— Удивил вал ошибок на старте сезона?
— Я, как бывший арбитр, вижу — в основном все они рабочие. Но когда происходят в элементарных ситуациях, за судей становится обидно. Думаешь — как же человек мог принять такое решение?! То ли секундная расслабленность подвела. То ли просто к матчу не готов. Плюс в некоторых встречах арбитры явно не контролируют игру, выносят неадекватные дисциплинарные санкции. Это напрягает. А главное, может спровоцировать драки, ненужные дисквалификации как футболистов, так и тренеров.
— Примером проиллюстрируете?
— Возьмем матч «Оренбург» — «Тамбов». Для меня осталось загадкой, почему Павел Кукуян так трактовал нарушения правил со стороны игроков. Поразило даже не то, какие он принимал решения. Гораздо важнее, как это делал!
— Как?
— Шел пешком, вальяжно... Если случился грубый фол, судья должен быть как минимум возмущен. Показать и внешне, и свистком.
— Свистком?
— Ну да. Трель может быть разнообразной. В зависимости от характера нарушения. Это всегда была отличительная черта российских арбитров. Сейчас, к сожалению, традиции утеряны. Наши судьи все делают монотонно, по полю передвигаются прямолинейно... Очень расстроила и ошибка Виталия Мешкова в матче «Динамо» — «Рубин».
— Это какая же?
— Еще до перерыва за второе предупреждение удалил Башкирова. На повторе видно — карточка незаслуженная. Мне не понравилось, как Мешков повел себя в той ситуации — решение принимал, находясь далеко от эпизода, без движения. В итоге одним свистком сломал игру!
— А в матче ЦСКА — «Сочи» проглядел фол Миладиновича на Чалове.
— Там другое. Мешков повернулся к ним спиной, сконцентрировавшись на игроке, который владел мячом, и не увидел, как Миладинович ударил Чалова локтем по лицу. Вот для таких моментов и нужен ВАР. А не для того, чтобы человек, который не разбирается в игровых единоборствах, после любого стыка в штрафной бежал к экрану и смотрел — был 11-метровый или нет.
— Владелец «Спартака» Леонид Федун считает, что ВАР должен быть публичным.
— Не согласен! Одно дело, когда на повторе все очевидно. А если нет? Это только распалит болельщиков, приведет к конфликту на трибунах.
— Федун полагает, что спорные эпизоды можно демонстрировать не на табло, а по телевизору.
— Что это меняет? Сейчас на стадионах все сидят с телефонами и планшетами. Представляете, какой будет резонанс, если выяснится, что арбитр принял неверное решение? Так что лучше не рисковать. Ну а судейских ошибок с внедрением ВАР в любом случае станет меньше.
— После игры «Зенит» — «Ахмат» гендиректор петербуржцев Александр Медведев был в гневе: «Судейство было оскорбительным». Дзюба высказался жестче: «Позор!» Какое слово подберете вы?
— Интервью Медведева и Дзюбы — это эмоции. Как и реакция «Ахмата», который в КДК оспаривал удаление Уциева на 7-й минуте. Алексей Матюнин четко разобрался, увидел контакт защитника с Ерохиным, который убегал один на один с вратарем. Абсолютно справедливая красная карточка.
— Что скажете про отмененный гол Азмуна?
— Засчитай его Алексей — это был бы высший судейский пилотаж. Но! В том эпизоде арбитр поступил в рамках правил, сразу остановив игру. Продолжить ее в ожидании гола было слишком рискованно. Никто же не знает, как бы развивались события дальше. Предположим, «Ахмат» выручил бы вратарь, или Азмун вообще не попал бы в пустые ворота.
— И что?
— Это означало бы, что «Зенит» использовал принцип преимущества, и показывать Уциеву красную уже нельзя. Пришлось бы ограничиться желтой.
— А вот у Ригони отняли чистый гол.
— Да, вне игры не было. Но здесь вопрос к помощнику, поднявшему флажок. Что его смутило? Поймать момент передачи, которая идет из глубины, очень сложно, нужен большой угол обзора. Когда мяч уже был в полете, Ригони находился за линией офсайда — наверное, на это помощник и среагировал. Если бы гол засчитали, думаю, после матча ни у кого претензий не возникло бы.
— Зато Сергей Карасев в дерби «Спартак» — ЦСКА отработал безупречно.
— Это один из его лучших матчей в карьере. Ему даже ВАР не понадобился.
— Удивительно.
— Почему? По меркам чемпионата России Карасев — топ-арбитр. Статусные матчи в 99 случаях из 100 судит блистательно. Правда, иногда и у него случаются сбои.
— Как в матче «Оренбург» — «Зенит»?
— Вот-вот. Накануне чемпионата каждый клуб получает рекомендации, как будут трактоваться нарушения. К этому прилагается диск с нарезкой моментов. Например, теперь любая игра рукой в нападении, даже неумышленная, расценивается как фол. Но в Оренбурге Карасев дважды принимал решения, которые шли в разрез с тем, что было показано командам в межсезонье.
— Объяснение?
— Когда поставил пенальти в ворота хозяев, ему закрыли обзор. А когда Барриос в своей штрафной сыграл рукой, неправильно оценил ее положение и намерение футболиста. Но надо отдать должное Карасеву. После матча публично принес извинения «Оренбургу».
— Потом два тура не судил. Да и назначение на дерби получил лишь из-за травмы Алексея Еськова.
— Я вам так скажу — сегодня судейство в премьер-лиге ниже уровня играющих команд. Связано это в том числе с небольшим количеством арбитров.
— Сколько их?
— В РПЛ — 19. Но постоянную практику имеют 8-10.
— Маловато?
— На мой взгляд, там должно быть минимум 20 арбитров в основном списке и 5-6 — в резервном. Но не для галочки. Тех, кто набрал хорошую форму, проявил себя в ФНЛ, уже в текущем сезоне могли бы назначать на матчи премьер-лиги. Им надо сразу давать шанс, а не через два-три года. Дорога ложка к обеду! А то у нас как бывает?
— Как?
— Вроде подает парень надежды, судит в ФНЛ. Потом не разобрался в сложном эпизоде, получил «двойку», и все, на нем ставят крест. Неоднократно слышал от руководителей судейского корпуса, что сейчас в первом дивизионе нет достойных арбитров. Категорически не согласен!
— Есть?
— Конечно! Если тщательно проанализировать их работу, правильно подвести к РПЛ, три-четыре матча смогут спокойно там отсудить. К примеру, у «Нефтехимика» в этом сезоне за 13 туров только раз возникли претензии к арбитру. В матче с «Чертаново» к Денису Макарову, нашему лидеру и одному из лучших бомбардиров лиги, чувствовалось предвзятое отношение со стороны арбитра.
— Вы о Михаиле Вилкове?
— Да. Не знаю, с чем это связано, но всю игру фолы против Макарова игнорировались. Кончилось тем, что мальчишку вывели из себя, заработал две желтые. Но если вторую — по делу, то первую — незаслуженно.
— Из 19 арбитров РПЛ двое — Москалев и Левников после ошибок на старте сезона отстранены на неопределенный срок.
— Странно. Их ошибки несоразмерны наказанию. Другие рефери, несмотря на серьезные ляпы, через пару-тройку туров снова выходят судить. А Москалева и Левникова посадили на скамейку чуть ли не до конца сезона. Кстати, на недавнем собрании клубов РПЛ тот же вопрос поднял Томас Цорн, генеральный директор «Спартака». Попросил объяснить Александра Егорова, главу департамента судейства и инспектирования (ДСИ), свою позицию.
— Что же ответил Егоров?
— Пускай сам об этом расскажет.
— Почему вы считаете, что с Москалевым и Левниковым обошлись несправедливо?
— Возьмем матч «Спартак» — «Сочи», который обслуживал Москалев. Ну, положил Жиго руки на голову сопернику, выпрыгивая за мячом. Да в Англии такой гол в жизни бы не отменили! А у нас грандиозный скандал раздули! По мне гораздо страшнее, когда не ставят пенальти за откровенную игру рукой, чем-то, что происходит в игровых единоборствах.
— К Левникову за матч «Ростов» — «Спартак» у экспертно-судейской комиссии две претензии. Не показал вторую желтую Бакаеву и не назначил 11-метровый в ворота гостей, когда Фернанду толкнул в спину Чистякова.
— В эпизоде с Бакаевым была, на мой взгляд, не грубая игра, а фол по неосторожности, к тому же мяч оставался у «Ростова», и арбитр применил принцип преимущества. Вполне допустим и момент с толчком в спину.
— Вы серьезно?
— Да, толчок был — но в той же Англии подобные эпизоды трактуются однозначно: «Играть!» И в России давно надо поднять планку единоборств. Чем меньше свистков, тем выше интенсивность футбола. А у нас по сравнению с ведущими европейскими чемпионатами слишком уж много фолов.
— Причина?
— Отчасти виноваты игроки, которые не всегда чисто идут в отбор. Но и судьи перестраховываются, не позволяют футболистам бороться. Отсюда свистки после каждого падения, бесконечные паузы. Потом начинаются еврокубки и видим — там совсем другой уровень борьбы. В этом смысле мне понравился матч «Арсенал» — «Нефтчи».
— Кто судил?
— Энеа Йорги из Албании. Казалось, на поле он вышел без свистка. Игроки падали, кричали, выпрашивали карточку, апеллировали к арбитру — тот не реагировал. Когда поняли, что у судьи такая манера и без серьезного повода свистеть не будет — валиться на газон перестали, начали играть в футбол. Возможно, где-то Йорги и пропускал фолы, но игре это пошло только на пользу.
— Почему на старте сезона арбитры регулярно ошибались в пользу «Спартака»?
— Стечение обстоятельств.
— Всего-то?
— Ну конечно! В первых турах был всплеск ошибок, но уже давно матчи с участием «Спартака» проходят спокойно, никаких споров по поводу судейства.
— К осени скандалы, связанные с работой арбитров, в премьер-лиге вообще поутихли.
— Это радует. Хотя у ребят сейчас трудный период. Одну игру судят с ВАР, другую — нет. Неудобно, постоянно приходится перестраиваться. То сам принимаешь решения, то перекладываешь ответственность на видеоарбитра. На качество работы такая свистопляска не может не влиять. Думаю, весной, когда ВАР введут уже в каждом матче, арбитрам сразу станет легче.
— В последнем туре Карасев, обслуживавший встречу «Краснодар» — «Крылья Советов», дал три пенальти за игру рукой, причем дважды воспользовался помощью ВАР.
— А по-другому в тех ситуациях определить нарушение было сложно. Особенно в эпизоде с Камболовым, когда игра рукой была скрытая, да еще мяч после удара долетел до ворот. На повторе рикошет от руки полузащитника виден. Но с места, где стоял Сергей, этого не разглядишь.
— В матче «Тамбов» — ЦСКА массу споров вызвало решение Вилкова наказать хозяев 11-метровым за игру рукой Осипенко.
— Мяч попал ему в плечо. Это не пенальти. Впрочем, все зависит от того, под каким ракурсом судья оценивал момент. Не могу не коснуться и встречи «Ростов» — «Ахмат». Если бы хозяева не вырвали победу, после матча возникла бы буря.
— Из-за пенальти в ворота дончан?
— Разумеется. Николай Волошин ошибся. Нельзя на «точку» ставить, когда мяч попадает в руку, прижатую к телу.
— Как вам работа Егорова на посту руководителя ДСИ?
— Из общения с бывшими коллегами прихожу к выводу, что у Егорова личные отношения с арбитрами часто превалируют над профессиональными. Плюс на сборах очень мало методической работы. А судей надо готовить! Уделять огромное внимание психологии. В нынешнем сезоне с первых туров на арбитров пошел такой накат, что бросается в глаза — ребята зажаты.
— Как их раскрепостить?
— Через работу на сборах, тесты, тренировки. Другой важный момент — для развития судей в ПФЛ не делается ничего! Знаете, сколько у них длятся сборы?
— Сколько же?
— Два дня! В год! Это катастрофа! Как с таким подходом отбирать арбитров для ФНЛ в ближайшем будущем?
— На собрании клубов премьер-лиги многие руководители команд выразили недовольство работой Егорова. Но президент РФС Александр Дюков заявил, что увольнять главу ДСИ не намерен.
— Да, Александр Валерьевич считает, что цепь громких судейских ошибок в начале сезона произошла не только по вине Егорова. До декабря ему дали шанс на исправление ситуации. Посмотрим, что будет дальше.
— Если не Егоров, то кто?
— Иностранец. Либо абсолютно независимый человек, харизматичный, беспристрастный. Сильный менеджер, пусть и не имеющий прямого отношения к судейству.
— Неожиданно.
— А вот за практическую работу должны отвечать бывшие арбитры. Люди, которые не понаслышке знают методику, могут предвосхищать ошибки, а не просто их анализировать. Вы в курсе, что в последние годы делают руководители департамента судейства ФИФА и УЕФА? И на Евро-2016, и на чемпионате мира-2018 перед каждым матчем арбитру говорили, на кого из футболистов нужно обратить внимание, показывали видео — кто играет агрессивно, кто склонен к симуляциям, провокациям... Такие вещи очень помогают. Ошибок сразу стало меньше! Даже без ВАР!
— В РПЛ такую практику внедрить реально?
— Почему нет? Но кто этим будет заниматься? Из нынешних сотрудников ДСИ главными арбитрами на уровне премьер-лиги работали сам Егоров да Вячеслав Харламов. Остальные — помощники, никогда свисток в руки не брали. Разобраться в нюансах судейской методики они не в состоянии.
— Почему в РПЛ так мало арбитров из Москвы? Когда-то их было человек десять, сегодня — трое. Карасев, Еськов и Матюнин.
— Это связано со слабой подготовкой в Московской коллегии судей. Там тоже почти нет тех, кто когда-то работал в поле. Исключение — Сергей Французов. Но его усилий недостаточно. Добавлю, что арбитры — самый незащищенный пласт людей в нашем футболе.
— Неужели?
— Вы почитайте договор судей и поймете — они вообще ни на что не имеют права! Только на зарплату — если будет назначение на игру. А оно без согласия ДСИ невозможно. При этом некоторые арбитры месяцами сидят без работы. Но опять же по договору не могут предъявлять претензии.
— Вы это на себе прочувствовали?
— В том-то и дело!
— А как все начиналось — 2011 год, «Ростов» — «Зенит», похвала Романа Широкова: «В премьер-лиге появился многообещающий арбитр...»
— Меня еще и Лучано Спаллетти отметил тогда в интервью. Хотя тот матч лучшим в карьере точно не назову. Показал 11 желтых карточек, по управлению игрой были вопросы.
— В какой момент многообещающий превратился в бесперспективного?
— С одной стороны, винить могу только себя. Раз карьера не задалась, значит, где-то недоработал, что-то упустил, неправильно готовился к играм.
— А с другой?
— Подавляющее большинство матчей в премьер-лиге я отсудил при Роберто Розетти. Когда он возглавлял ДСИ, работа арбитров всегда оценивалась объективно, итальянец дистанцировался от личных симпатий и антипатий. А вот его преемники занимались вкусовщиной. То же самое происходит сейчас.
— Кто вас зачехлил?
— Из-за скандала в матче «Факел» — «Кубань» в апреле 2017-го?
— Да. Но это формальный повод. Внятного объяснения от Андрея Дмитриевича я так и не услышал.
— Отыскал в архиве заметку про ту игру. Цитирую: «Контрольно-квалификационная комиссия РФС признала, что Арсланбеков ошибочно назначил 11-метровый в ворота хозяев. А еще не указал в рапорте, что после матча его нецензурно обругал главный тренер «Факела» Павел Гусев».
— Он не обругал, хотя вел себя агрессивно. Я должен был отразить это в протоколе, но... Поверьте, в каждом матче арбитр слышит в свой адрес гораздо больше грубых слов, чем произнес Гусев. Что касается пенальти, то по мнению комиссии я допустил ошибку. А я и сегодня уверен в своей правоте! На двести процентов! Главное, видеозапись это подтверждает!
— Куда же смотрела комиссия?
— Понятия не имею. В итоге меня дисквалифицировали до конца сезона. Что автоматически подразумевало перевод во второй дивизион. Я был готов начать с нуля, активно тренировался перед сдачей нормативов, как вдруг загремел в больницу. Диагноз — отит внутреннего уха. Крайне неприятная штука.
— Надо думать.
— Потом долго не мог набрать форму. При малейшей нагрузке начинала раскалываться голова, поднималось давление. Лишь месяцев через десять полностью восстановился. Тогда и узнал, что о судействе можно забыть.
— Это сказал Будогосский?
— Нет, Французов, который от Московской коллегии судей должен был рекомендовать меня для обслуживания матчей второго дивизиона. Но своей фамилии в списке я не увидел. Понял — дальше биться головой о стену не имеет смысла.
— Как в вашей жизни возник Нижнекамск?
— Когда с судейством завязал, закипела новая жизнь. В течение последних двух лет восемь раз ездил на стажировки в Германию. В «Лейпциг», «Штутгарт», «Унион», команды низших лиг.
— Полезный опыт?
— Очень! Изучал, как устроена клубная вертикаль, как функционирует немецкая система подготовки молодежи, наблюдал за работой детских академий. В том же «Лейпциге» целый месяц провел на базе, общался с тренерами, менеджерами. Полученные знания хотелось реализовать на практике. Тут-то и появился вариант с «Нефтехимиком».
— Давно?
— В июне. Встретился с руководством, мне предложили пост спортивного директора. Согласился сразу. Я ведь с детства мечтал работать в футбольном клубе. Правда, в другой должности.
— Это в какой же?
— Начальник команды. Не знаю, почему. Сейчас-то понимаю — спортивным директором даже интереснее. Вообще «Нефтехимик» — уникальный проект.
— В чем?
— Клуб частный, ни копейки не берет из регионального бюджета. Наш президент Тимур Шигабутдинов влюблен в футбол, вкладывает серьезные средства. Неслучайно ему предложили войти в попечительский совет РФС. У"Нефтехимика" шикарная база, одна из лучших в ФНЛ, заканчивается строительство нового стадиона на четыре тысячи мест. Если не случится форс-мажора, сыграем там уже в ноябре. Пока домашние матчи проводим в Казани.
— Объясните, почему в последнее время клубы охотно берут на работу бывших арбитров?
— Да всегда это было! Просто раньше в основном трудились те, кто мало судил на уровне премьер-лиги. Теперь известных арбитров стало больше. Ну и хорошо. Они готовят футболистов, объясняют, как избежать лишних карточек, фолов. Зная манеру судейства главного арбитра, могут подсказать, как правильно выстроить с ним отношения на поле.
— В «Нефтехимике» это тоже входит в ваши обязанности?
— Да. Мне в радость.
— Вы упомянули Дениса Макарова — одно из главных открытий этого сезона ФНЛ. Говорят, летом его звали ЦСКА и «Урал»?
— Представители «Урала» были на наших матчах, однако до конкретного предложения не дошло. В отличие от ЦСКА, который прислал официальный запрос. Но руководство решило, что Макаров останется в «Нефтехимике» минимум до зимы.
— Почему?
— Результативность Дениса впечатляет, но пока он только осваивается в ФНЛ. До этого играл исключительно во втором дивизионе. Парню нужно окрепнуть, заматереть. Тогда и в премьер-лиге будет легче.
— Года полтора назад он мелькнул в «Оренбурге».
— Да, привлекали к тренировкам с основой. Но там команда использует схему 5-4-1, при которой крайним хавам сложнее проявить себя, потому что фланговые защитники играют высоко. Макарову больше подходит 4-4-2.
— Как у «Нефтехимика»?
— Совершенно верно. Денис — левша, но частенько выходит и на правом фланге. У него великолепный удар, прекрасно видит поле. Честно вам скажу — давно не встречал молодых игроков с таким футбольным интеллектом.
— Напоследок — проверка слуха. Правда, что на судейские гонорары вы приобрели пятикомнатную квартиру на Тверской?
— Вы что, смеетесь?! В Москве живу с 1995-го, но не на Тверской, а в Хамовниках. И комнат у меня три. Если кто-то сомневается — может приехать, посмотреть. Мне скрывать нечего.
Чемпионат России по футболу: турнирная таблица РПЛ, расписание и результаты матчей