4 июня 2019, 00:20
Президент ЦСКА Евгений Гинер на майском исполкоме высказал инициативу об увеличении состава РПЛ на два клуба. Тогда обсуждения по горячим следам не последовало – премьер-лиге поручили проработать вопрос. Уж очень щекотливая тема, со множеством минусов, которые никакими PR-усилиями не купировать.
Но Гинер – сильная фигура. Скажи о новом формате глава клуба средней руки или стоящего на вылет – услышали бы в ответ аргумент о боязни вылета. Как говорил Дмитрий Аленичев в интервью "СЭ" – "не то".
А Гинер – то. Руководитель одного из самых успешных российских коллективов. При нем взято множество титулов. Идеолог самой революционной реформы в истории нашего футбола – перехода на систему "осень-весна". Тогда шло серьезнейшее противодействие со стороны клубов ПФЛ (в начале 2010-х годов туда входили и команды нынешней ФНЛ), но решение в буквальном смысле слова продавили.
Тема с РПЛ-18 выглядит, на мой взгляд, гораздо человечнее для большей части футбольного сообщества.
Повторю то, о чем говорил в онлайн-эфирах на YouTube-канале "СЭ": в сезоне-2019/20 никто не вылетает из РПЛ напрямую.
Команды, занявшие по итогам розыгрыша 15-е и 16-е места, встретятся в стыковых матчах с представителями ФНЛ, финишировавшими 3-м и 4-м.
Для клубов-лидеров, которые финансово успешны и обладают достаточно широкой аудитории, расширение выгодно: больше матчей – больше выручка с продаж билетов, выше цена абонемента.
Неплохо это и для РПЛ – с учетом большего числа команд в теории может вырасти цена ТВ-прав. Хотя этот аргумент, как понимаю, достаточно сомнительный.
Шикарно для тех клубов – а их и в формате РПЛ-16 достаточно много – которые из года в год борются за выживание. Сейчас же никто не вылетит, а чтобы уступить в стыках, нужно сильно постараться. "Уфа" в этом году доказала, что даже с вратарем-форвардом вполне возможно уцелеть. В общем, на бумаге со всех сторон ситуация шоколадная.
Не исключено, что вердикт о расширении РПЛ вынесут уже 6 июня, когда состоится общее собрание премьер-лиги. Вероятно, там же рассмотрят и вопросы календаря (к его составлению привлечены специалисты Высшей школы экономики), а также финальной реализации проекта ВАР в России.
Впрочем, когда начинаешь изучать как вообще возможно провести чемпионат 18 команд, становится понятно, что нас ждет жесточайшее соревнование.
Это гонки на выживание.
Шоу "Последний герой".
Марафон в Долине смерти.
Гонка героев.
Причем это касается всех – не только участников турнира, но и зрителей.
Добавляются четыре тура, которые необходимо вместить в достаточно жесткое расписание. Евро-2020 заканчивается 12 июля– и большой паузы на отпуск у сборников, а также легионеров, участвующих в первенстве континента, не будет. Начинать, чтобы успеть провести 34 тура, предстоит уже 18-19 июля.
Как уместиться в календарь – это главный вопрос. Ответ на него, впрочем, кроется в расписании сезона-2018/19, когда проводился эксперимент в Кубке страны: имею ввиду двухматчевые противостояния на стадии четверть- и полуфинала.
Итак, вероятно, при РПЛ-18 мы станем свидетелями игр в декабре в условном графике 1, 5, 9 и 12 декабря. Российский boxing-day придется на довольно суровое время, но выхода нет.
В феврале же предстоит рестартовать с середины месяца, в мае выходить на поле через два дня на третий, что, впрочем, не критично.
Важен и нюанс места проведения встреч. В декабре и феврале комфортнее играть в южных регионах: Ростове, Краснодаре, Сочи, Грозном, плюс добавляем Петербург, где на стадионе есть крыша. Время доказало правильность этой идеи – если бы таких сооружений было бы на лигу пять-шесть, проблемы с переходом на "осень-весну" отпали бы сама собой. Ведь на "Газпром Арене" футбол может идти круглый год.
Сейчас же есть риск, что из-за комфорта на юге и невозможности проведения декабрьских и февральских матчей в средней полосе, часть команд (Юг и Петербург) проведет несколько встреч подряд дома, что автоматически влечет за собой такую же гостевую серию на старте или финише чемпионата.
Идея климатического календаря, о которой говорил в интервью "СЭ" владелец "Спартака" Леонид Федун, правильная – выходить на поле зимой в комфортных условиях лучше, чем гонять замерший мяч по снегу и льду. Но год за годом реформа так и оставалась на бумаге из-за противоборства тренеров.
Кто из них не готов получить на финише серию из четырех-пяти подряд выездов – когда "горит" задача на сезон, набирать очки проще дома. А если учесть, что география в проекте РПЛ-18 может расшириться (представим, что добавятся Хабаровск и Калининград), то завершение или старт турнира для клубов из регионов с мягким климатом способно превратиться в довольно жесткое мероприятие.
Есть и еще один, экономический, аспект. У любого в РПЛ возникнут проблемы с посещаемостью, если пять-шесть раз подряд играть домашние матчи.
Представим ситуацию ЦСКА, если он попадет в "теплый" кластер и в декабре проведет такую серию на "ВЭБ Арегне" – придут ли зрители зимой на условные "Оренбург" или "Урал"? И какое число болельщиков красно-синие потеряют, если в апреле-мае надолго отправятся на выезд?
Вряд ли об этом нет представления в клубах. Вряд ли премьер-лига и ее спортивный директор Виктор Пышкин, ответственный за составление календаря, не понимают трудности возможного расписания при составе участников из 18 команд.
По тому, как ведется обсуждение – а вернее, по причине его отсутствия – понимаю, что решение, в общем-то, политически уже принято. Клубы и их владельцев понять можно – у футболистов огромные зарплаты, выступают они в сравнении со своими западными коллегами не так часто.
Знаю, что в среде руководителей команд премьер-лиги широко обсуждалось такое высказывание тренера "Челси" Маурицио Сарри после победы в Лиге Европы:
– Первый тайм был сложным. Для нас это был 64-й матч в сезоне, плюс в Баку очень жарко и физически сложно играть.
Итак, у "Челси" за сезон 64 матча. Есть ли в России команда, проводящая сравнимое количество встреч? Нет, и в этом плане решение по РПЛ-18 выглядит логичным. Кроме того, идея о расширении лиги прописана в "Стратегии-2030" и поддержана Конференцией РФС – то есть сейчас эта стратегия просто реализуется.
С другой стороны, логичен и вопрос о том, почему бы не обсудить формат четырехкругового турнира 12 участников, что сделало бы чемпионат более конкурентным?
Ответ мы уже слышали несколько лет назад, когда идею о сокращении РПЛ высказал ее президент Сергей Прядкин: он получил мощнейшую отповедь от клубов, которые говорил, что футбол существует во всей России, а не только в Москве и Петербурге, что следует смотреть на вещи широко, а не зацикливаться только на деньгах.
Что ж, сейчас посмотрели во всю ширь. Станем выживать. И пусть победит самый выносливый.