Четыре с половиной года назад имя Ивана Репяха знали только те, кто глубоко погружен в российский юношеский футбол. Но на этом уровне воспитанник академии «Краснодара» был известен очень хорошо. Репях, например, входил в состав сборной России U-15. В апреле 2016-го, например, он ездил в ее составе на турнир в Словению. Сыграл четыре матча из пяти, забил два гола — Англии и Японии.
А через пару месяцев перебрался из «Краснодара» в «Спартак». Казалось бы, дело житейское — немало игроков меняют академии. Тем более что Репяху даже не исполнилось 15 лет — формально в этом возрасте никаких трансферов еще нет, они не фиксируются документально. «Краснодар» не хотел мириться с уходом Репяха и всячески пытался его оспорить. Хотя публично клуб никак не комментировал эту ситуацию и даже запрещал своим сотрудникам высказываться по этому поводу.
Общероссийский масштаб эта история приобрела только год спустя, летом 2017-го. «Спартак» хотел приобрести выступавшего тогда за «быков» Федора Смолова — лучшего на тот момент бомбардира РПЛ. Известный журналист Василий Конов написал на своей странице в Twitter, что сделка может сорваться из-за того, что в «Краснодаре» обижены на красно-белых из-за перехода Репяха:
«Всем сразу отвечу: переход возможен только при выкупе за фиксированные отступные в 30 миллионов евро. Тут даже без Галицкого. Вопрос — готов ли Федун. Ситуация могла бы быть более благоприятной для «Спартака», и Федор мог бы перейти дешевле, но все испортила ситуация с пацаном, которого «Спартак» увел. Дешевле — это порядка 15 миллионов евро, плюс личка, плюс агентские, плюс подъемные».
Так о «пацане», которым был Репях, узнала вся Россия.
Несмотря на то, что в «Краснодаре» воздерживались от комментариев, мама игрока Елена Репях оставила несколько комментариев под новостью о твите Конова на сайте Sports.ru. По ее версии, расставание с южанами было тяжелым, дело даже дошло до суда. Вот несколько цитат:
«Вы знаете, я устану писать, что произошло с нами за эти 17 месяцев, 4 судебных разбирательства, одно длилось 3,5 часа. В нескольких томах описано наше дело! В нашем округе мы его выиграли, потому что контракт у нас закончился в 2014 году! А дальше — увы ...»
«Когда родите своего ребенка, отдайте его в клуб «Краснодар», а потом на своей шкуре познаете все, тогда вы можете нас осудить! Я уважаю господина Галицкого, я писала ему это в письме, с нами он встречаться не захотел, я и на суде говорила это не раз, но люди, которые управляют школой, не имеют педагогического образования, не умеют разговаривать с людьми. Мой ребенок не раб! Наш контракт закончился в 2014 году! Мы просили контракт на год, без всяких денег, с уменьшением нагрузки после операции, а директор просто посмеялся над нами! Дал контракт, где написано, что мы ребенка можем забрать по инвалидности или заплатить за него 5 миллионов евро».
«Спартак» пришлось уговаривать, чтобы его взяли, потому что остальные клубы после звонка Галицкого отказались! А Фундукян сказал, что он будет играть с деревянными мячами, на лысых полях!"
Смолов в «Спартак» так и не перешел. О том, что переговоры между клубами велись, и что в их ход действительно вмешалась история с Репяхом, подтвердил в сентябре 2017 года в редакции «СЭ» глава компании ProSportsManagement Герман Ткаченко, который ведет дела форварда. Тем летом Федором интересовались не только красно-белые, но и другие клубы — «Зенит», ЦСКА, «Бешикташ». Вот отрывок из этого интервью:
«- Галицкий был несговорчив в переговорах по Смолову?
— У Галицкого не было несговорчивости. Была только очень жесткая позиция по «Спартаку». Причина всем известна — история с воспитанником академии «быков» Репяхом.
— Был вариант, по которому Галицкий был готов продать Федора дешевле 30 миллионов?
— Я встречался со «Спартаком», мои партнеры общались с людьми, влияющими там на трансферы. По условиям договорились очень быстро. Оставшаяся часть дискуссии была посвящена тому, как уменьшить сумму в 30 миллионов.
Мы даже предлагали некую «дорожную карту» — рекомендовали Федуну позвонить Галицкому и извиниться за случай с Репяхом (ведь на самом деле Сергея Николаевича расстроило не только то, что украли воспитанника академии, но и то, что, когда он звонил в приемную Леонида Арнольдовича, тот, скажем, ушел от разговора), предложить 30 процентов от следующей продажи данного игрока, через день сделать официальное заявление на сайте о таком разговоре и принесенных извинениях за недоразумения с обещанием двух сторон уважать контракты друг друга. А уже после можно было говорить о продаже Смолова.
Но не получилось. Почему? Наверное, «Спартаку» хотелось гарантий, что после этих шагов Смолов не будет стоить 30. А как мне казалось, здесь главное — искренность каждого шага. Поэтому история с переходом Смолова была закрыта в самом начале. Галицкий четко дал понять, что продавать его в «Спартак» не будет!"
Хотя сам Федун такую версию отрицал. В декабре 2017-го он дал большое интервью «СЭ», в котором сказал, что даже не знает, кто такой Репях:
«- У нас нормальный контакт с Галицким, можете у него спросить. Часто общаемся. А Смолов не перешел реально из-за большой трансферной цены. Галицкий не станет делать подарков, как и я, это же бизнес! Если футболист стоит 18 миллионов, его не продадут нам за восемь.
— История про Репяха — вымысел?
— Про кого?
— Про мальчика, который перешел из академии «Краснодара» в спартаковскую и Галицкий был этим очень недоволен.
— Вообще не знаю, кто это такой".
Окончание холодной войны, может, и случилось бы, но через год, летом 2018-го, произошла история с трансфером Самюэля Жиго — в борьбе за защитника «Спартак» в последний момент опередил «Краснодар».
«Мы думали, что по Жиго вопрос практически решен, — говорил в интервью «СЭ» генеральный директор «быков» Владимир Хашиг. — Мы больше года вели его. Скажу больше — зимой контактировали с игроком, он знал о нашем интересе, но тогда не рассматривал вариант переезда в Россию. А в это трансферное окно согласие было получено. Мы были близки к завершению сделки. И после этого я случайно узнаю о том, что в переговоры вмешался «Спартак». Мы предупредили коллег, что находимся в заключительной стадии, и другому клубу из России в данном случае некорректно проявлять активность. Но менеджмент москвичей проигнорировал наше обращение».
Возможно, это была «ответка» за Смолова. Хотя сейчас болельщики «Спартака» наверняка похвалят менеджмент клуба за решительность — Жиго стал одним из лидеров команды как на поле, так и за его пределами.
А ведь когда-то отношения между «Спартаком» и «Краснодаром» были вполне рабочими. Из Москвы на Кубань уезжали Дринчич и Кудряшов, в обратном направлении проследовал Мовсисян.
В середине сентября стало известно, что Репях покидает «Спартак» и отправляется в Данию — в клуб «Вейле». Сумма сделки, согласно информации сайта transfermarkt.com, составила восемь тысяч евро. По сути — это просто положенные в таких случаях компенсации.
Возможно, закрепиться в «Спартаке» Репяху помешали антропометрические данные. Согласно официальной информации, его рост — 168 см, вес — 59 кг (на странице игрока в Instagram сейчас указано 169 см, 64 кг). В любом случае, с такой комплекцией во взрослом футболе непросто, особенно в центре полузащиты. Хотя Иван, судя по отзывам и видео — умный и техничный игрок. Вот что рассказывал о нем «СЭ» тренер Андрей Митин, работавший с Репяхом в сборных России U-15 и U-16:
«Техничный, активный, агрессивный игрок. Обладает необходимыми качествами для своей позиции. Иван не боится брать игру на себя. Бьет, отдает, отбирает. Нужно понимать, что он играет на довольно сложной позиции, в центре полузащиты. В России на ней сумасшедшая конкуренция. У меня никаких вопросов по дисциплине к нему не возникало. Парень старается, работает. Несмотря на свой рост, забивал очень много голов, довольно важных. У него переходный возраст. Если начнет проигрывать в скорости... Пока он выделяется техникой. В принципе, по стилю где-то похож на Аршавина. По росту, технике, резкости. По тому, что не боится принимать нестандартные решения. Кого напоминает из игроков премьер-лиги? Наверное, Шатова».
А в мае 2018-го по интернету разлетелось видео, где Репях забивает гол-красавец в ворота ЦСКА во время летнего первенства Москвы.
Регулярно играть за молодежную команду «Спартака» Репях начал в сезоне-2018/19, когда ему исполнилось 17 лет — 24 матча. Хотя в основном выходил на замену, обычно уже после 75-й минуты (так было в 15 играх). А основе провел всего пять матчей. Но успел забить три гола, причем впервые отличился уже в третьем матче в молодежном первенстве. Для центрального полузащитника, да еще с таким небольшим игровым временем — неплохой показатель.
В том же сезоне Репях даже засветился в «Спартаке-2» в ФНЛ — в ноябре 2018-го вышел на семь минут во встрече с «Сибирью».
В сезоне-2019/20 полузащитник был уже основным футболистом молодежного состава красно-белых — 21 матч, из них 20 в основе. По факту, Репях не вышел на поле только в одном матче, ведь первенство не было доиграно из-за пандемии коронавируса.
Продолжал он привлекаться и в юношеские сборные России: 6 матчей за команду U-16 в 2016 году, 3 матча за команду U-17 в 2018-м, 3 матча за команду U-18 Александра Кержакова в том же 2018-м. Впрочем, играл Репях исключительно в товарищеских встречах — к отборочным матчам чемпионата Европы его не привлекали. А с августа 2018-го Иван перестал вызываться в национальную команду.
18 октября ему исполнилось 19 лет. Возможно, в Дании у Репяха получится перезагрузить карьеру. Интересно, случится ли перезагрузка в отношениях «Спартака» и «Краснодара»?