и по Гусу Тилу, которого считаю квалифицированным футболистом.

— С голландцем ситуация, обратная Ларссону. При вас — три голевые передачи в первом матче в Грозном, затем победный мяч в Самаре. А при Тедеско — «0+0» и потеря места в стартовом составе.

— Вы правильно отметили — если Ларссон последнее время не играл в той позиции, которую я ему давал, то Тил, наоборот, выступал на позиции «десятки» и был привычен к такой модели игры, которую мы использовали. Поэтому он быстрее в нее вписался. А потом схема изменилась.

— Тил и Крал, по-вашему, в какой-то мере не дублируют друг друга по функционалу?

— Нет. Они разные футболисты по манере игры. При этом, если ставить их не в опорную зону, а одного левее и чуть глубже, а другого правее и ближе к атаке, допустим, «восьмеркой» и «десяткой», то они могут находить общий язык и играть в составе одновременно.

— У вас не вызывает вопросов покупка Крала за 12 миллионов евро, при том что полугодом ранее «Славия» приобрела его у «Теплице» за 900 тысяч?

— Не хочу обсуждать тему финансов. Это деньги главного учредителя, нашего президента клуба. Он принимает окончательное решение, сколько платить за игрока и сколько он будет зарабатывать. Я эти вопросы никогда, ни в одном клубе не обсуждал. Для меня самое важное — футбольные качества. Я видел его сильные и слабые стороны, и уверен, что при правильной работе он, как и другие молодые игроки, будет расти.

Может, на данный момент они еще не оправдали те надежды, которые на них возлагаются, но не забывайте, что им всем по 21-22 года. В матчах за сборную Чехии Крал доказывает свой уровень. Понсе выступает за олимпийскую сборную Аргентины, Ларссон — кандидат в первую сборную Швеции и т.д. Все это перспективные ребята.

— Чего нельзя сказать о Шюррле. С чем связываете метаморфозу, которая случилась с немцем?

— Трудно сказать. За то время, которое я с ним провел, Андре доказал, что он профессионал. Очень серьезно относится к себе, к тренировкам, к режиму питания. Думаю, в первую очередь на него повлияла болезнь, бронхит. А может, сказался и непростой период, который переживал клуб в целом.

— Не допускаете, что прав Владислав Радимов, и Шюррле — это второй Маркизио?

— Это игрок высокого качества. Он чемпион мира, ему нечего доказывать в плане того, на что он способен. Он просто должен выйти на свой уровень. Но это зависит и от игры всей команды.

Если бы я плохо относился к Максименко, он не играл бы в этом сезоне

— Сколько процентов от Кононова краснодарского образца мы увидели в «Спартаке»?

— В процентах говорить не готов. Но текучесть кадров повлияла на то, что команда не смогла быстрее воспринять мои установки.

— Поэтому в «Спартаке» вам и не удалось выстроить такую комбинационную игру, которая была у вас в «Краснодаре»?

— Именно как в «Краснодаре» — да. Из-за этого. У нас был очень напряженный август. Календарь выдался сложнейшим. И еврокубки, и серьезные соперники в чемпионате — те же ЦСКА и «Зенит». Команда менялась буквально каждые пять-шесть дней — одни люди уходили, другие приходили. Не скрою, мы опасались этого периода. И для таких перемен, происходивших на ходу, чемпионат в том месяце мы прошли удачно.

Выиграли три матча подряд, включая дерби. После Самары вообще делили первое место с еще рядом клубов, после поражения от «Зенита» ушли на перерыв для сборных на втором месте. Единственное, что огорчило всерьез — то, что не прошли «Брагу». И думаю, что это психологически повлияло на все, что произошло дальше.

Если бы у нас весь чемпионат был сплошной провал, я бы согласился со всей той критикой, которая раздавалась. Но август провальным никак не был! Тем более с учетом тех обстоятельств, в которых оказалась наша команда. После тех нагрузок, которые выпали на команду в том месяце, и после двух недель, когда почти все разъехались по сборным, я ожидал спада — хотя и не такого. Но был уверен, что из него выберемся. Тем более что видел, как серьезно работает и тренерский, и медицинский штаб.

— Какие собственные ошибки в этот период назовете?

— И в августе, и в сентябре мы играли по двум схемам — 4-2-3-1 и 4-3-3. Может, стоило оставить одну схему и в ее рамках работать. Чтобы у игроков, тем более новых, возникла привычка, и не нужно было все время перестраиваться. Возможно, допускал ошибки и в определении состава. Но называть фамилии не хочу, поскольку не привык перекладывать ответственность на футболистов.

— Хотя порой вас в этом упрекали. Как в случае с Александром Максименко после матча заключительного тура прошлого чемпионата с тем же «Оренбургом».

— Это еще один пример того, как при желании все можно передернуть и вырвать из контекста. Мне задали провокационный вопрос, в котором уже присутствовало утверждение, что ошибки Максименко повлияли на результат. То есть меня заведомо ставили в то положение, из которого невозможно выйти победителем.

— Как в известном анекдоте с вопросом: «Перестали ли вы пить коньяк по утрам?» Не ответишь ни «да», ни «нет».

— Именно так. И я сказал, что — да, ошибки были. И если они есть, то влияют на результат у любого игрока, не только у Максименко. Но я не обвинял его в поражении, что мне попытались приписать! И если бы у меня были не очень хорошие взаимоотношения с Максименко, если бы я не рассматривал его всерьез и перекладывал на него ответственность за невыход в групповую стадию Лиги Европы, то он точно не играл бы в следующем сезоне! А он, как вы видите, остался основным вратарем. И в целом ряде матчей выручал «Спартак».

— В последних контрольных матчах летней предсезонки у вас через раз играли Максименко и Ребров, но все-таки вы сделали выбор в пользу более молодого. Сомнения были?

— В первую очередь я исходил из оценки тренера вратарей. Мы серьезно обсуждали работу голкиперов, в том числе и по их умению читать и понимать всю нашу игру и быть ее частью. На тот период Максименко был готов лучше.

— Не раз в прессе проходила информация, что вы хотели взять в «Спартак» из «Арсенала» Левашова. Это правда?

— Нет.

— Раз уж мы заговорили о вратарях — что происходит с Селиховым?

— Невезение. Травма за травмой. Плюс неудачно была сделана операция, и пришлось ее переделывать. У многих футболистов бывают периоды, когда нужно потерпеть. Никому такого не пожелаешь. Надеюсь, в новом году черная полоса со здоровьем у него прекратится.

Возможно, у Карреры общаться с журналистами получалось лучше. Но я не делаю на этом акцент

— История с Максименко опять же касается ваших взаимоотношений с прессой. Вы разочаровались в журналистах как таковых?

— Не могу сказать, что это разочарование. Просто я убедился в том, что бывают разные журналисты. И не всех представителей вашей профессии можно назвать этим словом, которое ко многому обязывает. В целом же я спокойно отношусь как к критике, нападкам, так и к хорошим отзывам. Сейчас время у нас такое, что многие стремятся обратить на себя внимание негативом. Если же я буду обращать внимание на такие вещи, это будет сказываться на мне и на работе. Поэтому не хочу воспринимать это близко к сердцу.

— Сейчас такое время, когда публичная составляющая в тренерской профессии становится почти такой же важной, как методическая и управленческая. Нужно уметь себя продавать! И Каррера блистательно чувствовал, что и когда надо говорить, чтобы понравиться публике. У вас есть ощущение, что восприятие в публичном пространстве сыграло для вас роковую роль?

— У меня лично — нет. Не знаю, как все выглядело со стороны. Возможно, у Карреры это получалось лучше. Но я как тренер больше склонен работать на футбольном поле, а не рассказывать об этом внешнему миру. Для меня более важна собственно игровая составляющая. И если что-то не получается, я больше думаю о том, как это исправить, чем о том, как преподнести происходящее журналистам. Тем более когда идут некорректные вопросы, на которые не хочу отвечать.

— Тем не менее, видя, какое давление в медиасфере на вас обрушивается, не было желания зимой или летом, допустим, взять краткосрочные курсы ораторского искусства, научиться манипулировать публикой?

— Считаю, что это неправильная постановка вопроса. И вообще, наше интервью, по-моему, переходит в какую-то неконструктивную плоскость.

— Я просто пытаюсь разобраться, что именно не сработало.

— Мне не кажется, что тренер должен постоянно разговаривать с журналистами и нравиться им. Если репортер меня оскорбляет, я в силу воспитания не буду делать то же самое — но уж точно не буду пытаться понравиться ему. Или не отвечу, или отвечу сухо.

— Кстати, манера общения Романцева с прессой в его самые звездные времена не нравился многим журналистам. Как и сэра Алекса Фергюсона.

— Если журналист задает вопросы по делу, по игре, я отвечал максимально подробно и уважительно. Но если в вопросе чувствовался подвох или неуважение, не говоря уже о большем, — мои ответы были совсем другими.

— Ваша спартаковская история заставила многих задуматься о глобальных, философских вопросах. Например, о том, что сейчас, чтобы руководить командой с широкой и агрессивной аудиторией, нужно быть не столько тренером, сколько мачо, альфа-самцом, вождем и харизматиком. А у корректного интеллигентного человека с тихим голосом шансов нет.

— Я так не думаю. Все равно считаю главным то, как тренер воздействует не на болельщиков или журналистов, а на футболистов. Как дает им возможность раскрыться. Как отдают всех себя на сто процентов игре не только физически, но и эмоционально. При этом тренер может быть разным — один спокойным, другой эмоциональным. Успешной тренерской модели поведения не существует.

Все зависит от того, как и во что команда играет. В моем понимании команда должна заводить трибуны, а не наоборот. И не тренер пресс-конференциями. Главное происходит не там, а на поле.

— У вас есть ощущение, что команда как в первом, так и во втором ее виде была за вас? Никого из игроков не подозреваете в том, что вас «сплавляли»?

— Не подозреваю. Если бы такие мысли были, то мне не надо было бы вообще работать. В моем понимании футбол строится в первую очередь на доверии. И не только футбол, но и жизнь. Если ты доверяешь людям, то вы делаете дело вместе. Если не доверяешь — этот игрок либо не будет играть, либо покинет команду.

У меня первый раз в карьере было так, что за 10 месяцев команда осталась без 17 человек. Это очень непросто. Когда я пришел, был один состав. Весной — уже другой. В новый сезон мы входили с третьим. А по его ходу появился четвертый. Создать единую команду с единым мышлением в таких обстоятельствах было очень непросто. Не снимаю с себя ответственности за то, что получилось. Но сразу же построить команду, которая будет постоянно побеждать, было сложно.

— До какой степени эти смены проходили под вашим контролем?

— Как я уже говорил, поменять команду было запланировано уже к моему приходу, и чем быстрее — тем лучше. Вы наверняка читали интервью Цорна, в котором он говорил: клубная политика такова, что нужно было продавать футболистов. И если появлялось предложение, то тут включались финансовые рычаги. Когда клубу было выгодно продать и заработать на игроке, я должен был придерживаться стратегии клуба. Но в любом случае мне давалась возможность принять решение — даю добро или нет.

— По тому же Фернанду в последний день трансферного окна вас спрашивали?

— По каждому игроку спрашивали. Но, когда вырисовывались очень большие суммы, я уже ничего не мог сказать. И, думаю, любой тренер на моем месте был бессилен что-либо сделать.

— Но в случае Луиза Адриану о большой сумме речи не шло.

— Здесь было в чистом виде решение самого Адриану. Но финансовая составляющая тоже была.

— Скинуть из платежки его большую зарплату?

— Да.

— Вы уже заранее четко понимали, что они оба уйдут?

— Нет, это для меня было неожиданно — как по одному, так и по-другому. Нужно было принимать быстрые решения. Но оба были заинтересованы в уходе.

— Потому Фернанду и играл в основе в начале сезона? Если бы вы знали, что уйдет — не играл бы?

— Да.

— Были ли люди, которых продавали без вашего ведома и добра?

— Нет. Я знаю, что такое клубный менеджмент, сам занимался им в «Севастополе». В моем представлении, тренер, приходя в команду, должен понимать, как развивается клуб. И даже когда происходят потери в составе и уходят игроки, которые тебе нужны, ты должен понимать, что это необходимо для клуба, для соблюдения финансового fair play, как в нашем случае. И работать с теми футболистами, которые у тебя есть, ожидая, что команду усилят новички. Сейчас таковы реалии. Это не 90-е, когда тренер сказал «нет», и игрок остался. Теперь это уже не пройдет.

— Но внутренне трудно было смириться с продажей тех же Зе Луиша или Фернанду?

— Конечно, непросто. Но я понимал, почему это происходит. У меня было достаточно работы с теми, кто остался, и я концентрировался на этом.

— Можно было провести аналогичную трансферную кампанию не посреди сезона, а в межсезонье?

— Все можно было. Но получилось так, как получилось. Не хочу это комментировать. Потому что вся клубная перестройка пошла как раз в этот период. Мы должны были разобраться во всем буквально на ходу.

— Я тогда еще писал, что это имеет все шансы лично по вам ударить.

— Я тоже не исключал этого. Тем более когда видел, что с приобретением на вход и на выход мы в силу разных причин не вписываемся. Тогда уже чувствовал, что будет непросто.

— После назначения Цорна вы почувствовали, что отношение к вам руководства клуба стало другим, чем прежде?

— Не буду обсуждать эту тему.

— Есть ли у вас претензии к тандемам менеджеров, с которыми работали — Измайлову и Родионову вначале, Михайлову и Цорну в конце?

— Претензий у меня нет ни к кому. В то время, что я провел в «Спартаке», клуб относился ко мне с поддержкой и пониманием. Возможно, случались рабочие моменты, когда мы с кем-то не так дружелюбно общались и работали, но это — не более чем рабочие моменты. Никогда нельзя добиться результата, иногда не давая возможности кому-то понять, что вещи делаются не так, как требуется.

— До конца ли вы находились в тесном контакте с Леонидом Федуном?

— Да, мы были на постоянной связи по телефону — и встречались регулярно. Он знал, что, как и почему происходило в тренировочном процессе и в играх. Проблем не было. И так происходило до конца.

— С его стороны были просьбы кого-нибудь поставить?

— Нет. Ни разу. Не знаю, как было с другими тренерами, но у меня — никогда.

Мне понравилось, что Бакаев сам попросил 10-й номер

— 19 тренерских смен в «Спартаке» за 16 лет! Это можно считать нормальным, в то время как в том же ЦСКА два тренера за этот же период работали по семь лет каждый?

— Тренеру нужна большая стабильность. Чтобы создать, ему требуется время. Но «Спартак» — особенный клуб, где тренеру дают его минимум. Оно будет, только если он будет постоянно занимать 1-2 места, как это на протяжении многих лет делал уважаемый мною Олег Иванович.

— Вы получили от «Спартака» какую-то компенсацию?

— Клуб выполнил все, что было на этот случай прописано в контракте.

— После отставки не почувствовали вокруг себя какую-то пустоту? Не ощутили, что были интересны большой группе людей не как Олег Кононов, а как главный тренер «Спартака»?

— Вообще нет. Наоборот, после отставки получил очень много звонков и сообщений в поддержку, с пониманием ситуации, в которой оказался.

— Правда ли, что позвонили, в частности, Жиго, Шюррле, Зелимхан Бакаев?

— Не хотел бы конкретизировать — все-таки звонки были личные. Но игроки «Спартака» среди звонивших были, и много. Огромное спасибо и им, и ветеранам красно-белых, и футболистам и руководителям других клубов, которые нашли время, чтобы со мной связаться.

— Олег Романцев с вами не связывался?

— После отставки — нет. Но он всегда поддерживал меня, и я видел это отношение в прессе. За что очень Олегу Ивановичу благодарен. Как и Никите Павловичу Симоняну.

— Старшего Бакаева считаете в какой-то мере своим личным проектом?

— Не могу так сказать. Просто так вышло, что по ходу той предсезонки мне предложили взять Зелимхана в аренду, я согласился — и дал ему возможность почувствовать свою силу. У Бакаева же возникло понимание, что он может расти. С первых же игр он начал хорошо себя проявлять — и дальше работал над собой. Так же и в «Спартаке» — Бакаев вернулся туда с изначальной целью расти.

— Удивило, что он попросил 10-й номер? Смелое решение для человека, только вернувшегося из аренды.

— В какой-то степени удивило. Но, понимая его характер и то, что тем самым он устанавливает перед собой определенную планку, я дал добро. Мне это понравилось.

— Как вам решение Доменико Тедеско перевести Бакаева в центр?

— А я в нескольких играх за «Арсенал» пробовал его в центре. И даже в последней для меня игре «Спартака» с «Оренбургом» также его туда переводил. Да, он может играть на позиции под нападающим, «десяткой» — так же, как и с флангов. Зелимхан способен и обыграть, и завершить, и отдать голевую передачу.

— По-вашему, Бакаев далеко пойдет?

— Надеюсь на это. Но надо продолжать работать над собой — в первую очередь психологически. Все ребята с Кавказа достаточно эмоциональны. И эти эмоции надо направлять в правильное русло. Это получается не всегда.

— У Аяза Гулиева с этим еще сложнее.

— Да, и он сам это понимает. Мы достаточно серьезно нацеливали его, чтобы он следил за собой. Посмотрим, что будет дальше.

— К еще одному выходцу с Кавказа, Резиуану Мирзову, по этой части претензий нет, зато более чем достаточно игровых. Многие считают, что для комбинационной игры, позиционных атак он не подходит. Играет с опущенной головой, не видит партнеров, пытается только обводить и раз за разом утыкается в соперников.

— В «Спартаке» не так легко адаптироваться с первых же матчей. Вспомните, какие игроки приходили в эту команду — как иностранцы, так и россияне. Послушайте, он отыграл всего три месяца, причем пришел в разгар сезона и еще не был функционально готов.

Поэтому надо подождать и посмотреть, как Мирзов отыграет в следующей части сезона — после того, как пройдет с командой полноценные сборы. И только после этого делать выводы. То, что он прошлым летом после очень сильного сезона в «Арсенале» попал в сборную России и даже сыграл за нее, то, что забивал в финале Кубка страны — все это не просто так. Надо дать футболисту возможность доказать, что он не зря попал в «Спартак», не ставить сразу на нем клеймо. Верю, что он себя еще проявит.

— Осенью и зимой широко обсуждалась тема Романа Еременко. Не жалеете, что послушали врачей и поверили, что у него хроническая травма? В «Ростове» в этом сезоне он пропустил только последние четыре матча. А в «Спартаке» человека с таким пасом на любое расстояние так и не появилось.

— В тот период наша медицинская служба сказала о том, что у него есть проблемы. При этом надо было перезаключать контракт с существенным увеличением зарплаты. Врачи не дали добро на это подписание. Я не мог взять на себя роль доктора и сказать: нет, мол, разрешаю, подписывайте. Везде сейчас принцип таков: приход игрока или продление контракта связаны не только с главным тренером.

— Правда, что в свое время вы хотели приобрести Еременко в «Краснодар»?

— Да. Отношусь к нему хорошо, и работалось мне с ним в «Спартаке» вполне нормально.

Вся моя карьера до «Спартака» строилась на «бесковском» футболе. Я был абсолютно искренен

— Справились ли — по крайней мере, сейчас — с пережитым стрессом? В последних матчах многие отмечали, что на вас больно было смотреть.

— Не знаю, как смотрелся со стороны — когда нахожусь в работе, я слежу не за собой, а за игрой. Думаю, что предпринять в той или иной ситуации. Какое у меня при этом выражение лица и как это воспринимается кем-то другим, мне абсолютно безразлично.

Мне хотелось бы расставить некоторые акценты, которые в том числе и некоторые ваши коллеги в период моей работы в «Спартаке» вольно или невольно смещали. Известно, что, когда человек кому-то по тем или иным причинам не нравится, на него смотрят под определенным углом, пытаются приписать ему то, чего нет. Если во время игры он не кричит на футболистов, утверждают, что он не дает команде необходимые эмоции. Если, напротив, бегает вдоль бровки и бешено жестикулирует — сетуют, что он растрачивает энергию попусту, мучает своими криками игроков и не думает, как изменить игру.

— Да, мне это когда-то говорил о моменте своего первого приезда в Англию ваш израильский коллега Авраам Грант.

— А ко мне почему-то приклеили ярлык мягкого человека. С чем никогда не соглашусь ни я, ни футболисты, которые со мной работали. Разве это мягкость — когда для тебя просто не все на одно лицо, когда ты понимаешь, что у каждого есть свой характер, эмоции, психологические нюансы? Когда ты не пытаешься людей переделать и дать им свое мышление, а хочешь найти с каждым точки соприкосновения, чтобы он работал лучше?

— Знаменитый хоккеист Алексей Касатонов как-то сформулиовал мне принцип жестких советских тренеров: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». Заставлять — это не ваше?

— В моем понимании не надо никого заставлять. Я должен игроку объяснить, а он — это понять. И сделать на тренировке то, чего я от него требую. Если это означает «заставить» — хорошо, пусть будет так. Там нет прощения тому, кто делает то, что захочет. А перед игрой ты даешь установку. И если игрок ее не выполняет, ты не можешь никого заставить. Тогда выходит и играет другой.

Я человек не мягкий, а требовательный. Но при этом позитивный. И футбол всегда стремился тоже ставить позитивный, атакующий. Когда-то выбрал путь, который сложен, но творчески интересен — делать игру, и только через нее стремиться к результату. Так же стремился работать и в «Спартаке». Но сейчас такой период, когда тренеру дают мало времени для творчества. Ему нужно любыми способами добиться результата.

«Спартак» — такой клуб, который всегда добивался результата через игру. И сам я в своей карьере, в каждом клубе подходил — и буду подходить в дальнейшем — к футболу именно так. Конечно, ты должен в чем-то меняться, улучшать свою работу во всех аспектах. И этот анализ сейчас происходит, и изменения будут.

— В чем?

— Не могу вам сказать, это личное. Но своему отношению к футболу, к тому, каким путем в нем идти и добиваться успеха, в главном не изменю никогда. Возможно, буду менее откровенен...

— Догадываюсь, о чем вы. На первой пресс-конференции в «Спартаке» вы сказали, что хотите, чтобы ваш «Спартак» играл так, как при Бескове и Романцеве.

— При этом добавил, что с учетом нашего времени. Это что значит? Конечно же, футбол меняется, эволюционирует. Сейчас он быстрее, насыщен прессингом, давлением. Но при этом я хотел бы видеть суть игры, которая была при Бескове и Романцеве — в средний и короткий пас. И футболисты должны понимать, что есть стиль игры, который отличает их от других клубов.

— Вас удивило, что болельщики восприняли это упрощенно — как обещание играть как при Бескове? Многие считают, что это по вам в итоге и срикошетило. Если бы не говорили ничего подобного, не было бы завышенных ожиданий.

— Возможно, они восприняли мои слова именно так. Как вы верно заметили — упрощенно. Но вся моя карьера до «Спартака» сводилась именно к такому футболу! Я всегда подчеркивал и сейчас подчеркну, что вырос на нем! И хотел то, что делал всю свою тренерскую жизнь, перенести в «Спартак». Что в этом плохого? Где тут популизм, в котором меня упрекали? Если бы я в своих предыдущих клубах, как любят выражаться журналисты, ставил «автобус» или делал акцент на длинные передачи, меня можно было бы в этом заподозрить. Но все же видели, во что мои команды играли раньше.

— И, более того, вы еще в бытность главным тренером «Краснодара» говорили мне в интервью, что выросли на футболе Гаврилова и Черенкова.

— Это действительно мой футбол. И он останется моим. Более того, не могу сказать, что перенести его в «Спартак» мне совсем не удалось. У нас были матчи, где мы достаточно хорошо играли.

— Прямо целые матчи — все-таки только прошлой зимой на турнире в Катаре.

— И в чемпионате были отдельные игры, эпизоды, таймы. Возможно, вы этого не видели, но у меня было четкое впечатление, что команда меняется, и она хочет так играть. Мы начинали атаки от вратаря, в связи с чем Максименко начал серьезно смотреться в плане точности игры ногами. Пока многие команды упрощали игру, мы, напротив, начинали ее от вратаря. Не хватало точности исполнения, но то, что «Спартак» стремился так играть, факт очевидный. Если бы еще подкрепление результатом...

— Не жалеете о той своей искренности по части слов о футболе Бескова?

— Абсолютно нет. Я никакой не их заложник. И сказал лишь то, что действительно думаю. Такие слова — это ведь и определенная планка для команды, к которой надо тянуться. И для меня самого. Я старался этому следовать. А требовательность со стороны болельщиков есть всегда — сказал ты им что-то или нет. Отношусь к этому нормально.

— Еще один якобы ваш тезис, который уже в интервью всячески опровергал ваш помощник Сергей Кузнецов, — вы якобы заявили, что поставите фирменный спартаковский футбол за четыре месяца.

— Рассказываю, как было дело. Я выступал на конференции детских тренеров, и меня спросили — не применительно к «Спартаку», а вообще — за сколько ставится атакующая комбинационная игра. В ответ я привел цитату Пепа Гвардьолы, который сказал, что первые четыре месяца вообще говорить не о чем, а эти самые четыре — тот срок, когда уже что-то может начинать вырисовываться.

Но только при соблюдении важнейшего условия — одного и того же состава, к тому же приспособленного к такой игре. Вот что главное, о чем никогда не вспоминали люди, которые обвиняли меня в таком обещании, которого я не давал! Вспомните и нашу с вами беседу в конце прошлого года: и тогда подчеркнул, что четыре месяца — это именно минимум.

Умярова вижу будущим капитаном, потому что он уже в 19 требует не только от себя, но и от партнеров

— За время вашего пребывания в «Спартаке» для меня есть две глобальные загадки. Первая. Вы начали с трех побед с общим счетом 8:2, продолжили отличным турниром в Катаре с тем самым футболом. В марте такой игры не было, но результат был неплох. Первые семь игр — пять побед при двух ничьих. А потом проиграли дерби с ЦСКА, которое должны были выигрывать в первом тайме — и враз «посыпались». Что это было?

— Не могу объяснить. Сыграли роль трамы — Селихова, Жиго, Кутепова, Рассказова. По тому матчу с ЦСКА даже Акинфеев говорил, что «Спартак» играл лучше, и им повезло. Потом проиграли 1:2 «Ростову», когда у нас было достаточно моментов, и арбитра наказали за то, что в концовке не дал стопроцентный пенальти на Мелкадзе. Любой из двух этих матчей мы могли не проиграть. А потом уже был провал в Туле...

— Вы тогда попробовали Айртона справа. Это был неудачный эксперимент?

— Думаю, да. Всю защиту тогда перестроили: Комбаров слева, Айртон справа, в центре из-за травм Жиго и Кутепова дебютировал Гапонов, который провел очень хорошую концовку сезона. И потом мы играли неплохо, за исключением матча последнего тура с «Оренбургом».

— Кстати, сейчас с «Ростовом» вас удивило решение Тедеско сдвинуть Крала назад, а не поставить в оборону Гапонова?

— Не обсуждаю решения тренера. Но, думаю, Тедеско исходил из того, что ранее Крал играл на этой позиции.

— Вернемся ко второй загадке. Уже в новом сезоне после закупки нового состава все вроде пошло на лад. Три победы в чемпионате — «Терек», ЦСКА, «Крылья». Две победы над «Туном», пусть и нервные. Поражения от «Браги» и «Зенита» не были ужасными по содержанию, команда тогда просто «наелась». Но что случилось за время сентябрьского перерыва на матчи сборных?

— Мы не выходили на поле с той заряженностью, которая была в августовских играх. Это было сочетание психологической (прежде всего, после вылета от «Браги») и физической составляющих. Пока был перерыв на сборные, у нас тренировалось 8-10 человек.

Только приехал Крал — и, исходя из его успешной игры за сборную, я сразу поставил его в стартовый состав. А он только начал адаптироваться, провел буквально одну тренировку. Плюс, как я уже говорил, наверное, стоило использовать не две, а одну схему. Мы проигрывали с разницей в один мяч, играли с преимуществом и по моментам, и по ТТД. Но против нас команды действовали от обороны и пользовались нашими ошибками.

— Сколько времени вам потребовалось бы для того, чтобы поставить желаемую игру тому составу, который сформировался к концу летнего трансферного окна?

— Если бы я начал рассуждать такими категориями, это выглядело бы несерьезно. В любом случае могу сказать, что процентов на 70-80 команда укомплектовалась. Да, еще нужны определенные изменения, которые должны ее усилить. Но было бы уже намного легче работать с этим составом, этими игроками, зная, что они никуда не уйдут. Процесс пошел бы быстрее.

— Как вы отнеслись к назначению Тедеско в качестве вашего преемника?

— Не обсуждаю подобных тем — и никогда не буду.

— «Спартак» — в трех очках от зоны стыков и в четырех — от прямого вылета. Есть ли основания его опасаться?

— Абсолютно нет. Те же три очка — до шестого места. Надо смотреть вверх таблицы, а не вниз. Верю в то, что ребята будут дальше развиваться. Они молодые, перспективные и, верю, справятся.

— Правильный ли, по-вашему, выбран путь с явным акцентом на молодых футболистов?

— С точки зрения перспективы — правильный. Сейчас клуб должен смотреть на финансовую составляющую и, покупая футболистов, понимать, что в дальнейшем должен его как минимум без потерь продать. В этом плане сейчас у «Спартака» идет выравнивание ситуации.

— В одном из разговоров не для печати — сейчас уже нет смысла этого скрывать — вы говорили мне, что считаете Наиля Умярова будущим капитаном «Спартака». Не просто игроком, а капитаном! Но при этом в стартовый состав его почти не ставили. Пришел Тедеско — и начал ставить постоянно. Вы же предпочитали Гулиева.

— Все зависит как от работы на тренировках, так и от состояния игрока на конкретный период. По работе, отдаче проблем не было. Но имелись микротравмы, недовосстановление. Я видел его основным футболистом, который может конкурировать с любым игроком средней линии, будь то Зобнин, Гулиев или пришедший Крал.

Но к молодым игрокам, считаю, нужно относиться очень осторожно. Ни в коем случае не дать им физически или психологически переутомиться. В 18-20 лет очень легко потерять футболиста. У них еще нет той функциональной и эмоционально-психологической базы, которая может долго держаться. Она только формируется.

Я постоянно подходил к Умярову и говорил о том, что его время еще придет. Частичное игровое время ему давал. А тому, что Тедеско доверил ему больше, я только рад. Значит, на этот период он уже был готов играть.

— Почему вы видите Наиля именно капитаном?

— Он хорошо работает и не просто полностью отдает себя тренировочному процессу, но и в свои 19 лет требует и от партнеров полной концентрации внимания. Это сразу же привлекает внимание тренера. Когда они зимой пришли с Глушенковым, я их взял на сборы просто посмотреть. Но именно этим качеством он произвел на меня сильное первое впечатление. Такое отношение к тренировкам и к каждому эпизоду очень приятно. Время показывает, что это впечатление было правильным.

Чтобы прибавили тот же Глушенков или Игнатов, нужно время. Конечно, им нужно играть, чтобы двигаться вперед. Думаю, многое зависит от них, от их понимания, что их время еще не пришло. Надо зарабатывать его в тех матчах, которые им дают в ФНЛ. Должна быть большая работа над собой. И когда тебе в игре за основу дают даже две или пять минут, ты должен чем-то заставить тренера почувствовать, что растешь.

XG для меня — показатель во многом надуманный

— В начале сезона «Спартак» забивал много голов со стандартов, благодаря чему Жиго даже стал его лучшим снайпером. При Тедеско — ноль голов с угловых и штрафных в семи матчах, несмотря на 38 корнеров. Этому может быть логическое объяснение?

— Мы работали над стандартными положениями. Не знаю, как команда тренируется сейчас, поэтому не имею права судить. Прежде — и так же было в начале моего пребывания в «Спартаке» — команда за день до домашнего матча заезжала на сбор в пятизвездный отель на Ленинградском шоссе, минутах в 30-40 езды от стадиона с учетом пробок.

Но я изменил эту практику, и мы стали заезжать в маленький частный трехзвездный отель в четырех минутах от стадиона. Это, может быть, снизило уровень комфорта, зато прямо утром в дни игр была тренировка, посвященная стандартам. Возможно, такая концентрация на этом компоненте позволила нам добиться прогресса.

— При Тедеско у «Спартака» достаточно сильно вырос показатель xG, но в голы и результат это не воплотилось. Насколько серьезно вы относитесь к этому модному индексу ожидаемых голов?

— Цифры могут показывать одно, а игра и счет — совсем другое. Визуально всегда видно, в какой футбол играет команда. Эти показатели дают определенную пищу для размышлений, но не нужно придавать им сверхъестественное значение. Я смотрю ограниченное их число.

— Задам вопрос в лоб: на ваш взгляд, xG — надуманная или реально важная вещь?

— Для меня как тренера — надуманная. Они больше интересуют журналистов. Сейчас обсчитывается все, и даже противоположные теории можно одинаково убедительно обосновать этими цифрами. Лично для меня важны другие показатели — в частности, количество передач, в том числе точных, интенсивность и скорость работы футболистов на протяжении всей игры; число спринтов и рывков.

— Год назад спрашивал вас, не было ли идеи позвать в тренерский штаб популярнейшего среди болельщиков «Спартака» Андрея Тихонова, у которого уже есть приличный опыт работы главным тренером. Вы ответили, что он и есть главный тренер. Сейчас не сожалеете, что не усилили им вашу команду?

— Андрей — замечательный человек и тренер. У нас с ним прекрасные отношения, и уверен, что скоро он возглавит хороший клуб и будет добиваться с ним результата. Повторяю: он — уже главный тренер. А в «Краснодаре» мы вместе работали прекрасно, но это было другое время. Мне нравится, что он хочет строить игру. Где-то это получалось, где-то нет, но такое стремление было видно сразу.

— Долгое время казалось, что одним из воплощений спартаковского футбола на поле должен стать Джано. Что помешало ему выйти на новый уровень? Талант-то большой. Был.

— Полагаю, у него многое еще впереди. У него сохранились очень хорошие качества как у игрока атаки, и я видел, как он работал в этот период. Он очень хотел доказать, что хорош! И Джано еще совсем не стар — ему всего 27 лет. Он рано начал играть, потом получил серьезную травму. У меня есть такое наблюдение — футболисты из России и ближнего зарубежья позже взрослеют, набираются опыта, начинают задумываться, что годы уходят и надо с собой что-то делать. И лишь после 27-28 к ним приходит новый уровень понимания, как надо работать, и они начинают раскрываться в полной мере. Думаю, Джано — один из таких. Он очень любит футбол. Не знаю, в какой команде, но, думаю, он еще себя покажет.

— Но вы ожидали от него большего? Вашему-то стилю он соответствует.

— Конечно, я ожидал, что Джано будет той «десяткой», которая принесет пользу команде. Но я видел у него изменения в плане работы над собой, и они должны дать плоды.

— Да, особенно в известной «бодаловке» с Мельгарехо.

— Это футбол, в нем все может быть. По этому эпизоду нельзя судить, что в коллективе происходит что-то не то. Тем более что в тот момент команда проигрывала «Зениту», играя в большинстве, на поле была нервозная обстановка. Насколько слышал, они оба извинились перед командой, пожали друг другу руки. Главное — не сам эпизод, а чем он закончился.

— При вас на тренировках Джано и Мельгарехо чем-то подобным отличались?

— Нет.

Если спустя годы еще раз предложат поработать в «Спартаке» — пойду!

— Вы приняли «Спартак» на 9-м месте и на нем же спустя 11 месяцев отдали. Какие выводы это позволяет сделать?

— Это журналистское сравнение. В нем не учитываются те изменения, которые происходили за это время в нашем составе. В любом случае, разговаривая в начале нынешнего сезона вместе с руководством с болельщиками, я подчеркивал, что команда новая, и ждать сиюминутных результатов от нее не стоит. Ничего не бывает в одно мгновение. Тогда они отнеслись к этим словам с пониманием. Даже после «Тамбова». Но...

Что касается тренерских отставок — кто мог представить в конце прошлого сезона, когда «Тоттенхэм» вышел в финал Лиги чемпионов, что через несколько месяцев Почеттино проиграет 2:7 «Баварии», и его уволят? И что также уволят из мюнхенского клуба Ковача, тренера-победителя этого самого матча? Раньше давали больше времени, чтобы сделать команду, сейчас все очень завязано на текущем результате. Поэтому настраивать себя нужно на то, что с глобальным изменением всего футбола и отношения к нему будет именно так. К этому надо быть готовым. Футбол сейчас — это и политика, и взаимоотношения с болельщиками, фанатами. Со всеми надо искать общий язык. Но, повторяю, не теряя при этом себя.

— Готовы ли вы уже к новой тренерской работе?

— Конечно, готов.

— В другие клубы и страны набираться опыта куда-то поедете?

— Все зависит от договоренностей, в процессе достижения которых сейчас как раз нахожусь. Речь идет о пятерке топ-чемпионатов и Голландии. Всегда езжу по клубам, которые в большей степени подходят моему видению игры, присутствую на тренировках и играх, разговариваю с тренерами, смотрю молодежные составы. В больших клубах проще, там под стиль и видение футбола можно целенаправленно подобрать игроков. Но мало кто может себе это позволить.

— Как бы вы сформулировали главные уроки своего пребывания в «Спартаке»?

— Во-первых, я продолжаю верить в ту работу, которую начинал, делаю и буду делать. Не отступлюсь от того, как вижу футбол. Да, может, иначе буду смотреть на некоторые вещи в нем, с которыми раньше категорически не соглашался. У меня есть направление, но его нужно модернизировать под достижение результата. Еще один урок заключается в том, что футбол — это не только борьба на поле. Сейчас появилось очень много внефутбольных составляющих. И мне придется их учитывать. Над этим тоже нужно будет работать.

В «Спартаке» было очень интересно работать. Я навсегда сохраню благодарность ко многим людям в нем — игрокам, тренерам, руководителям, персоналу команды, работникам базы в Тарасовке и «Открытие Арены», которые мне всегда помогали. Но надо понимать, что вся жизнь не может складываться только из радужных впечатлений, в ней бывает и белое, и черное. Я получил большой опыт, и он со мной останется.

Повторяю: абсолютно не считаю, что у меня что-то кардинально не получилось. Допускаю, что это в моем воображении, а другие видят иное. Потому что люди смотрят на футбол только через призму результата. Я пришел в «Спартак» в очень тяжелое для него во всех аспектах время и сделал ту работу, которую считал необходимой. Сделал, не изменяя себе.

187
  • SроrtХрrеssNiсk

    Ржунимагу. Как точно! Спасибо!

    13.01.2020

  • SроrtХрrеssNiсk

    Неправильно ты читаешь современный СЭ. Сначала нужно оценить объем, а уж потом приниматься за чтение. Иначе возможны физические эффекты.

    13.01.2020

  • АйЯЯйКиН-СССР

    Так значит это успех был, товарищ тренер??? Ни стыда ни совести...

    12.01.2020

  • kotofeyivan

    навсегда дурачком останется

    11.01.2020

  • igornet

    Все эти слова - пустое сотрясение воздуха! В спорте главное - результат! А провалил, не провалил, это все из серии "после драки..." А впрочем все одно: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет!" Вспомним печальную судьбу царя Спартака...

    11.01.2020

  • RUMPELPUTLER

    На хамство отвечу тупостью и упрямо не признаю очевидное. Да уж тренерская карьера подошла к концу очевидно.

    10.01.2020

  • Бен Ричардс

    Для того, чтобы понять провалил ли тренер работу надо сравнить команду в момент его прихода и ухода. Кононов пришел в укомплектованную неиграющую команду, а ушел через год из полностью разукомплектованной, разобранной и неиграющей. Как можно соглашаться продавать системообразующих игроков даже за хорошие деньги, не получая им адекватной замены? "Спартак" ведь не живет за счет продажи игроков. Но Кононов этого не понял.

    29.12.2019

  • Pele Peleevich

    В советском футболе было два великих, добившихся больших успехов со своими командами, но совершенно полярных по характеру и видению футбола, тренера - Михаил Иосифович Якушин и Борис Андреевич Аркадьев, светлая им память! Горжусь знакомством с обоими. Так вот, "Михей" был властный, харизматичный, жесткий (до перебора, мог и в репу дать в случае чего), а Борис Андреевич, наоборот - был интеллигентен, высококультурен, фантастически эрудирован и даже мягок в отношениях с футболистами. Не редко, они садились ему на шею, а порой, вообще вели себя по хамски. Но, при этом и тот, и другой работали с такими клубами, как Динамо М и Динамо Тб., ЦСКА, сборная СССР и долгие годы соперничали друг с другом за победу в чемпионате СССР. Так что, мягкость характера и доброе отношение к футболистам - не показатель слабости тренера.

    28.12.2019

  • kpACAB4ik

    Олег Георгиевич спасибо! Ведь реально если на все посмотреть, то в момент когда вы были главным тренером команда победила на турнире который был впервые в истории - "Кубок Матч!Премьер 2019". А также и золотая фраза уместна - Москва не сразу строилась! Ну и правильно было сказано про, то, что нужно поддерживать команду в любой ситуации. Ведь били моменты когда были провалы у тренеров Романцев (золотой тренер), Черчесов (легенда ЧМ), Карпин, Аленичев (мировая легенда ЛЧ и ЛЕ победы). Хотя люди легенды

    28.12.2019

  • Басист

    ИгрьЯклич такой мастерюга, что даже интервью с мегаконструктивным Кононовым умудрился загнать в неконструктивную плоскость.

    28.12.2019

  • Кадыркулов-легенда ЦСКА!

    Удачи Олегу! Жаль не получилось, во многом благодаря дикарям из фан зоны, глядишь при терпении команда бы заиграла

    27.12.2019

  • igornet

    Как Вы яхту назовете... Так она и поплывет!

    27.12.2019

  • Снежана Солнышкина

    я в футболе лучше тебя разбираюсь, диванный эксперт. компренде?

    27.12.2019

  • glory65

    Кононов грамотный специалист, но скорее преподаватель, а не тренер. Мыслит он правильно, и умеет говорить и уговорить. Возможно у него бы получилось возглавить футбольную академию. Там его способности точно будут востребованы.

    27.12.2019

  • Самир Ротманн

    Тому, кто вот ЭТО в Спартак пригласил тоже неплохо бы интервью дать. С объяснением своего галлюциногенного поступка. Ждём А.Федуна в студии.

    27.12.2019

  • Странник-777

    Чторбы там не говорили, а Кононов квалифицированный1 тренер. Жаль, что он попал в эту "мясорубку". И это не намек на на мясо, а намек на то, что сложилось вокруг Спартака и в самом Спартаке (особенно в среде оголтелых фанатов) последние два года. Ну и с периодом обновления состава ему, конечно, не повезло. Убрали почти всех основных игроков - а результат требовали самый высокий... Остается пожелать ему успехов в будущем клубе. Без работы он точно не останется. Таких вдумчивых тренеров по пальцам можно пересчитать...

    27.12.2019

  • в небольшом усилении? Да этот составчик набранный цорном просто в голос кричит ПРОДАЙ меня! Возможно только Крал годный, да и то переплачен-перепилен что страшно подумать сколько можно было хороших Норманов-Шомуродовых подписать

    27.12.2019

  • публику не обманешь? Серьезна? Соседняя СТРАНА полностью зомбирована, а тут какая-то фратрия, которая совесть даавно уж продала адвокатам шмарченки

    27.12.2019

  • ВСЁ зло от фидауна, а тсорн - пророк его!

    27.12.2019

  • Igor1982

    ага. и деградации в российском футболе тоже нет. знакомая песня

    27.12.2019

  • Ganimed77

    Олега...Все знают,что ты свою работу в Спартаке не провалил:blush:Ты поднял команду почти в космос....И только заговоры,интриги,расследования,помешали тебе всё довести до кондейки:frowning2:?Их нуна Всех наказать,называй ФИО всех,будем кумекать,как это сделать:grin:

    26.12.2019

  • vadgern

    Лузер он и в Африке лузер.Опять сплошное нытье в попытке себя оправдать.

    26.12.2019

  • Сергей Никитин

    Кононов, конечно фигура мало привлекательная, не любил его и в Краснодаре, в Туле -так -сяк, ну а в Спартаке - это полное фиаско.!! Но, с трудом, но осилил , его интервью. И даже что то вроде симпатиии , к нему появилось. В принципе, наверное неплохой мужик, не далекий и не харизматичный, это уж точно, но это ведь не очень большой порок. Так что даже пожалел его, удачи ему, но Спартак - не для него!! Пусть это поймет и не делает больше ошибок. Не хрена жениться на мисс Вселенная, если в кармане и голове пусто- пусто. только всех насмешишь и себе больно сделаешь.

    26.12.2019

  • Ganimed77

    Конон...Меня из за тебя в тысячный раз забанили,за ТО,что высказался по ТЕМЕ:sunglasses:Тебя в Спартаке и НЕ БЫЛО,тебе это приснилось,не давай больше никаких вьюшек,Убожество:rage:Просто не хочу ставить слова на буковку П....,а они тебе подходят КАК РАЗ:blush:

    26.12.2019

  • GeoMaS

    Обычно в таких случаях говорят, что работу пусть оценивают специалисты, со стороны виднее, а не оправдываются.

    26.12.2019

  • Hitman

    А я прокручиваю ЛКМ нажимаю на полосе прокрутки слева)))

    26.12.2019

  • Совсем не провалил, а уволили за то, что команда слишком уж хорошо играла.

    26.12.2019

  • Пэр

    Все же Кононов стал настоящим спартаковцем, я б даже сказал, легендой Спартака!!! Всей секте читать и вразумлять сие вью!

    26.12.2019

  • Жорик Вартанов

    Лучше коменты торкнутого Гаттузо читать чем вью мямли

    26.12.2019

  • Рифмоплёт Ermak-Rasputin

    Звиняйте - погорячимши! Канеша же клуп ентот мужескага полу: свинарник тоись.

    26.12.2019

  • АндрейЕвгеньевич

    Насколько помню, Цорн собрался избавимться от Джано! Не зря же его в аренду пристраивали. Другое дело, что такое "счастье" мало кому нужно...

    26.12.2019

  • NUiZACHEMBAN

    "Я не провалил все, мне просто не купили Месси и Роналду. А Айртон и Тиль второсортные игроки".

    26.12.2019

  • forza

    "...задача была такая, что я должен был продолжать линию Карреры по омоложению «Спартака»". А Каррера её, эту линию, продолжить не мог что ли? К чему за кого-то продолжать, если это уже начали делать? Ладно бы что-то новое, а то ведь то, что уже начато и за что якобы и отправлен в отставку штаб Массимо.

    26.12.2019

  • Охотник на свинорылых

    Пиджак дождется, что его насадят на меч статуи гладиатора у стадиона и сожгут до тла

    26.12.2019

  • бертран

    Ты то чего сюда лезешь ?

    26.12.2019

  • Бура Шалаганов

    Работа тренером в Спартаке похожа на работу сапёра,раз ошибся и ты уже не в теме.

    26.12.2019

  • zeka77

    более выгодном положении. Не за что не отвечает

    26.12.2019

  • zeka77

    В той ситуации, в которой пришел Кононов, нужно было приходить без обязательств. А такой приход не устраивалвладельцев Спартака. Считаю, что Кононов стал заложником своих обязательств..... Тот же Телеско в бо

    26.12.2019

  • Mariod Black List

    Конов весь мир за тебя! Вернись! Ты лучшее, что случилось в нашем футболе. Спасибо за Вашу работу Олег Георгич! Жаль, что не дали все доделать:joy::joy::joy::joy::joy: Не много остовалось! Еще четыре месяца и фсио, Спартак лучший клуб мира!

    26.12.2019

  • Моя собака-то. Захочу - пну, а захочу - хвост отрежу.

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    ))+++++))

    26.12.2019

  • Отжогин

    В "Спартаке" не провалиться можно лишь по стечению обстоятельств (как это, например, произошло с Каррерой). Но недолго сей музыке играть. Поэтому Кононов выдал не лучше и не хуже всех предыдущих. Без учета романцевского периода, который протекал в иных футбольных условиях.

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Ахрама не трожь.Грех это.))

    26.12.2019

  • UrodbI (Pa3baHeH Docpo4Ho).

    омг... скока букаф...

    26.12.2019

  • Дичь какая-то

    кажется я сломал колесико мыши... рабинер, ты изверг

    26.12.2019

  • Чаще да. Молодые хрюши всегда голодны. А если пятачок воротят, я своей собаке Ахрамке отдаю. Ему все равно, все обсосет.

    26.12.2019

  • ворчун

    как и не было крмментария... молодцы топите дальше быстрее свой клуб утопите...

    26.12.2019

  • volish17

    Ему накупили игроков, а он не смог поставить игру и сделать команду мечты . Но любит нести бред в оправдания , его язык, его враг ..

    26.12.2019

  • ворчун

    Эх Олег ты так и не понял что им нужно всё и сразу как в сказке всё другое секте не подходит...

    26.12.2019

  • Борис Игоревич

    Да уж , понимание в футболе -суть оперирование такими понятиями как "в принципе" , "в общем" , "может" , "в дальнейшем" , "когда нибудь". :wink: А на деле -подвал таблицы и очередные миллионы на ветер. :stuck_out_tongue_winking_eye:

    26.12.2019

  • Пэр

    Пора фратрии уразумить, что Клопы и Гвардиолы с Маурами к ним ни ногой, и такие Кононовы для них космос!!! Теперь довольствуйтесь джокером шутом))

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Что будет " в дальнейшем" ,ни кто не знает,даже ты.)) А по факту 10 ое место.От этого люди и отталкиваются,в оценке.

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Свиньям скармливаете?))

    26.12.2019

  • Со скалы сбрасывают, но клевать мы их брезгуем. Горные Орлы всякой падалью не питаются.

    26.12.2019

  • Пэр

    Кононов самый лучший тренер за всю современную историю Спартака. Рыбак как типичная кб с винья, предал его, не поддержал. Прав был Карера, када набуй алканавта послал с пастбище.

    26.12.2019

  • бертран

    Я вот не понимаю этих подколок. Крал, любому кто понимает в футболе, в принципе находка для Спартака. У него неплохая голова , способен в дальнейшем выжигать в отборах и много двигаться-типичный опорник , на котором можно строить полузащиту. С Тилем сложней пока.

    26.12.2019

  • resifi

    Много букфф! Не осилил!:zany_face:

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Говорят таких как он на Кавказе со скалы сбрасывают.И их остатки склывают Горные Орлы.Нет?))

    26.12.2019

  • Dmitry Chernov

    надо играть без болельщиков спартаку уже давно, вред от них один

    26.12.2019

  • Борис Игоревич

    Что ж , подождем . Можеь это случится до его аренды в Градец Кралове за 20 копеек :stuck_out_tongue_closed_eyes::stuck_out_tongue_closed_eyes:

    26.12.2019

  • бертран

    Огорчен тем, что он так и не признал своих ошибок. Впрочем это только подтверждает его недостатки. Тем не менее удачи Олегу Георгиевичу в дальнейшей работе и здоровья.

    26.12.2019

  • Конченый лох.

    26.12.2019

  • Бо

    Судя по интервью возникает мысль, что где-то оставлен багаж. Интересно, нашел его Тедеско, или нет ?

    26.12.2019

  • Константин Эдуардович

    " ...а перевёл Спартак на новый, доселе не изведанный ,уровень!"(с)

    26.12.2019

  • бертран

    Переплачено за Тиля, хотя я все надеюсь что он все-таки освоится на правильно подобранной позиции. А Крал через время окупит себя, его рост очевиден.

    26.12.2019

  • Олег Кононов: «Свою работу в «Спартаке» я не провалил» результаты говорят об обратном. Либо корреспондент СЭ придумал некорректный заголовок, не отражающий суть статьи.

    26.12.2019

  • бертран

    ..потратил немалые деньги, а тем кто рвется в Спартак порулить тем более., потому им нужно чтоб Тедеско провалился.

    26.12.2019

  • бертран

    Привет. Не буду говорить о других клубах, но Спартака подводит плохая работа с кадрами. Уму непостижимо, как тот же Ананидзе сидел на такой зарплате в Спартаке 10 лет, не принося никакой ощутимой пользы к-де, плюс еще не обладая физическим потенциалом в принципе, что играть в такой к-де кака Спартак. И подобных нахлебников в Спартаке хватало в последние годы. У нас просто не было в клубе босса по спортивной составляющей, который был бы способен жестко решить кто не нужен, а кто наоборот нужен команде. Способен ли на это Цорн, у меня есть сомнения на этот счет. То что он будет полезен клубу в организационных вопросах, в принципе у меня сомнений нет, но вот именно селекция боюсь не его конек. Сейчас не всем выгодно говорить, что Спартак нуждается в небольшом, но качественном усилении. Цорну потому что нужно признать свои летние ошибки, на которые он

    26.12.2019

  • fedland

    Олежа, конечно ты свою работу в Спартаке не провалил. Ты её прохрюкал...

    26.12.2019

  • Борис Игоревич

    Маэстро раби собирает сбитых летчиков , интересуется- как падолось , как горелось в кабине- не слишком ли жарко ? Комфортно ли долбанулся о землю , достаточно ли гармонично хрустели сломанные кости ? :hugging::hugging: Подобной чушью рабизеленкины и забивают информпространство желтых страниц - не первый год , ибо " бывший тренер вяликих , а ныне унылое и сбитое"- это уже целый класс тренеришек :stuck_out_tongue_closed_eyes: В статейке можно выделить самый эпический самострел аутиста - про покупку Крала. Народники переплатили тут минимум в 5 раз , а аутист , понимая это , тут же соскочил на тему "я не я и лошадь не моя" :kissing_closed_eyes: Вот он -уровень информативности подобных поточных публикаций. Куча абстракций , а как до конкретики- уход в кусты. Фирменный стиль рабинеров :relieved:

    26.12.2019

  • karera777

    лучше война и мир читать, такое унылое интервью извините я тоже несмог дочитать

    26.12.2019

  • tam

    противно слушать двух ?андонов!

    26.12.2019

  • Игорь Львов

    Да может он и как тренер и как человек нормальный, но не с его характером Спартак тренировать! Просто мужик поплыл как пена! Раньше его убирать надо было! А так не без его участия сезон провален в глушняк! И как бы вообще в ФНЛ не сигануть! Потому как то, что сейчас у бровки за Спартак прыгает тоже чё то оптимизма не внушает! :)

    26.12.2019

  • nedva

    Как был тренером "ни рыба, ни мясо", таким же и в интервью остался. Последние абзацы уже через строчку читал.

    26.12.2019

  • sergey stepanov

    Пока ползунок крутил до комментов рука устала. Читать люблю, но ни автор, ни персонаж, для меня не интересны. Зашёл только сказать, что свою работу и до него никто не проваливал и он тоже, и даже нынешний верной дорогой идёт. Все успешно ведут команду, где ей давно место с 2003 года!

    26.12.2019

  • Александр 7

    Любому настоящему мастеру дают материал разного уровня стоимости и он из него делает творение, будь то отделочник помещений или тренер. Кононову дали не плохой готовый материал для РПЛ, даже дорогой и хороший, но он не смог с него что- то дельное даже слепить на время, не говоря уже об окончательном творении, где команда бежит и играет. Кононов не провалил работу, он не знал как вообще её делать в "Спартаке"...Побыл в роли шабашника временного, но не профессионала...Сейчас новый цыганский шабашник пожаловал на смену старому.

    26.12.2019

  • Ростислав Хаит

    Вот таким ты нам и запомнишься, Алежек, как на этом фото - тренер мямля, совершенно не знающий что делать, с вечно разведёнными руками и недоумённым выражением лица.

    26.12.2019

  • ОЛЕГОГО

    Теперь книгу с Раби-"Как то так, я просрал Спартак".

    26.12.2019

  • Berkut-7

    Если это не провал был, я боюсь представить какой стандарт провала тогда у него, наверно прекращение существования клуба.

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Как тебя до сих пор не взяли?))) Может дело в трезубце? Знак политически сильно не выдержанный.С ним только в Динамо Кыев.)))

    26.12.2019

  • abs68

    Чем дальше тем глубже, Был Каррера не дали завершить сезон и начать поиски нового тренера, взяли Кононова, теперь Тодеско, но не отчайвайтесь - после прийду Я - как узнал что румына взяли сразу письмо сел писать - Федуну, приложил все свои достижения из ФИФА и Футбольного Менеджера, нарезки Спартака 90-х, мол историю знаю, и новационную тактику отправил - назвал её "Трезубец Гладиатора", намекая что это только одна из возможных, а у меня их 1000-и, зп написал много не надо 200т.р., наверняка там уже задумались, что поспешили с назначением, не рассмотрев все кандидатуры.

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    А так то,повторюсь.Спартаку нужен тренер ....,только активный.Что бы они,игроки,боялись в раздевалку заходить.И желательно глухой.И без знания русского языка.(Романцев потерпит))))

    26.12.2019

  • blue-white!

    Рабинович, как всегда слишком много букаф! Лучше комменты почитать...

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Конгениально.Ждем продолжения.Со стороны здорово читается.))

    26.12.2019

  • blue-white!

    Ещё как провалил! Нужно было секту в ФНЛ отправить, а тебя убрали! Теперь на эту роль приглашён румын! Тедеску, верим! (Цорн и Ко)

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Все дело в борще.Или желуди не свежие?))

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    "У меня в центурии нет расовой дискриминации. Мне плевать на нумидийцев, на даков, на фракийцев и на галлов. Вы все - одинаково никчемны". Центурион Хартман

    26.12.2019

  • Да как вы не поймете,что дело не в тренере!!!!

    26.12.2019

  • DimaRu

    Рабинер обслуживает "спартаковский дух" (Аленичев, Кононов, вот это вот всё, "своих" так сказать за тарасовским борщом), Каррера для него чужак и враг. Да и вряд ли Каррера бы согласился дать этому господину интервью (он дал его С.Егорову).

    26.12.2019

  • nies

    если б не провалил, работал бы сейчас в спартаке

    26.12.2019

  • Раби решил бабла срубить к НГ

    26.12.2019

  • Пэр

    Быдлофанатов спихнули талантливого тренера, тем самым убиы бесковский футбол. Прав Запашный! Прав...

    26.12.2019

  • Александр Давыдов

    Посмотрел размер статьи, прочитал название и дальше не стал, один заголовок говорит сам за себя... Отработал на "пятерку" просто. Только для конкурентов.

    26.12.2019

  • lvb

    Приветы.Удалил бы ты это..Не смешно ни разу,скорее напоминает..перлы от Капитана Очевидность.Сорри,но со стороны виднее)

    26.12.2019

  • lvb

    Таки почитал..Повеяло какой-то затхлостью и выглядело нудновато.Зато информативно. Только один вопрос..На который Кононов ТОЧНО не захотел отвечать)). Дело в том что примерно так,потеряв игру в короткий и средний быстрый пас,и играл ФК СМ еще с сезона 12/13.. Почему Кононову не удалось БЫСТРО за те же ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ 4 месяца привить такую игру для ФК СМ( ту запись с его рассказом,лекция,я прослущал,хотя было так же нудновато).?. Кононов прав,,цитата от Пепа-точная.. А Кононову за ДВА(2,Карл!) месяца..удалось поставить сходную игру в "Краснодаре".Значит все же могет)) А почему в ФК СМ не смог? Перемены в составе не катят..У Бескова в период зима 76\77-78/79..игроки менялись регулярно.Но игра сохранялась.На мой взгляд дело в том,что набор игроков ФК СМ,при Кононове,был НЕ способен играть в пас..Он был неплох при контрах.И у игроков не было желания осваивать игру в пас.Зачем это нужно,и так бабло на карту падает.Ныне ничего не изменилось.Тупик? Не знаю)

    26.12.2019

  • Остров заячий

    У твоих родителей есть живые дети? - Тэд, так точно, Тэд! - Спорим, что они об этом жалеют! Ты такой урод, хоть сейчас на выставку в стиле «модерн»! Как тебя зовут, кривоногий ? - Мирзов Ризиуан,Тэд! - Ризиуан? Какой ещё Ризиуан, кабардино - балкарский? - Тэд , так точно , Тэд ! - Имя похоже на королевское! Ты из королей? - Тэд , никак нет,Тэд ! - Мне не нравится имя Ризиуан, Ризиуанами зовут либо пидоров, либо матросов! Отныне ты – вингер Куча Мирзы! - Тэд, так точно, Тэд !

    26.12.2019

  • Рабинер за Зенит

    еле домотал до комментариев

    26.12.2019

  • KlimA

    19 тренерских смен за 16 лет..вот где тут спартачи поищите..

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    А когда нибудь будут его вспоминать,вздыхать,и говорить-"А при нем мы 5 ое место занимали.)))

    26.12.2019

  • GOSHA GOSHA

    мне кажется после ухода Массяне остались только руины. А после ухода Кононова ничего не изменилось. Команда обновляется. Топчется на одном месте. Замена тренера ничего нового не дала. И это Тедеско с которым Шальке - 04 занял 2 место в бундесе. Так что Кононов был не плох.

    26.12.2019

  • shpasic

    ОИК - это оскароносный ИгрьЯклич каррероненавистник?

    26.12.2019

  • NapoliFC

    Каррера тренер, а Тедеска с Пиджаком физруки. Точнее Тедеско вообще похож на мальчика которого первый раз за руль серьезного авто посадили.

    26.12.2019

  • GOSHA GOSHA

    Я читал долго, но с перерывами. Видно ОИК отошел от стресса. Понял что ему не дали бы добиться результата. Долго рассуждает от всяком несерьезном. Интервью не о чем. Поддерживает Жано и Мельгерехо. Не понял что именно они заложники его провала. Ушел, но и хорошо. После Тедеско придет Тихонов или Парфенов или Евсеев. Ждем начала конца сезона. Всех с наступающим, друзья. Верю 2020 принесет нам успехов и радостей.

    26.12.2019

  • Rais Zh

    Кто будет следующей жертвой Кононова из топ 5 клубов? Какой-то результат в Краснодаре был достигнут при наличии в штабе Андрея Тихонова, в Арсенале Черевченко не дал развалить игру команды.

    26.12.2019

  • b119

    Каждый выбирает по себе, кому-то симпатичен Каррера, кому-то Кононов.

    26.12.2019

  • esheg

    "— Я сказала, отвечай — да или нет! На простой вопрос всегда можно ответить «да» или «нет», по-моему, это не трудно! — завопила фрекен Бок." Ну и далее по тексту. См. ниже.

    26.12.2019

  • freud-2

    Все перечисленные вами тренеры дают с првинциальными командами топ-результаты по сравнению со столичным мега-клубом Спартак.Истерика в Спартаке будет всегда и идущий туда тренер должен это знать и Олег это знал.

    26.12.2019

  • Telesik

    Единственный , кто не обделался в Спартаке , это был Каррера! Остальные все наложили в штанишки и были уволены. И еще , что помимо результатов повлияло на увольнение , это то что он реально мямля.

    26.12.2019

  • Sem Joel Viera

    Олег Георгиевич слишком порядочный и интелегентный человек для этой профессии , слишком многие воспринимают это как его слабость . Тренер должен быть жёстким , безкомпромисным , не боятся принимать не популярные решения , резать по живому

    26.12.2019

  • esheg

    У Гончаренко пока нет результата. Ну такого результата. Результативного. У Мусаева. У Евсеева -- Черевченко -- Парфёнова в результатах в аккурат победа над Спартаком. Справедливости ради надо отметить, что вокруг этих тренеров и возглавляемых ими команд такой долгоиграющей, столь бестолковой, бессмысленной и беспощадной истерики тоже нет.

    26.12.2019

  • esheg

    Скучно. От скуки начал считать в ответах фразы типа "не могу сказать", "не хочу обсуждать", "неправильная постановка вопроса", насчитал восемь штук -- и бросил. А впереди ещё половина интервью. Тоскливое какое-то интервью. Беспросветное. Бесперспективное. Тоскливо. Под стать погоде. Неужели под Новый год не нашлось более позитивного материала?

    26.12.2019

  • ПравдаРуб

    Дно будет выше по итогам чемпионата у нас совсем всё плохо.

    26.12.2019

  • freud-2

    Длинное , пресное , совершенно не интересное интервью в стиле раннего Раби.Кононов скушный человек.Харизмы нет.Такое впечатление, что в эмиграции готовился к этому оправдательному интервью.И все вопросы Раби какие-то рутитинные, пустые.Хотя и вопросы и ответы должны сводиться к одному: тренер_это РЕЗУЛЬТАТ.А всё остальное: пиджаки, косноязычие, футбол Бескова-это второстепенное.Результат определяет и отношение болел.Тем более в Спартаке.Не результата-нет и тренера.Такова профессия.Эта истина справедивла и для Кононова, и для Луческу,и для Слуцкого и для Аленичева, и для Анчелотти, и для Хохлова с Кобелевым.Олежка может и неплохой тренер, но не орёл.То есть не для топ-клуба-сковородки.У каждого человека есть свой потолок.Его потолок -это приличный провинциальный клуб.Удачи.

    26.12.2019

  • А что за трусость - стирать комменты? Спрошу снова: почему Рабинер не сделал такое же вью с Каррерой? Лопата в руках мешала?

    26.12.2019

  • esheg

    Из аффтара такой же рассказчик анекдотов, как и балерина большого театра: "— Я сказала, отвечай — да или нет! На простой вопрос всегда можно ответить «да» или «нет», по-моему, это не трудно! — завопила фрекен Бок. — Представь себе, трудно, — вмешался Карлсон. — Я сейчас задам тебе простой вопрос, и ты сама в этом убедишься. Вот, слушай! Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай — да или нет? У фрекен Бок перехватило дыхание, казалось, она вот-вот упадет без чувств. Она хотела что-то сказать, но не могла вымолвить ни слова. — Ну вот вам, — сказал Карлсон с торжеством. — Повторяю свой вопрос: ты перестала пить коньяк по утрам? — Да, да, конечно, — убеждённо заверил Малыш, которому так хотелось помочь фрекен Бок. Но тут она совсем озверела. — Нет! — закричала она, совсем потеряв голову. Малыш покраснел и подхватил, чтобы её поддержать: — Нет, нет, не перестала! — Жаль, жаль, — сказал Карлсон. — Пьянство к добру не приводит." (с) А. Линдгрен. "Малыш и Карлсон". Аффтар! Учить матчасть!

    26.12.2019

  • Что-то с Каррерой Рабинер такого вью не делал. Ответь, Двуличный, почему?)))

    26.12.2019

  • Oda Mae Brown

    Статью даже не стал читать. Заголовка хватило. Олег Кононов: «Свою работу в «Спартаке» я не провалил», ну да, надо было в пердив вылететь, тогда, можно считать, что провалил.

    26.12.2019

  • Rastan

    Скорей всего, так.

    26.12.2019

  • Одержимый

    Всё верно, пора возращаться уже! Доделать то что начал!

    26.12.2019

  • Спартак Москва

    до сих пор Кононов живет в своем придуманном мирке -"Хотя не считаю, что свою работу провалил." Нука, посчитаем все его подвиги: за год вылет из кубка от Урала, вылеты в ЕК, 5 место в чемпионате по итогам весенней части. Осенняя часть - унылая игра без мысли в атаке, 5 поражений подряд, Самый отстойный тренер Спартака эпохи Федуна, не умеющий связать 2 слова на пресс-конференции и заслуженно получивший прозвище "мямля". Летом надо было уходить, летом. Чтобы не было мучительно больно осенью

    26.12.2019

  • serZheo

    Потому как захотелось бабла и признания... Никто, в здравом уме не пошел бы на такое. Тот же Жардим не пошел. А тут увидел, что заблестело и ломанулся без оглядки. Канешь не получилось... И не могло получиться. Но своей точки зрения Конов не смог отстоять с самого начала, да и не пытался.

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Провал вы в конце сезона увидите.И живые Румыны позавидуют "мертвому" Аутисту.)))

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Дико интересно.А почему поддержат? Хороший человек это не специальность.

    26.12.2019

  • Rais Zh

    В чем? В тренерской работе или в беседе в кафе у ЦУМа?

    26.12.2019

  • b119

    Интеллигентные люди Кононова всегда поддержат.

    26.12.2019

  • serZheo

    — Тем не менее, видя, какое давление в медиасфере на вас обрушивается, не было желания зимой или летом, допустим, взять краткосрочные курсы ораторского искусства, научиться манипулировать публикой? — Считаю, что это неправильная постановка вопроса. И вообще, наше интервью, по-моему, переходит в какую-то неконструктивную плоскость.________________ В общем ничего не понял Конов... грусна... Не понял, что Арсенал и Спартак это клубы из разных миров. Не понял, что работать под давлением и на легком- дамском - это суть-разные вещи. Тот же Валера, сегодня, уничтожил бы фанатов и Цорна. Это тоже работа тренера... И не менее, а возможно и более важная нежели обучение футболистов. Это работа с людьми и с врагами в том числе. Это и есть искусство управления. Если не умеешь - досвидос...

    26.12.2019

  • Артур Гапонов

    Осилил 5 минут. сравнил свои неудачи с Краснодаровскими, который идет в пятерке и который дефакто последний из Российских клубов вылетел из Еврокубков. тормоз. мужичек не понимает что его судят за то, что спартаку он ровным счетом ничего не дал, кроме победы кубка матч тв в катаре конечно.

    26.12.2019

  • Прочитал 80% вью....Олежка....Спасибо,что УШЁЛ:blush:А если бы ты не пришёл,то сказал бы ТРИ СПАСИБЫ:grin:Увы,но мы потеряли из за тебя два года,как минимум:face_with_raised_eyebrow:

    26.12.2019

  • Охотник на свинорылых

    Вещий Олег, однако) по его мнению этот сезон для красно/белых наверно ещё самый успешный (в некотором плане) ?)))

    26.12.2019

  • бертран

    Чего замолчала? Иди в контратаку на деда, если что-то соображаешь в этом деле.

    26.12.2019

  • бертран

    Деточка, ну зачем тебе лезть в этот ужасный футбол ?

    26.12.2019

  • бертран

    Просто после драки кулаками не машут. Не мне его судить. Желаю ему удачи в дальнейшей работе.

    26.12.2019

  • бертран

    Разве в последнее время состав с Фернандо,Зелом и Андриано не с напрягом проводил все игры, разве с ними у Спартака не было проблем? Двое последних вообще на футбол болты забили, а своих новых баб долбили... Разве это не так?. Перемены были нужны, но только проводить их надо было более грамотно.

    26.12.2019

  • Снежана Солнышкина

    он не провалил работу??? а что тогда по его мнению будет означать провалил?

    26.12.2019

  • бертран

    Смеется тот кто смеется последним.

    26.12.2019

  • Як Цидрак

    "Футбол это не только борьба на поле". Это надо над ромбиком вытатуировать заместо звезд и повесить на дверь кабинета Федуна для будущих Тедеск.

    26.12.2019

  • Гаттузо Крут!!!!!!#!

    Румын прекрасен. Он хороший и надеюсь он доделает все до конца. Верю в Тедеску.:innocent:

    26.12.2019

  • бертран

    Согласен. Но работать в дальнейшем в амбициозных к-х я бы ему не советовал. Как и быть слишком откровенным и частообщающимся с прессой.

    26.12.2019

  • Sergey Viktorov

    Парни, не надо осуждать никого, особенно не прочитав до конца интервью . Это раз . Второе - неужели Вы не понимаете , что Кононов связан определенными контрактными обязательствами и не все может говорить ? Читайте между строк ! Он был против продажи Фернанду и Зе Луиша ! Ясно же, что это были самые большие ошибки трансферной компании.

    26.12.2019

  • Rastan

    Да, соответствующего характера, Кононову не хватает.

    26.12.2019

  • бертран

    Я думаю, если Спартак все-таки усилит зимой 2-3 позиции, ты поймешь что ошибался насчет Тедеско.

    26.12.2019

  • Rastan

    Работа Кононова в Спартаке вызывала и до сих пор, вызывает много вопросов. Рабинер, в этом интервью, постарался задать, наиболее часто звучащие вопросы Кононову. Были получены развернутые, честные, корректные ответы, в которых, Олег Георгиевич Кононов изложил свой личный взгляд, на период работы в Спартаке. С ним можно соглашаться, можно нет, но почитать интересно.

    26.12.2019

  • бертран

    Просто за другими к-ми ты не так тщательно налюдаешь..

    26.12.2019

  • ЗЗ+

    Мда... Впечатление от интервью схоже с большинством отписавшихся. Начало понравилось - человек не пал духом, ни на кого не обижается, отвечает на вопросы. Но дальше... Он же вообще не признает своих ошибок! Ни одной!! Он всё делал правильно, и команда играла в бесковском стиле "матчи, таймы, отрезки". Только мы все слепые и этого не видели.

    26.12.2019

  • Гаттузо Крут!!!!!!#!

    Болезнь- аутизм прогрессирует! Факт. А так-то жаль конечно ,что он не все успел доделать. С другой стороны на его место пришел румынский клоун жонглер с фальшивым немецким пачпортом, тоже весело. Иди Алежка прими капли и усни в своих мечтах о воздушном, легком, невиданном футбике. :hugging:

    26.12.2019

  • бертран

    Короче не орел...

    26.12.2019

  • бертран

    Наоборот прочитал все интервью. Узнал почему не взяли Еременко в его изложении, по своевременности ввода молодых, прежде всего Умярова его полностью поддерживаю кстати. Кононов умный образованный человек, грамотный тренер. Но в нем нет той силы личности, чтоб работать в такой команде как Спартак. Другой бы за того же Еременко поборолся, учитывая масштаб игрока. Хотя понятно что там на Ереме хотели нажиться. А с Ростова что возьмешь?

    26.12.2019

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Иногда комменты дают больше информации о статье,чем сама статья.Спасибо,добрые люди.))

    26.12.2019

  • Неморд

    В этом заголовке одно лишнее слово "не", если его убрать то все точно и понятно.

    26.12.2019

  • Олег Лапшин

    Ну начались оправдания и анализы в конце года двух самых провальных тренеров осени.Сёмин после 8 поражений в 9 матчах пишет анализ(хотя какой Семин...,он и буквы то давно забыл,не говоря о его потрясающем косноязычие)для всего Российского футбола.Кононов тот тоже пытается создать себе имидж мученника.И даже интервью с Рабинером,который пытается сделать его интересней у этого мямли не получилось!Читать скука полная!

    26.12.2019

  • Как вы написали,что отмороженные не дали ему сделать сильным Спартак?Разве они выходят на поле или всё таки игроки,которых он тренирует?

    26.12.2019

  • Юрий Рейзер

    Да читпть Вам не надо - вот и не читали. Всё понятно, "специалисты", ага.

    26.12.2019

  • Юрий Рейзер

    Молодец. Удачи ему.

    26.12.2019

  • дед Коля

    Опять Раб покусывает Карреру... "он чувствовал как понравиться публике"... Придурок, публику не обманешь и гниль (Раби) от здорового (Массимо) публика чувствует без твоей писанины. И Конь с прихдом талдычил "во всем виноват тренер" (имея ввиду Массимо). С уходом не слышал чтобы вспоминил что "во всем виноват тренер"... такая же гниль как и Раб! От таких прогнивших и прогнил ЧР.

    26.12.2019

  • FCSM

    Удачи, Олег Георгиевич! Очень жаль, что отмороженная мерзота помешала Вам сделать Спартак по настоящему сильным.

    26.12.2019

  • sakusda

    воды столько,что хоть мальков на вырост запускай... а про Джано смешно...некоторые в 27 уже заканчивают играть,а он только собирается...:laughing::laughing:

    26.12.2019

  • КирпичИнвест

    Не осилил. Уже не так часто, как раньше, но у Рабинера случаются "запои") Кононов в очередной раз показал, что он не для РПЛ. Он бы здорово вписался в английский чемпионшип, где играют полуроботы, всегда профессионально относящиеся к своей работе и выполняющие установки тренера "от и до". Арсенал примерно того же типа. Но не Спартак. И как мог такой "блестящий" тактик не понять очевидного? Ответ прост - бабло победило здравый смысл.

    26.12.2019

  • Степочкин

    Интересно понаблюдать за теми людьми, которые поддерживают Тедеско на СЭ, когда они уже начнут переобуваться и говорить типа "А я сразу говорил , что этого румына гнать надо". Но видно для этих людей 10-е место Спартака это лучше , человек уже 3 месяца работает, а у него только все ниже, ниже, ниже места, 3 очка до зоны вылета. Вы видите в Спартаке немецкую школу? Я нет.... а говорят она там есть. Зеленский (Тедеско) лучше Порошенко (Кононова)? Что-то поменялось? Ах да, место в таблице и тренер такой же артист на бровке , как на Украине президент.

    26.12.2019

  • echo2011

    Главная ошибка в "Спартаке",о которой я устал говорить,признал Кононов,но она из раза в раз повторяется при всех тренерах,включая Тедеско-постоянная тасовка состава и смена мест различными футболистами! Такого нет ни в одной команде,кроме "Спартака".Потому и нет никакой сыгранности,и впечатление такое,что команда играет,как получится.

    26.12.2019

  • Колобок Колобков

    Мерзкий тип. Не рыба- ни мясо.

    26.12.2019

  • Вячеслав Зубарев

    Натуральный

    26.12.2019

  • mr. lova

    -Олег Георгиевич, проснитесь, вы же в штаны навалили! -А я и не сплю.

    26.12.2019

  • Князь Болтконский

    Странное ощущение от этого Кононова.Даже читать про него ничего не хочется,тем более столько много.Какой-то он неинтересный.

    26.12.2019

  • Олег Кононов

    Игорян,здоров.Проверь,бабки на карту упали?

    26.12.2019

  • взять все и поделить

    в принципе нормальное вью...да, как обычно для него, слишком мягкотелое, рыхлое, плюшевое что-ли....хз что было бы если бы остался..."если бы" не катит для истории...щас мало чем лучше (если лучше вообще)...посмотрим на весну...а вообще всем уже слишком давно и хорошо понятно, что проблемы СМ не в тренерах... #леня, продай клуб...

    26.12.2019

  • Kimi_

    Вот вот)))

    26.12.2019

  • Kimi_

    Конечно не провалил, это и работой, просто, сложно было назвать. Понудил, побурчал и пошел дальше.

    26.12.2019

  • Вьери

    Думаю, что большинство хрюшек дальше заголовка "ниасилят слишкамногабукафф"))

    26.12.2019

  • Piter OneLove

    Мда, прочитал заголовок,решил не читать... Конон, это фиаско, братан!)

    26.12.2019

  • Адвентист свинного дна

    У артистов и певцов - предновогодний чес по периферии, а у свинослава предновогодний понос на полгазеты

    26.12.2019