24 апреля 2019, 13:45
29-летний новичок "Зенита" Ярослав Ракицкий поражает зрителей чемпионата России своими неожиданно вскрывшимися бомбардирскими качествами: украинец оказался в Петербурге зимой-2019 и забил уже трижды ("Оренбургу", "Локомотиву" и "Краснодару"), причем все мячи – ударами со штрафных.
"СЭ" попросил экспертов дать оценку голам Ярослава и помочь понять, почему голкиперы премьер-лиги не могут спасти свои команды от стандартов в исполнении защитника. Мы поговорили с теми, кто часто забивал со штрафных, а также с бывшими голкиперами.
Первый гол Ярослава Ракицкого в РПЛ.
– МАТЧ ПРЕМЬЕР (@matchpremier) 31 марта 2019 г.
? #ЗенитОренбург на #МАТЧПРЕМЬЕР
? https://t.co/7AhUqatvSLhttps://t.co/7QcbBUOFSk
? Второй гол Ярослава Ракицкого в РПЛ и вновь прямым ударом со штрафного!
– МАТЧ ПРЕМЬЕР (@matchpremier) 7 апреля 2019 г.
? Смотрите #ЛокоЗенит в прямом эфире #МАТЧПРЕМЬЕР
? https://t.co/7AhUqatvSLhttps://t.co/kZhOEgPL5K
? В третий раз в этом сезоне Ярослав Ракицкий поражает чужие ворота прямым ударом со штрафного.
– МАТЧ ПРЕМЬЕР (@matchpremier) 20 апреля 2019 г.
? Смотрите #КраснодарЗенит прямо сейчас на #МАТЧПРЕМЬЕР
? https://t.co/7AhUqatvSLhttps://t.co/tC4emVeoZG
Олег Веретенников, бывший полузащитник "Ротора" и сборной России:
– Ярослав бьет сильно, еще и так, что мяч летит достаточно высоко, вратарям трудно тащить подобные удары. К тому же, Ракицкий исполняет свои штрафные с позиции, с которой обычно бьют правой ногой, он же делает это левой. Голкиперу трудно определиться – соперник может нанести удар как в ближний, так и в дальний угол. Тем более, что вратарю могут еще и перекрывать обзор полевые футболисты. Из-за этого теряется время, а при штрафном ударе вратарю может не хватить доли секунды для того, чтобы вовремя добежать до угла и отразить удар.
Хотя все три гола украинца – практически неберущиеся, при такой высокой траектории полета и силе удара спасти практически невозможно.
Чтобы научиться так бить, нужно очень много и упорно тренироваться. Чем больше ты занимаешься штрафными на тренировках, тем выше будет их качество. Говорю по себе, потому что сам исполнял стандарты, и очень много времени уделял оттачиванию их исполнения. Бил с определенных точек, которые мне были удобны, занимался этим минут 30-40 после каждой тренировки.
Виталий Кафанов, старший тренер "Ростова", специалист по работе с вратарями:
– При штрафных вратарь занимает свой угол – за который отвечает, то есть перекрывает где-то треть ворот. Чтобы парировать удар над стенкой, нужно идти на мяч чуть раньше. Если же мяч залетит в угол голкипера, то это будет полностью вратарская вина. Обычно же голкиперы стоят до конца – ждут удара.
Есть два вида ударов со штрафных. Есть уходящий от вратаря, а есть обводящий. Ракицкий бьет с левой ноги. Если удар идет с левой половины поля, то осложняется тем, что обводит голкипера. Бил бы бил с правой – шансов для вратаря было бы чуть побольше. Мяч бы в таком случае летел бы поближе к голкиперу. А так получается, что Ярослав и обводит, и бьет точно. Здорово бьет, чего уж там. А если у вратаря еще и видимость закрыта, то шансов у голкипера вообще не будет.
Единственная надежда – это стенка. Она должна высоко выпрыгивать – и тогда может помочь вратарю. Но в тех моментах, когда Ракицкий забивал, так происходило не всегда.
При этом Ярослав бьет с запасом. Мяч пролетает над стенкой и опускается не под самой перекладиной, а где-то в метре от нее. Это значит, что он еще выше может пробить. То есть мяч может пролететь еще выше над стенкой, но все равно опустится в ворота. Это мастерство.
Конечно, действия стенки при штрафных отрабатываются на тренировках. Это несложный момент, много времени для этого не нужно. Достаточно пару раз показать. Главное, чтобы игроки не забывали. В матче с "Локомотивом" наши игроки высоко прыгнули, но все равно этого не хватило – Миранчук хорошо исполнил штрафной.
Удары Ракицкого безупречны по исполнению, это безусловно. Самый высокий уровень.
Руслан Нигматуллин, бывший вратарь "Спартака", ЦСКА, "Локомотива" и сборной России:
– Конечно, все вратари сейчас изучают штрафные Ярослава, но легче от этого, как мы видим, не становится. Все его три гола практически одинаковы. У украинца отличный, сильный удар, над стенкой, с подрезкой. В минувшем туре, в игре "Краснодар" – "Зенит" Матвей Сафонов, защищавший ворота быков, поймал кураж, но и это не помогло ему спасти команду после штрафного от Ракицкого. Он просто не смог ничего сделать.
Естественно, голкиперы не могут сразу бросаться в дальний угол, потому что есть риск получить в ближний – а это всегда вратарская ошибка. У "Зенита" перед штрафным ударом у мяча всегда стоит Ракицкий, готовый пробить с левой, и другой футболист, который может нанести удар с правой ноги. Это как раз и мешает голкиперу сразу настраиваться на то, что мяч обязательно полетит в дальний угол.
Многое усложняет и то, что вратарю перегораживает обзор стенка. Может, когда со следующего сезона начнет действовать правило, запрещающее игрокам соперника вставать в стенку, станет попроще, потому что вратарь сможет видеть момент удара. Сейчас, когда стоят и свои, и чужие, вратари реагируют с явным опозданием из-за ограниченного обзора.
Жду, когда кто-нибудь сделает суперсейв и помешает защитнику "Зенита" в очередной раз отметиться голом, а то, честно говоря, уже обидно за вратарей.
Александр Мостовой, бывший полузащитник "Спартака", "Сельты", сборных СССР и России:
– Для меня нет ничего уникального в том, что делает Ракицкий, потому что я сам бил штрафные и знаю, как это делается. Понятно, что все идет из детства. Я опираюсь на свой пример: с ранних лет днями исполнял штрафные удары. Думаю, у Ярослава та же история. Естественно, переходя во взрослый футбол, мы все так же продолжаем отрабатывать штрафные ежедневно. Без таланта, конечно, здесь тоже не обойтись, но важно и отрабатывать.
Отмечу последний гол Ракицкого в ворота "Краснодара": да, украинец сильно и точно пробил, но вратарь южан Сафонов мог сыграть и похитрее. Я бы на месте Матвея, зная, что Ярослав бьет с точки, с которой проще бить правоногому футболисту, сделал бы пару шагов в сторону дальней штанги в момент, когда защитник "Зенита" начинал разбег. С левой ведь сложнее попасть в дальний от вратаря угол, нанося удар с того места. Это труднее технически. Хотя, конечно, проще рассуждать уже после того, как все случилось. Ни в коем случае не упрекаю Сафонова, но, повторюсь, можно было проявить хитрость. Впрочем, мог сыграть и эффект неожиданности: возможно, вратарь и не рассчитывал, что мяч полетит по такой траектории, ожидал, что пробьет правша.