23 апреля 2019, 21:30
"Спартак" отстает от второго места, дающего прямую путевку в Лигу чемпионов-2019/20, на четыре очка – там идет "Локомотив". Бронза обеспечит участие в отборочном турнире ЛЧ – третий пока "Краснодар", который опережает красно-белых на три очка. Финиш чемпионата даст ответы на очень многие вопросы по команде Олега Кононова, а один из главных сформулирован так: "Что будет с составом летом?" Судьба нынешнего и масштабы селекции находятся в прямой зависимости от того, получится ли достичь последней цели на сезон – оказаться в той самой зоне ЛЧ.
Если "Спартак" сумеет пробиться в главный клубный турнир мира, то:
а) пополнит бюджет минимум на 15 миллионов евро;
б) это даст руководству определенный маневр в трансферной работе.
Но давайте пока исходить из места, которое москвичи занимают на сегодня – пятое. А это – Лига Европы, совсем другие доходы и, соответственно, подход к формированию команды.
Не слишком рискуя ошибиться, предположу, что в этом случае боссы красно-белых поступят по принципу "сколько заработано на продажах футболистов, столько и можно потратить на новичков". Давайте рассмотрим активы "Спартака" – то есть самых ликвидных игроков.
Первые два в этом списке – 28-летний форвард Зе Луиш (контракт до конца июня 2021 года, стоимость 7 миллионов евро*, здесь и далее – по данным transfermarkt.de) и 27-летний хавбек Фернанду (июнь 2021 года, 13 миллионов евро). Оба футболиста постоянно находятся на мониторах у скаутов европейских клубов и вполне могут быть проданы при наличии достойного предложения.
На Зе Луиша не раз возникал спрос в Англии – к африканцу проявляли интерес "Брайтон" и "Ньюкасл". В свое время стороны не договорились – отступные, прописанные в договоре нападающего с красно-белыми, составляют 20 миллионов евро, британцы столько платить не стали. По той же причине не состоялся отъезд в "Галатасарай" прошлой зимой – стамбульцы предлагали 7 миллионов, в "Спартаке" посчитали сумму недостаточной.
В договоре Зе еще одно любопытное положение: клуб имеет право заблокировать трансфер даже если потенциальный покупатель будет готов выложить искомые 20 миллионов. Но на рынке говорят, что летом красно-белые не станут упорствовать и могут отпустить форварда за 9-10 миллионов. При том, что летом 2015 года его приобрели у "Браги" за 5 миллионов.
Тут, правда, есть еще один аспект – условия личного контракта с новой командой. В России Зе Луиш зарабатывает около 2 миллионов евро в год, в Европе положить такой оклад готовы далеко не все. Но это уже вопрос переговоров агента футболиста с работодателем. В любом случае, нападающий ждет лета, когда должна настать ясность: последует ли продление трудовых отношений со "Спартаком" или переход.
C Фернанду все сложнее и проще одновременно. Проще потому, что сам полузащитник и его супруга, которая ведет дела бразильца, готов как подписать новый контракт со "Спартаком", так и уехать туда, где зарплата будет сопоставима с московской. А это, с учетом разделенного на равные части подписного бонуса – около 2,8 миллионов евро в год. Недавно появлялись сообщения об интересе к хавбеку из Китая, "Ромы", "Милана" и даже самого "ПСЖ". То есть претенденты имеются.
Сложно же потому, что Фернанду в нынешнем "Спартаке" стержневая фигура, вокруг которой во многим строится игра. Потеря такого исполнителя предполагает адекватную замену. Здесь важно и то, кто будет главным тренером, и какое у него мнение по поводу возможного трансфера южноамериканца. Впрочем, мнение штаба, каким бы он ни был, руководство клуба учтет. Что касается суммы компенсации, то она, по оценкам ряда футбольных аналитиков, находится в диапазоне между 9 и 11 миллионами евро. Напомню, что приобрели Фернанду у "Сампдории" летом 2016-го за 12,5 миллиона евро.
Еще один актив – это 25-летний полузащитник Роман Зобнин. Но с ним "Спартак" расставаться не собирается – в игроке видят ключевую фигуру на долгие годы, к тому же он входит в число любимых футболистов владельца красно-белых Леонида Федуна. И, опять же, если говорить об отъезде на Запад, то вряд ли там кто-то готов повторить доход Зобнина, который с бонусами превышает 3 миллиона евро в год.
Определенный интерес имеется к двум центральным защитникам москвичей – 25-летнему Самюэлю Жиго и ровеснику француза Георгию Джикии. Однако и в этом случае клубное руководство не намерено продавать основных исполнителей, вокруг которых можно вдолгую выстраивать оборону. Иными словами, предложения и по ним, и по Зобнину должно последовать такое, что отказаться нельзя. Но подобное вряд ли случится.
Есть игроки, чей возможный уход продиктован не экономикой, а чисто спортивными показателями. Речь о двух хавбеках – 28-летнем Софьяне Ханни и 32-летнем Денисе Глушакове. Алжирец провел после возобновления сезона шесть официальных матчей, сделав в них всего одну голевую передачу. Не слишком продуктивно для человека, чей труд оплачивается суммой около 2 миллионов евро в год. И вот легионер уже не вышел на поле во встрече 24-го тура РПЛ с "Енисеем" (2:0). За Ханни, по разным оценкам, летом можно будет выручить 3-5 миллионов евро, удерживать полузащитника всеми силами "Спартак", насколько понимаю, не станет.
Глушаков провел весной те же шесть игр, причем забил два гола – "Зениту" и "Ахмату". Все в порядке? Нет – как только у Кононова появилась возможность сформировать в центре поля трезубец Гулиев-Зобнин-Фернанду, Денис остался в запасе. Насколько мне известно, такая ситуация сложилась бы раньше, если бы ни травма Фернанду и ситуация с дорожным инцидентом Гулиева, из-за которой он по решению клуба пропустил встречу 23-го тура с "Ростовом".
Даже на взгляд со стороны Глушаков сейчас очень далек от себя самого образца золотого чемпионата-2016/17. Прибавить в его возрасте крайне трудно. Поэтому вариант с расставанием за год до завершения срока контракта (действует до июня 2020-го) с футболистом, получающим 2,5 миллиона евро в год, не выглядит фантастикой. Тем более, у "Спартака", по моим данным, есть возможность сделать это достаточно безболезненно.
Так или иначе, полная ясность по всем трансферным вопросам должна наступить в середине мая. В "Спартаке" понимают, что межсезонье короткое, и хотят заранее определиться с кем идти дальше.