9 декабря 2019, 21:00
В понедельник известная аудиторская компания PWC и Российская премьер-лига представили уже третье по счету совместное комплексное исследование, посвященное экономике отечественного футбола. Получилось довольно любопытно. Приводим основные данные.
То, что обычно вызывает наибольший интерес и за что обычно клубы РПЛ принято критиковать — мол, сидят на бюджетной игле. Тем не менее, по итогам 2018 года совокупная разница доходов и расходов клубов РПЛ оказалась положительной и составила +1,8 миллиарда рублей. Доходы составили 59,4 миллиарда рублей, расходы — 57,6 миллиарда. В 2017 году сальдо было отрицательным — минус 1,7 миллиарда рублей.
Правда, нужно учитывать, что в данном случае речь идет, так сказать, о средней температуре по больнице — данных по каждому конкретному клубу нет. Это одно из условий соглашения РПЛ и PWC. Хотя президент РПЛ Сергей Прядкин сказал, что, возможно, в будущем будут раскрываться данные и отдельных клубов.
Главное, что обращает на себя внимание при изучении структуры доходов — это довольно заметный рост доходов от того, что в английском языке принято называть match day. То есть билетов, трат зрителя на еду и напитки, сувениры и атрибутику. В 2018 году этот показатель составил 11,4% от общих доходов или 6,8 миллиарда рублей, тогда как в 2017-м было 7,6% или 4,3 миллиарда рублей. Очевидно, это связано с введением в строй новых арен, построенных к ЧМ-2018. Есть основания ожидать, что в будущем эта цифра будет только расти.
При этом неуклонно падает доля так называемых целевых поступлений — то есть, по сути, денег из бюджета. Если в 2014 году это было 21,3% или 11,4 миллиарда рублей, в 2016-м — 13,8% или 8,7 миллиарда рублей, то в 2018-м — 12,6% или 7,5 миллиарда рублей.
С другой стороны, главный источник дохода российских клубов — спонсорские и прочие коммерческие доходы. В 2018 году они составили 47,4% от общей суммы доходов или 28,2 миллиарда рублей. Да, с коммерцией потихоньку становится получше, но при этом нужно отдавать себе отчет в том, что в данном случае спонсорские контракты — это и «Газпром», и РЖД, и «Лукойл», и ВТБ, дающие много денег всем известным клубам. Насколько они коммерчески релевантны — вопрос, на мой взгляд, дискуссионный.
И чисто для сравнения — три недели назад «Манчестер Сити» отчитался о доходах за сезон-2018/19. Они составили 535,2 миллиона фунтов и распределились следующим образом: 253,2 миллиона — доходы от телеправ, 227 миллионов — коммерческая деятельность, 55 миллионов — доходы в дни матчей.
Выше уже было сказано про рост доходов в дни матчей. Так вот, в сезоне-2018/19 совокупная выручка клубов РПЛ от продажи билетов и абонементов составила 3,28 миллиарда рублей. По сравнению с прошлым периодом рост доходов составил 9%.
При этом доходы от продажи билетов на отдельные матчи серьезно превышают доходы от абонементов — 76% против 24%.
Кроме того, 923,7 миллиона рублей составила совокупная выручка клубов от реализации ВИП-лож в сезоне-2018/19. Правда, это касается только «Динамо», «Краснодара», «Крыльев Советов», «Ростова», «Рубина», «Спартака», «Урала» и ЦСКА — по остальным по ряду причин данных нет. А в структурах восьми клубов РПЛ есть отдельные департаменты по работе с ВИП-болельщиками.
Все 16 клубов реализуют билеты на матчи онлайн. При этом абонементы через интернет продают всего семь команд.
Наконец, несколько фактов о том, как клубы работают с болельщиками.
В сезоне-2019/20 на всех стадионах премьер-лиги есть точки продаж атрибутики.
15 клубов проводят перед домашними матчами какие-либо развлекательные мероприятия. У 14 есть специальные спонсорские развлекательные площадки. У 12 — различные программы лояльности. У 7 — детские комнаты во время матчей.
11 клубов проводят различные исследования своей аудитории. Однако специальные CRM-системы и базы данных есть только у 8 клубов. Хотя тут есть прогресс — в сезоне-2018/19 таких клубов было всего 6.
Чемпионат России по футболу: турнирная таблица РПЛ, новости и обзоры, расписание и результаты игр