– Какие главные выводы по итогам второго сбора – команда справляется с нагрузкой, усваивает игровые требования?
– Нагрузки оказались приличными, и с ними команда справилась – футболисты их "переварили". В заключительный день сбора провели два матча двумя составами по 90 минут, после них ребята говорили, что пришлось тяжеловато, но терпимо. И это нужно, потому что в марте у нас может быть семь встреч. График непростой, к нему все должны быть готовы. Порадовала молодежь, которая все выдержала наравне со старшими товарищами. То, что задумывали и хотели, то сделали.
– Заложить базу с самого начала, увеличивать нагрузки по ходу сбора, набирать форму через спарринги – как тренер выбирает программу?
– Для нашего штаба нет одной конкретной линии, мы все совмещаем. На первом сборе была беговая работа, но не в тех объемах, какие давались ранее. Когда я был футболистом, на утренней тренировке становилось ясно, что мячей мы не увидим.
Сейчас даже беговые упражнения проводим через работу с мячом. Это же футбол – у игроков он должен быть, с ним менее заметны нагрузки. Плюс смысл у упражнений может быть один и тот же, а смотрятся они по-разному. Чтобы не приедалось и футболистам становилось интересно.
– Ваши перемещения вокруг поля в товарищеских матчах порой отследить сложнее, чем у игроков. Важен ракурс?
– Да, вы правильно заметили. Перемещался с фланга на фланг, потому что и там, и там подсказать надо. И с разных точек игра действительно смотрится иначе. Вот поэтому и приходилось закладывать круги.
– Со стороны кажется, что вы держите эмоции внутри себя. Только насторожила фраза, что летающие бутылки и бутсы – не ваша история, но не на сто процентов. Выходит, если что-то пойдет не так, гнев будет страшен?
– Вас же в раздевалке нет…
– И это, наверное, к лучшему.
– Во время игры – да, способен держать эмоции при себе. В перерыве и после финального свистка могу высказаться жестко.
– Драки на сборах раньше были легендами, о которых рассказывают герои нашей рубрики "Разговор по пятницам". Сейчас подобное случается?
– Конфликты бывают. До драк обычно не доходит, но иногда все на грани. Обычно это происходит в конце сборов, когда ребята морально устают. По моему мнению, оптимальная длительность сбора – 12 дней, больше – перебор. Опять же, когда я был игроком и нас вывозил на 18-20 дней, на тренировках планка падала и возникали драки. Но тренеры никогда не вмешивались. Партнеры разнимали сами. Впрочем, днем подрались, а вечером уже можем спокойно вместе сидеть.
– Если вспыхнет потасовка, тренеру как реагировать?
– Может оштрафовать. (Улыбается.) Некоторые делали вид, что не замечают. В коллективе ребята должны сами разбираться. Во все своры лезть не стоит.
– Все тренировки у вас записываются на видео. Кто его потом смотрит?
– Я. После сборов скачиваю все на жесткий диск. Но это не мера давления на игроков. Кто хочет – будет бегать, а кто нет – не станет, хоть пять камер ставь. Это нужно для другого. Все тренировки не смотрю, изучаю отдельные тактические упражнения. Через год-два можно пересмотреть еще раз и внести коррективы в работу.
– Вы достаточно рано завершили карьеру футболиста. Когда поняли, что теперь не игрок, а тренер?
– Что не игрок – сразу. После завершения карьеры сначала полтора года отдыхал от футбола, вообще ничем не занимался. И вот потом просто не захотел дальше сидеть без дела. Поехал к бывшему тогда президентом "Локомотива" Валерию Филатову. Посидели, поговорили – и я пошел работать в школу клуба.
– Детская школа, помощник главного тренера, главный в премьер-лиге и ФНЛ – важно пройти такие этапы?
– Детская школа мне очень помогла в дальнейшем. С детьми очень тяжело трудиться. Это со взрослыми профессиональными футболистами есть рычаги давления, а там нет. И нужно уметь доносить информацию: кто-то понимает, а кто-то нет, требуется больше показывать, потому что визуально дети лучше воспринимают информацию, чем на словах. Вплоть до того, что кому-то нужно было правильно ногу поставить.
Я пришел к 11-летним, как раз с этого времени можно отсчитывать очень важные четыре года для дальнейшего развития. Что в этом возрасте заложишь, то и получится. Профессионалы уже все умеют, до них нужно донести свою идею, философию – то, что хочешь видеть. И футболистов называют большими детьми скорее за поведение, больше любя.
– В начале зимы говорили, что "Арсеналу" нужно усилить две-три позиции. Ваши ожидания оправдались, трансферов больше не ждать?
– Нет, у нас заполнена заявка. Были сделаны качественные приобретения. Тот же Коне – квалифицированный, опытный футболист, выступал в Европе на высоком уровне. Обойма в команде есть.
– Коне закрыл основную позицию, на которую искали футболиста – центрального защитника. Володько видите исключительно как конкурента Альвареса на левом фланге обороны или в средней линии он тоже может появиться?
– В середине поля у нас хватает хороших исполнителей. Володько – исключительно левый защитник. К нам в гости приезжал тренер сборной Белоруссии, смотрел пару игр. Я с ним пообщался по поводу места Володько – коллега придерживается того же мнения. В принципе, и брали парня как левого защитника.
– Какова судьба проходившего просмотр в ходе двух сборов Макарова?
– Он остается в команде. У меня есть желание, чтобы с ним заключили контракт. Но нужно решить, как сделать так, чтобы ему было хорошо. После травмы "крестов" Макарову нужна игровая практика. Если здесь нет гарантий, что он ее получит, то в интересах и самого футболиста, и в наших отдать его в аренду до лета.
– На втором сборе отдельно занимались Берхамов и Александров, концовку пропустил Ожегович, в начале болел Горбатенко. Возникали проблемы у ряда других футболистов, в том числе Кангвы и Григалавы. Когда всех их ждать в строю?
– Кроме Миши Александрова, все вернутся к третьему сбору. У Кангвы и Григалавы ничего страшного нет, мы их поберегли. У ребят имелись проблемы с мышцами, ситуация на грани – могли усугубить травмы. Беговую работу они делали, но от работы с мячом и игр мы их отстранили. К следующему сбору они должны быть готовы. Как и Берхамов, и Горбатенко. Игорь пропустил начало сбора из-за простуды, вроде выздоровел и провел пару тренировок в общей группе, но опять температура поднялась. От этого никуда не деться: зима, разные инфекции, грипп. У Ожеговича тоже возникла мышечная проблема. Насколько серьезная – вопрос к докторам. Он сам обещал вылечить ногу и быть готовым к третьему сбору. Но говорить можно все, что угодно, а организм не обманешь.
– Это проблема, что постоянно кого-то нет в общей группе? Или главное – что нет серьезных травм?
– Для меня самое важное – как раз это. Два сбора прошло, нет серьезных мышечных повреждений и других травм. А перенапряжение мышц – это нормально, не у всех, но бывает часто. Кому-то предоставляем паузу.
– Ваш предшественник в Туле Олег Кононов называл идеалом "Барселону" Гвардьолы, но в "Арсенале" другие исполнители и другая игра. Вам близок тот футбол, который команда показывала осенью?
– Да, нормальный. Действия от соперника, быстрые ответные атаки. В России нет ни одной команды, которая может играть первым номером. Кто бы что ни рассказывал, какой у кого стиль. Первым номером у нас играют только потому, что соперник заставляет. А разговоры про второй, третий… Нужно учитывать тактику оппонента. Можно начинать все матчи первым номером, если против тебя выходят от обороны.
– РПЛ называют автобус-лигой. И вы с этим, выходит, полностью согласны?
– Каждая команда поступает так, как ей удобно, это первое. Второе – подбор футболистов. Третье – то, что приносит результат. Что требуют руководители от тренера? Результат – на первом месте. А специалистов, которые рассуждают об игре, много. Если кому-то что-то не нравится, он может сам тренировать, а не рассказывать об этом. Правильно? Может, футбол "Атлетико" тоже мало кому нравится. И что, Симеоне должен слушать всех? Не нужно указывать тренеру на такие вещи, сам разберется.
– Вы давно выделяли "Атлетико" и после ухода из "Локомотива" собирались на стажировку к Симеоне. Получилось осуществить задуманное?
– Нет. Симеоне такой тренер, что в таком формате не общается. Люди, которые занимались для меня этим вопросом, сказали, что можно контактировать с кем угодно из помощников, но он говорить не станет. А мне это неинтересно, хотел встретиться именно с ним. Мне Диего симпатичен как человек и специалист, но пообщаться не получилось. Что ж, ничего страшного.
– "Атлетико" Симеоне – ваш образец, а Франция на чемпионате мира задала тренд всерьез и надолго?
– И что, кому-то не понравилась игра Франции? Не важно, кто что скажет о ее стиле, команда стала чемпионом мира – и все успокоились.
– Футболисты часто упоминают, что хотят получать удовольствие от футбола, а не мучиться. При этом Сергей Паршивлюк, по его словам, с "Ростовом" в первом круге "стоял под мостом" в Туле, победил и остался доволен. Кто бы что ни говорил, результат важнее процесса?
– Да, Паршивлюк ответил на вопрос. Выражение "стоял под мостом" лично я нечасто использую, а впервые услышал от Илюхи Цымбаларя, царствие ему небесное. Когда он пришел в "Локомотив" из "Спартака", мы сидели после какого-то матча, и Илья говорит: "Зачем меня вообще брали в команду?". Я ему: "В смысле?" Цымбаларь объяснил: "Вы, защитники, выводите нападающих один в один, с другой стороны – то же самое, а мы стоим, как под мостом, в средней линии и на мяч смотрим". Я его успокоил: "Бывает, ничего страшного, привыкай".
– В чемпионском "Спартаке" Карреры искали багаж Аленичева. В "Арсенале" даже вы шутили про багаж Кононова. А от Божовича ничего не осталось?
– Насчет багажа – не знаю. Это лучше спросить у администраторов. Может, где какие рюкзаки или баулы завалялись. В Тулу приедем, будем искать. (Улыбается.)
– Тем не менее, сколько времени нужно вам, чтобы сказать: этот "Арсенал" – мой и показывает ту игру, которую именно я хочу видеть?
– Может, некоторые тренеры озвучивают сроки – четыре месяца, полгода или год, я так сказать не готов. Да можно всю жизнь тренировать и не добиться того, чего хочешь. Кто-то ведь за неделю все сделает. Месяц, два, три или четыре – не скажу. Мы стремимся к тому, чего хотим видеть от ребят, на каждой тренировке делаем нужный акцент. Для меня главное – коммуникация между тренерами и игроками. Если в коллективе здоровая обстановка, то и на поле все будет хорошо.
– Какие коррективы в первую очередь вносите, насколько быстро команда их принимает?
– Прежде всего, в общекомандную оборону. Речь не о защитниках, а о действиях всех футболистов. И вы сами на тренировках видели, сколько мы работаем над атакующими действиями. Только от обороны с таким подбором футболистов играть не собираемся. Коллектив наши требования воспринимает.
– С "Локомотивом" вы выиграли Кубок после ухода Божовича. В Туле взять этот трофей реально?
– Ничего нереального нет. Но об этом говорить рано. Сначала у нас ответный матч с "Оренбургом". Да, задел есть, но достаточно примеров, когда отыгрывались не только с 2:4, но и с 1:4. Нужно жить настоящим, идти от встречи к встрече. Дай бог выйдем в полуфинал, там еще два раунда. Наш президент Гурам Аджоев правильно говорит: до финала – три игры. Так что нужно работать, трудиться, стремиться и добиваться. (Улыбается.)
– В "Локо" вы помогали Рахимову, Семину, Красножану, Коусейру, Биличу, Кучуку, Божовичу. К кому из них, если потребуется, можете обратиться за советом?
– К Биличу и Божовичу. Со Славеном мы на связи, общаемся по телефону. С Миодрагом встречались во время сбора в Турции. Соседство в турнирной таблице не обсуждали, говорили не о футболе. Он очень хороший человек. Правда, не знаю, что Божович обо мне думает. (Улыбается.) Плюс с Семиным виделся, когда приезжал на матчи "Локомотива". Достаточно?
– Семин выиграл с "Локо" Кубок и чемпионат тогда, когда некоторые уже провожали его на пенсию. Вас и сейчас он чем-то удивляет?
– Да нет, я слишком долго и хорошо его знаю. Юрий Палыч меня ничем не поразил. Кстати, могли бы и вспомнить, что перед чемпионским сезоном я в эфире предсказал победу "Локомотива".
– Ольга Смородская считает, что внесла свой вклад в чемпионство "Локо". Справедливо?
– А вы состав посмотрите, кто его набирал. Там 70 или 80 процентов футболистов пришли в клуб при ней.
– Летом "Локомотив" взял новых сильных футболистов, но в Лиге чемпионов что-то пошло не так. Есть этому объяснение?
– Чтобы его дать, нужно быть в команде. Не обсуждаю такие вещи, если не в курсе внутренней кухни. На такие вопросы не отвечал и не буду. Их лучше задать Юрию Палычу, футболистам – им виднее.
– Уйти из своей команды, как вы из "Локомотива" – это больно?
– Если решил для себя, то никогда не жалею о том, что делаю. Плюс я за границу уезжал, просто получилось, что вернулся в Россию. Вот и все.
– В "Балтике" за год вы прошли путь от борьбы за выживание до разговоров о премьер-лиге. При этом у клуба было не все в порядке с финансами. Это только в нашем футболе такое может быть?
– Говорить можно все, что угодно. Но слова нужно подтверждать делами. Да, были проблемы, о чем я говорил в открытую. Чего скрывать, если они есть? Молчать – не для меня. А задачу можно ставить и такую, чтобы в еврокубки сразу попасть через Кубок. С руководством у меня возникали небольшие трения, но это не мои, а их проблемы. Что наш тренерский штаб просили, мы сделали, а остальное, то, как с нами поступили, уже до лампочки. Лучше говорить не об этом, а о том, что в Калининграде хорошо. О болельщиках, которым могу сказать только большое спасибо. Город – просто сумасшедший, люди – замечательные, всегда готовы тебе помочь. Вот такой Калининград оставил самые приятные впечатления. Супруга с ребенком ко мне часто приезжали, все очень нравилось.
– В Туле успели прочувствовать футбольную атмосферу?
– Конечно. Это футбольный регион. Есть поддержка от первых лиц, от губернатора (главы Тульской области Алексея Дюмина. – Прим. "СЭ"). Чувствуется, что наш вид спорта здесь любят, им живут. Играли с "Зенитом" в плохую погоду, было холодно, а болельщиков пришло – полный стадион. И они имеют право требовать от команды результата. Ради этого и работаем, футболисты должны радовать народ.
– Ваш тренерский штаб укомплектован?
– Да.
– Игроки не жалуются на нагрузки, которые дает новый тренер по физподготовке Соловей?
– А что им мне жаловаться? Это же совместное решение. Мимо меня ничего не проходит. Последняя инстанция – главный тренер. И по голове он же получает.
– В команде не шутят, что в случае чего тренер вратарей Кращенко договорится – и кого-нибудь отправят в аренду в "Тромсе" за Полярный круг?
– (Улыбается.) Зачем ехать туда, если в Туле все хорошо? А ехать надо тем, кому нужно расти – как нашему защитнику Соколу. Это к разговору о том, что молодым футболистам нужна практика. Дубль перерос – неинтересно, в основе чуть-чуть не дотягивает – и это уже тренеру неинтересно. И нужно найти решение, чтобы футболист развивался. Если отдаешь в аренду, человек должен играть, а не сидеть на лавке, как здесь – это потеря времени.
– Как должен весной выглядеть "Арсенал", чтобы вы сказали: я всем доволен?
– Когда выигрывать будет, тогда все останутся довольны. Как я могу гарантировать, что мы точно покажем красивый футбол, который нравится и футболистам, и болельщикам? Мы же не против манекенов выходим. И у каждого тренера – мысли, тактика, схемы. Поэтому будем стараться, очень стараться, а жизнь покажет.
Чемпионат России по футболу: турнирная таблица, календарь и результаты матчей