Воскресный футбольный день в Черкизове запомнился не ожидаемой схваткой чемпиона и серебряного призера, а скорее парой сопровождавших его событий. Трогательным прощанием с покидающим родной дом теперь уже игроком «Аталанты» Алексеем Миранчуком и дикостью стюардов, не пускавшими на трибуну сына Сергея Семака в шарфе «Зенита».
На поле же все свелось к натужной борьбе, паре-тройке полуопасных моментов и нулевой ничьей. Похоже, такой вариант не слишком огорчил футболистов и их поклонников. Чувствовалось — главное было не проиграть.
— Все именно так, — уверенно подвел итог увиденному бывший главный тренер «Локомотива» Ринат Билялетдинов, с которым мы вместе наблюдали за встречей. — Никто из соперников сегодня на победу не наиграл. А ближе к концовке количество брака с обеих сторон просто зашкаливало. Думаю, сказывается тот плотный турнирный график команд, к которому они не привыкли. Вот футболисты и «поплыли».
— Не показалось, что на фоне «Зенита» хозяева выглядели чуть свежей?
— Пожалуй. Отсюда и несколько острых атак на отрезке с 66 по 83 минуту. И будь поточней в их концовке Антон Миранчук, Эдер или Лисакович, «Локомотив» свой мяч все-таки забил бы.
— Гол Рыбчинского был забит из «вне игры»?
— Скорее да, чем нет. Быть может, в момент передачи, лишь полстопы Рыбчинского находились за той условной линией, которая появляется на экране во время просмотра подобных спорных эпизодов. Думаю, не будь ВАРа, мяч был бы засчитан. А так — разошлись с миром, да и ладно.
— Но если учесть, что в распоряжении Николича по разным причинам не было Алексея Миранчука, Баринова и Крыховяка, то эта ничья хозяевам в плюс?
— Вне всякого сомнения. Ведь отсутствие Крыховяка могло лишить «Локомотив» баланса в середине поля, а его способность подключаться к атакам, снизить их остроту. Куликов и Магкеев, как могли, пытались заменить поляка, но им пока не хватает его опыта и умения читать игру.
— Кто в «Локомотиве» вам понравился больше остальных?
— Рыбчинский. Быстрый, думающий хавбек, с хорошим объемом работы.
— А как вам показался новичок Лисакович, после матча с «Ахматом», попавший в символическую сборную 5-го тура?
— С «Ахматом» парень произвел приятное впечатление — много открывался, шел в борьбу, заработал пенальти. А какой классный голевой пас отдал Крыховяку! Главное, после скромного белорусского чемпионата парень чувствовал себя на новом уровне вполне уверенно. Но это только начало. Теперь надо идти дальше, а это сложнее. Хотя и то время, что ему отвели во встрече с «Зенитом», он не затерялся. Похоже, это удачное приобретение.
— Что тогда скажете о купленном у «Бордо» Камано?
— А вот он мне не приглянулся. Не люблю, когда после любого столкновения, футболист падает, корчится от боли, кричит, а потом, понюхав нашатыря, вновь выбегает на поле. Больше он мне с «Ахматом» ничем не запомнился. Такой же фокус Камано проделал и с «Зенитом» в эпизоде с Оздоевым, который его даже не трогал. Да еще во втором тайме один раз пальнул в облака.
— Что скажете об игре Смолова?
— После этого матча невольно вспоминаются его подвиги в «Краснодаре», где в атаке он брал все на себя, шел в обводку, забивал. К сожалению, в «Локомотиве» это стало редкостью. Говорили, что причина спада Федора была связана с натянутыми отношениями, которые у него сложились с Семиным. Но Палыча уже нет в команде, а проблемы остались.
— А с чем связана потеря формы у Дзюбы?
— Артему пока не хватает свежести. Возможно, трудно идет восстановление после болезни, хотя в старании и стремлении вести борьбу ему не откажешь. Не сомневаюсь, что все свое лучшее он вернет. Что касается Азмуна, который с «Локомотивом» не был активен и опасен, то, скорее всего, нынешний игровой режим сказался и на его состоянии. Я работал с Сердаром в «Рубине», когда ему было еще восемнадцать. И уже тогда обратил внимание, что стоит его чуть перегрузить, как он сразу же начинает терять дистанционную скорость, хуже двигается. Думаю, Семак об этом знает и сумеет привести его в порядок.
— Кто запомнился в «Зените»?
— Жирков! Нельзя не восхищаться тем, с какой энергетикой и отдачей проводит он в свои годы каждый матч. Браво, Юра!
— Как вы отнеслись к отставке Семина?
— Точно так же, как и большинство — с непониманием и удивлением. Прежде всего, не увидел в этом решении для себя никакой логики. Как можно отказаться от профессионала, сумевшего поднять команду из руин на уровень Лиги чемпионов?! Недавно по телевизору я видел интервью Василия Кикнадзе, который сказал, что после расставания с Семиным клуб берет курс на молодежь. А откуда бы тогда взялись Баринов, Лысов, Магкеев, Антон Миранчук, Рыбчинский, Куликов, Тугарев, если бы не Палыч? Или еще одно «новшество» — ставка гендиректора на атакующий футбол. А где для этого исполнители? Эдер — футболист момента, прямолинеен, к тому же не слишком техничен для португальца. Смолов — игрок с перепадами. Вот в 2002-м или 2004-м у Семина были в распоряжении те, с кем можно было строить яркую, результативную атаку — Лоськов, Сычев, Хохлов, Измайлов, Пименов, Бузникин, Обиора. Вот и выходит, что планы — одно, а реалии жизни — уже другое.
— В связи с этим не удивило то, что в «Роторе» оказался в аренде Кверквелия, который еще недавно был знаковой фигурой обороны «Локомотива»?
— Еще как удивило! Это был стержневой защитник. Не исключаю, от него могли избавиться, чтобы освободить место в составе новым купленным игрокам.
— А вы допускаете, что это было связано еще и с тем, что, как и Фарфан, Кверквелия всегда говорил, что в любой ситуации будет на стороне Семина?
— Вполне допускаю. Только не понимаю, почему, кто-то посчитал, что эти ребята откажут в доверии новому тренеру. Я отлично знаю Кверквелию по работе в «Рубине». Соломон рос на моих глазах. Это исключительно порядочный и открытый человек. Но обычно, когда расставание с тренером происходит в таком ключе, как было с Семиным, это сопровождается еще какими-то решениями. Как, например, продажа Алексея Миранчука. Я думаю, что Палыч сделал бы все, что бы Леша остался в команде до зимы. И помог бы ей в Лиге чемпионов выйти из группы. Глядишь, тогда бы и цена на игрока в Европе возросла.
— Допускаете, что такое желание Семина, если оно действительно было, могло стать решающим в определении его судьбы?
— Такой вариант исключать нельзя.
— Мог бы восполнить потерю Алексея Миранчука, отданный в «Рубин» Кварацхелия?
— Не думаю. Хвича силен в индивидуальной игре, в умении ворваться в штрафную за счет скоростной обводки. А организовать, разогнать атаку, как Алексей, да еще завершить ее неожиданным пасом — это не его.
— Завершая тему «Локомотива», было бы интересно узнать ваше мнение по поводу перспектив отношений между генеральным директором клуба и его фанатами?
— К сожалению, в ближайшее время я не вижу возможностей для их потепления. На мой взгляд, ошибки в этом вопросе допущены обеими сторонами. Желание фанатов порулить клубом случалось и в «Спартаке», и в «Динамо». И здесь важно, насколько сумеют проявить гибкость те, кто сидит в кабинетах в отношениях с теми, кто приходит на трибуны. В этом плане идеальным президентом был Валерий Филатов, которого фанаты по сей день считают своим. Стать таким у последователей не получилось. И пока под большим вопросом у уважаемого Василия Александровича.
— Быть может, всех помирят победы «Локомотива»?
— Дай-то Бог!