Спортсмены из стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не будут считаться легионерами во всероссийских соревнованиях по футболу, баскетболу, волейболу, гандболу, водному поло и хоккею на траве на территории России. Об этом сообщило агентство «РИА Новости» со ссылкой на проект приказа Минспорта РФ. Государствами-членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
«Проект приказа соответствует договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и направлен на реализацию государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта», — говорится в пояснительной записке к проекту приказа Минспорта о внесении изменений в проект об утверждении ограничений на участие спортсменов, не имеющих права выступать за сборные команды России в соревнованиях по футболу.
Общественное обсуждение проектов должно завершиться 14 ноября.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Функционирует с 1 января 2015 года — именно с этой даты вступил в силу договор об образовании ЕАЭС. Членами ЕАЭС являются Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия и Казахстан.
Основная цель ЕАЭС, как гласит статья 4 договора:
— «создание условий для стабильного развития экономик
государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза".
Согласно статье 1 договора в рамках ЕАЭС «обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы».
На территории союза, как говорится в статье 2 договора, действует понятие «единого рынка» — «совокупность экономических отношений в рамках Союза, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы».
И, наконец, пункт 2 статьи 97 договора прямо гласит: «Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания».
А Конституция РФ признает приоритет международного права над национальным. Это говорится в пункте 4 статьи 15 основного закона: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
То есть мы имеем дело с ситуацией, аналогичной той, что существует в ЕС, где также обеспечивается свобода перемещения рабочей силы, к которой относятся и спортсмены. Там этот вопрос был разрешен в середине 1990-х после знаменитого дела Босмана, которое изменило облик европейского футбола. По его итогам ЕС стал считать спортсменов, в том числе футболистов, обычными трудовыми мигрантами, а, соответственно они не подпадали под ограничительные нормы — так называемые лимиты на легионеров.
Теперь то же самое должно произойти в России и ЕАЭС.
Сейчас в российском футболе под понятие «легионер» подпадает игрок, не имеющий выступать за сборные России согласно нормам ФИФА.
Что касается лимита, то согласно постановлению исполкома РФС от 26 июня 2019 года начиная с сезона-2020/21 формула следующая — «8 иностранцев + 17 россиян» в заявке. На поле одновременно может находиться любое количество легионеров — хоть все 8.
На самом деле, разговоры об этом ведутся уже давно — они шли еще до создания ЕАЭС. Первой ласточкой в 2013 году стал защитник «Краснодара» Александр Мартынович, который подал иск в суд, в котором требовал, чтобы футболисты из Белоруссии перестали считаться в России легионерами. Игрок считал, что это ущемляет его право на труд. Он аргументировал это тем, что между Россией и Белоруссией действует безвизовый режим, отменены квоты в отношении трудящихся-мигрантов, обеспечена свобода торговли товарами и услугами, а также передвижения капиталов и трудовых ресурсов. Правда, в итоге Мартынович иск отозвал.
Что касается ЕАЭС, то в конце августа 2015 года исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан на одном из брифингов дал понять, что с нового сезона — то есть чемпионата 2016/17 — игроки из стран, входящих в союз, могут перестать считаться легионерами.
«Регламент на этот сезон уже утвержден, вносить в него изменения уже нельзя, — говорил функционер. — В следующем сезоне, если возникнет такая потребность, мы рассмотрим вопрос о том, чтобы футболисты из ЕАЭС перестали считаться легионерами в нашем чемпионате».
Однако дело затянулось. В мае 2017 года коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) уведомила государства-члены ЕАЭС о необходимости исполнения договора в части устранения количественных ограничений, установленных для спортсменов-легионеров из стран союза. О принятых мерах нужно было сообщить в течении десяти дней. Однако ничего предпринято не было.
«Пока сегодня действует тот порядок, который существует. Есть спортивное гражданство, которое введено российским законодательством, и спортивным гражданством обладает только гражданин России. Мы ввели ограничения, которыми защищаем свой рынок, включая доморощенных игроков, и они будут сохраняться», — говорил два дня спустя тогдашний вице-премьер РФ Виталий Мутко.
Однако ЕЭК обратилась в суд ЕАЭС, и тот 11 декабря 2018 года вынес заключение о недопустимости количественных ограничений на участие спортсменов, являющихся гражданами государств Союза, в национальных соревнованиях — как раз на основании пункта 2 статьи 97 союзного договора.
Так что, по сути, Минспорта своим приказом выполняет это решение суда.
Правда, с белорусами разобрались раньше. О том, чтобы не считать их легионерами, речь шла давно — все же союзное государство, в какой-то момент они перестали иметь этот статус в КХЛ. Катализатором же стала встреча президентов двух стран Владимира Путина и Александра Лукашенко 15 февраля 2019 года в Сочи. А уже 22 февраля исполком РФС принял решение не считать белорусов легионерами — решение вступало в силу в тот же день.
Если вести речь об РПЛ, то, по сути, ничего. Сейчас, согласно официальному сайту лиги, в заявках команд (включая вторые и молодежные команды) числятся 11 человек из стран ЕАЭС.
Это семь представителей Белоруссии, которые и так уже не легионеры:
— Дмитрий Прищепа («Зенит», 18 лет, 2 матча в молодежном первенстве);
— Владимир Медведь («Ростов», 20 лет, 13 матчей, 3 гола в молодежном первенстве);
— Максим Володько («Арсенал», 26 лет, 1 матч в РПЛ);
— Денис Поляков («Урал», 28 лет, 11 матчей в РПЛ);
— Андрей Климович («Оренбург», 31 год, 8 матчей в РПЛ);
— Михаил Сиваков («Оренбург», 31 год, 12 матчей в РПЛ);
— Александр Мартынович («Краснодар», 32 года, 11 матчей в РПЛ).
Два представителя Армении:
— Вараздат Ароян («Урал», 27 лет, 14 матчей в РПЛ);
— Александр Карапетян («Сочи», 31 год, 13 матчей, 2 гола в РПЛ);
Два представителя Казахстана:
— Бактиер Зайнутдинов («Ростов», 21 год, 4 матча, 1 гол в РПЛ);
— Акмаль Бахтияров («Сочи», 21 год, 1 матч в РПЛ).
А если откинуть игравших пока только за молодежные составы Прищепу и Медведя, получается девять человек на всю лигу. Тут не приходится говорить о том, что они, перестав считаться легионерами, перекроют место в составе кому-то из талантливых молодых россиян, даже с учетом грядущего изменения формулы лимита на легионеров (а более-менее качественные россияне будут ой как нужны, чтобы заполнить заявку).
И вряд ли стоит опасаться, что теперь толпы игроков из ЕАЭС хлынут в РПЛ. Не хлынут — просто потому, что в большинстве своем их уровень довольно низок и нашим командам они не интересны. Белоруссия занимает 86-е место в рейтинге ФИФА (ниже Македонии), Киргизия — 94-е (ниже Ливана), Армения — 99-е (ниже Люксембурга), Казахстан — 121-е (ниже Фарер). Красноречивый показатель, как бы кто не относился к этому рейтингу. Да, «Астана» добирается до групповых этапов еврокубков, даже играла в Лиге чемпионов пару лет назад, но погоду там делают иностранцы. Уровень же местных мы в этом году видели в матчах сборных России и Казахстана.
Да и пример белорусов показателен — легионерами они перестали считаться зимой, однако летом в Россию переехал только вратарь Климович. Все. Один человек, хотя, казалось бы, завози пачками.
Что касается ФНЛ, то сейчас там, согласно официальному сайту лиги, играют всего два футболиста из ЕАЭС, считающиеся легионерами — это Саркисов из «Енисея» и Корян из «Факела». Оба — граждане Армении. Для сравнения, украинцев в ФНЛ шестеро, есть даже представитель Таджикистана.
Возможный приток? Сейчас в значительной части клубов ФНЛ легионеров нет вообще. Хотя, наверное, можно было бы привезти условно пятерых армян и выпускать согласно действующему лимиту троих на поле, если бы это было выгодно и с игровой, и с экономической точек зрения. Но — нет. Так почему они массово должны появиться после вступления в силу нового регламента?
Чемпионат России по футболу: турнирная таблица РПЛ, новости и обзоры, расписание и результаты игр