Судейство
10 августа 2020, 00:00
Этот материал вышел утром 9 августа, в день матча 1-го тура «Спартак» — «Сочи» (2:2). В нем Казарцев назначил два 11-метровых удара в ворота красно-белых, причем второе решение главного арбитра в концовке встречи спровоцировало большой скандал и было признано ошибочным.
У судей прошел четырехдневный сбор в Москве. Арбитры тренировались на стадионе «Спартаковец», а теоретические занятия проходили в одном из отелей в Измайлово.
В последнем занятии приняли участие 58 человек: 24 главных арбитра и 34 помощника. Во время тренировки они разделились на две группы: в оранжевых манишках занимались те, кто будут работать на Суперкубке и первом туре РПЛ, а остальные надели зеленые. Один рефери пропустил концовку сборов из-за мышечного спазма. Его фамилию называть не стали.
Антон Аверьянов и Тихон Калугин, после окончания прошлого сезона завершившие свои карьеры, также принимали участие в сборе, но лишь в теоретических занятиях. В новом чемпионате они будут работать только в роли видеоассистентов.
После окончания занятия корреспондент «СЭ» пообщался с Василием Казарцевым. В первом туре ему предстоит судить матч «Спартак» — «Сочи».
— До этого у нас был слишком большой перерыв из-за пандемии, долго сидели без дела. Теперь все компенсируется — пауза между сезонами получилась короткой. Мы все готовы, никто не успел растерять форму с прошлого сезона. Немного освежили в голове все игровые ситуации, пробежались по всем темам, провели три тренировочки. Этого достаточно, чтобы немножко встряхнуться и быть готовыми к сезону, — считает арбитр. — Если я не ошибаюсь, сборы редко проходят в центре Москвы. Обычно мы занимались на базах в пригороде. Это что-то необычное для нас, но легко привыкаем к новшествам. Все рядом: отель, стадион. По сути, сменились только локации. Стараемся выполнять все требования начальства.
«Виктор, мы хорошие люди?» — спросил Казарцев на английском у Кашшаи, который стоял в нескольких метрах от него.
— Люди или судьи? — переспросил глава департамента судейства РФС.
— Ученики.
— Мы посмотрим. Самое главное, как вы сдадите экзамены.
— Экзамены для нас — это игры.
— Конечно, — улыбнулся Кашшаи и ушел в сторону раздевалки.
— Несмотря на смену главы судейского департамента, судей продолжают жестко прессовать. Вас это напрягает?
— Так было всегда, и это будет продолжаться дальше. Знали, на какую работу мы шли. Единственное, хотелось бы, чтобы люди, которые увлекаются футболом, не переходили грань дозволенного. А в последнее время это происходит. Мы делаем свою работу и делаем ее хорошо, кто бы как не думал. Да, не безошибочно. Все мы люди и нам свойственно иногда ошибаться. Главное, чтобы ошибки были не в простых ситуациях.
А что поделаешь с давлением? Оно есть даже от бывших коллег. У каждого свое воспитание, каждый человек, который высказывается в СМИ, показывает свой разум, менталитет и жизненную позицию. Не у всех они на высоком уровне. Но мы к этому готовы.
— Есть мнение, что работа судей была бы более понятной, если бы болельщики могли слышать разговоры арбитров хотя бы в тот момент, когда работают ВАР. Как к этому относитесь?
— Людям непонятны наши решения, потому что они не хотят открыть правила и прочитать хотя бы восемь страниц, которые касаются протокола системы видеопомощи арбитрам. Этого не могут сделать даже многие комментаторы, которые своими высказываниями формируют общественное мнение во время трансляций. Для начала надо пройти этот ликбез. Кроме того, ИФАБ пока негативно относится к такой практике. И советует не публиковать переговоры арбитров в СМИ.
Для меня не проблема, чтобы болельщики слышали наши обсуждения во время матча. Но если они не будут знать основ, то наши комментарии не снимут у них всех вопросов. При этом, понимаю, что нам нужно как-то объяснять свои решения. Может быть, руководство будет более открытым в этом плане, подвижки в этом направлении есть.
Болельщикам тоже нужно самосовершенствоваться, а то они часто слышат только то, что сами хотят слышать. Виктор объяснял многие ситуации в СМИ, но после этого море негодования не ушло. Люди просто услышали не то, что хотели. Они услышали правду, которая не совпала с их мнением.
— В первом туре вы работаете на матче команды, которая больше всего говорит о судействе.
— «Сочи»? (улыбается)
— Нет, «Спартак».
— Чем громче вывеска, чем более разговорчиков команды в СМИ, тем я больше мотивирован и мобилизуюсь. «Спартак» — народная команда с огромным количеством поклонников не только в России, но и по всему миру. Но мы выполняем работу вне зависимости от того, кто выходит на поле: красные, белые, синие или зеленые. Есть две команды и одни правила, которые, к сожалению, не все знают. Даже игроки на поле.
— Ваши дети сняли видео в вашу поддержку. Расскажите, как это получилось.
— Дети сейчас находятся у моих родителей. Я приехал к ним с одной из игр с формой. Сыновья мне говорят: «пап, а давай-ка мы наденем». Ну, раз надели, предложил еще сказать что-нибудь хорошее (улыбается). Получилось интересно. Если кто-то видел, то, может, продолжит этот своеобразный флешмоб. Люди ведь болеют за разные команды, а нас поддерживают наши близкие. Не знаю, как остальные, потому что хейтеров хватает.
— Другие рефери флешмоб поддержат?
— Некоторые видели ролик. Займемся этим вопросом, почему нет?
Еще скажу по поводу тех, кто высказывается против нас. Этот материал же пойдет на сайт? Уверен, что под этой статьей уже есть куча негативных комментариев. Что бы я сейчас не сказал, больше будет негатива, чем позитива. Но мы стараемся, чтобы было наоборот.