— Появилась информация о назначении Ашота Хачатурянца на должность главы судейского комитета. Состоялась ли судейская реформа?
— Говорить о том, что реформа свершилась, можно будет только тогда, когда появится результат. Сейчас рассмотрена и утверждена концепция развития судейства. В сентябре я сказал, что работа ведется, и что в октябре-ноябре вопрос рассмотрим и примем решения. Время пришло. Что решили на заседании? Первое — поддержана концепция развития судейства. Второе — новый руководитель судейского комитета, им стал Ашот Хачатурянц. Николай Левников теперь сосредоточится на работе в УЕФА. Что касается самой концепции. Проведена серьезная аналитическая работа. Освещу основные направления, а позже и я, и Ашот Хачатурянц обо всем расскажем подробнее
Чего-то совсем уж нового нет. Будем продолжать работу по развитию системы обучения, подготовки судей. Должны сделать систему современной. Важно, чтобы имели общий, единый стиль судейства. Чтобы стиль способствовал высокой интенсивности современного футбола.
Второе направление — надо развивать регламентную базу. Чтобы была единая трактовка спорных эпизодов.
Третье важное направление — разделение ДСИ на департамент судейства и департамент инспектирования. Логичное решение. Неправильно, когда в рамках одного подразделения и исполнение, и контроль.
Четвертое направление — введение единого рейтинга инспекторов и судей. Уровень оплаты труда судей, который имеем, уже не является адекватным. Решения принимались давно, а жизнь ушла вперед. Размер мотивации должен быть другим. Но основную часть денег судьи теперь будут получать в зависимости от того, насколько они качественно исполняют свои обязанности.
Последнее направление — взаимодействие со СМИ и участниками игры. Понимаете, мы снизим количество ошибок, но они останутся. Пройдет время и опять получим недовольство. Важно применять единую трактовку. Но всегда есть пограничные ситуации — между желтой и красной карточки, например. И всегда решения будут вызывать полемику. Все мы разбираемся в футболе, все мы эксперты. Даже сейчас, когда судьи принимают верные решения, всегда находится кто-то, кто считает, что должно быть по-другому. Этот кто-то выражает свою позицию в СМИ и тем самым вбивает клин в судейство. Если у нас есть позиция, то мы не готовы слушать другую позицию. Мы должны отдавать себе отчет, что есть тренеры, некоторые руководители клубов, для которых судейский вопрос — определенный громоотвод, который позволяет переключить внимание болельщиков и акционеров. Судьи становятся козлами отпущения. Это подхватывается. В том числе и СМИ. Поэтому взаимодействие с прессой это важно. Во многих ошибках судьи виноваты сами, да. Но надо понимать — идеального судейства не бывает. Все равно случаются пограничные эпизоды. Очень хотим сломать стереотипы. Ведь сейчас оттоптаться на судьях — чуть ли не признак хорошего тона. Прощают футболистов и тренеров, но не судей. Качественная работа арбитров остается незамеченной. Нам кажется, что любой может взять свисток и отсудить, но это сложно. Надо ценить хорошую работу судей и освещать это.
— Останется ли на своей должности Александр Егоров?
— Велась плановая работа. С момента назначения было понятно, что судейство нуждается в реформировании. Но мы не старались форсировать события. Для нас было важно качественно завершить эту работу. По каждому направлению есть детально проработанная дорожная карта инициатив, которые нужно выполнить. Мы работали по плану, особо не форсируя. Было бы ошибок больше или меньше, независимо от этого, мы изначально не были удовлетворены системой, которая существовала. Она не была эффективной. Даже если бы эту часть чемпионата мы провели без ошибок, реформа была бы нужна.
Как я и сказал, Николай Левников сложил с себя полномочия. Будет создана должность национального инструктора по судейству. Надеемся, он ее займет. Что касается Егорова, дано время до конца этого года. В декабре будут подведены итоги и принято решение. Много вопросов к нему. Но на поле выходит не он, а арбитры.
— Как относитесь к идее привлекать иностранных судей?
— Считаю, что наши арбитры в состоянии качественно обслуживать матчи, и приглашение иностранцев не позволит избегать ошибок. Они тоже ошибаются. Мы в состоянии создать систему, которая повысит качество судейства. Уверен, что мы можем их пригласить, но потом кто-то из них совершит ошибку. Мы махнем рукой и скажем, что ладно, главное — нет коррупции. Однако помню слова Валерия Газзаева, который после одного из матчей сказал: «Кого вы нам привезли?»
— Сейчас много вопросов к Михаилу Вилкову. Его личные ошибки разве не портят репутацию всего судейства?
— Ошибается не только Вилков. Нет арбитра, который бы не совершал ошибок. Ошибки в последнем матче были серьезными. Егоров поставил Вилкову хорошую оценку за матч «Зенит» — ЦСКА, но я с этим не согласен. Безусловно, в начале матча был фол на карточку. Еще ряд эпизодов, когда не были показаны карточки в обе стороны. Что касается работы ВАР, то в данном случае видеоарбитр отработал нормально. В том эпизоде не было четкого понимания, какая это была карточка — желтая или красная. Эпизод со второй карточкой Бийолу — согласно всем методикам это однозначное предупреждение. Да, Вилков провел встречу не без минусов. Но не безобразно. Сейчас принято решение об отстранении Вилкова, в следующем туре он работать не будет.
— Будет ли пересмотрен контракт с Adidas после всей этой историей с формой?
— Играть в новой форме сборная будет тогда, когда производитель разработает новый дизайн. Контракт вел Александр Алаев, он же вел переговоры. Могу сказать следующее: работа с техническим спонсором это продолжительный процесс, он занимает 14-15 месяцев. Производитель начал разработку дизайна летом 2018 года. В сентябре нам представили макет. РФС высказал свои пожелания и ничего не согласовал. В январе нам была предложена новая версия, но нашего одобрения получено не было. Тем не менее форма была пущена в производство без нашего согласования. Так мы получили эту форму. Мнение РФС — неудачный дизайн. Есть и вопросы к качеству. Надеемся, Adidas проведет работу над ошибками. Пока будем играть в старой форме.
— Мы дали свои комментарии партнерам, попросили убрать цвета триколора с рукавов еще в самом начале, — вступил генеральный секретарь РФС Алаев. — В январе нам показали форму с рукавами без символики. Тогда форма показалась простоватой и работа продолжилась. И окончательного согласования не было. Это наша обоюдная вина. И наша, и спонсора. Не хочется искать виноватого. Как сказал Александр Валерьевич, текущий вариант нас не устраивает. Но время еще есть, можем исправить. Все-таки мы с Adidas вместе 12 лет. Надеемся, что больше сбоев не будет.
— Почему же состоялась презентация?
— Повторюсь, это наша обоюдная ошибка. Цепочка событий была запущена. Но даже варианты на эскизах были лучше. Мы на каком-то этапе не вмешивались, но когда увидели реакцию СМИ и болельщиков, поняли, что надо вмешаться.
— Мы захотели поддержать партнеров, понимая, что сможем договориться об изменении дизайна, — сказал Дюков. — А уже во время презентации стало понятно, что проблема не только с дизайном, но и с качеством.
— Что по поводу премиальных?
— Все премиальные будут выплачены. Есть выплаты со стороны УЕФА командам, которые выходят на Евро. Мы договорились с футболистами и штабом, что они получают определенный процент от этого бонуса.
— Будет ли продлен контракт с Черчесовым?
— По документам мы должны были сделать предложение Станиславу Саламовичу, потому что он решил задачу. Но поступили так не по этой причине, а по доброй воле. Наше предложение находится на рассмотрении у Черчесова.
— Как относитесь к совмещению?
— Отрицательно. Вижу, как работает Станислав Саламович, и сколько времени у него занимает работа даже в те дни, когда сборная не играет. Не представляю, как возможно в таких условиях совмещать.
— Будет ли продолжаться турнир Гранаткина в Санкт-Петербурге?
— Безусловно, это хороший турнир. Но в целом мы проводим ревизию турниров, проходящих под эгидой РФС. В том или ином виде турнир останется.
— Много слухов о переезде РФС в другой офис. Это правда?
— Действительно рассматриваем такую возможность. Нам нужна новая штаб-квартира, более удобная и технически оснащенная. Возможностей в Доме футбола нам мало. Хотим к тому же собрать все структуры, имеющие отношение к РФС, в одном месте.