15 ноября 2016, 15:00
Гоша ЧЕРНОВ
из Грозного
Во время трансляций из Чеченской республики мы часто слышим голос, который порой заглушает даже комментаторов. Этот голос не только объявляет стартовые составы и авторов голов, но и активно подбадривает футболистов "Терека" – по-русски и по-чеченски. Кто-то уверен, что он принадлежит главе республики, кто-то выдвигает другие версии.
Диктор Дикаев утверждает, что это не так и в микрофон кричит только он.
"ХВАТАЙ МИКРОФОН!"
– Диктором стал случайно, – рассказывает Дикаев. – В 2008 году "Терек" проводил первый матч в Грозном после 14-летнего перерыва. Это была встреча с "Крыльями Советов", а состоялась она на стадионе имени Билимханова. Тогда я работал пресс-атташе "Терека", занимался организационными вопросами, и в суете мы попросту забыли пригласить диктора. И вот на поле выходят команды, я стою в подтрибунном помещении рядом с представителем РФС Романом Леонтьевым, и мы понимаем, что диктора нет. Рома поворачивается и быстро говорит: "Хватай микрофон, Мурад!". А я в растерянности, понятия не имею, о чем говорить. Рома добавляет: "Я помогу! Начинай". Беру микрофон, протокол и объявляю составы, хотя нахожусь рядом с футболистами.
– До этого ни секунды не работали в таком качестве?
– Нет, конечно. Я спортивный журналист, с микрофоном раньше дел не имел. Но понемногу влился, закрепился в качестве диктора стадиона, а потом стал ринг-анонсером на "Ахмат Арене". Теперь работаю не только на футболе, но и на смешанных единоборствах, дзюдо, боксе... Когда к нам приезжала сборная мира, диктором тоже был я. И на матче второй сборной России с Литвой работал.
– Почему же на встречу с участием национальной команды вас не назначили?
– Семейные обстоятельства. Поэтому позвали коллегу из Москвы.
– Опишите обычный рабочий день диктора "Ахмат Арены".
– Я работаю в пресс-службе "Терека", в игровые дни у нас давно все налажено. Вначале предматчевое совещание, потом координация работы со звукорежиссером и техником по табло. На свое рабочее место поднимаюсь за полчаса до стартового свистка
НЕКРАСИВАЯ ФАМИЛИЯ
– Вы как-нибудь разминаете голосовые связки?
– Нет. В октагоне, кстати, гораздо сложнее работать: там очень сильно напрягаются связки. Я не профессионал, нигде не пел, так что на первых турнирах было трудно – после пятого-шестого боя голос садиться начинал. Как-то общался на эту тему с одним народным артистом, и он посоветовал пить горячий чай за сутки до мероприятия. Так теперь и делаю.
– У иностранцев часто встречаются сложные фамилии. Вы их сверяете?
– И без того постоянно смотрю футбольные матчи, читаю прессу, знаю как кого зовут. Но, конечно, когда к нам приезжают другие клубы, встречаюсь с сотрудниками и проговариваю с ними сложные фамилии.
– Тем не менее, у каждого диктора хотя бы раз возникали с этим проблемы. На вас никто не обижался?
– Не обижались, но курьезный случай был. Когда "Терек" принимал соперников еще на стадионе имени Билимханова, к нам приехала одна столичная команда – называть не буду. Я забегался и только в последний момент с протоколом ворвался в дикторскую. Начинаю зачитывать состав гостей и на одной фамилии осекаюсь, возникает пауза. Дело в том, что она в чеченской транскрипции звучит, скажем так, не очень красиво. Пришлось в этот момент чуть заглушить голос. А ребята по рации смеются – специально мне ничего не сказали, потому что хотели посмотреть, как я выйду из ситуации. Кстати, этот футболист не раз приезжал к нам, но я уже был готов ко всему.
– "Локомотив" не так давно приглашал Дмитрия Тарасова в качестве помощника диктора. Не думали последовать этому примеру?
– Было бы очень интересно. Уверен, это понравится и болельщикам, и игрокам. Представляете, если Мбенг на ломаном чеченском поприветствует публику? Это же только доставит удовольствие болельщикам!
МИКРОФОН В VIP-ЛОЖЕ – ДЛЯ ПРИВЕТСТВИЙ
– Существует ли какой-то кодекс работы диктора? Что разрешено? Что запрещено?
– Понимаю, о чем вы спрашиваете. Как такового кодекса не существует, но есть регламент РФС, в котором написано, что диктор не может то-то и то-то.
– А как выглядит ваше место работы?
– Стандартное помещение, я там не один – вместе со мной в рубке находятся звукорежиссер, операторы табло, системы дистанционного управления и один-два инженера. Этой бригадой мы работаем почти с самого открытия "Ахмат Арены", то есть около пяти лет. Когда нужно объявить автора гола или игрока, получившего карточку, поворачиваюсь к звукорежиссеру, он включает микрофон и так далее по кругу.
– Правильно понимаю, что дикторская находится далеко от VIP-ложи?
– Да. Мы находимся с краю.
– Но в VIP-ложе микрофон тоже есть?
– Да.
– А сколько всего включенных микрофонов во время матча?
– Получается, что два.
– По ходу матчей "Терека" выкрики идут только от вас, и никакие представители клуба к микрофону не подходят?
– Конечно.
– В таком случае, зачем нужен микрофон в VIP-ложе?
– Ну мало ли. Бывает, к нам приезжают высокие гости, и я перед игрой объявляю об этом на весь стадион. После этого гость может подойти к микрофону, поприветствовать публику, сказать несколько фраз. Это же нормально.
– То есть по ходу игр этот микрофон не используется?
– По крайней мере, на матче с "Зенитом" я работал в штатном режиме со своим микрофоном.
ВЫКРИКИ – НЕ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА
– Очень часто во время игры слышны слова на чеченском языке. Переведите их на русский.
– Ничего необычного: "Терек", вперед!", "Давайте поддержим команду", "Поднажмите ребята, осталось мало времени". Ну, слова "Нужен гол" на русском вы и сами слышали не раз. А еще нередко я на чеченском языке объявляю, где искать транспорт после матча. На "Ахмат Арену" ходят по 20 тысяч, многие приезжают из пригородов, так что необходимо поставить людей в известность.
– Как вы относитесь к тому, что поддержка футболистов диктором запрещена?
– По моему мнению, поддержка должна быть разрешена – но ее нужно сделать дозированной. Диктор имеет право зажигать публику. Я уверен на сто процентов, что наш футбол только выиграет от этого. Понятно, что оскорбления недопустимы, но разве слова "Давайте поддержим нашу команду" – это плохо? Это заводит зрителей, соответственно зрители заводят игроков.
То есть поддержка диктора помогает тем, кто на поле показывать яркий, красочный футбол. А то, случается, болельщики тупо сидят и смотрят. Это же передается игрокам!
– Генеральный директор "Ахмат Арены" Магамед Мацуев сказал: "Лучше выкрики диктора, чем пинки болельщиков футболистам". Согласны?
– В российском футболе есть иные проблемы. Часто на стадион приходят семьи, и в это время слышны оскорбления по религиозным и национальным признакам. Или просто несколько сотен болельщиков ругают судью или кого-то еще матом. А если диктор будет грамотно подсказывать, как поддерживать команду? От этого все только выиграют!