— Давайте начнем с цитаты председателя совета директоров «Локомотива» Александра Плутника: «Локомотив» не должен оставаться дотационным клубом, если хочет развиваться. Необходимо привлекать дополнительные инвестиции. Мы выстроим систему развития наших молодых талантов — это основной источник доходов в будущем. Необходимо выращивать молодых игроков, чтобы позднее продавать их в Европу. Привлечение лучших молодых игроков, наличие определенной модели развития поможет нам в увеличении стоимости команды".
— Так говорили во все времена. Ничего нового в словах Плутника нет. Мы тоже хотели развивать нашу молодежь. Для этого мы начали создавать инфраструктуру. Построили малую арену, сделали хорошую академию, чтобы наши пацаны росли. Только мы не ставили перед собой цель во чтобы то ни стало продать их в Европу. Хотели воспитать профессиональных, сильных футболистов. Вот и все.
Понимаете, в чем дело... Слова Плутника должны подкрепляться делами. А что мы видим? Вместо выращивания своих ребят новые боссы покупают за 6 миллионов Бека-Бека. Зачем?
— Чтобы в дальнейшем перепродать.
— А сколько можно было за эти деньги воспитать ребят из академии? Много! Только вот новому руководству нужно просто прокрутить этих легионеров здесь, чтобы на них заработать... В клуб пришла команда коммерсантов. А вы считаете, Рангник день и ночь думает о судьбах российского футбола? Результаты команды для него вторичны. Самое главное — купи-продай.
— Разве это плохо, когда клуб зарабатывает?
— Почему плохо? Такая модель развития, конечно, должна существовать. Но как зарабатывать деньги? Игрой, результатом, рекламой, ТВ-правами, привлечением на трибуны болельщиков. Футбол — это прежде всего зрелище. А когда это все сводится лишь к принципу «купи-продай», мне такой клуб не нравится.
— Что скажете о желании Плутника, чтобы «Локо» перестал быть дотационным клубом?
— Ну, это же тоже не свежая идея. В 2008 году мы представили руководству РЖД соответствующую программу. Для того чтобы уйти от дотаций, надо было сделать крупное акционерное общество ФК «Локомотив». Мы хотели, чтобы вся площадь, которую занимал клуб, перешла на его баланс и была застроена.
— Чем?
— Не только спортивными объектами, но и кафе, ресторанами, торговыми центрами и так далее. Предполагали, что в таком случае клуб сможет сам зарабатывать 2-2,5 миллиарда. Более того, часть объектов даже согласовали с архитекторами Москвы, нарисовали общий план застройки. Предполагали, что построим ледовый дворец, большую гостиницу, теннисные корты... Все это было готово на бумаге. Но в итоге нам эту идею зарубили.
— Так, может быть, у Плутника ее не зарубят?
— 13 лет прошло. Все возвращается на круги своя. Идея-то здравая, но будут ли они всем этим заниматься? Все надо передать на баланс «Локомотиву». Получится ли? Это большая работа, лет на пять... И я не верю, что новые менеджеры в это полезут. Ну кто будет строить и создавать? Рангник? Плутник? Нет, для них главное — просто заработать здесь и сейчас. Пока они просто просят деньги на покупку игроков. При этом Мухина отдают бесплатно, а за Тикнизяна и Марадишвили выкладывают 12 миллионов евро. Вы считаете, это нормальный бизнес?! Бека-Бека — та же история. Зачем им заниматься инфраструктурой «Локомотива»? На первом месте стоят трансферы на выход.
— Летом, по мнению специалистов, клуб потратил на приобретения около 30 миллионов евро. Вот сегодняшняя цитата гендиректора «Локомотива» Владимира Леонченко: «Летние трансферы были осуществлены на средства, которые мы намерены вернуть. Это не операционный бюджет. Не все трансферы отбиваются? Трансферная деятельность в России нацелена на покупку. Наша задача — поменять это».
— (Смеется.) Леонченко, похоже, сказал не подумав. Ну как он вернет эти 30 миллионов?! Как можно их отбить? Продажей Бека-Бека? Как «Локомотив» вернул деньги, потраченные на Буссуфа и Диарра?!
В мое время нам давали 8 миллионов долларов на два трансферных окна. И ни копейки больше. Мол, крутитесь как хотите. И мы договаривались о рассрочке при покупке новичков. Так было, например, с Алиевым, Майконом.
А тут тратятся такие средства... Нереально что-либо отбить. Просто нереально! Похоже, Леонченко пошутил. Ну вот правда: кого он хочет выгодно продать, если Мухина отдает в ЦСКА за 15 миллионов рублей? Кого?! Ну хорошо, можно расстаться с Бариновым и Жемалетдиновым. И кем ты играть будешь?! Ведь почему эти люди убрали Николича?
— Сегодня толком никто не объяснил.
— Ну вот... Николич же хочет сделать себе хорошую тренерскую карьеру. Он бился за результат. А тут ему привозят игроков для последующей продажи. Бека-Бека вообще играет в какой-то свой футбол, да ему чихать на всю команду! Весь смысл работы новых людей — навариться. Причем у них беспроигрышный вариант.
— Почему?
— Если они не вернут эти 30 миллионов, никто ответственности не понесет. Просто разведут руками, как в старом анекдоте: «Ну не смогла я...» А если кого-то перепродадут, то наварятся. Все же это идет через их агентство.
— А вы не считаете, что эта стратегия развития клуба все-таки приведет к появлению новых молодых российских игроков на взрослом уровне из «Казанки»?
— Я всегда выступал за то, чтобы развивать своих ребят. Здесь вопросов нет. Но это не сиюминутный процесс. Дадут ли им возможность развиваться? Посмотрите на «Зенит». Там тоже подрастают способные ребята, но какие у них перспективы? В «Зените» три бразильца с высоким уровнем. Кого молодежь вытеснит?
В наших клубах еще не выстроена система, которая позволит талантливой молодежи прогрессировать. Это дело не поставлено на поток. Посмотрите на «Краснодар». Галицкий пытается, вкладывает много сил и средств. Но много ли серьезных, высококлассных футболистов вырастила пока его академия? Нужно время и желание этим заниматься. Рангнику не до молодежи. Зачем?! Ему важно здесь и сейчас засветить и заработать, получить доходы. Никто школой заниматься не будет.
Да это все давняя история. Мы с Филатовым развивали школу, делали какие-то шаги. Пришла Смородская и заявила: «Интернат не нужен, вторая команда — тоже. Малую арену закрываем, давайте экономить». Ну как клуб будет развиваться?
— Не верите вы что-то в Рангника...
— Да этим людям наплевать на историю и традиции «Локомотива». Они вычистили почти всех.
— Лоськов и Пашинин остались.
— Но тучи над ними сгущаются... Не исключаю, что и они уйдут.
— Как вам фраза Рангника для заголовков СМИ: «Из паровоза мы хотим сделать «Сапсан». Современный и сильный «Сапсан».
— Знаете, мой покойный отец говорил так: «Болтать — не мешки ворочать». Он у меня был простой человек. Ну, вы понимаете... Не стоит всерьез воспринимать заявление Рангника. У него только одна цель здесь... Это человек пришел в клуб со своим агентством зарабатывать на нашем рынке. И я очень сомневаюсь, что их модель «купи-продай» в России прокатит.
— Как вам Гисдоль?
— А где вы видите тренера?
— Вы не видите?
— Он не самостоятельная фигура. Будет выполнять указания Рангника — и по составу, и по тактике. К чему это все приведет? Посмотрим. Конечно, коммерческая жилка у этих людей есть. Они постараются реализовать свои сильные качества. При этом ни секунды не сомневаюсь, что такая политика скажется на результатах.
— В какой степени?
— Думаю, выше пятого, максимум четвертого места «Локо» не поднимется.