Премьер-лига (РПЛ). Статьи

18 августа 2020, 00:00

«Полиграф для судей — это перебор!» Экс-президент РФС о детекторе лжи и ситуации в судействе

Александр Львов
Обозреватель
Вячеслав Колосков в интервью «СЭ» оценил уровень российских арбитров, высказал мнение о спорных эпизодах и применении специальных средств в отношении рефери

Почти три десятка лет во главе советского, а потом и российского футбола многому научили Вячеслава Колоскова. Неслучайно в штаб-квартире ФИФА и УЕФА он до сих пор свой, уважаемый человек. Ну, а поводом для нашей встречи стала тема судейства, вспыхнувшая ярким огнем.

— Ожидали, что уже первые матчи чемпионата вызовут столь резкий всплеск волны негатива на скандальные решения арбитров? — начал я разговор с почетным президентом РФС.

— Скорее не удивился, — ответил Вячеслав Иванович. — Вспомните, сколько недовольства, а порой и возмущения вызвало судейство на финише прошлого сезона. Дошло до того, что руководство «Спартака» даже написало официальное письмо в РФС, в котором назвало больше десятка ошибок, повлиявших на результат матчей команды. А потому скандалы в матчах того же «Спартака» с «Сочи» и «Рубина» с «Локомотивом» не удивили.

— Верите в возможность какого-то судейского заговора против «Спартака»?

— Думаю, это уже из области фантастики, рождено всплеском эмоций. А вот то, что сегодня уровень нашего футбола выше уровня судейства, на мой взгляд, реальность. К примеру, удивляет то, насколько увеличилось число карточек, применяемых по ходу встречи арбитрами. Создается впечатление, что таким образом они словно соревнуются друг с другом в стремлении показать свою непримиримость к нарушителям. А это ломает игру, снижает ее зрелищность. И порой в центре внимания оказываются не футболисты, на которых приходят смотреть болельщики, а человек со свистком. Хотя давно и хорошо известно, что чем незаметней судья на поле, тем выше его квалификация.

— На этом фоне динамичней и зрелищней смотрятся матчи английской премьер-лиги, в которых арбитры стараются не свистеть по любому поводу, а дают игрокам возможность вести борьбу. Но при этом четко ограничивают ее пределами правил.

— Это продолжение того, о чем я только что говорил. Для судьи очень важно умение отличать борьбу от грубости. А сегодня среди наших арбитров таких можно пересчитать по пальцам. Помнится, этим качеством в полной мере обладали такие судьи, как Павел Казаков, Валентин Иванов, Юрий Савченко, Валерий Шавейко, Валерий Бутенко. Ведь до того, как взять в руки свисток, они прошли хорошую школу как игроки. К сожалению, сейчас этого не происходит, поскольку арбитрами становятся в гораздо более раннем возрасте.

— После первого тура владелец «Спартака» Леонид Федун и главный тренер «Рубина» Леонид Слуцкий достаточно жестко высказались по поводу судейства. А с вами случались моменты, когда хотелось сказать в лицо арбитру все, что думаете, или статус не позволял?

— К сожалению, не позволял. Но за 27 лет работы несколько случаев, оставивших болезненный след в памяти, наберется. Первый, когда на пути в финал Евро-1983 во встрече с Португалией, которую мы дома обыграли 5:0, француз Жорж Конрат назначил в наши ворота пенальти, хотя нарушение было метрах в двух до линии штрафной. Так сборная Лобановского оказалась за бортом турнира. Еще одна похожая история была в Любляне по дороге на чемпионат мира в Японии. Там «отличился» Грэм Полл. На последних минутах англичанин после углового, придумал фол Даева и наградил нас липовым одиннадцатиметровым.

— Помните, как тогда Мостовому с большим трудом не дали расправиться с судьей прямо на поле?

— Конечно, помню. Я и сам едва сдержался от такого желания в Софии, когда чех Крондл «убил» нашу сборную, не назначив пять стопроцентных пенальти в ворота сборной Болгарии в решающем матче за выход в финал чемпионата мира-1998! Позднее, я привез запись этой встречи на одно из совещаний УЕФА. И Леннарт (президент УЕФА Юханссон. — Прим. «СЭ»), как мой давний друг, в порядке исключения разрешил показать ее. Так коллеги в один голос признали, что это был настоящий судейский бандитизм.

— На ваш взгляд, применение полиграфа — не перебор в выборе средств для выявления того, насколько соответствовали букве правил действия арбитров?

— То, что использована подобная мера — решение из ряда вон выходящее. Но те, кто его принимали, видимо, надеялись на какие-то перемены к лучшему. В простонародье такой аппарат называют детектором лжи. А значит, его применение говорит о сомнении в порядочности тех, кому доверено проведение матчей чемпионата. Что унижает достоинство человека. Вот почему мне подобная форма поиска истины не по душе. Считаю, что полиграф для судей — это перебор.

— А вы сами верите в возможную нечистоплотность арбитров?

— Нет. В свое время мне не раз говорили о нечистоплотности судей, но никто никого за руку так и не поймал. Вот на Украине, о чем мне рассказывал бывший тогда президентом федерации Григорий Суркис, такое случалось. Правда, в этом признались сами футболисты. А когда ко мне приходили с рассказами о том, что кто-то взял от кого-то и передал кому-то, дальше разговоров дело не шло. Я предлагал тогда подключить к этому правоохранительные органы, получить для них разрешение на прослушивание телефонных разговоров, привлечь к этому процессу профессионалов. Но на этом все и заканчивалось — люди хотели жить спокойно, без шума. А может и сами были не чисты на руку...

— Как вы относитесь к тому, что время от времени РФС приглашает возглавить судейский корпус иностранных специалистов?

— Трудно ответить однозначно, поскольку я всегда был противником приглашения иностранцев. И в качестве судей для проведения матчей нашего чемпионата, и как тренеров клубов. Насколько я помню, появление в роли главы судейского корпуса итальянца Розетти не стало ожидаемым прорывом в этом направлении. Хотя сами судьи считают общение с ним очень полезным. А насколько оправдает надежды венгр Кашшаи, пока неясно.

— Как, на ваш взгляд, после шумного старта прошел второй тур?

— Вполне нормально. Обычно после таких встрясок арбитры работают с удвоенной собранностью и вниманием, в чем мы могли убедиться. Даже в непростом матче «Ростова» с «Зенитом» претензий к судьям не возникло, хотя повод для этого при желании можно было найти. Но главный арбитр Кукуян был последователен и точен. Потому никаких споров не вызвал момент, когда мяч попал в руку ростовского защитника Чернова, что по новым правилам карается пенальти. А до этого был эпизод, который мог вызвать всплеск негодования у хозяев. Но здесь четко сработали видеоассистенты Карасев и Демешко, быстро определившие, что Ионов, выбежавший один на один с Кержаковым, оказался в положении «вне игры».

— Наверное, несмотря на отмененные голы Ларссона и Джикии, могут быть довольны судейством и спартаковские фанаты. Не возникало ощущения, что после заявлений Федуна арбитр Турбин все-таки находился под определенным давлением?

— Вы имеете в виду назначенный им в ворота «Ахмата» пенальти? Эпизод был действительно не из простых. Но в данном случае Швец в борьбе с Жиго явно переусердствовал. Что касается давления «Спартака» на судей, то, возможно, кто-то из них и дрогнет. Здесь все зависит от твердости характера. Именно таким он и должен быть у настоящего арбитра.

— Кого бы из таких профессионалов вы назвали в первую очередь?

— Покойного Павла Николаевича Казакова, преподававшего в институте физкультуры на улице Казакова, который я оканчивал. 15 лет он судил матчи чемпионата СССР, пользуясь уважением всех тружеников нашей большой футбольной семьи. Не было случая, чтобы кто-то из игроков нахамил бы ему на поле или поставил под сомнение принятое им решение. И прежде всего потому, что это был тактичный, бесконфликтный человек и арбитр с безупречной репутацией. Кстати, в отличие от нынешнего времени, судейство для людей, которые себя ему посвятили, тогда было тем, что сейчас называется хобби...

38
  • Кондрат Ник

    Ответ очевиден. Корпоративный заговор. В коррупции замешаны видимо все. Снизу доверху. Никто не хочет ворошить осиное гнездо и идти против системы. Только эти продажные чиновники пилят под собой сук. Система настолько явно прогнила, что единственное решение это люстрация этих чиновников. Они ведь ничего не делают для решения проблемы. Перебор полиграф говоришь, Колосков? А судье взятки брать это недобор что ли? Не твой ли недобор? Не ты ли стоял у истоков этой гнилой системы? Кто твои друзья? Руководство ФИФА и УЕФА? Это те, которых за руку поймали на коррупции?

    19.08.2020

  • Кондрат Ник

    Чиновник пониженной социальной ответственности. Профессиональный болтун. Где-то месяц назад бывший профессиональный судья (забыл фамилию. Хусаинов вроде?) вопрос вроде закрыл окончательно о продажности российских судей. Покупаются и продаются. Вопрос только в цене. Причем это все видно профессионалам. Судья Федотов вроде все четко написал в комментариях про ошибки судей. Когда на пустом месте назначают пенальти, или придумывают пенальти, там где его и рядом не было и при этом ВАР молчит, то никакого другого объяснения, что судьи продажные нет и быть не может. Футбол популярен во -всем мире потому, что это очень простая игра. Есть четкие правила насчет назначения нарушений и назначения пенальти. Может ли судья ошибиться в критические моменты? Мои ответ МОГ, но не сейчас, когда есть ВАР! Когда на мониторе тв миллионы зрителей видят или не видят нарушения, а судья на ВАР не сообщает судье в поле о его ошибке это можно объяснить только коррупцией. Почему Колосков включает дурака? Ответ оче

    19.08.2020

  • miker65

    ...Неслучайно в штаб-квартире ФИФА и УЕФА он до сих пор свой, уважаемый человек. июнь (или июль) 1991 года. 19-00. Москва. Метро Краснопресненская. 3 минуты ходьбы. Стадион Красная Пресня. Календарный матч второй союзной лиги, Буферная зона Запад. Играют лидеры: команда Бескова Асмарал принимает мое Торпедо из Владимира.. ( счет 0-4 в пользу моих) Биток!!!! За минуту до начала Колосков в белом костюме выходит на беговую дорожку и идет по ней вдоль поля. Свист, оскорбительные крики, улюлюкание,предметы, летящие в него. Бомбардировка такая, что человек в белом увертывается от града огрызков и пачек из-под сигарет и переходит на бег... Вот такой "уважаемый" человек возглавлял наш футбол...

    18.08.2020

  • Maxim MDMK_4

    Уровень футбола у нас на 8/15 (судя по новой заявке) зависист от иностранцев. А судьи все - наши, им жить и жить с Газпромом. Вот и отстает уровень.

    18.08.2020

  • Maxim MDMK_4

    Колоскова самого бы проверить. Будучи вторым лицом в УЕФА НИЧЕГО не сделал чтобы нас судили лучше. Зато жил как сыр в масле, катаясь за государственные деньги по Европам.

    18.08.2020

  • Maxim MDMK_4

    Ты думаешь Васе, живущему в Питере, тяжело дойти до кассы Газпрома?

    18.08.2020

  • Maxim MDMK_4

    Миллера как я понял - повесят тут же?

    18.08.2020

  • Maxim MDMK_4

    Если бы ты Ермака назвал Распутиным, он бы с тобой поступил как с персидсокй княжной. А потом - утопил.

    18.08.2020

  • Maxim MDMK_4

    А Вы знаете хоть один случай, когда МВД провел что-то в Газпроме в Питере? Аааа, там же никто ничего не нарушает, одни святые работают...

    18.08.2020

  • Александр Белоус

    Мое мнение таково: 1.ВАР не решение вопроса. Пользы от него столько же, как и вреда. Часть ответственности с судьи снимается, решение становится коллективным. Если судью можно подкупить, то и двух не проблема. 2.Кодекс чести просто чепуха. 3.Детектор лжи в этом деле действительно унижение. Кроме того, он ничего не доказывает. А что же делать для честного судейства? А ничего. Ошибки судей были, есть и будут. Избежать их невозможно, как и ошибки игроков. Главное это беспристрастность рефери, потому как зачастую возникают ситуации, допускающие различные трактовки. И судья должен принимать решения в соответствии со своим видением независимо от названия команд, указаний сверху, полученной мзды и пр. Я предлагаю: 1.Разрешить проведение МВД свободное проведение оперативно-розыскной работы в этом направлении без всяких обращений. 2.Сделать рейтинг судей путем комбинированного голосования 15-20 авторитетов и болельщиков в интернете. По концу 3-4 судьи с низшим рейтингом-на вылет.

    18.08.2020

  • Рифмоплёт Ermak-Rasputin

    Потенциальных кандидатов В арбитры матчей "Спартака" Бдеть тестом биопрепаратов, Рентгеном слёзного мешка, УЗИ со сканерами почек, Мазком на урофлоуметр – Чтоб проспартаковски заточен Был, как ЛУКОЙЛ из общих недр!

    18.08.2020

  • Рифмоплёт Ermak-Rasputin

    Визжали свиньи, как в Армагеддон, Жгли не щадя, как солнцем на асфальте - И без суда навеки осуждён Тот, кто посмел в их стайку дать пенальти...

    18.08.2020

  • Марина

    Что дал футболу полиграф? Только вопросов появилось больше. Скорее всего, получится так: Вот пришёл конец хапугам, Хулиганам и бандюгам. Мы вступили в Интерпол, И ему конец пришёл!

    18.08.2020

  • Кабанчик

    ну если полиграф будет такой же как в РФС то он как всегда ничего не покажет. а вот если Гинера проверить с Федуном на настоящем полиграфе то Федуна отстранят, а Гинера посадят)

    18.08.2020

  • Mr.Deadhead

    а если, скажем,Федуна самого расспросить кое о чем на полиграфе, результаты никого не удивят?

    18.08.2020

  • Как с пенальти в матче Спартак-Сочи,главный и на ВАР судьи,приняли одно решкние не правильное решение, значит в сговоре,жульё

    18.08.2020

  • судья поставил мне минус,сп.

    18.08.2020

  • vkirs

    Использование полиграфа сейчас - это иммитация решения проблемы, способ снять напряжение. У "Полиграфа"с его командой никогда не было функций беспристрастного и принципиального судьи

    18.08.2020

  • Vitaliy Kholkin

    Полиграф это способ собрать на судей компромат. После этого они уже будут "правильно" судить не за деньги, а за страх.

    18.08.2020

  • hovawart645

    Одна система сменила другую...

    18.08.2020

  • echo2011

    Если почитать ежегодники-справочники советских времен,как и советские газеты,то можно легко убедиться,что и тогда судейство было далеким от идеального,и на каждого Казакова находились свои Баканидзе.

    18.08.2020

  • Это лишнее,лазейка отмыть бабки,так толпой будут посылать на полиграф главного и боковых. Отстронять на год и пусть сидят без денег,а дома всей семье раздадут по свистку на завтрак,обед и ужин на блюдце,пусть дудят

    18.08.2020

  • serZheo

    Конечно. Где-то в параллельной вселенной... Где другие правила игры. Никого так не тащат за уши как Спартак. Это мало того что видно, так еще и сатистика судейских ошибок об этом говорит. И на это есть причина...Спартак сам по себе, слабый клуб. Его амбиции не соответствуют уровню игры. Вот и приходится..

    18.08.2020

  • бертран

    Спартак -одна из наиболее честных в ЧР команд. Даже дебатировать не стану. А Федун в этом смысле ягненок по сравнению с отдельными монстрами, продолжающими заниматься темными делишками.. Их имена общеизвестны..

    18.08.2020

  • бертран

    Полиграф-это попытка раскрыть предматчевую договоренность судей с кем либо.

    18.08.2020

  • hovawart645

    Взвешенное и аргументированное мнение. Что и понятно - Колосков это эпоха в нашем футболе. Вот только что делать и с какой стороны пытаться разматывать этот клубок - ответа нет. Его и не будет, потому что система построена. Футбол - отражение общества...

    18.08.2020

  • howard

    Причем здесь полиграф? Прежде всего какие ошибки допускает судья, как он реагирует на свои ошибки, в конце концом может ли он судить ?

    18.08.2020

  • serZheo

    Никто не будет всерьез, как в Италии, разбираться с судьями, просто потому что это никому не нужно. Федун болтает много, но это эмоции. По факту у него самого рыльце в пушку...Ошибок в пользу Спартака вагон и тележка малая и Федун прекрасно об этом осведомлен. При нормальном судействе Федун стоял бы на вылет уже к окончанию первого круга прошлого сезона.

    18.08.2020

  • verbitskiy1105

    Не верите в коррумпированных судей? Зря... А как же работа с судьями, которые клубы даже не скрывают? Специальных людей для этого подбирают. По поводу полиграфа возникают вопросы. Либо задают не те вопросы, либо научились обманывать полиграф, либо, что скорее всего, нам просто не говорят что все хорошо. Почему нельзя показать результаты, пусть не по всем вопросам, а только по ключевым. И ради эксперимента заставить пройти полиграф Дюкова, Прядкина, Миллера, Кашшаи. Вот если и там ничего не всплывёт, то будет вообще интересно.

    18.08.2020

  • Владислав2

    А как еще поступать в коррумпированной системе?

    18.08.2020

  • александр фуркасов

    Колосков сказал всё правильно, согласен с его словами. Так и должны высказываться руководители футбола-чётко и прямо.

    18.08.2020

  • Спринт

    Частные детективы тоже должны иметь разрешение на не санкционированные записи и установку спец.аппаратуры, иначе сами попадут под действие Занона о не прикосновенности частной жизни. Этот же клоун хочет якобы "разобраться" с коррупцией в российском футболе, а для этого материалы надо предоставить в органы суда и прокуратуры. А не законно добытые сведения ни кто и рассматривать не станет. Иначе любой адвокат "развалит" это дело за одно заседание, А частный детектив подглядит за неверной женушкой или блудным мужем, и задачу выполнил, по прихоти клиента. Уровень то мелкий супротив корруации в гос.клубах. Не сопоставимо.

    18.08.2020

  • alex-ls

    частные детективы по твоему как работают? с санкции прокуратуры или суда может быть?

    18.08.2020

  • Sergei

    То что уровень судейства не дотягивает до уровня футбола в нашей стране видно не вооруженным глазом.

    18.08.2020

  • футбол это спорт

    У судей может быть или не быть своя игра. Но судейский корпус подчиняется РФС, президентом которого стал гендиректор "Газпром нефть" Александр Дюков в феврале 2019. Прошло полтора года, качество судейства лучше не стало, если не стало хуже. По крайней мере, такой скандал как после игры Спартак-Сочи еще не возникал. Хотя Будогосского, Егорова и теперь Кашшаи и до этого немилосердно поминали злым громким словом. А кроме скандала, усилились громкие заявления Слуцкого, Карпина и других тренеров о качестве судейства после матчей с участием их команд. Кроме того, недавно поднималась тема фарм-клубов Зенита и Спартака, которая вызвала количественные ограничения по аренде футболистов. Неладно в российском футбольном хозяйстве на самом высоком уровне. Не судьи рулят, они исполнители по иерархии в РФС. Полиграф - смешная игрушка, кость, брошенная публике как собаке, чтобы грызть ее, а не лаять.

    18.08.2020

  • Спринт

    Ты, что психически больной, али так прикидываешься только. На подобные "мероприятия" нужны веские основания, а не домыслы. И санкция прокуратуры, а то и суда. Зачем отсебятину то нести ... . Я - энто последня буква в букваре, как впрочем и ты в футболе. Не смеши яканьем. От футбола подобные далеко-далече .. , однако.

    18.08.2020

  • Нет. В свое время мне не раз говорили о нечистоплотности судей, но никто никого за руку так и не поймал. ==================================================== Старый, лучше вспомни, а кто-нибудь пытался кого-нибудь ловить? Кто вообще мог это делать? Обладает ли хоть-кто-нибудь соответствующими профессиональными навыками? Да, это непросто, но возможно. И делать это нужно еще до самой игры. Я говорю не о полиграфе, а о комплексе оперативно-технических мероприятий, которым владеют оперработники ФСБ и частично других силовых структур. Причем эта работа должна вестись не только по судьям, но и по всем околофутбольным людям, что действия так или иначе могут повлиять на конечный результат встречи. Я готов организовать такую работу и приоткрыть истинное положение вещей в нашем футболе.

    18.08.2020