Премьер-лига (РПЛ). Статьи

17 декабря 2018, 15:30

Айртон vs Комбаров: кто и в чем сильнее

Андрей Кузичев
Корреспондент
"Спартак" объявил о переходе из "Флуминенсе" левого защитника Айртона. "СЭ" оценивает плюсы и минусы новичка в сравнении с его прямым конкурентом на левом фланге обороны красно-белых Дмитрием Комбаровым.

У Комбарова опыт, за Айртоном – будущее

Начнем с самого простого и очевидного. Айртон на десять лет моложе Комбарова, который в январе отметит 32-й день рождения и приблизился к критическому для флангового защитника возрасту. Есть, конечно, уникумы вроде Дани Алвеса, но Дмитрий к ним точно не относится. Он может держать определенный уровень, находясь в оптимальных физических кондициях, однако прогрессировать не будет. За Айртоном же будущее. Он только в начале профессиональной карьеры, и с годами будет прибавлять. По крайней мере, должен. Иначе, зачем он "Спартаку"?

Из возрастных плюсов вытекают и минусы новичка. Это у Комбарова за плечами поездки на две европейских и одно мировое первенство, почти полсотни матчей в национальной сборной и Лига чемпионов. Айртон же по факту провел один полноценный сезон в бразильской серии А, где его клуб финишировал во второй половине таблицы. И только в этом году защитник получил первый международный опыт в виде десятка матчей Кубка Южной Америки, где "Флуминенсе" уступил в полуфинале будущему триумфатору "Атлетику Паранаэнсе".

Вопрос адаптации

Комбаров в "Спартаке" не просто свой. Он один из заслуженных ветеранов и, нравится это кому-то или нет, один из лидеров раздевалки. Здесь у россиянина есть определенное преимущество, а появление прямого конкурента может мотивировать старожила красно-белых.

Адаптация же бразильцев в Европе – процесс абсолютно непредсказуемый. "Бавария" однажды обожглась на не оправдавшем надежд Брену, после чего руководство мюнхенцев приняло решение не покупать игроков напрямую из Южной Америки. У лучшего клуба Германии есть, чему поучиться, но все-таки каждый случай индивидуален. Здесь на одной чаше весов приунывший в "Спартаке" Педру Роша, у которого на родине была неплохая репутация. На другой – сразу превратившийся в столпа обороны ЦСКА и прежде мало кому известный Бекао.

Словом, все в руках Айртона. Тем более, бразильцу есть, чем ответить в этом пока виртуальном споре за место в стартовом составе. В отличие от Комбарова, бывший игрок "Флуминенсе" – профильный защитник. Игрок, обладающий соответствующими специфическими навыками, которых переученному хавбеку очевидно не хватает. Отсюда промахи в оборонительных действиях, позиционные просчеты и тактические огрехи, которые Комбарову периодически ставят в упрек. Многое он компенсирует самоотдачей, но с годами резкость уходит.

Айртон лучше в единоборствах

Понятно, что чемпионаты России и Бразилии – абсолютно разные турниры. В том числе и стилистически, однако статистические данные WyScout позволяют сравнить игру Комбарова и Айртона. В стране пентакампеонов соревнования проводятся по системе весна-осень, поэтому для чистоты эксперимента возьмем 2018 год и суммарные показатели в главных турнирах. Для россиянина это чемпионат и кубок страны, а также Лига Европы. Для бразильца – аналогичные национальные соревнования и южноамериканский кубок.

Для начала – профильные показатели и конкретно действия в обороне. Айртон чаще вступает в единоборства у своей штрафной и выигрывает их чуть чаще россиянина. 7,27 в среднем за матч (24,5 процента успешных) против 5,63 (23,8 процента). Еще сильнее разница видна по среднему суммарному числу единоборств за игру – 23,76 против 15,58. Кроме того, Айртон реже теряет мяч на своей половине поля. 10,88 раза у него и 13,27 у Комбарова. Логично, если вспомнить, что до полуфинала Кубка Южной Америки у бразильца был самый высокий процент точных передач в турнире (92,1).

Плюс, он довольно редко для защитника фолит. Всего 0,99 нарушения за матч и суммарные 4 предупреждения.

Однако Дмитрию есть, чем ответить. При схожем проценте удачных отборов и подборов он делает их чаще конкурента (10,88 против 6,69), и более успешен в перехватах (5,11 против 4,26).

Комбаров лучше в созидании

Если смотреть за созидательными действиями Айртона, который прежде играл по схемам как с двумя, так и с тремя центральными защитниками, то обращает на себя внимание высокая скорость. Он мгновенно включается в эпизод, отлично стартует и поддерживает наступление. Выглядит это эффектно, но в эффективности Комбаров имеет местами очевидное преимущество. Хотя, тут еще можно поспорить, если посмотреть на чудесный проход и голевой пас Айртона в игре южноамериканского кубка.

Понятно, что кто-то нервно усмехнется, когда речь зайдет о навесах в штрафную. Россиянин в среднем выдает за матч порядка пяти подач. Айртон – около трех, но эффективность у конкурентов идентичная . Чуть больше 30 процентов. Комбаров вдвое чаще пасует в штрафную (5,52 паса против 2,53) и делает это точнее (46,6 процента и 39,9). У Дмитрия почти двукратный перевес по среднему числу передач в последнюю треть поля (9,77 против 4,7), и в целом он гораздо чаще передает мяч вперед.

Единственное, Айртон, как настоящий бразилец, чаще идет в обводку: по 7,63 раза за матч с эффективностью 64,4 процента. Комбаров включает дриблинг 2,76 раза. При этом ветеран в большей степени вовлечен в игру: в среднем он получает 45,6 передачи от партнеров, тогда как новичку в прежнем клубе отдавали пас по ходу матча 28,03 раза.

Дело за игроками и Кононовым

Впрочем, приведенные выше цифры – лишь информация к размышлению. Футбол, прежде всего, игра, а не голая математика. Никакие выкладки не могут дать полную оценку, потому что можно девять раз навесить в аут, после чего выдать решившую судьбу матча единственную голевую передачу.

Или 89 минут накручивать соперников финтами, а потом, допустив одну потерю, организовать роковую для своей команды контратаку. И тем более, никто кроме футболистов не имеет понятия о получаемых от тренеров установках. Соответственно, дальнейшее развитие событий зависит как от Комбарова с Айртоном, так и от Олега Кононова. На первых порах тренер ставил на опыт и задетое самолюбие ветеранов. Возможно, приходит время перестройки.