Корреспондент «СЭ» встретился с Фернандо в Абу-Даби во время паузы в чемпионате ОАЭ и поговорил о его уходе из «Спартака», о карьерном путешествии из Китая в Арабские Эмираты, о семье, планах на будущее и о секрете исполнения штрафных ударов.
Фернандо пришел в «Спартак» летом 2016 года по приглашению Дмитрия Аленичева. Вскоре Аленичев покинул клуб, команду возглавил Массимо Каррера, а Фернандо, сразу став системообразующим для «Спартака» футболистом, выиграл вместе с красно-белыми чемпионство и Суперкубок. Через два года после этого триумфа в руководстве «Спартака» произошли изменения, команду покинуло много игроков, приведших ее к чемпионству. Фернандо уехал в Китай, после чего перебрался в Турцию, а сейчас выступает за «Аль-Джазиру» из ОАЭ.
— Летом 2019 года ты уехал из «Спартака» в Китай. Как это было?
— Помню, что летом мы были на сборе. И тогда «Спартак» получил предложение от «Шанхай Шэньхуа». Я знал про это, но потом неожиданно начались переговоры с «Бэйцзин Гоань». Оно было хорошим для всех: и для меня, и для моей семьи, и для «Спартака». Думал так: я провел в Москве три прекрасных года, выиграл чемпионат и Суперкубок, поиграл в Лиге чемпионов... Хорошо делал свою работу и вместе с командой добился определенных результатов. Пришло время перевернуть страницу и начать новую главу.
— А что не получилось тогда с «Шэньхуа»?
— Если честно, не знаю, почему «Шэньхуа» вышел из переговоров и как появился «Гоань». Но лично я детально рассматривал уже только их предложение. Думаю, с «Шанхаем» дело даже не дошло до деталей — имел место лишь интерес ко мне, но ничего конкретного. Между этими предложениями прошло около двух месяцев. Сначала появился «Шанхай», затем все затихло, и только после этого «Бэйцзин» сделал конкретное предложение по трансферу.
— Клуб получил за тебя хорошие деньги, но хотел ли ты сам уезжать?
— Должен признаться, что отъезд разбил мне сердце... Я пережил в «Спартаке» такие классные эмоции! Мы выиграли титул после 16-летнего перерыва. А фанаты... Фанаты всегда дарили мне столько внимания, тепла, поддержки! Понимал, что, уходя, потеряю все это. И очень сильно переживал. Моя жена плакала из-за расставания с Москвой и «Спартаком». Она часто ходила с сыном на матчи. Рассказывала мне, что чувствует, когда при штрафных весь стадион кричит мое имя... Это непередаваемо! Но, как я уже сказал, рационально взвесил все «за» и «против» — и принял решение. Рад, что смог в чем-то помочь клубу и отплатить за ту любовь, что подарили мне в Москве, хорошей суммой отступных.
— Учитывая хорошее предложение из Китая, не было ли давления со стороны тогдашнего гендиректора Томаса Цорна?
— Нет-нет. У меня ведь был контракт. Если бы я хотел остаться, никто бы меня в Китай не увез. Тогда клуб делал ставку на молодых игроков. Если помнишь, тем же летом ушел Зе Луиш. Я решил, что наступил правильный момент для ухода, чтобы дать дорогу молодежи и дать возможность «Спартаку» получить хорошие деньги. Обсудил все и с Цорном, и с семьей. Но, повторюсь, сердцем я очень хотел остаться...

— Сегодня, спустя почти пять лет, не считаешь ли тот переход ошибкой?
— Ошибкой — нет. Но, конечно же, я скучаю по тем временам, по полному стадиону наших болельщиков. Тем не менее это был шаг вперед в моей карьере, в моей жизни. Я чувствовал, что мое путешествие вместе со «Спартаком» подошло к концу и нужно двигаться дальше.
— Через некоторое время появилась информация, что ты можешь вернуться. Это правда было возможно?
— Нет-нет. Я тоже видел что-то такое в СМИ. Что «Бэйцзин» может не выкупить мой контракт. Но это была неправда. У меня было пятилетнее соглашение с «Гоань», и каких-то вариантов возвращения не существовало.
— В Китае ты был счастлив?
— Да, но вскоре наступила пандемия коронавируса. И это было очень тяжело. Я улетел в Бразилию, а Китай закрыл границы... Что делать? Девять месяцев я провел дома, тренировался каждый день. Но когда ты тренируешься у себя дома — это не то же самое, что работать вместе с командой. Это как будто ты получил тяжелую травму и выбыл из строя, но только травму ты не получал. А потом нам позволили вернуться в команды, чтобы сыграть сезон.
— Со всеми положенными ограничениями.
— Да. Мы жили в куполе: все команды поселились в одном отеле, откуда нас возили на игры. Все — ни шагу влево или вправо. Выйти из гостиницы можно было только ради того, чтобы поехать на матч. Отмечу еще, как мы с одноклубником Ренато Аугусто добирались обратно в Китай. Клуб прислал за нами чартер: огромный самолет ради всего двух футболистов! Никому больше не было позволено вернуться — наши семьи остались в Бразилии. Ограничения были очень строгими. Как-то жена заказала мне доставку в день рождения, но курьера просто не пропустили: охрана выгнала его, выбросив все, что он вез... Такие дела.
— Китай — отдельный мир. Там не работают многие мессенджеры, гугл и так далее. Как же ты общался с семьей?
— По WeChat. Пришлось подстраиваться под местные правила. К счастью, Ренато Аугусто играл в Китае уже три года, когда я пришел в «Бэйцзин». Он сильно помог мне освоиться, понять местные порядки и правила.
— Я перебил тебя на рассказе о коронавирусных ограничениях.
— Они продолжились и после чемпионата, который мы сыграли в закрытых условиях. После этого мы на месяц поехали в точно такой же купол в Катар на матчи азиатской Лиги чемпионов... Представь себе: девять месяцев дома без возможности тренироваться с командой, потом полгода в закрытом режиме играть матчи чемпионата, а потом — в точно таком же куполе выступать в Лиге чемпионов. Это было тяжело. Потом наступило межсезонье. Я улетел домой и снова на четыре или пять месяцев остался без возможности тренировок вместе с командой. Решил, что пора это прекращать. Сказал руководству: «Вы платите мне большие деньги, но я не играю и даже не тренируюсь в нормальных условиях. Давайте договоримся и расстанемся». Клуб не хотел, чтобы я уходил. Однако меня не радовала перспектива вновь на долгое время оставаться без футбола, а потом снова на полгода возвращаться под купол коронавирусных ограничений без семьи. Рад, что мы в итоге договорились и расторгли контракт.
— Что хорошего ты запомнил из своей китайской командировки?
— Да в целом было классно. Мы жили в Пекине. Могу сравнить его с Москвой — комфортный хороший город. Я никогда не ездил там на машине — только на электрическом скутере. Даже на ужин мы с женой так добирались: надевали красивую одежду — и брали скутер.

— После Китая ты оказался в Турции. Расскажи, как появился этот вариант.
— Расторг контракт с «Бэйцзин Гоань» летом и несколько месяцев снова тренировался один дома в Бразилии. Тогда мне позвонил Нури Шахин, который видел мою игру. Я не был с ним знаком, потому удивился. Он сказал: «Вижу, ты сейчас без клуба, а я начал тренерскую карьеру. Приезжай ко мне в Анталью, хочу, чтобы ты играл у нас. Знаю, на что ты способен, знаю твои качества». Мы собрали семейный совет. На тот момент у меня были предложения от «Бешикташа» и «Фатих Карагюмрюк». Но Шахин вселил в меня уверенность — убедил, что я стану важной частью его команды. И потому решил поехать в Анталью. Нури — еще молодой тренер, но, уверен, со временем он станет топовым специалистом!
— Раз в «Антальяспоре» все было так здорово, почему ты не остался?
— Уже через полгода после выступлений за «Антальяспор» у меня было несколько предложений от других команд. Я подошел к Шахину и сказал: «Нури, я хочу сменить команду, у меня есть несколько хороших вариантов». Тогда была возможность перейти в «Галатасарай», «Трабзонспор», «Халл Сити» и «Аш-Шабаб» из Эр-Рияда. Шахин попросил, чтобы я остался еще на один сезон. Я ответил: «Нури, я потеряю в деньгах, оставаясь здесь. Но раз ты просишь, я это сделаю — проведу еще сезон а Анталье».
— И после этого сезона ты все-таки ушел.
— Да, переехал в «Аль-Джазиру». Сюда меня позвал Франк Де Бур, который уже покинул нашу команду. Он рассказал мне про клуб, про проект, который хотят выстроить владельцы. Мне все понравилось, и я подписал контракт. Был еще один вариант в Саудовской Аравии, правда, не помню, какой клуб интересовался. Были варианты в Бразилии — «Фламенго», «Коринтианс», «Палмейрас», «Крузейро»... Предложения из Бразилии всегда есть, но в данный момент своей жизни я не планирую туда возвращаться. К тому же мне так понравился вариант с «Аль-Джазирой», что даже слушать ни о чем другом не хотел.
— Уже задумывался над тем, где будет жить семья после окончания карьеры?
— Часто говорим об этом с женой. Самое главное, где будет хорошо детям. Решим этот вопрос, когда я закончу играть. Останемся мы жить тут, в ОАЭ, или вернемся в Бразилию, или поедем еще куда-то... К примеру, сейчас, несмотря на перерыв в чемпионате ОАЭ из-за Кубка Азии, мы остались в Абу-Даби. Точно так же мы как-то летом оставались в отпуске в Москве: было так классно, что просто не хотелось никуда лететь.

— Ты уже забивал в чемпионате ОАЭ и Кубке лиги. Расскажи, какой здесь футбол.
— Ну, с самого начала было очень сложно. Чемпионат стартовал в середине августа. Жара была, кажется, градусов 50, плюс дикая влажность... Помню, в матче с «Аль-Вахдой» чувствовал себя как в микроволновке. В таких условиях просто невозможно показывать свою лучшую игру. Но вот сейчас, зимой, погода просто прекрасная — самое лучшее время для футбола.
— За «Аль-Вахду» выступает Зелимхан Бакаев. Ты помнишь его по «Спартаку»?
— Конечно. Он тогда только начинал играть за первую команду. А тут я уже дважды сыграл против него в Кубке лиги — к сожалению, мы не смогли пройти дальше. На поле пересекались. Сказал ему: «Spokoino, Baka, Spokoino». Он теперь не одноклубник, а соперник. К тому же Бака приехал в «Аль-Вахду» из «Зенита». А значит, соперник вдвойне, ха-ха.
— Какие цели у тебя в «Аль-Джазире»?
— В каждом клубе, куда я прихожу, я хочу выиграть все: лигу, кубок и так далее... «Аль-Джазира» в последний раз становилась чемпионом четыре года назад. Сейчас мы на шестом месте и на десять очков отстаем от лидера. Но в футболе нет ничего невозможного.
— Если откровенно, не считаешь, что переезд сюда — шаг назад в твоей карьере? Обычно в страны вроде ОАЭ или Саудовской Аравии едут заканчивать.
— Это устаревший стереотип. Если взглянуть на команды, играющие здесь, можно понять, насколько они сильны. Да и вся лига тоже. Здесь выступают футболисты, игравшие в Англии, Италии, Испании и других сильных чемпионатах. Конечно, в России и в той же Турции чемпионаты более скоростные и требовательные к «физике». Но в ОАЭ порой просто погода не позволяет играть в более интенсивный футбол. Я уже рассказывал, каково было тут в августе.
Девять человек из моей команды сейчас уехали в сборную на Кубок Азии. Президент «Аль-Джазиры» — шейх Мансур, клубом управляет City Football Group, и у нас большие амбиции и высокие цели. Футбол сильно поменялся в последние годы. Знаешь, если футболист даже высокого уровня приедет сюда с желанием играть одной ногой, а в руке держать чашечку кофе, то у него ничего не получится. И не получается — такие случаи уже бывали. Я тренируюсь в спортзале каждый день, а потом еще еду на тренировку с командой. Потому что хочу быть в форме, хочу побеждать.
— По Москве скучаешь?
— Всегда. Там я и моя семья провели прекрасное время. К сожалению, не было возможности вновь приехать в Москву с момента моего ухода из «Спартака», но уверен, что однажды я приеду. Погуляю по улицам, посижу в ресторане, схожу на матч «Спартака».

— Болельщики «Спартака» до сих пор вспоминают чемпионскую команду. Какие у тебя воспоминания о том сезоне?
— Весь тот сезон был очень крутым, а потому сложно выделить какой-то один момент, а с ребятами из той команды общаюсь до сих пор. Не так давно созванивались с Ещенко. А еще раньше он даже приезжал ко мне в Анталью — посидели с ним в ресторане. Кстати, я вот вспомнил, какой эпизод мне запомнился сильнее всего: когда мы играли с «Тереком», а после матча все фанаты выбежали на поле. Это было круто!
— Не боялся в тот момент?
— Нет. Мы видели, что за пару минут до свистка все болельщики уже стояли вокруг поля. Поэтому понимали, чего ожидать. И было здорово!
— Леонид Федун в 2022 году продал «Спартак». Чем он тебе запомнился?
— Если выбирать какой-то один момент, конечно, это чемпионство! Он часто заходил к нам в раздевалку после игр, обсуждал какие-то моменты. Но в тот день мы все были одним целым — все были счастливы выиграть для «Спартака» титул!
— Ты работал с Аленичевым, Каррерой, Кононовым. Кто лучше всех подходил для «Спартака»?
— У каждого был свой стиль и свои положительные качества. С Аленичевым я поработал всего около месяца. Но именно он настоял, чтобы меня пригласили в «Спартак». К тому же он говорил со мной по-португальски, так как знал язык, что было важно на первых порах. Хотелось бы поработать с ним подольше. Потом команду возглавил Каррера, который приходил как помощник главного тренера. Мы стали чемпионами. Думаю, во втором его сезоне команда могла выступить лучше. Мне кажется, Массимо поменялся. Изменились тренировки. В первый свой сезон он гораздо больше прислушивался к мнению игроков, чем после этого. Уверен, с той командой, что у нас была, Каррера мог добиться намного большего. С Кононовым были хорошие тренировки. Его идеи мне нравились.
— Знаешь, что Ещенко стал футбольным менеджером, а Комбаров — тренером? Не удивлен?
— Вовсе нет. Вполне могу себе представить Ещенко менеджером, ха-ха. Мы с ним довольно близко общаемся. Как я уже сказал, созваниваемся, переписываемся. Но не только с ним. Слежу за тем, что у других ребят: у Самедова, Комбарова, Глушакова.

— Кем бы ты видел Дениса по окончании карьеры?
— В нашей команде он был капитаном — боссом. Думаю, ему больше подойдет роль менеджера, какого-то управленца, а может быть, и агента.
— А тебе?
— Жена постоянно спрашивает меня об этом. Если честно, не вижу себя каким-то руководителем. Но я обожаю футбол: смотрю матчи свои и сына, пересматриваю, если нужно, думаю, что можно улучшить в игре. Читаю комментарии... Возможно, у меня получилось бы стать тренером по завершении карьеры.
— Сын тоже играет за «Аль-Джазиру»?
— Нет, хотя в клубе меня постоянно спрашивают: «Почему этот парень не у нас?» Но Энцо тренируется в академии «Манчестер Сити». И он уже столько голов забил за свою команду: и со штрафных, и дальними ударами... Уверен, когда он вырастет, будет бить штрафные круче, чем я!
— А в «Спартаке» без тебя некому забивать со стандарта. В чем твой секрет?
— Да нет секрета. Мне просто всегда нравилось бить штрафные, я подолгу тренировал этот компонент. Так что секрет — в долгой и упорной работе и постоянной практике. Думаю, любой человек, будь он футболистом, журналистом, врачом или кем-то еще, будет становиться лучше, если каждый день будет работать над собой в профессиональном плане и учиться чему-то новому.
— Лично мой любимый гол — в ворота «СКА-Хабаровска» на 90-й минуте. Траектория удара была просто фантастической!
— Дело даже не столько в траектории и ударе. Это ведь была последняя минута игры, счет 0:0. Я и сейчас помню тот момент, как если бы он случился вчера. В той игре Квинси не забил пенальти, и мы никак не могли пробить оборону соперника. А на стадионе была вся моя семья: родители приехали, жена, сын... Если честно, до сих пор порой пересматриваю тот гол. Не люблю нахваливать себя, но тот удар получился просто великолепным!
— Можешь ли ты приехать в Россию и подписать контракт на пару матчей со «Спартаком», чтобы забить несколько штрафных?
— Только для исполнения штрафных, чтобы забить пару голов? Отличная идея, ха-ха! Почему бы и нет.
— Ты играл и на Украине, и в России. Расскажи, как ты воспринимаешь события, которые сейчас происходят?
— Когда я только приехал на Украину, конфликт уже начался. Помню, что один год мы жили в Донецке, а потом переехали в Киев, потому что начались бомбежки Донбасса. Разумеется, у меня есть знакомые и в одной, и в другой стране. Периодически общаюсь с ними. Но судить об этом мне очень сложно — это как если бы я попросил тебя рассказать про политику в Бразилии. Не в моих силах закончить этот конфликт, но я надеюсь, что он завершится как можно скорее.
— Как скоро после этого, на твой взгляд, российский спорт вернется на международную арену?
— Это еще одна причина, по которой я хочу, чтобы конфликт закончился как можно скорее. Россия всегда имела столько сильных команд в еврокубках, а теперь они там не выступают... Это бьет по спортсменам, которые ни в чем не виноваты. Это бьет по спорту.
— Назови три твоих самых главных воспоминания о России.
— Первое — это моя дочка Айла. Она родилась в Москве, и дедушка называет ее moscovita (москвичка), а наш сын — ее брат — называет Айлу russinha (россияночка). Второе — стадион «Спартака». Находиться там всегда было для меня особенным удовольствием. И третье — это город. В Москве было великолепно. Мы ходили ужинать в потрясающие рестораны, гуляли по улицам. А порой просто оставались дома и наслаждались семейным отдыхом. Как-то мы взяли с собой еду и просто пошли завтракать на поле, что было рядом с нашим домом. Там же потом и поиграли с сыном в футбол. Просто супер!
lenin.vowa2018
Возможно, не буду даже проверять, мне не принципиально. Просто думаю что состав все равно был почти тот же.
02.02.2024
Василий Жирков
"Ливер" взял лигу на следующий год, а не через два.
01.02.2024
zg
Это при том,что мы до фига подаем угловых и немало бьем штрафных!Ощущение,что над этими элементами не работают ВООБЩЕ!:man_facepalming:
01.02.2024
Marty Friedman
ну как же, ща вам новую костариканскую десяточку подвезли
01.02.2024
Тупая овца ..,всё смердишь ?!-))
01.02.2024
ORMUZD
Распечатай свой профиль и на стенку повесь. Мне такую хрень смотреть "не треба". Про нуба не понял: ты с ними не общаешься, но мне пишешь, значит, я не нуб? Но ты вроде говорил, что нуб. Или как? Твоя больная логика сложна для понимания... Конечно, я понял, что про 2011 год - это шутка была. И про Фернандо тоже шутка. И вообще, все, что ты пишешь, - это шутка. Я так и сказал сразу, что ты - тролль. Ну и или просто клоун. Это как тебе больше нравится.
01.02.2024
lvb
Сынку, глянь мой профиль. Ты, сопля, с тремя постами на кого батон крошишь? Я вообще не удаляю свои посты, мне это не треба) Так шо вали отсюда и более не появляйся. Я с нубами не общаюсь. Глупенький, моя шутка про 2011 г.р у тебя не зашла?_))) Дитятко глуповатое, дома потренируйся, свое писать. А то вылез тут критик облезлый.
31.01.2024
ORMUZD
Суперветеран? По работе языком что ли?) А так, "спец по матчасти", можешь, конечно, проводить аналитику "как считаешь нужным", думать: - что люди рождаются в момент регистрации на СЭ; - что Фернандо забил со штрафного в РПЛ 3 или может 4 гола; (зачем, кстати, удалил это сообщение?) - что футболиста нужно оценивать по позиции, на которую его брали. Ну и, конечно, все твои жалкие потуги прикрыть свою тупость детским хамством выглядят убого.
31.01.2024
55555....
Жаль,,,больше нет в Спартаке, "фернандо"...От его штрафных, Миллер падал в обморок...И вся п и.д.ро.. ня,капельки принимала...
31.01.2024
Artorixus
Так жизнь не остановилась с их уходом, теперь вот настала пора других нас радовать ( справедливости ради, пока очень мало радуют), тот же Угальде, например.
31.01.2024
lvb
Сопливый ноунейм с 2011 года хавало раскрыл на суперветерана? Мальчик, ты сначала писать научись, чтобы я тебя заметил. А потом понтуйся и рамси). Пока ты пустое место, никто и звать никак. Так шо завали дырку ниже носа и внимай. Пиши свое, а не лезь туда где ты и нафиг не нужен. За тролля спасибо, ты меня насмешил. Из меня тролль как из тебя спец по матчасти, типа меня. . Я оцениваю футболиста так как считаю нужным и перед нубам не отчитываюсь. Можешь не заходить на мою писанину, я разрешаю. ибо ты еще фейсом не вышел)
31.01.2024
ORMUZD
Для особо тупых - 2011 - год регистрации на сайте. В принципе, что ты обычный тролль, я понял сразу) А статистику по Фернандо я написал больше для других, кого твоя писанина могла ввести в заблуждение. Писал ты про РПЛ, я написал "всего". И что? Хочешь, чтобы я именно на вопрос про РПЛ тебе ответил? Отвечаю: 11 голов, 6 со штрафного, 4 дальних. Ну и если ты оцениваешь игру футболистов по той позиции, на которую их брали, а не по той, на которой они играют по факту, это говорит только о твоем умственном развитии и ни о чем более.
31.01.2024
Clinton
Кариус в финале ЛЧ того сезона решил, что Реалу кубок нужнее))) Ливер взял Лигу спустя 2 года
31.01.2024
lvb
Что это? Мальчик с 2011 г.р), сдрисни отсюда). . Для особо тупых-я писал только про РПЛ. Фернандо брали аки АПЗ, а не опорника). Это потом он потихоньку опустился сначала в опорную зону, далее-место рядом с ЦЗ. Ормузский залив, сначала дома потренируйтесь. Забавно, вылезет ноунейм и прется сразу на мою писанину.
31.01.2024
Фрей фе
Вот оно что... После Спартака даже Китай - это шаг вперёд.
31.01.2024
ORMUZD
Фернандо забил за Спартак 12 голов, из них 7 со штрафного и еще 4 дальними ударами. Почти все его голы помимо того, что были красивыми, оказывали влияние на результат. Поэтому и запомнились. А оценивать игру опорника количеством результативных действий - занятие неблагодарное.
31.01.2024
Всё равно хороший был игрок ,но под конец сдал !!! Думали что привезут лучше игроков ,а везут всё хуже ..,и дороже ..!!!
31.01.2024
lvb
Три замечания. Для сугубо спартаковских глоров). 1. Фернандо отлично провел в ФК СМ лето/осень 2016. А далее его раскусили тренеры соперников, и креативить короткими и средними передачами ему более не давали опорники соперников, накрывая в момент приема мяча. Пошли потери, косяком. И тогда "Атутти" опустил бразила чуть ли не на позицию "волнореза"(в старой интерпретации))))). Однако и там толку особо не было 2. Причина того что что Фернандо довольно быстро сдулся в РПЛ - это склонность к лишнему весу, зад был как у Давыдова)) и отсутствие стартовой и дистанционной скорости. Посему ему было трудно вылезать из-под опеки соперника, к нему просто прикрепляли "опорника бокс ту бокс", коему помогал "ближний" игрок. Примерно как сжирали Хвичу, в его второй сезоне в Казани, но там по нему втроем работали, вытесняя во фланг. 3. Хорошо штрафные бразил бил.. А сколько забил? И вообще-сколько у него "гол+пас" в РПЛ? 78 игр,11+8, из них со штрафных-3 или 4 гола. Вот и все.А тут восторги до небес
31.01.2024
Jean4
Я думаю голов наберется под десяток. В той же ЛЧ был гол Ливерпулю(там правда больше ошибка вратаря). Просто, если сравнивать с тем, что сейчас, то там вообще все плохо. А за посление годы(20-30 лет), только, пожалуй, Цымбаларь или Калиниченко могли сравниться в мастерстве исполнения прямых ударов со штрафных.
31.01.2024
lvb
Я бы хотел Вас спросить, насчет "эффективности" штрафных ударов Фернандо и сколько голов Фернандо забил в ФК СМ за 3 с небольшим сезона. И откуда такие восторги, если таких голов со штрафных было совсем немного?)
31.01.2024
Анкль Бэнксий_
Твоё мнение, азер, очень важно для нас.)))
31.01.2024
Анкль Бэнксий_
Поной погромче, 77-ой.))) С дебилами мы будем таки беспощадно бороться ©.)))
31.01.2024
sdf_1
Мастер высокого класса. Принёс множество чемпионских очков своими великолепными и практически неберущимися ударами со штрафных. Я уверен, что все вратари РПЛ боялись ударов Фернандо. Даже супер-пупер Акинфеев. Сейчас "Спартаку" очень не хватает таких игроков
31.01.2024
н-да! были времена,а сейчас... имеем то,что имеем. по большей мере-ШЛАК. ОБИДНО...
31.01.2024
согласен! добавлю только ....ОДНО слово.КАТАСТРОФИЧЕСКИ. КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ
31.01.2024
Вовуля
Да, не хватает красно-белым игрока такого уровня!
31.01.2024
Василий Жирков
Если что, ЛЧ сезона 2017-18 выиграл "Реал")))
31.01.2024
Ed71
Болельщики «Спартака» до сих пор вспоминают чемпионскую команду. ================ Не скоро новые воспоминания заслонят старые. Молодые нынче болельщики и на пенсии будут вспоминать как единственное светлое пятно матч Спартак-Ахмат в 2017.
31.01.2024
Магистр Кенноби
Творцы вашего "чемпионства " Будогосский и Симонян и это знают все..
31.01.2024
Ах какой заголовок, чуть скупую мужскую слезу не пустил...:cry::broken_heart: З.Ы. Если бы уважаемый Фернандо меньше ходил пешком, а больше бегал, может и не отдали бы...
31.01.2024
IQ-87%
Ну да-другое дело город по меньше-по всюду уют и доброжелательные люди- все быдло как ветром сдуло- культурных развлечений -типа карусели -пруд пруди-да еще -чистые пруды
31.01.2024
Игорь Малышев
Вы, спартаковцы, сейчас и Промеса защищаете, хоть он конченый и с ним всё ясно. Даже решение суда есть. Но таким, как ты, хоть ссы в глаза, всё божья роса.
31.01.2024
Георгий Спрыгин
Не, чувак, не надо. Ты один год отыграл, как Боженька, а потом через матч выводил по 2-3 игрока соперника на нашего вратаря. Одними штрафными сыт не будешь. Либо ты пашешь, либо ты "сердцем в Спартаке", а играешь где-то на Ближнем Востоке.
31.01.2024
echo2011
Ведь могли же покупать хороших игроков из Бразилии! А сейчас не поймешь из каких стран везут,да ещё и за 13 миллионов,и хотят что-то выиграть...
31.01.2024
Vladimir Prutik
большой игрок. великолепно исполняет штрафные, мастер
31.01.2024
Игорь Малышев
Гугл всё помнит. Чтобы знать, что Фернандо, Гулиев, Бокеттии не уехали на нары только потому, что играли в Спартаке, необязательно служить в органах.
31.01.2024
lenin.vowa2018
Ну думаю что это была его личная инициатива.
31.01.2024
lenin.vowa2018
Может тоже изменили паспортные данные, как это часто у них бывает?
31.01.2024
lenin.vowa2018
Все равно жаль что ушли он и Зе Луиш, и не только. После ухода этих лидеров изделие №8 и Со почувствали себя вершителями судем и стали считать себя главнее тренера, подняли бунт в команде. Шикарная чемпионская команда, ставшая реальным конкурентом Зениту, развалилась. Я вообще думаю что создать чемпионскую команду Лукойлу было разрешено именно перед ЧМ-18, чтобы миллионы болельщиков Спартака в стране с бОльшим воодушевлением поддерживали сборную и вообще Чемпионат Мира в России.
31.01.2024
Корнелий Ш
Конфуций был нормальным пьющим человеком, не смотри что еврей
31.01.2024
Каспийский берег
Малышев...вы в каком звании служите?! За Динамо болеете?
31.01.2024
lenin.vowa2018
Просто ситуация этот диктовала. Если бы победили - то обошли бы Ливерпуль в группе, который на минуточку стал в том сезоне обладателем кубка ЛЧ - фактически это был ЛУЧШИЙ клуб в МИРЕ! - а проигрыш с любым счетом ничего не менял - Спартак все равно вышел в ЛЕ, при этом сыграв с Ливером 1-1 дома. Ну и настойчивость Ливера в забивании кучи голов Спартаку была из-за того, что они хотели дать забить своей главной звезде Салаху. А Салах все не мог забить, только на 86 минуте получилось при счете 6-0. Ну и Фермино показал феноминальную меткость. Какие имена... Жаль что Ливер стал победителем ЛЧ ПОСЛЕ, а не ДО этой игры. В 2017 это был ещё пока обычный английский клуб.
31.01.2024
Каспийский берег
Авгию в конюшню требуется конюх-навозовед. Пойдешь? ЗП сдельная. За кучу навоза куча похвалы!
31.01.2024
Игорь Малышев
Плохо, когда память, как у золотой рыбки. Фернандо продали в Китай, чтобы побыстрее замять историю с контрабандой наркотиков. Водитель Фернандо привёз в Россию 60 таблеток метадона. Вёз для Фернандо, но водилу сделали крайним. Спартак с некоторых пор немыслим без наркобарыг. Сейчас вот Промес с аналогичной статьёй. Наркопритон.
31.01.2024
Робин из Локсли
Только в Москве понимаешь, как же хорошо дома.
31.01.2024
Каспийский берег
Да это тот негир который обиделся что колено не преклонили! Он всех минусит! Больше пока ничего не может! Кстати несколько этих Бенсиев тут модерами работают.Ничо не могут...ток минусить и подтирать! Вот гляди как щас подотрет......нежно и ласково!
31.01.2024
Митек
В мастерскую Фаберже требуется натурщик. В военкомате контракт подпиши.
31.01.2024
Митек
Под утро разум просыпается и начинает «разгребать» то, что вечером натворило большое доброе сердце. (Конфуций)
31.01.2024
А ты кто такой?
"Пришло время перевернуть страницу и начать новую главу."(с) :grin::relaxed:???:joy::face_with_hand_over_mouth: Футболисты любят рассуждать о деньгах, как о чем-то возвышенном, как писатели, публицисты, ученые. После таки высоких слов, хочется дать Фернандо ученую степень. Ну и что там с новой главой?)) Или вот это: " Я чувствовал, что мое путешествие вместе со «Спартаком» подошло к концу и нужно двигаться дальше."(с) Путешественник мля... :grin::joy::relaxed:?:face_with_hand_over_mouth:Там в Спартаке походу полкоманды путешественников.
31.01.2024
IQ-87%
Понравилось -в Москве просто оставатся дома- недооцененный перл
31.01.2024
Ganimed
Меня постоянно минусует Анкл этот,пенсий...За ЧТО?!:fearful:Я вообще тебя не трогаю,ты мне на не нужен,прекращай эти выходки:wink:Причем его клуп не трогаю никогда,ослиный:stuck_out_tongue_winking_eye:
31.01.2024
Ganimed
Я тоже так думаю,про Сибирь,но это не здесь,сайт спортивный:blush:Сейчас эра фурсоозии,когда она закончится,наши клубы тоже будут бороться за чашку:wink:А пока перекур...эээ нет,Рекламная паууза,на канале ТНТ:joy:
31.01.2024
traveller09
Ну были деньги у Федуна... И что? А я вот думаю, что вся сила в...Сибири. В силе Сибири. :face_with_hand_over_mouth:
31.01.2024
Ganimed
Сила в деньгах,отвечу банально...:sunglasses:Кто платит,тот и заказывает музыку:wink:
31.01.2024
traveller09
А в чём сила, брат? :slight_smile:
31.01.2024
Ganimed
В футболе настоящем,побеждает..кхм,не футбол,а Сила...:joy:А Федун 20 лет был у нас и так этого и не понял, всё хотел Честно победить,а ТАК НЕ БЫВАЕТ,сила притяжения и закон гравитации...:sunglasses:Даже Коперник это знал,а Федун нет...:face_with_hand_over_mouth::rage::face_with_symbols_over_mouth:
31.01.2024
the gathering !
а ливерпулю он как положил гол, когда в москве 1-1 сыграли. Каррера после этого матча настолько поверил в себя, что в англии играли в открытый футбол и нам накидали много голов
31.01.2024
traveller09
Фернандо: «Уход из «Спартака» разбил мне сердце. (с) --- Вот сразу видно, что у человека прекрасное, ласкающее слух, имя. Алехандро, Фернандо, Роберто... А не какой-то там Педро...дон.:slight_smile:
31.01.2024
Ganimed
Согласен,по последнему...:blush:Велик играл великолепно,до момента с Дыркиным...Дальше началась травля,напали на достояние нации и у нас пропал нап...:smirk:Надеюсь,что я ошибаюсь,насчет новобранца нашего ..:laughing:
31.01.2024
Каспийский берег
А я если и интересовался...о только топ-играми а ля Аякс-Фейенорд. Поэтому тоже пока ничо не могу сказать. Щас главное не слушать всяких бла-бла экспертов. Лучшие эксперты это ИГРА и ВРЕМЯ. Они все покажут.
31.01.2024
Ganimed
Я просто не смотрю голландский чемп из принципа,поэтому не видел ,как играет наш костариканец:sunglasses:
31.01.2024
Ganimed
Не верю... Поживём-увидим:wink:
31.01.2024
Ganimed
:joy: Раскатал губу:laughing:
31.01.2024
Каспийский берег
Дудем надеяться что костариканец станет новым Великом
31.01.2024
fedland
увы, гниль измайлов развалил весь чемпионский Спартак. остались одни головешки. да и у тех искры погасли...
31.01.2024
Каспийский берег
Я б еще Луиса и Алекса б хотел!
31.01.2024
Ganimed
Не хватает того Жигана,того Фернандо и Велика...Этих трёх человек нам бы хватило за глаза...:sunglasses:
31.01.2024
Каспийский берег
Шикарный мастер штрафных. Как же Спартаку щас такого мастера не хватает. Он и Луис были конечно просто монстрами в том золотом Спартаке. Ну и конечно Антоха.
31.01.2024
Ganimed
Фернандо-это ТОП штрафных,спасибо за игру в нашем клубе:sunglasses::flag_at: Ещё Жиган потом был,тоже невосполнимая потеря...:smirk:
31.01.2024
SuperDennis
Недавно где-то писали, что Спартак единственный в этом сезоне клуб во всей лиге, не забивший ни одного гола со стандартных положений. А Фернандо исполнял штрафные действительно мастерски. Игроков такого уровня в Спартаке сейчас не хватает.
31.01.2024
Jean4
Один из творцов чемпионства 16-17г. Весомый вклад тогда внес. Штрафные и правда после ухода Фернандо некому исполнять. Я бы даже сказал больше, я вообще в РПЛ за последние годы не помню, чтобы кто-то так эффективно реализовывал штрафные удары. А по поводу ухода, ну извините, от такого предложения клубу грех было отказываться. За 15 млн его китайцы забрали.
31.01.2024
Василий Сухарев
Гол Хабаровску просто пушка, это правда
31.01.2024
allerc
чтобы присосаться к лукойловскому баблу.
31.01.2024
Болельщик футбола.
Сейчас мог у нас спокойно играть ведущие роли.Жаль.
31.01.2024
Хидетоши Наката
Всего 31 год, расцвет для его позиции. А ведь еще в 2016 казался взрослым дядькой.
31.01.2024
Фердидурка
Помню его дебют, первые двадцать минут - исключительно игра в касание, показывал "товар лицом", так сказать. Ну и стандарты - всегда опасно. Мастер.
31.01.2024
svnest
хороший был игрок... сейчас в спартаке, кроме наверное антошки, такого уровня футболиста нет...
31.01.2024