Премьер-лига (РПЛ). Статьи

4 февраля 2017, 15:00

Гильерме: "Мечтаю вновь сыграть за сборную России. Я не слабее Джанаева и Крицюка"

Михаил ГОНЧАРОВ
Корреспондент
В июле исполнится ровно 10 лет с того момента, как бразильский голкипер перешел в "Локомотив" из "Атлетико Паранаэнсе". Дата – серьезная и во многом удивительная. За годы в нашей стране с Маринату случилось многое: он перенес две тяжелейшие травмы, но всякий раз возвращался более сильным, завоевал бронзовые медали чемпионата и Кубок, получил российский паспорт и впервые сыграл в футболке с двуглавым орлом на груди, съездил на чемпионат Европы во Франции. А еще – превратился в главного старожила и символа сегодняшней команды железнодорожников. В откровенном интервью спецкору "СЭ" Гильерме рассказал про текущие дела красно-зеленых и вспомнил свои многие приключения в стране, которую он теперь считает вторым домом, – как давние, так и последние.

Михаил ГОНЧАРОВ из Марбельи

ЛЮБИМЫЙ ИГРОК В "БАРСЕ" – "МСН"

– Вы сдвинули наше интервью на день, потому что хотели посмотреть полуфинал Кубка Испании "Атлетико" – "Барселона". За кого болели и почему?

– За "Барсу". Просто давно симпатизирую ей. Так что итогом (2:1 в пользу сине-гранатовых в первом матче. – Прим. "СЭ") вполне доволен. И вообще мне очень нравится испанский футбол. Больше, чем все остальные чемпионаты.

– Ездили хотя бы раз на игру на "Камп Ноу"?

– Нет. Если честно, не люблю смотреть футбол вживую. Либо по телевизору, либо играть самому.

– Кто любимый футболист в команде Луиса Энрике?

– Однозначно – MSN! (Связка Месси-Суарес-Неймар. – Прим. "СЭ")

– Неожиданный выбор. У вас предложений из Испании случайно не появлялось на протяжении карьеры?

– Нет, никогда.

– А мечта попасть туда – есть?

– Ох, мечты... У всех людей они должны быть. Я, естественно, не исключение.

– Если бы позвала не "Барселона", а команда попроще, условный "Реал Сосьедад", поехали бы?

– Зависит от ситуации. Никогда не знаешь, что будет завтра. Представим, что у меня нет других вариантов продолжения карьеры, а есть предложение от "Реал Сосьедад". Тогда почему нет?

ГИЛЬЕРМЕ и Юрий СЕМИН. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
ГИЛЬЕРМЕ и Юрий СЕМИН. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

САМОЕ ЧАСТОЕ СЛОВО СЕМИНА? "РАБОТА"

– Как провели отпуск?

– Отлично! Слетал в Бразилию. Сначала 10 дней был в своем родном городе Катагуазисе, затем – в Куритибе, где выросла супруга. Замечательно провел время, встретился с родственниками и друзьями, получил положительные эмоции.

– Вы как-то говорили, что в Бразилии не очень спокойно. До сих пор?

– Да. Там есть проблемы – кризис в политике, кризис в экономике. Честно говоря, не лучшие времена. Но это же мой дом. Тем более так не везде. Есть города, где можно жить комфортно.

– Но бронированной машины, как у Фернанду из "Спартака", у вас там нет?

(Смеется.) Нет, у меня самая обычная.

– Почему пропустили первые два матча на испанских сборах?

– Ничего страшного – был маленький спазм икроножной мышцы. Решили вместе с врачами и тренерским штабом, что ради профилактики лучше пока не играть. Сейчас уже все в прошлом. Работаем, готовимся, играем. Все в порядке.

– С Юрием Семиным вы уже работали прежде в "Локомотиве" – в 2009-2010 годах. Изменился он с тех пор?

– Нет, нисколько. В тренировочном процессе, конечно, появились какие-то новые упражнения. Но если говорить о человеческих качествах, наш тренер остался таким же, как и восемь лет назад.

– Какое слово на занятиях звучит от него чаще всего?

– "Работа". Он всегда повторяет: нужно много и ежедневно работать, и тогда положительный результат обязательно придет.

ГИЛЬЕРМЕ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
ГИЛЬЕРМЕ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

У "СПАРТАКА" И "ЗЕНИТА" ОДИНАКОВЫЕ ШАНСЫ НА ЗОЛОТО

– Почему первая часть чемпионата сложилась для "Локо" неважно?

– Произошло много изменений в клубе. Перестройка. Пришел новый тренерский штаб. А в таких случаях команде всегда нужно время. Я-то знаю методы Семина, есть и несколько других таких ребят. Но 90 процентов никогда с ним не работали. Вот нам и потребовался период, чтобы привыкнуть. Это и было самой главной задачей.

– Сейчас уже привыкли?

– Да. Уже точно понимаем, что тренер от нас хочет, как мы должны играть. И теперь будет однозначно легче.

– Как думаете, что вас ждет весной?

– Есть все шансы провести хорошую вторую часть чемпионата. Ведь сейчас у нас много времени для того, чтобы поправить дела в команде: и с точки зрения тактики, и физики, и техники. Надеюсь и считаю, все сложится отлично, как мы хотим.

– А если конкретнее, цель – место в еврокубках?

– Да. Сегодня она, пожалуй, именно такая. Есть еще Кубок России, где у нас тоже хорошая возможность показать себя. Мы понимаем, что нигде легко не будет, но нужно стараться. Этот год – очень важный для нас.

– За чемпионство вы, по вашим словам, бороться не сможете. Тогда кто главный фаворит?

– Поправлю: взять золотые медали уже сейчас будет сложно, но никогда не говори "Это невозможно!". Будем биться до последнего. Просто пока цель именно такова: необходимо попасть в четверку-пятерку. А что касается самого очевидного претендента... Это "Спартак" и "Зенит". У первых пять очков преимущества, что довольно серьезно, но у вторых – всегда очень сильная команда. Так что шансы, думаю, равные.

Июль 2016 года. Александр САМЕДОВ, Алексей МИРАНЧУК и ГИЛЬЕРМЕ на презентации новой формы "Локомотива". Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Июль 2016 года. Александр САМЕДОВ, Алексей МИРАНЧУК и ГИЛЬЕРМЕ на презентации новой формы "Локомотива". Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ИЗ-ЗА УХОДА САМЕДОВА ПРОБЛЕМ У "ЛОКО" НЕ БУДЕТ

Фарфана уже оценили?

– Он ведь только-только пришел, тренируется в основном индивидуально. Но своей карьерой Джефферсон доказал, что был и остается топ-футболистом. Надеюсь, он нам сильно поможет.

– "Локомотив" не станет слабее с уходом Самедова?

– Александр, безусловно, очень хороший футболист, который может многое дать абсолютно любой команде. К сожалению, он ушел. Однако у нас есть игроки, которые могут выступать на его месте и на его уровне. Не думаю, что будут какие-то проблемы на этой позиции.

– Сильно расстроились, когда узнали, что Самедов решил уйти?

– Нет. Зачем расстраиваться? Это футбол, где жизнь складывается так, что сегодня твой друг в одной команде с тобой, а завтра уже – в другой.

– Самедов не просто партнер, а именно друг?

– Да. У нас очень хорошие отношения. Правда, в последнее время связь не поддерживали, но уверен, что мы будем общаться и дальше.

– Вы про себя можете сказать со стопроцентной уверенностью, что в "Спартак" не перешли бы никогда?

– Кто знает, что тебе готовит будущее. Однако сегодня я в "Локомотиве", скоро исполнится 10 лет, как я пришел сюда. И я очень люблю мой клуб! Надеюсь, еще много лет проведу в нем.

– Задумывались над тем, что вы сейчас главный старожил в команде? Выступаете за нее дольше, чем остальные футболисты.

– Не только я, есть еще и Янбаев. Он тоже здесь с 2007 года.

– Но ведь ощущаете себя уже главным дядькой-наставником для остальных?

(Улыбается.) Пожалуй, да. И это хорошо. Когда я давным-давно перебрался в команду, даже и представить не мог, что останусь на столь длительное время. И вот как все обернулось. Очень рад, что связал свою судьбу с "Локомотивом".

ГИЛЬЕРМЕ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
ГИЛЬЕРМЕ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

В ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ХОТЕЛ ВЕРНУТЬСЯ В БРАЗИЛИЮ.
А СЕЙЧАС РОССИЯ – МОЙ ВТОРОЙ ДОМ

– Что задержитесь на 10 лет в России, само собой, тоже не подозревали?

– Нет. Вообще! Особенно в тот момент, когда я только приехал. Почти сразу столкнулся со многими проблемами, получил травму. И в первые два года очень хотел обратно в Бразилию. Не представляете, как мне было тяжело. Но, к счастью, ситуация изменилась кардинальным образом. Я стал играть, освоился, и все дурные мысли исчезли.

– И вот теперь вы уже больше года как гражданин России. Как-то изменилась ваша жизнь после того знакового момента?

– Нет, не думаю. Изменилось лишь одно – теперь я перестал считаться легионером. А в жизни все по-прежнему. Я ведь и до получения паспорта много раз говорил, что Россия – мой второй дом. Правда! Сильно люблю страну, мне нравится здесь жить, очень комфортно. Хорошо, что теперь могу выходить на поле в статусе русского футболиста, это самое главное. И для команды тоже огромный плюс. И, само собой, мечтаю и жду, когда у меня появится новая возможность сыграть за сборную.

– По-русски вы говорите почти как истинный русский, правда. Впечатляет.

– Да нет, не шибко (поразительно, но в оригинале Гильерме произнес это не столь часто встречающееся слово. – Прим. М.Г.), не преувеличивайте (смеется). Главное, что я все понимаю. А в разговорной речи надо совершенствоваться.

– В какой момент решили стать россиянином, помните?

– Давайте считать. Сейчас 2017-й. Паспорт я получил в 2015-м. Значит, желание появилось в 2013-м. Было предложение от клуба, спрашивали мое мнение, и я сразу сказал, что очень хочу. Сел, посоветовался с женой и папой. Никто не оказался против. И процесс пошел.

– Все друзья и родственники из Бразилии поддержали вас?

– Абсолютно. Они ведь знали, что я никогда не играл за сборную Бразилии, и вряд ли у меня появилась бы такая возможность. А вот Россия мне шанс подарила.

– Признайтесь честно: вас не обижали разговоры, что, мол, не нужны нашей национальной команде натурализованные футболисты? Тарасов так говорил, Аршавин.

– Нисколько. У каждого человека есть свое мнение, и это нормально. Я понимаю, что вы, русские, большие патриоты, и уважаю вашу позицию.

– Супруга и дети получили российское гражданство?

– Обе дочки – да. Жена – нет, поскольку очень сложный процесс. И мы не хотим этим заниматься.

Юрий ЛОДЫГИН, ГИЛЬЕРМЕ и Игорь АКИНФЕЕВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Юрий ЛОДЫГИН, ГИЛЬЕРМЕ и Игорь АКИНФЕЕВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

СМОГУ ЛИ СМЕНИТЬ АКИНФЕЕВА? А ПОЧЕМУ НЕТ?

– Вы признались, что очень хотите снова попасть в сборную. С Черчесовым на эту тему хотя бы раз общались?

– Пока нет. Но я жду! И надеюсь, что моя мечта – представлять Россию на чемпионате мира-2018 – сбудется. Постараюсь сделать все возможное. Буду в любой момент очень рад, если тренерский штаб вызовет меня. И всегда буду готов.

– Обидно наверняка, что после чемпионата Европы вас ни разу не пригласили?

– Нет. У нас ведь сейчас очень большая вратарская конкуренция, что хорошо для национальной команды. Я нисколько не обижаюсь.

Акинфеева вы на данный момент считаете вратарем номер один в стране, так?

– Да.

– А если сравнить вас с Джанаевым и Крицюком, на которых Черчесов делает ставку как на второго и третьего вратаря?

– Считаю, я ничем не хуже. Но у них двоих ведь сейчас хорошие отрезки в "Ростове" и "Краснодаре". У Джанаева был отличный год, и он тоже должен получать приглашения и играть. Повторю: в стране очень высокая конкуренция, поэтому мне надо еще больше работать. А самое главное – клубные дела. Когда с командой ты побеждаешь, попасть в сборную всегда легче. У нас же в "Локомотиве" случился не очень хороший период в чемпионате. Так как команда не выигрывала, про меня тоже можно было сказать, что я не показываю лучший уровень. И, наверное, этот факт тоже отчасти повлиял на выбор тренерского штаба.

– Ваш бывший тренер Анатолий Бышовец как-то сказал, что вы способны не просто быть в заявке сборной, но и со временем заменить Акинфеева на посту номер один.

– Думаю, он прав. Я ведь столько лет играю в России на хорошем уровне, уже опытный вратарь. Почему нет?

Леонид СЛУЦКИЙ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Леонид СЛУЦКИЙ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

НЕ СЧИТАЮ, ЧТО СЛУЦКОГО НАДЛОМИЛ ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

– Вы съездили на чемпионат Европы. Какие воспоминания остались в первую очередь?

– Хочется оставлять в памяти хорошее, поэтому назову наш матч с Англией. Это была очень сложная игра, и в самом конце Василий Березуцкий смог сравнять счет. Мы, если честно, тогда уже начали мечтать, думать, что все в итоге сложится хорошо, что мы пройдем дальше. Ведь смогли отобрать очки у такой сильной команды!

– Помните эмоции скамейки сразу после гола Березуцкого?

– Такое разве забудешь? Я вместе со всеми вскочил, побежал к партнерам на поле, праздновал. Это было очень круто.

– Как вам опыт работы со Слуцким?

– С ним очень приятно. Он добрый, позитивный, много шутит.

– После тяжелой неудачи и разочарования на Euro у Леонида Викторовича настал кризис и в ЦСКА, в результате клуб он покинул. Как думаете, это связанные между собой события?

– Нет. Вряд ли его надломил именно чемпионат Европы. Главная причина, на мой взгляд, в том, что Слуцкий уже долго работал с ЦСКА. Почти во всех командах, когда ее длительное время возглавляет один и тот же тренер, в какой-то момент может прекратиться прогресс. К примеру, если брать "Атлетико", то же самое я говорю по поводу Симеоне. У него были потрясающие результаты в Мадриде! А сейчас, похоже, уровень все же чуть ниже, чем раньше. Возможно, пришло время что-то поменять. Так часто происходит в футболе.

– Где-то в глубине души есть досада, что во Франции вы так и не сыграли ни минуты?

– Нет. Я был просто очень рад находиться в команде и присутствовать на скамейке во время матчей.

– С кем из сборников больше всех подружились?

– Много общались с Ромой Шишкиным. А из других клубов – с Лодыгиным.

– Российский гимн пели перед матчами?

– (Смеется.) Нет, к сожалению, еще не пою. Могу только читать слова, когда их показывают на экране. А сам пока не могу.

– Как вам атмосфера во время Euro?

– Очень круто! Самая хорошая, при которой я когда-либо жил и играл за всю карьеру.

– Серьезно?

– Конечно. Вы ведь имеете в виду обстановку на самом чемпионате?

– И ее, и ту, что была внутри команды.

– А, тогда нет. Я про турнир в общем. А внутри сборной было не настолько супер, но нормально.

– Говорили, дело до драки даже дошло...

– Я не видел, не присутствовал в тот момент рядом, поэтому не могу говорить с уверенностью. Да, слышал от других людей, но не знаю.

МАРИУ ФЕРНАНДЕС и ГИЛЬЕРМЕ. Фото Александр СТУПНИКОВ, ФК "Спартак", "СЭ"
МАРИУ ФЕРНАНДЕС и ГИЛЬЕРМЕ. Фото Александр СТУПНИКОВ, ФК "Спартак", "СЭ"

ПО ЗАВЕРШЕНИИ КАРЬЕРЫ ХОЧУ ЖИТЬ И В РОССИИ, И В БРАЗИЛИИ

– Вы ведь дружите с Мариу Фернандесом из ЦСКА?

– Да, иногда общаемся.

– Он, как и вы, получил паспорт и теперь может играть за сборную.

– Не просто может, а должен! В нашем чемпионате он лучший крайний защитник. И знаю, что сам Мариу очень хочет играть за Россию. А по своим качествам, считаю, он усилил бы и Бразилию.

– Ваш прежний партнер по "Локо" Иванович вернулся в Россию.

– Футболисты такого уровня для нашего чемпионата – это всегда здорово. Он добрый человек, мы отлично общались с ним во времена выступлений в одной команде. И даже когда в июне Россия встречалась с Сербией в Монако, я подошел к нему, и мы душевно поговорили.

– Вас часто узнают на улицах в Москве?

– Да. Подходят, просят автографы и совместные фотографии.

– Осенью после серии поражений вы говорили, что стыдно даже по городу ходить. А страшно не было?

– Нет, вы что. Речь идет именно о чувстве стыда. Когда команда проигрывает, я не люблю показываться людям на глаза лишний раз. Но на самом деле, наши болельщики при встрече всегда говорили только слова поддержки.

– Вы считаете русских добрыми?

– Конечно. Добрыми и очень душевными.

– А многие иностранцы говорят: мы в большинстве своем закрытые, злые.

– Нет-нет-нет! Когда я только приехал в Россию, поначалу недоумевал: почему вы такие загруженные ходите?! Но за годы, проведенные здесь, все понял. И сейчас, когда смотрю в глаза, уже вижу: внутри вы хорошие и отзывчивые.

– А почему ходим с грустным видом?

– Потому что у вас много вещей, которые отвлекают и расстраивают. Например, погода. Особенно зимой. Мороз! Вы почти не видите солнце на протяжении года. А это ведь не так просто.

– Значит, вы не можете представить, что даже после завершения карьеры останетесь в нашей стране?

– Пока не могу. Не решил еще, как все сложится. Сейчас я думаю так: половину времени буду проводить в России, половину – в Бразилии. Летать туда-сюда. Посмотрим. Надеюсь, жена не будет против такого варианта.

ГИЛЬЕРМЕ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
ГИЛЬЕРМЕ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ПОНИМАЮ ТЕХ, КТО ВЫБИРАЕТ КИТАЙ

– Когда-то вы самым опасным соперником для себя назвали Халка, потому что у него сумасшедший и очень неприятный удар. Сейчас он уехал. Кто теперь?

– Есть Промес, Смолов. Еще Жулиану. Очень сильные футболисты.

– Вы могли бы себя представить в Китае?

– Нет. Никогда! (Смеется.) Там же иностранным вратарям нельзя играть.

– Точно. А теоретически?

– Повторю: всегда сложно говорить по поводу будущего.

– Но вы понимаете мировых звезд, которые выбирают не достижения, а деньги?

– Да. Карьера футболистов очень короткая. И приходится всегда думать не только о сегодняшнем дне, но и о дальнейшей жизни. Мы же ничего не умеем кроме того, как играть в футбол. А семью обеспечивать нужно, чтобы и дети жили в достатке. Потом, у нас в Бразилии многие игроки вынуждены содержать и папу, и маму, и родителей супруги, и братьев, и сестер, и так далее. Так что иногда деньги – серьезная мотивация.

– Если говорить о мотивации, какая главная спортивная мечта сейчас у вас?

– Стать чемпионом с "Локомотивом". И играть за сборную России на ЧМ-2018. Вернее, не обязательно играть, а как минимум быть внутри команды.