Инсайды
29 мая 2020, 22:00
В прошлую пятницу генеральный директор «Локомотива» Василий Кикнадзе в большом интервью программе «Футбол России» на телеканале «Россия 24» поднял, в том числе, вопрос о персональной ответственности. Вот цитата:
— Конечно, генеральный директор отвечает за все, что происходит в клубе. Очень хочу, чтобы здесь было понимание, потому что сейчас начались нападки на совет директоров, на Анатолия Мещерякова (председателя совдира. — Прим. В.К.). Главная фигура, которая несет ответственность — генеральный директор. Когда я говорю о том, что совет директоров меня поддержал, это означает, что он выразил поддержку, но никаких гарантий у меня нет. И как говорит тот же самый Юрий Палыч Семин, я точно такой же нанятый менеджер, как и главный тренер. Дадут мне доработать до конца или нет, это вопрос совета директоров и качества выполнения моих обязанностей. Я за все отвечаю. За финансовую составляющую — если клуб станет банкротом, я буду виноват. Если мы будем бороться не за первые места, это я виноват. Я тоже не хочу. Вот сейчас пришел Николич, но любой контракт можно расторгнуть. Придет на его место другой тренер, но все равно за все отвечаю я. И другого не дано. По-другому не бывает. Это спорт. Здесь приходится принимать ответственные решения, жесткие решения, болезненные решения, но их надо принимать, потому что если их не принять, будет хуже. Определенные процессы можно запустить, но потом их будет тяжелее исправлять. Это надо понимать в полный рост.
Звучит вполне адекватно — и, правда, кому еще нести ответственность, как не гендиру, топ-менеджеру клуба. Расскажу историю появления в команде 44-летнего Николича — и вы поймете, почему в случае провала серба именно Кикнадзе придется ответить за это назначение перед советом директоров. Причем ответить задолго до декабря 2024 года, когда у Василия Александровича заканчивается договор с «Локо».
Отмотаем «пленку» немного назад. 15 февраля этого года. Николич, уволенный 25 ноября 2019-го из «Фехервара», собирал вещи в Белграде — скоро он должен был вылететь в Катар, чтобы принять одного из аутсайдеров местной лиги. До этого тренер побывал в Москве на переговорах с «Локо», 1 декабря — всего неделю спустя после отставки в Венгрии — видел вживую встречу железнодорожников с «Динамо» (1:2). Потом тема затихла — тут как раз пришло предложение с Ближнего Востока.
Вдруг — звонок на телефон Марко. На проводе — его агент Вукмил Вукмирица: «Разбирай чемоданы, мы едем в Россию, есть договоренность с «Локомотивом». После этого ни о какой Дохе речь идти уже не могла. Так что 29 февраля Николич, имея на руках предварительное соглашение с красно-зелеными, посетил матч москвичей с «Зенитом» в Санкт-Петербурге (0:0).
Что же изменилось? Почему «Локо», имея «18 кандидатур за полгода» (еще одна цитата Кикнадзе) на замену Юрию Семину, остановил свой выбор именно на Николиче, известным до прихода в столичную команду только узкому кругу специалистов?
На рынке говорят, что поначалу Мещеряков сомневался по той самой причине — мол, если непродляем легенду, то замена должна быть если не полностью равноценной, то хотя бы человеком на слуху. Николич же пока не подходит ни под первое, ни под второе определение. Поэтому с ним и возникла пауза.
Но Кикнадзе сумел убедить председателя совдира, представив Марко как «балканского Моуринью». А одним из главных аргументов генерального директора стали результаты «Фехервара» под руководством Николича в противостоянии с «Челси» в групповом турнире Лиги Европы-2018/19. На первый взгляд, все достойно — минимальное поражение в Лондоне (0:1) и домашняя ничья (2:2). Однако есть одно весомое «но». Синие в обоих случаях выставляли если не второй, то максимум полуторный состав.
В матче на «Стэмфорд Бридж» у хозяев отсутствовали шесть футболистов, которые играли в последней встрече АПЛ до встречи с венграми и в первой после нее. Все три раза в основе появлялись Кепа и Виллиан. Ковачич выходил с первых минут с «Ливерпулем» и «Фехерваром», а с «Саутгемпионом» — на замену. Мората в премьер-лиге в обоих случаях тоже поднимался с лавки, Педро — однажды. На замену против «Фехервара» выходили: Азар (два старта в АПЛ), Баркли (один старт, одна замена), Мозес (одна замена).
Ответный матч рассмотрим по тому же принципу: выступавшие за «Челси» в чемпионате до и после этого выезда. Постоянно в основе только тот же Виллиан, Лофтус-Чик и Баркли, начинавшие игру в гостях с «Фехерваром», в национальном первенстве оба раза выходили на замену. Педро (два старта в АПЛ) и Жиру (два выхода с лавки в премьер-лиге) в Венгрии Маурицио Сарри выпускал во втором тайме.
Глубина скамейки у «Челси» в эпоху Романа Абрамовича всегда была приличной, в резерве во все времена есть большие мастера, кто спорит. Но сравнивать Николича с Моуринью на основании встреч с дублерами, по сути, синих (да еще и на ранней стадии не первостепенного для них, несмотря на итоговую победу, турнира, когда мотивация футболистов ниже априори), не слишком уместно. Пусть даже с поправкой на «балканского».
Мещеряков, как говорят, в определенный момент тоже понял что эпитет «Моуринью» применительно к Николичу слишком громкий и вновь засомневался в выборе. Тем более, и глава РЖД Олег Белозеров, по данным ряда источников, узнав о такой кандидатуре, в восторг не пришел. Но отказываться было поздно: клуб уже подписал с сербом предварительный контракт.
Только вот сомнения высшего менеджмента «Локомотива», насколько знаю, ни тогда, ранней весной, ни сейчас, после официального объявления о назначении Марко с 1 июня, никуда не делись. Поэтому до Кикнадзе доведено, что он в первую очередь разделит ответственность за результаты работы нового тренера.
— Перед Николичем ставятся определенные задачи. Он должен быть в пятерке по итогам чемпионата при определенных затратах ресурсов. И при определенном подключении молодых игроков. Вот если все три задачи будут им выполнены, это одна история. Если нет — уже другая, — сказал Мещеряков «СЭ» после публикации новости о сербе на сайте красно-зеленых.
Кто знает — может быть, Николич спокойно удержит для железнодорожников лигочемпионское второе место в этом сезоне, и начнет «рвать» всех подряд в следующем. В конце концов, чудеса в футболе периодически случаются.
Но если получится та самая «другая история», то после нее, скорее всего, пути «Локомотива» разойдутся не только с главным тренером, но и с гендиректором. Несмотря на все единогласие членов совета директоров при утверждении Марко и разговоры Кикнадзе о стратегии четырехлетнего цикла (договор с Николичем подписан по схеме «2+2»).
Провала «балканского Моуринью» в Черкизове Василию Александровичу не простят.