То, что броско называют январской революцией "Спартака", на мой взгляд, как раз-таки в чистом виде эволюция. Что очень хорошо, поскольку история учит: революции, какими бы благими намерениями ни были продиктованы, ни к чему хорошему еще не приводили.
По уже совершенным трансферам на вход и на выход видно: никто, как пелось в "Интернационале", "до основанья" разрушать ничего не собирается — а ведь это и есть главный революционный признак. А "новый мир" действительно начинает строиться — но аккуратно и без преждевременного давления на тех, чьи плечи для этого еще недостаточно мощны. В топ-клубе не должно быть такого, как прошлой осенью, когда юные Максименко, Рассказов, Ломовицкий и Игнатов выходили на поле все вместе!
Революция — это, применительно к футбольному клубу, уход из него ведущих, стержневых игроков. Кого сейчас можно назвать таковыми в "Спартаке"? С игровой точки зрения — Джикию, Зобнина, Фернанду, Луиза Адриану, Зе Луиша, в теории — Жиго и Селихова. Важнейшие роли в раздевалке по части "склейки" коллектива принадлежат также капитану Глушакову, Реброву и Комбарову.
Все они, а также еще группа важных "ролевых" футболистов — в частности, Мельгарехо и Ханни — на месте. Ближе к концу осени проскакивала информация, что алжирец и Луиз Адриану покинут команду. Но она подтверждения не получила.
То же касается и Боккетти. Еще в конце декабря, когда появилась новость о предстоящем расставании с группой футболистов, я опубликовал в "СЭ" свои данные о том, что итальянец в "Спартаке" останется. Так и оказалось, что логично. Потому что Жиго еще не тренируется в общей группе, и насколько быстро пойдет процесс его возвращения в строй — вопрос открытый. При уходе же Боккетти и без Жиго в команде останется лишь два опытных (и то относительно) центральных защитника — Джикия и Кутепов. А такого допустить было нельзя.
То есть вообще весь костяк, как на поле, так и за его пределами, – на месте. При этом перемен достаточно много, особенно для зимы. И очевидны два их вектора — омоложение и "обрусение". Из шести человек, которые уже ушли или вот-вот уйдут, – лишь два россиянина, Самедов и Тимофеев. Из четырех (а учитывая Бакаева, пяти) пришедших — только один легионер, Лукас Айртон.
Покидают команду 34-летний Самедов, 31-летние Попов и Еременко, плюс двое игроков более молодого возраста — 26-летний Джано и Тимофеев, которому 12 января исполняется 25. В пятерке "входящих" старшим, Гулиеву и Бакаеву — по 22. Лукасу — 21, а новичкам из "Чертанова" Глушенкову и Умярову — и вовсе 19 и 18 соответственно.
Те же Самедов с Поповым, безусловно, честно делали свое дело и сыграли роли в чемпионстве "Спартака" – не случайно на автограф-сессию Александра в среду пришло столько народу. Заметим, кстати, что она состоялась уже после формального ухода полузащитника из команды.
Но они оба — игроки группы атаки, то есть одна из их непосредственных обязанностей — давать так называемую игровую конкретику, то есть забивать и отдавать. В этом сезоне у обоих (Самедов отыграл 350 минут, Попов — 573) — ноль голов и по одной результативной передаче. В прошлом Самедов за 421 минуту набрал 2+1, Попов за 708 минут — и вовсе 0+0. Затем у Ивелина был хороший отрезок в "Рубине", но возвращение в красно-белые ряды показало, что никакого перезапуска карьеры не произошло. И ждать его с учетом возраста — вряд ли возможно.
Джано, которого, кстати, очень любил Федор Черенков, безумно жаль. Но тот же великий спартаковец подчеркивал, что тонкому и хрупкому грузину в сегодняшнем футболе непросто — что дальнейшая карьера и показала. Травма за травмой — последний по-настоящему яркий отрезок Ананидзе провел в начале чемпионского сезона, как раз на пересменке Дмитрия Аленичева и Массимо Карреры.
Начиная с полуторалетнего сезона-2011/12 лишь в чемпионский год он сыграл в чемпионате больше 15 матчей! С приведенными коллегой по "СЭ" Сергеем Егоровым данными о зарплате Джано в 2 миллиона евро такая статистика коррелирует, прямо скажем, неважно. Как и 0+4 за два последних календарных года. Отсюда, надо полагать, и решение об аренде.
Что же касается другого арендованного игрока вроде как в самом расцвете сил, Тимофеева, то уже при Олеге Кононове он из-за травм ведущих хавбеков получил достаточно шансов себя проявить, но не воспользовался ими. При том что чистого "шестого номера" в основу "Спартак" не купил (Умяров скорее на перспективу, хотя, возможно, и близкую, а Гулиев — игрок box-to-box), расставание с Тимофеевым дает понять, что с его красно-белыми перспективами нынешнему тренерскому штабу все ясно. Склонен с Кононовым согласиться.
Роман Еременко, игрок таланта совсем другого масштаба, — тема отдельная и, очень похоже, насыщенная подводными камнями, непосредственно с футболом не связанными. Если бы вопрос был сугубо игровой — возможно, финн в "Спартаке" и остался бы (впрочем, и тут мы отталкиваемся скорее от представлений о Еременко цеэсковских времен, а с тех пор много воды утекло). Есть четкое ощущение, что в этом вопросе мы еще очень многого не знаем.
Данные, опубликованные "СЭ", что продление отношений с финном повлекло бы за собой подписание двухлетнего контракта и зарплату в 2,5 миллиона евро в год, уже кое о чем говорят. 31 год, два сезона вообще без футбола, плюс некий стрессовый перелом, выбивший Еременко из строя до конца сезона, как только начались более или менее серьезные игровые нагрузки, – все это намекает на то, почему клуб не решился идти на риск. "Попасть" в финансовом плане можно было бы как минимум не слабее, чем в случае с Джано.
В случае с Еременко только жизнь покажет, кто был прав. Так или иначе, "Спартаку" расставание с ним ни в какие деньги не обошлось, клуб подстраховался и остался при своих.
Если бы у "Спартака" в полузащите некому было играть, ситуацию с Еременко можно было бы оценивать иначе. Но только посмотрите, сколько в его распоряжении есть полузащитников. Даже после ухода финна, Самедова, Попова, Тимофеева и Джано — кстати, обратите внимание, всех до единого хавбеков!
Итак: Фернанду, Зобнин, Глушаков, Гулиев, Мельгарехо, Ханни, Игнатов, Ломовицкий, Ташаев, Умяров, Глушенков. И это если мы Педро Рошу рассматриваем как форварда. При схеме 4-4-2 на роли двух центральных полузащитников претендуют Фернанду, Зобнин, Глушаков, Гулиев, Игнатов и Умяров, двух полуфлангов (чистых краев, как мы знаем по осени, при этой модели нет) — Ханни, Мельгарехо, Ломовицкий, Ташаев, Глушенков, а при необходимости те же Зобнин и Игнатов.
Конкуренция бешеная. И держать при ней целый ряд опытных футболистов на лавке — и с игровой точки зрения деструктивно, и чревато брожениями. Кстати, убежден, что и тому же Глушакову, хоть Кононов и полностью доверял ему в конце осени — начале зимы, не стоит расслабляться: для него и многих других весной наступит час X. В нашей декабрьской беседе главный тренер сказал: "Вижу потенциал для того, чтобы он играл даже лучше, чем в чемпионском сезоне! Главное тут, во-первых, здоровье, а во-вторых, его собственное желание прогрессировать".
Последняя фраза — ключевая. В ней — месседж для капитана, ответ на который тот даст именно в весеннем отрезке. Возвращение Гулиева, здорово себя по осени в "Ростове" проявившего, делает вызов для Дениса еще более серьезным. Кстати, и по поводу капитанства Кононов сказал, что до конца сезона повязка останется у Глушакова, а затем предстоят новые выборы.
Молодежь, прибывшую или прибывающую (Бакаев) в "Спартак", нужно разделить на две части. Или, точнее, две с половиной.
Двое — прямо сейчас либо в основу, либо под нее. Это Гулиев и Лукас Айртон. За последнего, в отличие от всех остальных, уплачены серьезные деньги, но все (в том числе и Кононов, имеющий богатый опыт работы с бразильцами) понимают, что приезд молодого игрока напрямую из этой страны может быть осложнен проблемами адаптации. И готовы терпеть и ждать.
Другое дело, что в группе обороны "Спартака", особенно на флангах, конкуренция далеко не такая, как в группе атаки, а потому Лукасу должно быть легче, чем Педро Роше. Кононов не раз говорил, что видит Мельгарехо в числе атакующих футболистов, что и происходило в конце ноября — начале декабря. Так что главный конкурент Айртона — Комбаров.
И тут, на мой взгляд, становится очевидно, какую позицию еще "Спартак" планирует усилить в зимнее трансферное окно — не знаю уж, на временной или постоянной основе. Справа на всю весну из игроков основной обоймы в строю только Рассказов.
Ещенко до конца сезона на поле не вернется, да ему 9 февраля уже 35 исполнится. Контракт с Петковичем, главным трансферным недоразумением времен Карреры, разорван. А у Маслова, дебютировавшего в основе в кубковом матче с "Черноморцем", опыта еще намного меньше, чем у 20-летнего Рассказова, который начал перспективно, но не сказать, что рос семимильными шагами.
Ему в любом случае нужна подстраховка. И трансферных новостей ждать следует именно по этой позиции. Коль скоро "Спартак" решил прекратить отношения с Петковичем, не имея замены Рассказову, – это значит, что новичок либо уже найден, либо это произойдет вот-вот.
Возвращаясь же к новичкам сегодняшним, приход Аяза Гулиева (пусть за своего же воспитанника и пришлось заплатить "Ростову" на 40 миллионов рублей больше, чем он туда же был продан, но это общепринятая и нормальная практика; не пропиши "Спартак" опцию обратного выкупа, боюсь, кусать локти ему пришлось бы гораздо сильнее) способен стать многолетним и стратегическим вложением. Тем более что речь идет о футболисте центральной зоны, которая определяет игру любой команды, да еще и россиянине.
О перспективах молодежи всегда говоришь с известной долей условности, но мы говорим о серьезном парне, не склонном к прожиганию жизни после первых успехов — об этом можно догадываться хотя бы по совершенному им в отпуске паломничестве в Мекку. Впрочем, Аяз должен быть готов к тому, что начнет он в "Спартаке" со скамейки. Ведь если впереди будут играть и Луиз Адриану, и Зе Луиш, то места в центре поля останется только два. А там — и Зобнин, и Фернанду, и Глушаков. Если же Кононов предпочтет 4-2-3-1 или 4-3-3, то шансов у Гулиева будет больше.
Если срастется с возвращением и Зелимхана Бакаева, то ему придется сложнее — задатки, конечно, отличные, но опять же, конкуренция в группе атаки. Может, ему и полезнее было бы остаток сезона доиграть в "Арсенале", чтобы закрепить уверенность, появившуюся осенью. Он (тем более что переход еще не стал фактом) — где-то между Лукасом и Гулиевым, с одной стороны, и тинейджерами из "Чертанова", с другой.
Директор этого клуба Николай Ларин в интервью "СЭ" (важно, что уже после перехода, то есть не в целях подъема цены) настаивал на том, что опорник Наиль Умяров уже сейчас готов играть в основе клуба-претендента на золото. С учетом его 18-летнего возраста на такое заявление нельзя было не обратить внимание. Что ж, поглядим. О 19-летней "десятке", Глушенкове, такого сказано не было, хоть он и один в один обыгрывать мастак, и 12 голов в этом сезоне ФНЛ уже забил — для мальчишки в таком возрасте показатель серьезный. "Спартак" выложил за них 37,5 миллиона рублей, то есть трио Гулиев — Умяров — Глушенков в общей сложности обошлось красно белым в 77,5 миллиона. То есть в миллион евро по текущему курсу. Если даже один из них станет для "Спартака" значимой величиной, это уже качественная селекция, если же двое — просто отличная. Не говоря о троих — но стопроцентные попадания за одно окно происходят редко.
Ларин волновался, получат ли оба его бывших футболиста приглашение на первый сбор "Спартака", не будут ли с ходу отправлены "Спартак-2". Получили. Кононов, дав понять, что с ними только предстоит познакомиться, тем не менее на глазах у всех призвал двоих экс-чертановцев работать, чтобы вытеснить из состава Фернанду, Зобнина, Глушакова и прочих. Дальше все — в их руках. При этом опять же ждать моментального взлета наивно.
В целом же селекция "Спартака" зимы-2019 пока проходит под лозунгом не "Здесь и сейчас!", как в чемпионский сезон с приобретениями Луиза Адриану и Самедова. Закладывается эволюционный, неспешный и основательный, фундамент будущего "Спартака".
Это ведь только фанатам кажется, что все так просто, – не нравится, дескать, им Глушаков, уберут его — и будет "Спартаку" счастье. Во-первых, никто никому в угоду ничего делать не станет, но даже не в этом дело. А в том, что любая перемена в составе, любой уход важного для команды ветерана — все должно быть тщательно подготовлено. Это не игра в "футбольный менеджер", а реальная жизнь. И тем же Гулиеву или Умярову, чтобы однажды естественным образом встать на место Глушакова или Фернанду, нужно сначала утвердить себя в глазах команды — и на поле, и в раздевалке.
Представьте всех этих парней (старшему из которых сейчас 22), заматеревших лет на пять-семь, — Максименко и Рассказова, Ломовицкого и Игнатова, Гулиева и Бакаева, Умярова и Глушенкова (как знать, может, выстрелит и кто-то из также взятой на сбор молодежи — вратарей Терешкина и Шитова, защитников Гапонова, Маслова и Миронова, форварда Мелкадзе)... Да и Лукасы, приезжая в Россию в таком возрасте, иной раз задерживаются в ней на много лет.
На сбор "Спартака" в ОАЭ поехало 30 человек. Из них 15, ровно половине, – 22 года и меньше! За тридцать — шестерым: Реброву, Комбарову, Боккетти, Ещенко, Глушакову и Луизу Адриану. Группа же ведущих или потенциально ведущих игроков — Джикия и Жиго (по 25), Зобнин и Селихов (по 24), Фернанду (26), Мельгарехо (28), Зе Луиш (27) — находится в золотом футбольном возрасте. Баланс оптимальный, с очевидным уклоном в молодость, но с достаточным опытом, чтобы достигать текущих целей.
А потому оперативных задач с Кононова никто не снимал, да и его собственные слова о том, что "Спартак" в нынешнем составе способен бороться за золото уже в нынешнем сезоне, не выходят у меня из памяти. Поглядим, как все это совместимо.?