– Как атмосфера в Поклюке, где пройдет первый этап Кубка мира? Снег лежит?
– Снегом пока еще не пахнет. Побывали на стадионе, а там пока еще даже круг не замкнули. На момент утра среды трасса была не готова. Лично у меня пока ощущение праздника гребли, а не биатлона, потому что вчера видел, как, несмотря на ненастную погоду, на озере Блед гребла лодочка.
– Без Антона Шипулина еще не грустно?
– Мне вообще не бывает грустно. А Антон всегда с нами. Он как народ и партия – един.
– Вернется ли он на Кубок мира в этом сезоне?
– Убежден, что не просто вернется, но и поборется за медали чемпионата мира. Какой иначе был смысл продолжать карьеру?
– Чемпионат мира в любимом для него Антхольце, который пройдет в следующем сезоне.
– Понятно, что Антхольц его место. Но 30 лет – не возраст для "циклика". Антон задолжал нам всем золотую олимпийскую медаль и поэтому у Шипулина впереди, как минимум, три чемпионата мира.
– В нашей сборной сейчас много новых людей. В лицо уже всех знаете?
– Конечно. Все те, кто попали в основу, для меня не новички. Разумеется, хочется узнать их еще лучше, но проблем с этим не будет. Понятно, что всякий раз дергать их я не буду, есть тренеры, которые все могут рассказать, но, когда будет нужно, мы с удовольствием пообщаемся со всеми лично.
– Со старой гвардией – Шипулиным, Дмитрием Малышко – вы знакомы 100 лет. Как строится общение с молодыми? Они к вам обращаются на "вы" или на "ты"?
– Будет странно, если новое поколение станет мне "тыкать". Я им в папы всем гожусь. Единственная, с кем мы с самого начала на "ты", это Кристинка Резцова. Но это сразу было негласно обозначено, потому что и Кристина, и Даша Виролайнен, и Анфиса Резцова знают, как я трепетно отношусь к их семье. А так, можете представить, если Лера Васнецова (ей 21 год. – Прим. "СЭ") начнет мне тыкать.
– А если начнет?
– Я, как простой Дима со Сходни, совершенно не буду париться по таким вещам. Другое дело, что наши спортсмены – люди воспитанные. Неправильно вот так сразу панибратствовать. Когда я на одном из первых для себя чемпионатов мира познакомился с Сережей Чепиковым, даже подумать не мог, чтобы "тыкнуть" ему. На "ты" мы перешли много лет спустя.
Но для меня не будет проблемой, если услышу "ты" в свой адрес на биатлоне. Все мы спортсмены и говорим на одном языке.
– Насколько вы сами готовы к старту сезона?
– Со мной моя тетрадочка, которая, правда, почти закончилась. Пора заводить новую. Я же перед стартом каждого сезона и чемпионатами мира подхожу к тренерам, не только российской сборной, и делаю необходимые записи. Старательно готовлюсь к эфирам. А как по-другому? И на сайты разные захожу, читаю и про биатлон, и про меня. Меня любят обсуждать. Забавно, когда мужчины анонимно пишут, что я бабка-сплетница и в своей программе мы постоянно поласкаем чужое белье. Но когда просишь привести хотя бы один пример – все молчат. Или пишут, что их так много, что уже и не вспомнить. Кроме смеха это ничего не вызывает. Не хотите – не смотрите. На отсутствие зрителей мы не жалуемся. Тех, кто принимает мою работу, значительно больше. Я чувствую поддержку всей страны. А даже тем, кому не нравится наша работа, все равно ее смотрят, потому что от этого невозможно оторваться. Мы хорошо делаем свое дело. Давайте уже скинем оковы скромности и назовем вещи своими именами.
Я здорово подготовлюсь к этому сезону, буду хорошо комментировать, а наши спортсмены, надеюсь, успешно выступать. Сейчас я выступил по бразильской системе: сказал: что буду комментировать хорошо и теперь мне просто некуда деваться.
– Вы упомянули, что надеетесь на успешное выступление наших спортсменов. Медали до Нового года будут?
– Биатлон – это такая интересная штука, которая включает в себя не только бег на лыжах, но еще и стрельбу. Если бы дело касалось одного хода, то мы бы сейчас вряд ли числились на первых ролях, но поскольку есть заковырка в виде стрельбы – все может быть. Я сам по себе идеалист и оптимист. Верю, что мы сможем начать успешно и навяжем борьбу уже в сингл-миксте и эстафете. Не надо ордена, но вот медалечка нам бы очень пригодилась. А лучше две.
– В прошлом сезоне была парадоксальная ситуация: спортсмены выступали как никогда плохо, но рейтинги биатлона все равно росли. Нет опасений, что теперь, в связи с отсутствием всеобщего любимца Шипулина, они могут подупасть?
– Мы прекрасно понимаем, что такое отсутствие Антона. Вот в лыжах пока не выступает Сергей Устюгов, но есть Александр Большунов – и результаты не страдают. В биатлоне ситуация другая. Но не стоит забывать, что много лет мы взращивали биатлономанию, поднимали бум этого вида спорта в стране. Будет странно, если теперь в одночасье его перестанут смотреть. Российскому болельщику уже интересны и норвежцы, и французы, и прекрасные итальянки.
Отсутствие Шипулина, уход Бьорндалена и Домрачевой – это очень грустно. Но в спорте свято место пусто не бывает. А первый постолимпийский сезон крайне любопытен. Кому не интересно посмотреть, как выступят шведы на домашнем чемпионате мира? Продолжит ли Себастьян Самуэльссон в одиночку бороться со всемирным злом?
– Что, кстати, думаете о нем?
– Отношусь к нему, как к спортсмену, с огромной симпатией. Выдающийся парень! Можно спорить со всем, что он позволяет себе вне спорта, но это его позиция. Думаю, уже не за горами серьезные консультации Дональда Трампа с ним. А если Себастьян налажает, ему придется переквалифицироваться в управдомы. В Швеции тоже нужно развивать жилье, может быть, строить забор на границе с Норвегией.
– Интересен ли он вам как герой программы?
– Конечно! Нам все интересны. Черного списка у нас нет. Есть спорт, а есть околоспортивный бэкграунд. Меня обвиняют, что я буду за ним бегать и сделаю фотку. Обязательно сделаю! А почему нет? Могу не соглашаться с ним, высказываться жестко, но какое отношение это имеет к спорту?
Что касается программы. Из-за жеребьевки чемпионата Европы по футболу первая гонка – сингл-микс – выйдет на "Матче" в записи. Прямая трансляция пойдет на "Матч Арене". А вот выпуск программы "Биатлон с Дмитрием Губерниевым" пройдет в прямом эфире на "Матче", потом будет смешанная эстафета и уже после выйдет записная программа, которую мы сейчас готовим.
– Насколько переживаете из-за того, что "Матчу" не удалось купить права на показ Кубка мира по лыжам?
– Как я могу переживать из-за ситуации, на которую не могу повлиять? Мы предпринимали максимум усилий. Просто поймите: если у компании есть эксклюзив на показ, которым она не хочет делиться, это ее право. Мы пытались найти компромисс, повышали цену, но так и не договорились.
При том, что была коллизия, когда замечательная Елена Вяльбе сказала, что в лыжах мы такого вот биатлонного погружения не допустим. Казалось бы, теперь лыжи, которые любят тишину, будут спокойно делать свое дело, но выясняется, что без трансляций людям плохо. И Елене Валерьевне, скорее всего, тоже.
Что же касается моей поддержки лыжным гонкам, то своей стороны в соцсетях и эфирах я делаю максимум, чтобы люди знали о всех наших успехах. И мы предпримем попытки купить права на чемпионат мира.
– Хотелось бы вам отработать чемпионат мира в Зеефельде?
– Если мы купим права на него, не исключено, что именно я туда и поеду. Аккурат после биатлонного этапа в США. Лыжи я комментирую с 2000 года, это моя тема, поэтому с удовольствием буду рассказывать о нашей прекрасной команде.
– В одном из недавних интервью вы поддержали Евгению Медведеву. Больше критики, чем на нее, сейчас выливается разве что на одного спортсмена – Дениса Глушакова. Вашего приятеля. Понимаете, откуда к нему такая ненависть?
– От любви до ненависти один шаг. Всего года назад он был абсолютным кумиром и героем. Мы с Денисом по-прежнему хорошо общаемся, я даже предлагал ему площадку в прямом эфире. Он не рискнул. Я предупредил, что спрошу и про баню, и про то, как он "сливал Карреру". Может быть, по два раза. Он сказал, что лучше встретится с болельщиками. Хотя с моей точки зрения, Денис мог бы перехватить негативную повестку. Сейчас уже он может это сделать только своей хорошей игрой.
Что касается Жени Медведевой, то, подумайте: может быть, без нее мы бы вообще не поехали на Олимпиаду в Пхенчхан. Ей предъявляют, что она тренируется у иностранца, но те же люди фанатеют от Овечкина, который играет за "Вашингтон".
Критика в интернете такое дело… Вот сколько ее льется на меня? Но когда я веду лекции в университете – зал полный. Еду на машине, люди не только просят автограф, но и упрашивают прижаться к обочине, чтобы сфотографироваться. Реальная жизнь доказывает, что у нас замечательные и добрые люди. А в интернете идет погоня за лайками и траффиком, который ловится негативом. Такая у нас житуха.
– Но Глушакову скандируют плохие слова и на стадионах.
– И про меня скандировали.
– Когда?
– В одном танцевальном шоу на "России", воодушевленный прекрасным выступлением волгоградских танцоров, сказал, что в Волгограде нет футбола, зато есть танцы. На следующем матче "Ротора" 16 тысяч зрителей кричали: "Губерниев г…н". Я сильно порадовался. Это огромный элемент славы и промоушна. Был бы на трибунах, покричал бы с ними.
Глушакову сейчас просто нужно делать свое дело. Непонятно, кто там прав, но получается так, что из-за хорошего отношения к сильному итальянскому специалисту мы гнобим собственного футболиста. Хорошо ли это?
Не хочу сейчас сравнивать Глушакова с великими, но после неудачной игры на чемпионате мира Льву Ивановичу Яшину прокалывали колеса на его автомобиле, а Москва неистовствовала. Ему даже пришлось на полгода уехать на рыбалку. Какая вакханалия была у артистов Леонида Филатова и Вениамина Смехова, когда Анатолий Эфрос возглавил Театр на Таганке! Из-за конфликтов мастер ушел из жизни. От любви до ненависти один шаг и так было испокон веков. Поэтому желаю мужества тем, кто попадает в такие ситуации.
– Уходить из "Спартака" Глушакову не стоит?
– Фанаты на стадионе – это не вся Россия. Не думаю, что люди, которые смотрят за играми любимой команды по телевидению, скандируют дома кричалки в адрес Дениса. Глушакову нужно сделать два хет-трика, вернуться в сборную – и ситуация перевернется. Те же, кто материл его, возведут обратно на пьедестал. Денису нужно потерпеть. Сколько получают от хейтеров Криштиано и Месси? А, боже сохрани, Бузова? Такова жизнь публичного человека. Как сказал Леонид Брежнев Анатолию Карпову: "Взял корону – держи"! Это всех нас касается.