— А Юра еще в клинике, — услышал я в трубке приветливый голос супруги автора золотого олимпийского гола в Сеуле Елены.
— Как в клинике, с ним что-то случилось? — с учетом общей тревожной обстановки я заволновался.
— Да нет, к счастью, все в порядке, — успокоила меня хранительница очага семейства Савичевых. — Просто он еще на работе и будет дома часа через полтора.
... В последний раз мы виделись с героем того сеульского финала ровно тридцать лет назад в Афинах, куда Юрий Савичев приехал вместе с партнерами по сборной, киевлянами Геннадием Литовченко и Олегом Протасовым. В «Олимпиакос», который возглавил Олег Блохин. Ну, а через пару лет бывший форвард «Торпедо» перебрался в Германию, где по сей день обитает в Гамбурге вместе с женой Еленой и сыном Юрием. Вот там и отыскал его, чтобы узнать, как живется ему в нынешнее непростое время.
— Как же вы решились на такой крутой разворот в судьбе и расстались с футболом? — начал я разговор с Савичевым.
— Жизнь заставила, — вздохнул Юрий Николаевич. — Поначалу и не думал с футболом рвать. После «Санкт-Паули», где провел шесть прекрасных лет, закончил тренерские курсы. Но найти в Германии работу иностранцу, да еще без опыта, практически нереально. Начинал в любительской команде 4-й лиги. Потом помогли устроиться в детскую школу «Реала». Центр ее в Испании, а в Гамбурге — филиал, где идет поиск юных дарований для знаменитого клуба. Набирали мальчишек от 6 до 12 лет, и с другими тренерами просматривали их в течение нескольких месяцев. В конце этого конвейера из оставшихся 40 пацанов 5-6 наиболее способных отправляли с родителями в Мадрид, где с ними подписывали предварительный контракт. И так три сезона.
— Почему же ушли?
— Дело в том, что работа это была сезонная — 3-4 месяца летом. Да и зарплата нестабильная. А семью кормить надо. Это когда голы забивал, такой проблемы не возникало. Вот так все и развернулось на 180 градусов.
— И вы...
— Работавший в гамбургской клинике сын сказал, что там есть возможность получить специальность «медицин-техника». Я поступил на шестимесячные курсы. И вот уже три года вхожу в бригаду, которая отвечает за исправность электрических кроватей пациентов клиники, а так же разную аппаратуру, контролирующую состояние больных.
— Тогда самое время спросить, как обстановка в Германии в связи с тем, что в Европе пандемия? Неделю назад Юрий Никифоров рассказал, что в Испании в этом плане остановка пока ужасающая.
— В Германии, к счастью, еще такого нет. Но поговаривают, к концу апреля возможна вторая волна прихода вируса. А сейчас открыты все кафе и рестораны. Маски, лекарства и дезинфицирующие средства можно купить практически в каждой аптеке. Бум со сметанием туалетной бумаги тоже миновал. Карантин правительство пока не вводит, хотя людей просят стараться без нужды не выходить из дома. Шашлыков в парках никто не жарит — немцы народ дисциплинированный.
— А как ведут себя мигранты?
— Вот их народ действительно опасается не меньше, чем самого вируса. Но от Гамбурга они далековато. А вот в Баварии, говорят, с этим хуже всего.
— Как в Германии отнеслись к приостановлению чемпионата?
— Спокойно. Но с этой недели клубы должны возобновить тренировки. По телевизору уже показали, как к этому готовятся «Шальке» и «Гамбург». Разработана даже специальная программа, где упражнения будут подобраны так, чтобы, выполняя их, игроки не собирались группами и работали на расстоянии в 1,5-2 метра. Все будет соответствовать правилам, исключающим передачу вируса.
— Есть какие-то новости о возобновлении турнира?
— Знаю, что до мая это точно исключено. А пока все ждут, какое решение примет федерация. Оно будет зависеть от ситуации в стране.
— В России руководство «Спартака» и «Урала» предложило завершить чемпионат. В Германии такое возможно?
— Думаю, подобное никому даже в голову не придет. Федерация найдет способ, как довести дело до конца. Слишком велики могут быть финансовые потери клубов. А ей это не безразлично.
— В России первой потерей в этом плане стал «Луч» из Владивостока, объявивший о своей финансовой несостоятельности. Что-то подобное грозит кому-то в немецком футболе?
— Тем, кто выступает в бундеслиге, уверен, что нет. В ней играют клубы с большими доходами, как «Бавария», есть и те, у кого они поскромней. Но определенный запас прочности существует у каждого. И под страхом банкротства никто не живет. Как я слышал, в случае чего, клубам будут выделены какие-то деньги для преодоления кризиса.
— В Испании «Барселона», а в России «Спартак», чтобы снизить финансовые потери, пошли на существенное понижение зарплат футболистов.
— В Германии это не реально — не позволит профсоюз футболистов, который считает, что они и так несут убытки, не получая во время паузы премиальные. Вот на производстве, где сократили количество рабочих дней, такое может произойти. К примеру, у нас в клинике, медтехников разделили на две группы. Одну неделю выхожу на смену я, в другую — аппаратуру обслуживает мой напарник.
— Раз мы заговорили о деньгах в футболе, то скажите, вы согласны с теми, кто считает, что неожиданные успехи «Лейпцига» пришли благодаря большим финансовым вливаниям?
— Кстати, за это его очень не любят в Германии. Австрийская компания вложила в клуб из бывшей ГДР громадные деньги. Но получив их, там не стали скупать мировых звезд, а начали вкладывать в свою академию. Кроме того, в клубе отлично работает селекционная служба, сумевшая в свое время найти в «Штутгарте» 20-летнего Вернера, взять из «ПСЖ» Нкунку, из «Челси» — Ампаду, из «Эвертона» — Лукмана. Такой грамотной стратегии мог бы позавидовать председатель правления самой «Баварии» Карл-Хайнц Румменигге.
— Вы ничего не сказали о тренере.
— Юлиан Нагельсманн — один из самых молодых тренеров. Если не ошибаюсь, то в 28 лет он уже возглавил «Хоффенхайм». А работая с «Лейпцигом», два года назад дошел с ним до четвертьфинала Лиги Европы. И две победы в 1/8 Лиги чемпионов над «Тоттенхэмом» говорят сами за себя.
— В Германии тренерские открытия не редкость. Вот в этом сезоне заговорили о пришедшем в «Баварию» Ханси Флике, сменившем в ней Нико Ковача.
— Это не совсем так. В немецком футболе имя Флика было известно и раньше. Он и в «Баварии» поиграл в молодые годы, потом поработал тренером в «Хоффенхайме» и даже был в сборной. Но везде оказывался на вторых ролях. Как и в «Баварии», куда его и пригласили в прошлом году. Возможно, он так и остался бы в тени, если бы не конфликт между Румменигге и главным тренером Ковачем, который вопреки требованию главы правления клуба не захотел видеть в команде форварда Сане из «Манчестер Сити». И после отставки Ковача пришло время Флика, при котором «Бавария» заиграла в сумасшедший футбол. Только в Лиге чемпионов она выиграл все четыре матча, забив 14 мячей, а пропустив только один.
— Как думаете, в чем секрет такого преображения?
— Журналисты пишут, что Флик обладает умением находить общий язык с любыми футболистами. А это очень важное для тренера качество.
— Примерно то же самое сказал о работающем сейчас в «Спартаке» Доменико Тедеско его помощник Андреас Хинкель. Что ждет немца в России?
— Мне трудно судить. Пока в тренерском деле Тедеско больше удивлял перепадами в результатах. В отличие от Флика, четырежды становившегося в составе «Баварии» чемпионом, у него не было никакой игровой карьеры. Но в 31 год он оказался в «Шальке», с которым с ходу занял второе место и попал в Лигу чемпионов. Что его и сгубило: проиграв в ней с счетом 0:7 «Манчестер Сити», Тедеско был уволен. Почему выбор «Спартака» пал именно на него, наверное, понятно только тем, кто на это решился. Хотя после расставания с Романцевым кто только команду не тренировал — Чернышов, Скала, Эмери, Карпин, Якин, Аленичев... Что касается умения Тедеско ладить с футболистами, то, насколько я знаю, то же самое говорили и о Каррере. Но и он был уволен, хотя оказался единственным, кто шестнадцать лет спустя вернул «Спартаку» золото. Так что для меня будущее Тедеско пока полная неопределенность. Он — тренер-загадка.
— Практически вместе с Тедеско в «Спартаке» появился нападающий Шюррле. Что скажете о нем?
— Добротный футболист, чемпион мира, поигравший в «Челси», «Фулхэме», дортмундской «Боруссии». Может действовать, как на острие атаки, так и под нападающим. Начал он в «Спартаке» бодро — забил, отдал несколько голевых передач. А потом заболел, скис и оказался в запасе. Думаю, что это издержки адаптации в новой команде и притирка к новым партнерам. Хотя в 29 лет, да еще с таким опытом Шюррле просто обязан найти себя и выйти на свой уровень. Правда, мне не совсем понятно, почему он вдруг начал поговаривать, что через сезон-другой хочет завершить карьеру. Вон Смолов в 30 рискнул поехать в «Сельту». Но «Спартак» ничем особенно не рискует, поскольку брал Шюррле в аренду.
— В Германии за кого-то болеете?
— За «Санкт-Паули», которому столько отдано. Он во второй бундеслиге идет на 11-м месте. Там же сейчас и «Гамбург» застрял. Так что сейчас наш город без большого футбола.
— А в бундеслиге кому симпатизируете?
— Дортмундской «Боруссии». Веселая команда, конек которой — скоростная контратака. Ей бы больше собранности. Помню, в дерби с «Шальке» еще при Тедеско, она к середине первого тайма дома вела 4:0, но ухитрилась сыграть вничью. Невероятно!
— Сейчас Дортмунд второй и рвется догнать лидирующую «Баварию», до которой четыре очка. Получится?
— Хотелось бы. Но там есть Левандовски, который уже забил 25 мячей. Это форвард без недостатков. «Бавария» с ним и без него — две разные команды.
— Как «Зенит» без Дзюбы?
— Я не стал бы сравнивать Артема с лидером «Баварии». Он все-таки больше командный игрок, который во многом зависит от партнеров. Хотя и в клубе, и в сборной тащит за собой остальных, заряжает их страстью.
— В бундеслиге Дзюба потянул бы?
— С его манерой игры, умением вести силовую борьбу и способностью выигрывать второй этаж, думаю, Артем точно не затерялся бы даже в ведущих клубах.
— Как вам российский чемпионат?
— По тем матчам, которые смотрел, а это в основном встречи лидеров, впечатление хорошего, современного футбола остается. Удивляет только, что сейчас на первые роли вышли «Зенит», ЦСКА, «Локомотив», «Краснодар». Наверное, у них с деньгами стало все в порядке? В мое-то время на первых ролях были «Спартак» с «Динамо» московским и киевским. Да еще мое «Торпедо» могло свое слово сказать. Хотя 30 лет уже прошло и многое в жизни, как и в футболе, меняется...
— А чего вам в этом плане особенно жаль?
— Жаль, что нет уже того «Торпедо», в котором играли великие футболисты. Что нет гиганта ЗИЛа, сердцем которого была его команда, что умерли те великие традиции, которые связывали команду с заводом. И это уже никогда не вернется...
— Золотой гол в Сеуле часто снится?
— Сейчас реже. Снится, как идем мы с братом Колькой по Восточной улице, заходим на стадионе в нашу раздевалку. Садимся на свои места. Вот там, в углу, всегда сидел Витя Круглов — «Круглый». Чуть левее Володя Гречнев — «Грек». У окна — Саня Полукаров с Серегой Жуковым — «Жуком» и Коля Писарев... А потом распахивается дверь, входит Казьмич Иванов: «Ну, что, герои вперед! Постоим за родное «Торпедо»!» Такое не забывается...