Может ли такое быть, чтобы журналист абсолютно не считал себя поклонником того или иного тренера, но называл его лучшим специалистом сезона? Как выясняется на моем примере — может. Тренер этот — Валерий Карпин. То, что он делает в этом сезоне с «Ростовом», на контрасте с общим прагматизмом РПЛ вызывает интерес и уважение.
Вспоминаю, как Доменико Тедеско рассказывал о своей попытке на второй сезон в «Шальке» перестроить игру команды (с которой перед тем, напомню, занял второе место в бундеслиге) на более атакующую. Но, по признанию самого итальянского немца, он сделал это слишком резко, каких-то вещей не рассчитал — и провалился. Это стало для молодого тренера серьезным опытом, который он непременно учтет в дальнейшем.
У Карпина-тренера опыта значительно больше, чем у Тедеско, — и с такой же задачей, которую он перед собой в межсезонье поставил, он справляется гораздо успешнее. Ультракороткое российское летнее межсезонье с трудом предполагает какие-то радикальные тактические перемены — и уж тем более перемены, можно сказать, философские, стратегические. Поменять схему намного проще, чем изменить менталитет команды.
Еще в прошлом сезоне «Ростов» играл в пять защитников и делал упор на оборону. Это казалось логичным, учитывая, что крайне осторожно играли и две предыдущие карпинские команды — «Мальорка» и армавирское «Торпедо». Опустившись после «Спартака» на уровень ниже и столкнувшись с низким, а иной раз просто удручающим индивидуальным мастерством, Карпин как-то резко ударился в сторону прагматизма — чего, кстати, за ним не было замечено у красно-белых.
Во времена «Мальорки», Армавира и раннего «Ростова» думалось, что Карпин пошел по пути Курбана Бердыева, который во времена игровой карьеры был ярким атакующим игроком (правда, у Валерия Георгиевича было больше агрессии и «физики», а у Курбана Бекиевича — тонкости и техники), но в бытность тренером сделал своим футбольным богом бронебойную оборону. А когда пытался стиль своей Казани «огвардиолить», у него мало что получилось. И оказавшись в Ростове, Бердыев встал на привычные оборонительно-контратакующие рельсы, а «сухие» рекорды у него был способен бить даже вратарь Медведев, в «Локомотиве» давно уже и безвылазно — даже не второй, а третий.
Карпин же, возглавив тот же «Ростов» и сперва пойдя по пути Бердыева, с начала сезона-2019/20 сломал прежнюю систему игры через колено. К тому, как это произошло и к чему привело, мы еще вернемся.
Мое отсутствие симпатии к Карпину объяснялось не стилистическими предпочтениями, а другими факторами — в частности, тем, что он в роли гендиректора, желая любыми средствами вернуться на должность главного тренера «Спартака», «съел» Унаи Эмери. Достаточно почитать интервью баска «СЭ» спустя год после случившегося, чтобы понять нехитрый механизм того, как все это происходило. И удивиться, как же Леонид Федун, сам договаривавшийся с Эмери и приложивший для подписания контракта с ним немало усилий, допустил конфигурацию в руководстве клуба, при которой такое стало возможно. Только очень наивный человек мог предполагать, что у Карпина после отставки не останется тренерских амбиций, и он не воспользуется сложившейся ситуацией.
У него здорово началась тренерская карьера в 2009 году в «Спартаке», но чемпионского блицкрига не вышло (помешал как раз Бердыев и ошибки в решающих матчах Сослана Джанаева), а дальше пошел логичный откат. И теперь уже не из-за админресурса «Зенита», который в 2009-м «по звонку» — так, по крайней мере, утверждал сам Карпин — забрал у красно-белых Владимира Быстрова, а из-за того, что тренерская профессия намного сложнее и тоньше, чем может кому-то показаться. И к опыту игрока она не имеет ни малейшего отношения.
На коротком отрезке, даже в сезон, может попереть, но, когда ты абсолютно уверен в том, что все знаешь, но при этом никогда не стремился к тренерской профессии (об этом применительно к Карпину рассказывал и Александр Мостовой, и многие другие его футболисты-сверстники), оказался в ней только волей обстоятельств и не имеешь багажа из опыта и знаний, то вскоре это обязательно даст о себе знать. Да, Карпин — человек харизматичный, мотиватор, способный увлечь и привлечь как игроков, так и болельщиков, но серьезной базы для стабильных успехов тогда у него не было.
Досадно другое — что Федун, очень долго доверявший Карпину, обрубил ему крылья как раз тогда, когда опыт поднакопился, и пошли результаты уже не на фарте. Уже без уехавшего домой Алекса занять второе место в марафонском полуторалетнем чемпионате-2011/12, обыграв в предпоследнем туре в гостях «Зенит» (и испортив тому чемпионское чествование), выйти мощным финишным спуртом в Лигу чемпионов и оставить свой пост — понятно было, как обидно в тот момент было Карпину уходить. Что не оправдывает его действий по отношению к Эмери.
Далее было возвращение в тренеры «Спартака»; статус одного из лидеров в чемпионате-2013/14 (и это была не нынешняя РПЛ, а турнир гораздо более высокого уровня!); январское обещание стать чемпионом и слова, что такой сильной команды у него никогда не было; вылет из Кубка, поражение и ничья в чемпионате стартовых матчах весны; новая отставка после домашних 2:2 с «Анжи» и, наконец, слова Федуна о «сбитом летчике». Весь этот обвал был тем более неожидан, что осенью 2013-го красно-белые устроили несколько ярчайших шоу. Включая 3:0 у чемпионского ЦСКА Слуцкого, 4:2 с хет-триком Мовсисяна и голом Глушакова против «Зенита» во главе со Спаллетти и с Халком, Витселем, Аршавиным и Кержаковым в составе.
Так и не нашел общего языка с Карпиным Артем Дзюба — хотя я был на сборах в январе 2014-го и видел, что они пытались перезагрузить отношения. Но из этого вновь ничего не вышло, и Карпин по-прежнему ассоциируется у капитана сборной со словом «неприязнь». Что-то мне подсказывает, что, если бы взаимопонимание у форварда с тренером было, как с Валерием Непомнящим в «Томи», Миодрагом Божовичем в «Ростове» или позже с Андре Виллаш-Боашем в «Зените», то новый контракт со «Спартаком» он мог подписать еще до выхода на авансцену питерского клуба.
Можно ли ставить Карпину в вину последовавшую уже без него бесплатную потерю одного из ценнейших активов красно-белых? Пусть каждый, исходя из своего понимания вопроса, решает это для себя сам. Лично мне кажется, что доля этой вины имелась, и немалая. В «Зените» и сборной России Дзюба докажет, что способен выдерживать и выигрывать жесткую конкуренцию, в чем в спартаковские времена многие сомневались. Да, Карпин в отношениях с ним колебался от ссылки по арендам до назначения капитаном (на те самые два матча концовки полуторалетнего сезона с «Зенитом» и «Локо», когда «Спартак» выиграл и вышел в Лигу чемпионов), но два мощных эго так и не смогли объединиться и пойти в одном направлении.
Но весь этот опыт не мог не научить Карпина многим вещам. Даже если он в этом никогда и не признается. Наверняка помогло ему и время, проведенное на телевидении. С одной стороны — просмотр и анализ огромного количества матчей. С другой — опыт общения с телекомментаторами, людьми другого менталитета, понимания футбола и образовательного уровня, чем игроки. Общался он с ними в качестве руководителя, как я понимаю, достаточно жестко, устраивал лютые разборы и нагоняи за неточные оценки — и на коротком отрезке это общение наверняка помогло обеим сторонам. Комментаторам — по части глубины понимания футбола, самому Карпину — по гибкости как управленца. Ведь и общение со СМИ — это важный рычаг для работы с командой.
Вот взять его слова после прошлого матча с ЦСКА. Вроде бы «Ростов» в драматичнейшем матче с прямом конкурентом выиграл — 3:2, а Карпин назвал увиденное «катастрофой». И правильно сделал! Потому что один гол в двойном большинстве ростовчане пропустили, а еще к одному, который позволил бы армейцам сравнять счет, подошли вплотную. Забей Чалов пенальти — и такая ничья могла бы отхлестать «Ростов» психологически даже мощнее, чем домашние 2:2 с «Краснодаром», когда «быки» забили оба мяча в добавленное время. И после этого команда с Дона в трех матчах с «Тамбовом», «Динамо» и «Уралом» набрала одно очко.
Мне доводилось общаться со многими тренерами разных поколений, и все, кто обращал внимание на общение с прессой, подчеркивали: если твоя команда выиграла, нельзя усиливать эйфорию у команды комплиментарными публичными комментариями. Напротив, надо искать недостатки. Так же нельзя и добивать своих футболистов в случае поражения унизительными отзывами на пресс-конференции — жесточайший разбор должен остаться внутри коллектива.
Теперь у Карпина уже более чем достаточно тренерского опыта, чтобы этим и другими рычагами пользоваться. И даже те скептики, которые в первые его годы в новой профессии упрямо не желали называть его тренером, сейчас не могут не признать, что он им все-таки стал.
Это не означает, что все его шаги безошибочны. Осенью я критиковал Карпина за решение выпустить на кубковый матч со «Спартаком» в Тушине второй состав — и продолжаю придерживаться убеждения, что это был фейл. «Ростов» в этом сезоне не играет в еврокубках, никакого невыносимого графика у донской команды нет. По классу гости «Открытие Арены», несомненно, сейчас выше, а у самого Карпина в тренерской карьере пока нет ни одного трофея, чтобы он мог себе позволить заведомо выкидывать второй по престижности титул в стране на помойку.
Но он оставил почти всю основу в резерве, проиграл (хотя и в борьбе) — и спустя несколько дней отыгрыш «Краснодара» с 0:2 в самой концовке стал, на мой взгляд, закономерной расплатой футбола за такой шаг, практически обнуливший одну из самых интригующих вывесок 1/8 финала Кубка страны. А то, как «Ростов» образца нынешнего сезона может справляться в Москве со «Спартаком», тот же Карпин наглядно показал в последнем туре первой части чемпионата, учинив красно-белым унизительное побоище — 4:1.
По итогам прошлого сезона «Ростов» по числу забитых голов разделил 11-12 места с «Крыльями Советов» — по 25, опередив лишь на мяч «Рубин», «Уфу» и «Енисей». Сейчас у Шомуродова, Еременко и Ко — уже 38, и по этому показателю ростовчане лидируют в чемпионате России: на гол меньше у «Зенита», на два — у «Краснодара», тогда как все остальные забили меньше тридцати. Другая команда!
Кстати, и по отношению к игре в обороне — тоже. Год назад по итогам сезона «Ростов», игравший с пятью защитниками, пропустил лишь 23 мяча. Меньше не было ни у кого, столько же — у «Краснодара» и ЦСКА, занявших третье и четвертое места, тогда как дончане — девятое. Сегодня у «Ростова», действующего с четырьмя сзади, — 31 пропущенный мяч, и это — приготовьтесь — на 22 (!) больше, чем у «Зенита». А хуже этот показатель — только у «Урала».
Ничего радостного для Карпина в последних цифрах, конечно, нет, но такой вот футбол по бразильской системе: «Вы нам забьете сколько сможете, мы вам — сколько захотим» крайне непривычен для современной унылой РПЛ и приковывает к «Ростову» взгляды. Он — безоговорочно самая «верховая», то есть зрелищная, команда лиги: в его матчах в среднем обеими командами забивается 3,29 мяча.
До трех больше никто и близко не дотянулся: второе место у «Урала» с 2,81, третье — у «Оренбурга» с 2,76. При этом сразу у четырех команд этот показатель — меньше двух. На две команды! Самый мрачный по этой части — «Рубин» — 1,57, далее «Уфа» — 1,67, перед ними — «Динамо» и «Ахмат» — по 1,9. Недалеко от них с 2,05 ушел и «Спартак».
Вот так драматично изменилась ростовская футбольная философия буквально за одно летнее межсезонье. Понятно, что Карпин принял такое решение, отталкиваясь от подбора игроков, который был в его распоряжении. Но в том же Элдоре Шомуродове, кроме главного тренера, до сезона едва ли кто-то видел снайпера с таким потенциалом. А везение с никому в России до того не известным опорником Матиасом Норманном, едва ли не лучше всех в лиге связывающим оборону с атакой, опять же было обусловлено тренерским видением: норвежца предлагали не только «Ростову».
Класс игры Романа Еременко, понятно, был известен всем, но в том же «Спартаке» усомнились в его здоровье и из-за этого не стали подписывать долгосрочный и дорогостоящий контракт. А «Ростов» на этот риск пошел — и понятно, что не без карпинской отмашки. «Выхлоп» очевиден, а таким резким, почти без замаха, и при этом потрясающе сильным и точным ударом (пример — первый гол Акинфееву в последнем матче), как Еременко, не обладает в РПЛ, по сути, никто.
Максимально использует он и лучшие качества Алексея Ионова на краю полузащиты, о чем исчерпывающе говорят пять голов при девяти результативных передачах — с 14 очками по «гол плюс пас» он занимает пятое место в РПЛ. Все ярче раскрывается Хорен Байрамян, у которого таких очков — десять (4+6).
Карпин не боится иметь дело с проблемными футболистами — оттого и Павла Мамаева подписал без сомнений, а тот заявил, что фактор тренера сыграл в его решении ключевую роль. Да и на Еременко с учетом двух лет дисквалификации в сочетании с возрастом и травмами согласился бы далеко не каждый. В итоге мы видим, что ЦСКА получил в свои ворота два гола от футболистов, за последние годы пропустивших в общей сложности три года из-за употребления кокаина и пребывания в местах не столь отдаленных.
Хорошо ли это для клуба с репутационной точки зрения? Едва ли. Но в «Ростове», в отличие от ряда других команд, по этому поводу не особо парятся. Да и по деньгам там, судя по всему, сейчас проблем нет. Помните, по осени и Карпин делал жесткие заявления по поводу долгов, и игроки их не скрывали? А теперь скажите — слышали ли вы что-то подобное в новом году?
По моей информации, по крайней мере, за 2019 год все долги по зарплатам игрокам погасили. Да и то, что, вопреки циркулировавшим слухам, никого из лидеров, включая Шомуродова, к которому был интерес в Европе, «Ростову» зимой не пришлось продавать, говорит само за себя: прямо сейчас все у клуба идет в штатном режиме.
Все хорошо? Не следует, однако, забывать о провале Карпина весной прошлого сезона. Первую часть сезона «Ростов» тогда тоже провел отлично — но во второй вдруг превратился в середняка, проиграл четыре матча при пяти ничьих и скатился на девятое место. Причем март проведя вполне бодро — две победы при двух ничьих.
Кризис поджидал ростовчан в апреле — выиграв у «Спартака», они проиграли «Уфе», «Оренбургу» (причем 0:3) и «Локомотиву», сыграв вничью с аутсайдером «Анжи». Посмотрим, извлек ли Карпин уроки из того отрезка и не напорется ли на черный апрель еще раз.
В предстоящий уик-энд для него новое испытание — «Локомотивом» Юрия Семина. Многие помнят матч первого круга с победой ростовчан в Черкизове, фантастическим везением гостей, неспособностью Джорджевича забить в пустые ворота и невероятным сэйвом защитника Чернова, вошедшим в мировые хит-парады. Но, как бы там ни было, «Ростов» выиграл у прямого конкурента в гостях — и обстоятельства, при которых это случилось, не сомневаюсь, стали для железнодорожников крутейшим раздражителем.
Во втором круге прошлого сезона «Локомотив» в Ростове выиграл — 2:1. Вот только дубль тогда сделал Фарфан, который может не вернуться на поле и до конца сезона, а уж в ближайшее время так точно. Кроме Эдера, нападающих у «Локомотива» сейчас нет, и это не самой надежной обороне «Ростова» задачу до некоторой степени облегчает.
Тем не менее, обе команды возобновили сезон двумя матчами без поражений, по разу сыграв вничью и победив, и очков у них сейчас поровну. С точки зрения борьбы за место в зоне Лиги чемпионов встреча имеет громадное значение.
Как и с точки зрения самоутверждения Карпина как одного из сильнейших тренеров страны. И в Петербурге, и с «Ахматом» команда Юрия Семина показала, что распри в руководстве клуба вокруг фигуры главного тренера, в том числе удивительные по содержанию интервью генерального директора, на ее дух не влияют. Нет сомнений: в Ростове будет лютое рубилово, после которого от и без того скверного поля местной арены мало что останется.