Премьер-лига (РПЛ). Статьи

22 июля, 20:00

«Эдик, зачем же ты поехал в Чернобыль?!» А он: «Неудобно было отказывать...» Как умирал Стрельцов

35 лет назад умер известный советский футболист Эдуард Стрельцов
Виталий Айрапетов
Корреспондент
Ровно 35 лет назад, 22 июля 1990 года, ушел из жизни один из самых одаренных игроков в истории отечественного футбола Эдуард Стрельцов. Человек очень непростой судьбы.

«Я потерял пять лет. Потом мне еще два года не давали играть. Почему?»

В 1958 году 21-летний нападающий «Торпедо» и сборной СССР был осужден на 12 лет по обвинению в изнасиловании. В феврале 1963-го было принято решение о его условно-досрочном освобождении из тульской колонии. Однако власти еще два года не разрешали Эдуарду возвращаться в большой футбол.

В интернете можно найти короткое видеоинтервью Стрельцова.

— Ну, потерял я пять лет, потерял... Еще два года мне не разрешали играть. Вот только я не пойму — из-за чего.

— Официально не разрешали?

— Да, официально.

— От кого это шло?

— Ну, от кого... Сверху, наверное. У нас же низ не решает, у нас верх решает.

Стрельцов смог возобновить карьеру в 1965 году. Его «Торпедо» стало чемпионом, а он сам занял второе место в опросе еженедельника «Футбол» на звание лучшего игрока года, пропустив вперед только одноклубника Валерия Воронина. В 1966-м Стрельцов на 4-м месте в этом голосовании. И наконец, в 1967 году — личная победа. Причем с серьезным отрывом. Торпедовец набрал 155 баллов, защитник тбилисского «Динамо» Муртаз Хурцилава — 84, нападающий киевского «Динамо» Анатолий Бышовец — 31.

«Театроведы, говоря о достоинствах актера, выделяют его умение держать паузу, — писал главный летописец отечественного футбола Аксель Вартанян. — Красноречиво молчать — большое искусство. Стоять, как Стрельцов, не умел никто. Он ни на секунду не отключался. Стоял в позе главнокомандующего, все видящего, все знающего, владеющего ситуацией, способного вмиг на нее повлиять. Два-три эпизода (иногда и один) с непосредственным участием Стрельцова могли оказаться (и часто оказывались) решающими для судеб игры. От его пауз толку было неизмеримо больше, нежели от непрерывной беготни иных пахарей, особо почитаемых в тренерском цехе. Кроме того... А вы, уважаемые оппоненты, пробовали с врожденным плоскостопием, после каждодневных многоразовых тренировок еще и в турнирных матчах по полю носиться, когда не то что бегать, ступать больно? То-то».

В 1968 году Стрельцов доказал, что его личный успех вовсе не был случайностью. Второй год подряд его признали лучшим футболистом Союза.

Стрельцов повесил бутсы на гвоздь в 70-м из-за серьезной травмы — разрыва ахиллова сухожилия. После завершения карьеры пробовал себя на тренерском поприще. Ассистировал Валентину Иванову в родном «Торпедо», потом работал с детьми и молодежью. В последние годы у него был диагностирован рак легких. Умер на следующий день после своего дня рождения. Ему было всего 53.

Фото из архива Евгения Волкова

«Отец болел раком, а его лечили от воспаления легких»

— За сколько времени до смерти видели Стрельцова в последний раз? — спросил обозреватель «СЭ» Игорь Рабинер бывшего нападающего «Торпедо» Михаила Гершковича.

— В ночь перед тем, как он умер. 21 июля у него день рождения, и мы с Вячеславом Соловьевым поехали в больницу на Каширку. Заходим в палату, Эдик под капельницами. Начинаем поздравлять, а он только глазами показал: мол, слышу. И ночью его не стало.

— Помните историю, что о смерти Эдуарда Анатольевича сообщили по стадиону, когда он еще был жив?

— Конечно. Мы были на какой-то игре дня за три. Я оттуда позвонил Игорю, сыну Эдика, и спросил, как дела у отца. Тот ответил, что ситуация тяжелая. Потом Соловьев взял трубку — и, поговорив с Игорем, сказал: «Все, конец». Кто-то это услышал — и объявили по стадиону. Хотя речь шла о том, что шансов на выздоровление нет. Получился испорченный телефон.

Сын Стрельцова Игорь в беседе с обозревателем «СЭ» Юрием Голышаком подчеркнул: врачи не сразу поняли, что у отца онкология.

— Он уже болел. Только лечили его от воспаления легких. А надо было — от рака. Положили в больницу, сделали рентген. Видят — какое-то пятно. Начали лечить прогреваниями. Не проходит! Странно. Воспаление-то должно уйти. Делают отщип, попадают в самый очаг — все ясно, рак легких. Нет бы начать лечить...

— А они?

— Решили повторно делать — и не попали в этот очаг. Обрадовались: «Ой, ничего нет, мы ошиблись...»

— Ну и доктора. Это ж преступление.

— Потом, когда онкоцентр на Каширке затребовал отцовскую карточку из зиловской больницы в Царицыне, те ничего не дали. Потерялась, говорят...

Фото Владимир Гребнев

«Да не было у Эдика никаких амбиций. Он же по сути своей даже не спортсмен»

О последних годах жизни Стрельцова корреспондент «СЭ» поговорил с известным спортивным журналистом, дружившим с Эдуардом, написавшим в соавторстве с ним книгу «Вижу поле», Александром Нилиным.

— Александр Павлович, можно ли сказать, что Стрельцов не нашел себя в жизни после футбола?

— А почему он обязан был что-то найти? Эдуард жил так, как он жил. А кем он должен был стать?

— Тренером.

— Ну, он же окончил школу тренеров. Отучился. Но быть вторым тренером в «Торпедо»... Не знаю. Тогда старший тренер чувствовал бы себя как-то неуютно.

— Почему?

— Потому что Стрельцов человеком был достаточно независимым. Старшим бы он сам не смог работать. Слишком мягкий. Да, Эдик пробовал быть вторым, ассистировать Валентину Иванову. Но Валентину Козьмичу был нужен, наверное, несколько другой помощник — строгий, требовательный, который следил бы за дисциплиной. А Эдуард любил свободу, к людям относился снисходительно. Так что это было, пожалуй, не его.

— Он же какое-то время детей тренировал.

— Вот детским тренером он, по-моему, был неплохим. Его любили. Он ведь с детьми был на равных. Довольно доходчиво им все объяснял, с ним могли поспорить. Хотя в целом с его индивидуальностью Эдику не обязательно было быть кем-то.

— А амбиции?

— Да у него вообще не было амбиций! Он по своему характеру даже не спортсмен, понимаете?

— «Идет как идет»?

— Ну, да. Точно. Идет как идет... В этом был некий элемент легкомыслия, что ли. Но разве можно его за это обвинять, осуждать? Человек прожил такую сложную жизнь... И так держаться после всего с ним случившегося! Для меня он цельный человек, цельная личность. Мол, какой я есть, такой и есть. С ним было интересно!

— Он редко давал интервью.

— Журналисты у него почти их не брали. Но вот вспоминается один забавный случай. Ваш коллега Александр Львов написал книгу с Ринатом Дасаевым. И звонит мне: «Можешь отрецензировать»? Я в свою очередь предложил ему, чтобы это сделал Стрельцов. Набрал Эдику, а он: «Санюль, напиши сам от моего имени».

— А вы?

— Ну как я мог за него написать? Говорю ему: «Скажи хоть что-то! Например, сложно ли забить Дасаеву.» И тут он выдал монолог минут на тридцать!

— Ничего себе.

— Да. Стрельцов мне объяснял, как вообще сложно забивать голы. При всей своей гениальности он до конца сам не понимал, как порой поражал ворота. До сих пор жалею, что тогда не записал его слова. Не переложил на бумагу. Эх... А интервью? Тогда этот жанр был не столь популярен. Да и к Эдику власти и некоторые журналисты относились особенно... Мол, он только из тюрьмы, какие еще могут быть интервью?

Иван Варламов, Эдуард Стрельцов и Валерий Дикарев.
Фото Из архива семьи Волковых

«Перед смертью произнес: «Не пойму, за что же меня посадили...»

— Как прошли последние годы его жизни?

— Болел. Сначала «схватил» радиацию, работая на шахтах в лагере. Потом уже после завершения карьеры поехал с ветеранами играть в Чернобыль.

— Зачем?

— Хороший вопрос. Я ему тоже его задавал: «Эдик, если ты понимал, как это опасно, зачем согласился?! За 150 рублей?» Он: «Ну, я же уважаю людей. Неудобно отказывать...» Вот в этом весь Стрельцов. Понимал, что нельзя туда ехать, но не мог подвести друзей. Поехал и все усугубил. Рак.

— Умер в 53 года.

— Да. Рано. При его-то могучем здоровье до тюрьмы! Очень мощный был парень. Вот если на туловище Балотелли поставить голову Хави, получится Стрельцов (улыбается). Эдик и сложен был потрясающе, и голова работала как компьютер. Судите сами: семь лет не играть, а потом дважды стать лучшим в Союзе. Поразительно!

— Он сам-то понимал, что смертельно болен?

— Да, понимал... 90-й год. Появились первые видеомагнитофоны. Говорю ему: «Эдик, давай включу, посмотрим». А он: «Да зачем мне это? Я же умираю». В оригинале он сказал немного грубее. Не «да зачем?», а ... Конечно, в 90-м он очень плохо выглядел. Все же было запущено. Врачи не сразу поняли, что это рак...

— Сын Стрельцова Игорь рассказывал, что врачи поначалу лечили отца от воспаления легких...

— Легкие у него тоже, к слову, были неважные. Это все последствия лагерей. Он же почему работал на шахтах? Хотел получить УДО. Там все себе и подорвал... И все это быстро потом развивалось. Сильно исхудал. Он же, как-то посмотрев на свои ноги, произнес: «Вон ножки какие стали — до кладбища не дойдешь...» Когда играл, какие у него ножищи были, мощь! Мышцы! Ничего не осталось...

— Сильно потерял в весе?

— Да. Его Игорь мог взять и перенести с кровати на кровать.

— Помните последний разговор с Эдуардом Стрельцовым?

— Да, наверное, как раз та его реплика про видеомагнитофон: «Зачем мне это, я уже...» То есть никаких иллюзий уже не питал. Был очень грустный.

— Жене перед самой смертью он сказал: «Сидеть должен был не я».

— При мне сказал другое, но на эту же тему. Ему уже трудно было говорить... Сидел и куда-то в пустоту произнес: «Одного не понимаю. За что меня посадили?» Этот вопрос его мучил до последнего... Пить уже ему не хотелось. Врачи рекомендовали красное вино. Его не было. А к водке уже не тянуло.

«В 58-м Стрельцов потерял инстинкт самосохранения. Ему казалось, что море по колено»

— Еще раз процитирую сына Стрельцова: «О том, что произошло на той даче, знает только Шустиков. Один раз почти раскололся».

— Витя мог знать о произошедшем только с чьих-то слов. Его самого на той даче не было.

— А вы его никогда не расспрашивали?

— Нет. Не думал, что он мог что-то знать. Да и кто ему мог поведать о случившемся? Там же все были пьяные. Так что... Время такое было. «Оттепель». Послабления пошли... Не надо было никуда отпускать Стрельцова, Огонькова и Татушина. Сидели бы на базе перед чемпионатом мира — ничего бы, конечно, не случилось! Так что Эдик — жертва «оттепели».

— Думаете?

— Ну а как? В прежние времена накануне ЧМ разве куда-то позволили бы кому-то отлучиться. А Стрельцов с друзьями сказали всем, что поедут мерить костюмы. А потом заглянут куда-то на день рождения. Заглянули... Им разрешили. Татушин с Огоньковым были уверены, что Эдику все с рук сойдет, составили ему компанию. Мол, утром вернемся. Все нормально будет.

— Валентин Иванов в одном из интервью журил Гавриила Качалина за то, что тот не отстоял тогда Стрельцова, не вступился за него.

— Хорошо судить со стороны. Никто же не был на месте Качалина, правда? Пожалуй, Гавриил Дмитриевич не так, как тот же Николай Петрович Старостин, мог постоять за своих. Хотя Огонькова и Татушина тоже дисквалифицировали, наказали. Может быть, что-то и можно было предпринять... Но тогда все так быстро ушло наверх. Да и до 58-го года у Стрельцова уже были нарушения режима, случаи.

— Сам виноват?

— Понимаете, когда футболист набирает потрясающую форму, ему все легко дается, он теряет инстинкт самосохранения. В 58-м году Эдик играл не просто хорошо, а великолепно! Ему казалось, что море по колено. Но вернусь к своей мысли: зачем же их отпустили? Раньше всех держали на базе, чтобы кто-нибудь чего-нибудь не отмочил. А тут вот как получилось.

Эдуард Стрельцов (третий слева вверху) в тюремной футбольной команде.
Фото Личный архив Эдуарда Стрельцова

«По футбольному интеллекту он был выше Пеле и Марадоны»

— Это правда, что на похоронах Яшина Стрельцов произнес: «Я следующий».

— Я на похоронах Левы не был. Но все, кто пришел, говорили, что Эдик выглядел ужасно... И потом Стрельцов мне рассказывал: «Посмотрев на Леву, подумал: я следующий». Такое было, да.

— Как узнали о смерти Стрельцова?

— Я был в тот день в Ялте. Раиса, его супруга, прислал телеграмму мне. Не смог прилететь, не попал на самолет...

— Что тогда почувствовали? Задавались вопросом: почему так сложилась его судьба?

— Да я вообще не могу сказать, что Эдик был несчастлив. Он же победитель! Вернулся после тюрьмы и всем все доказал. На футбольном поле. Если бы он не заиграл после лагерей... Но Стрельцову удавалось то, чего никому никогда не удавалось. Ни до, ни после!

Сейчас человек год пропускает и ничего уже не может показать. А Эдик не играл семь сезонов! Семь! И он же не в Ялте отдыхал все это время. Плохое питание, нарушился обмен веществ... Тяжело было вес держать. И с таким «букетом» он привел себя в порядок, возобновил карьеру и дважды признавался лучшим в стране. Невообразимо! Сейчас же вы видите, как все у футболистов расписано по секундам. Какое питание, все калории считают. Карпин сахар запрещает и так далее. А тут Эдик ел черти что... Пять лет кряду!

— Для вас Стрельцов — лучший полевой игрок в истории отечественного футбола?

— Времена меняются. Футбол сейчас другой. Но потенциал у него, конечно, был гигантский! У него же фактически не было молодости. В 21 год она закончилась, посадили. Вернулся в футбол в 27.

Стрельцов самобытен, ни на кого не похож, обладал своеобразной техникой. Полностью себя, конечно, реализовать не смог. Но данные были просто потрясающие! Таких мозгов у таких здоровяков не бывает! Я же говорю: по комплекции это Балотелли, а голова Хави. Два в одном. Мощь и интеллект. Стрельцов и забивал, и комбинации завязывал. Поле видел идеально. Как будто фотографировал его одним взглядом. Уникальное сочетание. «Физика» и футбольный интеллект. Я даже допускаю, что футбольный интеллект у Эдуарда был повыше, чем у Пеле и Марадоны. Те, наверное, технически были совершеннее, но таких мозгов все же не имели.

107
  • hamal

    1. и 2. - это не причины 3. - адвокат на заседании суда присутствовал 4.- потерпевшая отказалась от претензий, а не от сути обвинения. Уголовные дела об изнасиловании не закрывались по примирению сторон. А заявление переформулировать почему-то не стали как было в случае Огонькова. 5. А вот Огонькова отпустили потому что заявительница заявила, что ничего не было и она всё попутала. Если бы Лебедева написала так же - Стрельцова бы тоже пришлось отпустить. Татушин вообще привлекался только в качестве свидетеля. Не было никакого ГРУППОВОГО преступления.

    27.08.2025

  • hamal

    Лучшим был Спортсмен. Каким он был Человеком - сложно сказать.

    27.08.2025

  • hamal

    по другим данным, он поработал на шлифовальном производстве. Там и надышался песочной пыли, отчего рак. Выглядит более правдоподобно.

    27.08.2025

  • Dmitriy Nekrasov

    Мой тоже говорил именно эти слова!

    08.08.2025

  • Александр

    Ты свои фантазии за правду не выдавай. Как человек имеющий опыт жизни в сша и европе, могу сказать, что в России своды гораздо больше. На счет власти, то покажи мне страну где от нее все в восторге? И да, это может ты хохол пыль лагерная а я как гражданин России в своей стране себя комфорно и свободно себя чувствую.

    05.08.2025

  • FANAT15

    Какая правда!! Иносранных сказок начитался. Особенно про порядок в последние 10 лет , на Западе. Там хаос только начинается!!

    31.07.2025

  • Mikhail Kр.

    печальная судьба Великого!

    27.07.2025

  • Konstantin Gorozhankin

    ИИ считает дело сфабриковано: Большинство биографов и исследователей (включая спортивного историка Олега Романцева) склоняются к мнению, что дело было сфабриковано. Причины: 1. Личные счёты и зависть партийной верхушки — Стрельцов отказался перейти в ЦСКА, остался в «Торпедо», и был слишком «вольным» человеком для советской идеологии. 2. Отказ жениться на дочери партийного деятеля — есть версия, что он грубо отказал дочери высокопоставленного чиновника, после чего был «заказан». 3. Суд прошёл за закрытыми дверями, без допуска адвокатов и прессы. 4. Потерпевшая отказалась от претензий, но это не помешало вынесению приговора. 5. Огоньков и Татушин отделались лишением звания «мастер спорта», но не получили реальных сроков — это ставит под сомнение сам факт группового преступления.

    26.07.2025

  • Konstantin Gorozhankin

    Из показаний Марины Лебедевой (потерпевшей) > «На рассвете Стрельцов начал ко мне приставать. Я категорически отказалась. Эдуард ударил меня по лицу. Я была в шоковом состоянии, и он меня изнасиловал» > «Стрельцов меня уговаривал о близости, я просила не трогать меня и сказала, что буду кричать, стала звать Инну. Очнулась я совсем голая… Почувствовала озноб и попросила его укрыть меня одеялом»

    26.07.2025

  • Grigory Gerasimov

    Великий футболист и Человек Эдуард Анатольевич Стрельцов! Из воспоминаний Эдуарда Стрельцова: "Мы играем в Тбилиси. Меня недавно освободили из тюрьмы. Диктор объявляет имена игроков, Вся команда "Динамо" Тбилиси состоит из звезд: Месхи, Метревели, Чохели… Объявили моё имя – Стрельцов, и, к моему удивлению, болельщики тбилисского "Динамо" на стадионе встали и аплодировали мне… В первый и последний раз я плакал на поле".

    25.07.2025

  • 100 грамм скобок

    ну советская медицина это еще тот зверек )))) но когда рассказывают родственики там у каждого эскулапа не просто цель убить пациента а мечта ))))) ну у рака и пневмонии довольно разная симптоматика )))) это если ренгенолог слепой ))))) и даж стетоскоп у терапевта и пульмонолога ни кто не отменял )))) анализ крови не?)))) не придумали ?))))) зачем терапевтически повторная биопсия ?)))) даж по словам родствеников виден очаг новообразования (какая при этом ля к монахам пневмония) вторая биопсия в него не попала ))))) и сделали биопсию здорового легкого (допустим без метастазирования) а не новообразования ))))) и эскулапы такие "и так сайдет"))))))) и вишенка на торте ))))) прогревание при пневнонии )))) это вааааще как ?))))) ладно именно тут придумали эскулапы как )))))) только при пневмонии 99% повышение температуры тела ))))) и пациента еще греть ?)))))) тут с выражением вашего коллеги пучкова-гоблина все эскулапы дебилы ))))))))

    25.07.2025

  • Gudman59

    Как мало вам нужно для счастья.

    25.07.2025

  • оппонент

    Оставив в стороне безусловный талант Стрельцова, в своё время Валя Иванов сказал про него, что Эдик не умел пить. Было и есть очень меткое выражение. Такой человек рано или поздно попадает в неприятную историю. Масштаб может варьироваться от заурядной ссоры с друзьями до тюрьмы. Конечно многих известных отмазывали, но тогда сложилось подругому. Всё остальное - конспирология. Все эти КГБ, дочка Фурцевой, переходы в Динамо надуманная шелуха. Ну рявкнул Никита Сергеевич просто прослышав про это и никто не смел возразить.

    25.07.2025

  • bizakeldyrin

    Вам гражданин на медузу...

    25.07.2025

  • bizakeldyrin

    Заблудился, СЭ тута...

    25.07.2025

  • оппонент

    Очередное фуфло от всезнайки-спринта. Стрельцов освободился за полтора года до замены Хрущёва на Брежнева. Главным инициатором-просителем был А. Вольский,- главный ЗИЛовский партеец, а вовсе не Микоян (делать тому было нечего, как только влезать в дела какого-то зека-футболиста). Брежнев сыграл определённую роль в 1965, когда опять же по ходатайству того же Вольского и письмам заводчан дал добро на разрешение играть за команду мастеров Торпедо.

    25.07.2025

  • Шофер пепелаца

    А ничего, что до ЧМ 58 о Пеле мир не знал

    25.07.2025

  • Шофер пепелаца

    Видео есть, скажем ссср - Австрия 1967. Там Бышовец, и не только играют лучше. И это в год, когда его признали лучшим в Союзе. Чем лучший, не ведомо. Мне 69, как раз с того года футбол помню хорошо. Стрельцов ничем особенно не запомнился, так себе, таран. Чем запомнился, так это грубостью и хамством. Продукт пиара. А попытки сравнивать с Пеле смешны и жалки. И что в нем нашли?:eyes:

    25.07.2025

  • Шофер пепелаца

    Стрельцов котировался как Пеле... Окстись...

    25.07.2025

  • Шофер пепелаца

    Сколько вам лет, вы видели его на поле?

    25.07.2025

  • Спринт

    .. придурь сопливая .. тобн ж казано недоумку .. неси свою зреньку дундучную своим в тошниловке борматушной. Раби/новича давно брезгую читать ..

    24.07.2025

  • panchich

    Аргументы есть или только ругань? Тогда все всё знали и понимали, чья эта интрига, как вообще конюшни во всех видах спорта собирались - читай хоть интервью Быкова вчера, как его призвали из Трактора.

    24.07.2025

  • Highlander

    Играл. Бухал. Почувствовал незаменимым. На эту бабу залез.... В итоге его как в назидание по полной накернили. Талант.

    24.07.2025

  • Александр

    Так это ты жалуешься! Значит именно ты и есть этот убогий.

    24.07.2025

  • Спринт

    Придурёнок .. свою ахинейку дундучка неси своим борматушникам в подворотне ..

    23.07.2025

  • Kosta71

    Видео нет. Какие то отрывки. То,что есть не убеждает от слова совсем. На основании этого считать его близким к Пеле? Легендой его сделали столичные журналисты,когда футбол крутился только в столице и окрестностях. Я не хочу сказать,что он плохой футболист,но что близкий к гениальному... Кстати,недавно кто то "по пятницам" признавался,что главред Футбола перед голосованием на лучшего игрока говорил,что,кто против Стрельцова - голоса не будет засчитывать. Вот так становился лучшим в стране. Ну,легенда. А ее надо холить и лелеять. Ну пусть,ладно. Вон,Вартанян до сих пор Протасова за игрока не считает,почему я должен верить ему и остальным винокуровым? А лучшим игроком российского футбола( не союзного) был и останется Федор Черенков.

    23.07.2025

  • panchich

    Да, только не 1962го, а 1958го.

    23.07.2025

  • panchich

    Его кони и мусора хотели призвать, но не могли из-за явного плоскостопия, вот они и затеяли интригу, насторили Хрущева, даже прощения от той девицы не помогло. "Не доставайся ж никому!"

    23.07.2025

  • чуфар

    Да Стрельцов в футболе это симфония. Я его видел после выхода на свободу. Это незабываемо.

    23.07.2025

  • analytica

    Самый лютый бред в постах болельщиков всегда легко детектируется по самому большому числу плюсов.

    23.07.2025

  • rashton22

    умничать не надо, а?

    23.07.2025

  • rashton22

    согласен. однозначно

    23.07.2025

  • rashton22

    точно лучше. как юрист, могу утверждать.

    23.07.2025

  • rashton22

    согласен, Пеле! но видел и Стрельцова, он был какой-то непредсказуемый....эти пасы пяткой, всегда неожиданные, какой-то гений. жаль мало сыграл. я мой тогда Спартак натерпелся от него

    23.07.2025

  • rashton22

    правда не нравится, убогий? а власть нравится? ну типичный вертухай, путиноид

    23.07.2025

  • Spartak7

    Странно, что не вспомнили какой говяный фильм про него сняли. Стрельцов заслуживает больше, чем это поделие.

    23.07.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Пеле как легенды и мифа, конечно, никто лучше быть не может

    23.07.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Он дорвал

    23.07.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    В Материалах какого-либо уголовного дела хоть раз видели что-то хорошее? Чтолы оценить материалы дела не мешало бы еще знать, как эти материалв формировались, кем и с какой целью, да и в целом иметь представление о системе того времени

    23.07.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Но и в 58м сравнить с Пеле до ЧМ не было возможности, ибо мир узнал о Пеле именно на ЧМ-58

    23.07.2025

  • павел в

    Видел его игру по ветеранам, в 1976 году, ходил по полю пешком,руки за спиной, несколько раз взорвался, положил две девятки, зрители в восторге отца попросил( мне было 12 лет), взять автограф , храню как реликвию и внукам показываю

    23.07.2025

  • Фирсыч

    Лучше почитать материалы уголовного дела. Лет 15 назад их публиковали. Там много нехорошего для Стрельцова.

    23.07.2025

  • Фирсыч

    Он избил девчонку и изуродовал ей лицо. Можно считать это бредом, можно считать правдой, кто как хочет.

    23.07.2025

  • nekony

    А почему пургу? Вам правда не нравится? Вы не возмущайтесь, ведь так оно и есть. На правду не надо обижаться. За кордоном не знаю лучше, или нет в этом плане, не жил там. Люди, кто там пожили, говорят, что там порядка всё-таки поболе будет.

    23.07.2025

  • Док

    Если коротко - футболист даже не талантливый, а скорее ближе к гениальному. Но типичный продукт системы - самые талантливые (уровня ежегодной десятки Франс Футбола) того поколения закончили примерно также: Стрельцов, Воронин, Численко, Шестернев... Жаль, что не разрешили поехать в Англию в 1966 - уверен, тогда бы сборная получила тот класс, ту изюминку, которых ей не хватало в передке и финал мог бы пройти без немцев. Но спустя полтора года он сыграл на Уэмбли и желающие могут на хронике найти кадры, где 30-летний лысый с животиком мужик от центра поля делает рывок за мячом к чужой штрафной и обгоняет имевшего фору несколько метров (и несколько лет) защитника - чемпиона мира. ЗЫ. Ну и касаемо советской бесплатной медицины - почти все мы (старперы), точнее наши близкие-родные, с ней в той или иной степени сталкивались и на себе её прочувствовали...

    23.07.2025

  • Брокдорф

    Спрынт ты опять мимо темы, втяни в себя свои же испражнения и брысь под шконку

    23.07.2025

  • Faierman 32

    То есть,играли там более 20 человек,но здоровье подорвал только Стрельцов или еще кто то?

    23.07.2025

  • Брокдорф

    спрынту этого не понять, он злобный и тупой

    23.07.2025

  • Спринт

    Матч был в городе Припять в 1988 году. Играли сборная ветеранов футбола Москвы и сборная ветеранов "Динамо" Киев. Что бы продемострировать, что это безопасно для здоровья.

    23.07.2025

  • Faierman 32

    А вы видели на поле одновременно Стрельцова и Пеле?Тем более,что ЧМ-58 чемпионатом Пеле не был,там он просто очень ярко заявил о себе.

    23.07.2025

  • Faierman 32

    Почитайте,что об этом "деле" сказала вдова Иванова,по-моему все ясно и понятно.

    23.07.2025

  • Faierman 32

    Сам видел Стрельцова на матче ветеранов году в 77м.Его после матча,когда началась пьянка,спросили: "Эдик,а как же ты сидел,кем ты был на зоне?" "Такие ребята, как я,не сидят" - ответил он посмеиваясь)

    23.07.2025

  • Faierman 32

    Стрельцов освободился еще при Хрущеве в 63м,другое дело,что играть ему разрешили только весной 65го,уже при Брежневе.

    23.07.2025

  • Faierman 32

    Стрельцов вышел из тюрьмы в 63м.

    23.07.2025

  • Faierman 32

    А в каком году и в какой "Чернобыль"мог поехать играть в футбол Стрельцов??

    23.07.2025

  • Товарищ Майор

    Известный маньяк Топотун, дал признательные показания в том что неоднократно подвергал вас извращённому сексуализированному насилию. Заявление писать будете ?

    23.07.2025

  • FANAT15

    Просвети!! Я бред не читал!! Тем более 15 лет назад.

    23.07.2025

  • evgeniy666

    "чёрт-те что..." правильное написание, а не черти что. Лень заглядывать в учебники, так хоть поиском пользуйтесь когда статью пишете. Но в целом-весьма интересно.

    23.07.2025

  • FANAT15

    НЕ вдавался в подробности.,но скорее всего про шахту-это бред. Как всегда журналюги приукрашают ситуации. КАк и то , что Стрельцова пытались воры убить!!

    23.07.2025

  • FANAT15

    Не надо нести пургу. В любой стране в фаворе -связи и деньги. Хватит пороть бред. В Гейропе лучше? В США? В КИтае? В ИНДИИ.? В ИРАНЕ?

    23.07.2025

  • Топотун

    Спирт, оближи мои алмазы !

    23.07.2025

  • Фирсыч

    Ты не думал, сколько менее звёдных спортсменов отмазывали, т.к. они защищали честь страны? А тут, накануне ЧМ, лучшего игрока и не отмазали??? Лет 15 назад читал статью с материалами уголовного дела против Стрельцова. Там было не только изнасилование...

    23.07.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Эдуард Стрельцов - наше футбольное всё!

    23.07.2025

  • FANAT15

    Ещё один дурачок нарисовался!! Брысь под лавку недоумок!

    23.07.2025

  • FANAT15

    Брысь под лавку идиот!!

    23.07.2025

  • FANAT15

    Эй,дурачок,уже давно доказано,что мутная история.Да.немного снесло крышу пацану,но не факт,что всё было так ,как преподнесено.

    23.07.2025

  • Фирсыч

    Очень сомнительно, что лучшего игрока, накануне ЧМ, посадили ни за что.

    23.07.2025

  • Kimi_

    Если насиловал, то зря выпустили. Если это происки какой нибудь бабенки, то конечно жаль испорченой судьбы. Но если все это отбросить, футболистом он был великим. Сам конечно не видел его игры))) Но что читал о нем или смотрел хронику, не давало усомниться в том, что этот человек был талантливым футболистом.

    23.07.2025

  • Спринт

    .. свой на пол-шестого олизывай .. другого не дано ..

    23.07.2025

  • Спринт

    Суд, приговор, статья, ИТК и УДО у Стрельцова были. Человеком Эдуард всегда был .. несмотря на суд, приговор, статью, ИТК и УДО ... И игроком Стрелец был лучшим в Союзе, а мог быть лучшим футболистом в мире ...

    23.07.2025

  • Топотун

    Вата, не надо про смерть, давайте про жизнь !

    23.07.2025

  • echo2011

    Ну так статья была придумана! Главное,что человек был...

    23.07.2025

  • echo2011

    А я разве написал,что следующая власть будет лучше? Просто будут новые статьи и новые сидельцы.

    23.07.2025

  • Derfat

    Можно было поговорить после, а не заяву писать. Если бы послал нах, то другое дело, а так- ни с того ни с сего, слов нет. И кому от этого лучше стало? Лишились возможного титула, загубили жизнь. Кто-то скажет, а ничего, что ей загубили жизнь. Начнут втирать про психологическую травму, а ничего, что каждый получает какую-либо травму, а помогают только таким-куча центров по противодействию насилию (кстати, они на мои налоги содержатся?). И почему такая статья тяжёлая? За убийство и грабёж меньше дают и на зоне таких уважают, как так??? Почему именно насильников опускают? Почему такое неравенство? И почему презрение именно к ним? Мише Ефремову сочувствуют, работу дали, оправдывают,мол, он покаялся. А Стрельцова ещё долго не пускали. Нет, всё, никакого уважения к т.н. прекрасному полу у меня нет.

    23.07.2025

  • Derfat

    Ненавижу миту и феминизьм ненавистью лютую. Увы, это всё есть и в России. Идиотская статья и чудовищная статья. Знаю, напишут, мол, а если твою маму, сестру или жену. Ничего здес отвечать не буду, я об этом никогда не думал, только лишь страх перед ограблением, убийством или избиением, про изнасилование и знать ничего не знал. Ворошиловского стрелка не люблю. И что есть насилие? Тут сцены Рудика и Катерины из Москвы слезам не верит и сцену из Брата 2, "Да ладно, чё ты" считают изнасилованием. Да даже если добровольно пошла, как в сериале "Чёрная весна". Я просто в шоке. Одно дело-мигранты четырёхлетнюю девочку. Другое-сами напились, почему он отвечает? Зачем согласились идти к ним, когда домой засобирались? Неужели думали, что такие попойки ничем не заканчиваются? Виктим это называется, я знаю. А то, что он жене изменил-не буду мораль читать, ибо настали времена, когда нормой считается измена со стороны баб.

    23.07.2025

  • Диникин

    А народ подумал, и проголосовал ногами))) И остается таким как ты писать на спортивных ресурсах от бессилия и злобы, только вот власть не виновата в твоих проблемах, в своих проблемах виноват ты сам...и твоя лень)))

    23.07.2025

  • Диникин

    Тебе плохо живется, голодно? Бедненький мне тебя жаль!)))

    23.07.2025

  • Спринт

    Эдуард Стрельцов никогда не работал в заключении в шахте. Он сам в одном из редких интервью говорил, что почти четыре года шил тапки, а перед УДО был переведен на более "престижную" работу - в котельную ИТК. Поэтому якобы "хапнуть радиации" он не мог. Это враньй на совести авторов статьи. Да и игра в Чернобыле в футбол один матч тоже не причина заболеванием раком Эдуарда. Все это, сугубо - притянуто ради так сказать .. красивого словца.

    23.07.2025

  • Спринт

    По статье УК у Стрельцова не было вариантов для УДО, кроме неизлечимой болезни, травмы и 1 группы инвалидности. Но в деле досрочного освобождения Стрельцова важнейшую роль сыграл член ЦК КПСС Анастас Микоян, который не был болельщиком команды "Торпедо", но был большим поклонником футбольного таланта Эдуарда. Когда Микоян действенно помог Брежневу стать ген.секом, то поднял влпрос об освобождении Стрельцова. Это было, наверное, единственное условно-досрочное освобождение из мест отсидок, с формулировкой - за успехи в социалистическом соревновании.

    23.07.2025

  • Спринт

    .. он слышал звон .. да не ведает где он .. **

    23.07.2025

  • Спринт

    ты придурёнок .. с соплей в черепушке ..

    23.07.2025

  • Спринт

    Если бы не заранее предрешенное решение суда, то ЧМ-1958 в Швеции был бы чемпионатом Эдика Стрельцова, а не Пеле. Такого сочетания футбольного ума, техники, мощи и работоспособности нет и не было ни у кого за всю историю мирового футбола. Одногодок Стрельца Бобба Чарльтон, когда увидел игру молодого Стрельцова, вымолвил - он совсем молодой, но я, по сравнению с ним, совсем ребенок. И это сказал очень самолюбивый и гордый Бобби, который к тому времени и сам был уже звездой футбола. По игровому функционалу Стрельцов и Чарльтон очень близки, но футбольного дара у Эдуарда было больше. К сожалению (счастлив и этим), видел вживую игру Стрельцова только в составе сборной ветеранов СССР в 1972. Но как воспринимали его все болельщики! После матча только Стрельца несли на руках, не давая и ступить на землю. Хотя в составе сборной Союза были такие футбольные звёзды, как Яшин, Сабо, Пахомов, Воронин, Месхи .. 17 еще не возрастных лучших советских мастеров футбола. Если бы не судьба лагерная ..

    23.07.2025

  • Александр

    А может быть Стрельцов слишком поверил в собственное величие и безнаказанность!? А может насиловать не нужно было!? Нет у вас либеральной шизоидной компании везде виновата власть! Не человек который по факту совершил преступление а кгб, Хрущев и кто угодно кроме преступника.

    23.07.2025

  • Александр

    Как же любят хохлы писать комментарии в СЭ на тему политики. Пшел отсюда хохол вонючий!

    23.07.2025

  • Ganimed

    Стрельцова не видел, но если человек после пяти сезонов отстоя становится лучшим-то это очень сильно:sunglasses:Конечно мастер, здесь даже сомнений нету:blush:

    23.07.2025

  • greyk

    А УД в открытом доступе случаем нет? Интересно показания всех участников почитать.

    22.07.2025

  • Mel_Alex_SPB

    Думаю, речь всё-таки идёт о ЧМ-58, а не 62... В 62-м судить о потенциале Эдуарда Анатольевича вряд ли могли и тем более сравнивать с чемпионом мира Пеле...

    22.07.2025

  • m_16

    А с чего ты решил, что следующая власть будет лучше? Предпосылок для этого вообще никаких. Ну придут Федорищевы или Дегтярёвы (под чутким руководством чекистов), легче станет?

    22.07.2025

  • Djin Ignatov

    Лучше ПЕЛЕ никто не может быть !

    22.07.2025

  • Djin Ignatov

    Я хорошо помню как играл Стрельцов , помню его пас пяткой в финале кубка страны ! В 60-е все кто приходил с тюрьмы у нас в Тульской области говорили - Я сидел и играл со Стрельцовым !! Потеря его перед ЧМ по сути для нашей сборной была просто ОГРОМНОЙ !! Как бы он выступил на ЧМ ? Остается только гадать и сожалеть !!!

    22.07.2025

  • Фобия

    Когда наш народ поймёт о том, что власть в России, считает честный и порядочный русский народ, только за ЛАГЕРНУЮ пыль под ногами! Вы на эти рожи посмотрите!? Эти морды, сытые и довольные, каждый день показывают по ТВ! Видимо перед каждым эфиром, хари блинами утирают, для понту...Где Вы там находите интеллект, сочувствие, ум, совесть? Просто прекрасно! :sunglasses::sunglasses::sunglasses::money_mouth::money_mouth::money_mouth:

    22.07.2025

  • Pol Pol

    В России ведь как ? Стоит тебе быть хоть на мезинец .... лучше, умней, красивше, талантливей ...( продолжать ? ), остальных .... всё, ты покойник ! И это, в лучшем случае. Сто тысяч оттенков серого ! Двести тысяч ! Что они не так сделали, эти ребята ? Эдик, Юра Гагарин, Валерка Харламов .... продолжать ? Что ? Посмевший высунутся из дерьма, да будь ты проклят во веки веков ! Вот так примерно .... Я б мог продолжать, да надо ли ? Сча налетят, оттенки .... серо - буро - малинового !

    22.07.2025

  • Колобок Колобков

    Талант от Бога...

    22.07.2025

  • Заполярье

    Что есть власть в России, это фейк! :relieved:

    22.07.2025

  • Заполярье

    :thumbsup:

    22.07.2025

  • Заполярье

    Стрельцовы уходят, а ублюдочная власть только укрепляется с каждым годом...Боже! Храни Америку и Афганистан! Слава чекистам-миллиардерам! Думай, думай народ...:sunglasses::sunglasses::sunglasses::money_mouth::money_mouth::money_mouth:

    22.07.2025

  • Sergey Komyshev

    Перед чемпионатом мира 62 Стрельцов котировался наравне с Пеле ,но этот колхозник кукурузник взял хрущ взял и посадил его он ненавидел спорт и спортсменов,а так бы Эдик показал себя

    22.07.2025

  • Aprel

    Не заступились! О, Боже! Сколько ещё можно! Да не было в России, начиная с 1917 года - суда от слова совсем, одно сплошное - судилище! И, до сих пор! Какой-то упырь или ублюдок ( номенклатурная гнида) ни когда не сядет! Сейчас что, по-другомув? Да тысячи примеров! Не страна а полигон расчеловечивания, преступности и лжи! Воля одного утырка со связями и властью, может погубить судьбу любого простого человека в России! Очень жаль Стрельцова! Наивный и честный, гениальный футболист и простой обыватель...Действительно, за что? Он так и не смог понять до самой смерти! Просто родился в этой стране! Простая история... :sunglasses::sunglasses::sunglasses::money_mouth::money_mouth::money_mouth:

    22.07.2025

  • Генри

    Всегда поражала мощь Стрельцова после отсидки, особенно спустя пару лет. Для кого из любителей футбола фраза "он хотел условно-досрочно освободиться, на этом и подорвался, вернулся больным"!

    22.07.2025

  • Rastan

    Невозможно забыть игру( к сожалению видел только по телевизору) этого великого футболиста, который мог одним неуловимым движением организовать на поле блестящую комбинацию, или голевой момент. На Эдуарда Стрельцова, именно ХОДИЛИ, восхищаясь независимо от клубной принадлежности.

    22.07.2025

  • Lev Limin

    Видел игру и Пеле и Эйсэбио и Марадоны и Стрельцова и Месси и Рональдо, из них выше, лучше во всем конечно Пеле. Жаль, не видел игру молодого Стрельцова и на ЧМ-58 было бы интересно посмотреть(не мне) игру Стрельцова.

    22.07.2025

  • Политика....отец говорил-он был лучше Пеле....

    22.07.2025

  • Berkut-7

    Стрельцов конечно уникум, он даже умудрился в свою эпоху попасть под статью изнасилования, которая станет мейнстримом только через 65 лет, сколько проблем у того же Роналду было с обвинениями в домогательстве и изнасилованиях? ПОразительно конечно.

    22.07.2025