Премьер-лига (РПЛ). Статьи

23 октября 2018, 00:00

Отставка была неизбежна. Рабинер – об уходе Карреры из "Спартака"

Игорь Рабинер
Обозреватель
Обозреватель "СЭ" – о том, что не получилось у итальянца, как в команде относятся к Раулю Рианчо и будет ли оправданно совмещение должностей, если красно-белых возглавит Станислав Черчесов.

Болельщики, проводите Массимо в аэропорт!

В такой момент нужно прежде всего быть благодарными – и сказать спасибо Массимо Каррере за золотой сезон и потрясающие воспоминания, которые навсегда останутся с каждым, кто их пережил. Помню, как в 2006-м уволенного из "Зенита" Властимила Петржелу в аэропорту "Пулково" провожала в Чехию огромная толпа – а ведь чех не выиграл чемпионат России, ограничившись серебром. А поэтому совсем не удивлюсь и, напротив, обрадуюсь, узнав, что спартаковские болельщики так же проводили в Италию Карреру.

Но воспоминаниями в футболе нельзя жить вечно. Невозможно игнорировать то, что с каждым месяцем становится все более очевидно. После матча с "Арсеналом", судя по реакции социальных сетей, ситуация стала ясна даже апологетам Массимо. И теперь им остается разве что переводить стрелки на продавший Промеса и не купивший никого ему взамен клуб, на "пятую колонну" в нем, на коварную прессу и еще бог знает на кого.

Отставка была неизбежна – неделей раньше или позже. Не только и даже не столько из-за результатов. В конечном счете, даже при трех домашних поражениях подряд от команд уровня "Ахмата", "Ростова" и "Арсенала" красно-белые, формально опустившись в таблице на седьмое место, лишь на очко отставали от второго. Каррера, комментируя отставку, всегда сможет обратить на этот факт внимание.

Но на самом-то деле отставка – она совсем из-за другого. Из-за того, что "Спартак" в этом сезоне чем дальше, тем больше и необратимее превращался в корабль без руля и ветрил. Весь сезон – ни игры, ни даже намеков на ее восстановление. Команда действовала по принципу "хвост высунул – клюв застрял": как только улучшалось что-то в атаке (например, в этом туре спартаковцы наконец "родили" голы с игры), одновременно рушилось в обороне. И наоборот. Второй тайм с "Арсеналом" стал кульминацией этого хаоса.

И все это – после обвала в последний месяц прошлого сезона (как в чемпионате, так и в Кубке) и поражения от ПАОК в начале сезона нынешнего, а затем и одного очка в двух матчах с "Рапидом" и "Вильярреалом" на старте Лиги Европы. То есть хвалиться было нечем ни на одном из фронтов. Трофеев внутри страны (кроме Суперкубка-2017, который был уже давно) не взяли, мимо Лиги чемпионов пролетели, в Лиге Европы начали плохо, в чемпионате после более-менее приличного старта забуксовали. А объединяла все это абсолютная игровая безыдейность – что против "автобусов" вроде "Ахмата" и "Ростова", что против карнавальных команд типа "Арсенала".

А еще – какая-то беспорядочная, необъяснимая ротация. За 11 туров чемпионата в стартовом составе отметилось 23 футболиста! Все 11 матчей начали только Максименко и Зобнин, 10 – Фернанду. Этой тройкой, пожалуй, зону безоговорочного доверия Массимо можно и очертить. Даже Зе Луиш, который делит с Дзюбой второе место в списке снайперов с пятью мячами, вдруг не получил ни минуты игрового времени в дерби с ЦСКА!

Любой тренер вам скажет, что самое страшное для команды – это круговерть защитников, особенно центральных. В "Спартаке" она происходила беспрерывно. У Боккетти – 8 матчей в стартовом составе, у Джикии, Комбарова и Рассказова – по 7, Жиго – 6, Мельгарехо – 5, Ещенко – 3, Кутепова – 1. Понятно, что чудовищной головной болью для Карреры (и тут, понятно, его вины нет) стали "кресты" у Жиго. Но как при этом можно было оставить на лавке в матче с "Арсеналом" Джикию – уму непостижимо. На нем сейчас держится весь каркас игры красно-белых в обороне.

Никакого нечеловеческого графика, даже с учетом предстоящей игры в Глазго, у спартаковцев не было – Джикия с Зобниным (вышедшим, как всегда, с первых минут) отыграли матч с Турцией за сборную аж в прошлое воскресенье, и у них вообще был недельный цикл. А до следующей игры с "Рейнджерс" – еще четыре дня.

Коллективом Каррера не управлял

Ни коллективом, ни игрой Каррера уже совершенно не управлял. Месячная ссылка капитана (переизбранного летом со значительным большинством голосов) Дениса Глушакова и Андрея Ещенко за лайки в соцсетях уже сказала о многом. Как и то, что сам Массимо отказался назвать истинную причину случившегося, всякий раз уходя от ответа.

Команда, как уже всеми признано, ходила к Каррере просить за партнеров. Разговора не получилось, а вся эта история в целом точно не могла повлиять на отношение футболистов к главному тренеру в лучшую сторону. Но еще смешнее мне слышать до боли знакомые тезисы, что, мол, всемогущая "Ромашка" сплавила очередного специалиста. Слушайте, если один игрок, месяц не находясь в команде, может подбить всех партнеров (от иностранцев до 18– и 20-летних пацанов!) "сливать" главного тренера – как и чем последний вообще управляет?!

Поиски "мировой закулисы" в очередной отставке в "Спартаке" мне откровенно смешны. То у сторонников теории заговора во всем был виноват хлопнувший дверью в конце прошлого сезона Роман Пилипчук – но он уже давно в "Ахмате", и команда Рашида Рахимова вслед за "Спартаком" обыгрывает в гостях "Краснодар". Ушел Пилипчук – и виноват стал Глушаков. Хотя после его перевода в дубль прогресса в качестве игры у команды не наблюдается. Кто теперь виноват – после такого состава и замен в матче с "Арсеналом"?

Кто-то из болельщиков у меня в соцсетях с отчаяния предположил, что такой состав Каррере продиктовал кто-то из руководства – потому что-де сам тренер его поставить просто не может. Во-первых, версию эту исключаю категорически. Во-вторых, если бы даже такая дикость и имела место, кто был бы в этом больше виноват, чем сам тренер, такое позволяющий?

Во что играет "Спартак" – непонятно, кажется, никому из его игроков. Каждый действует в меру собственного понимания игры, порой весьма неплохого, – но без какой-либо общей идеи. Достаточно было посмотреть на расположение футболистов красно-белых при контратаках "Арсенала", приведших ко второму и третьему голам, чтобы понять нарушение командой главнейшего принципа современного футбола: "Играя в обороне, думайте об атаке, играя в атаке, думайте об обороне". Такие, пусть даже неудачные пасы, как у Игнатова перед третьим голом, не могут приводить к столь легким, в пару пасов, выходам на собственные ворота! Игнатов не "обрезал" полкоманды поперечным пасом, он отдавал мяч вперед и на чужой половине поля. Просто половина "Спартака" до такой степени вопиюще потеряла позиции, что разрезать красно-белых как скальпелем сопернику не составляло никакого труда.

И дело тут уже далеко не только в травме Жиго. А в вышколенности всей команды, которая репетируется на тактических занятиях. Иной раз даже путем того, что тренер берет игрока за плечи и ставит его в определенную точку поля.

А ведь Каррера два с лишним года назад прибыл в "Спартак" именно как специалист по обороне. И в этом сезоне, когда была серия матчей без пропущенных голов, не без гордости подчеркивал, что в межсезонье упор делался именно на отработку оборонительных действий.

Всегда турбулентный "Спартак"

Утром в понедельник мы разговаривали с человеком, участвовавшим в чемпионстве "Спартака". Он поражался: "Таким составом, такой ротацией, такими заменами Каррера словно сам умышленно подталкивает клуб к отставке! Тот же выход на замену молодых – это как будто вызов какой-то. Хотели молодежь – получите. Но в той ситуации, когда они не смогут помочь ни при каких раскладах..."

Едва закончили говорить – этот человек позвонил вновь. "Все, только что позвонили. Отставка".

Если честно, не думал, что все произойдет так быстро. Полагал, в Глазго ему все-таки дадут последний шанс.

Решение, заметьте, было принято с огромной скоростью. Обычно на то, чтобы собрать совет директоров, даже внеочередной, требуется несколько дней. Здесь все произошло мгновенно – наутро после матча. А реально – может, даже и предыдущим вечером.

Такая скорость говорит о том, что разных мнений в совете директоров не было. И вряд ли этому стоило удивляться. Причиной тут не только Каррера и его работа, но и сама суть спартаковской управленческой системы.

"Спартак" – структура турбулентная. Все устойчивые конструкции остались в периоде с 1977 по 2003 годы, когда Константин Бесков и Олег Романцев проработали в общей сложности 27 сезонов. Сейчас красно-белые словно расплачиваются за то равновесие.

ЦСКА – тоже частный клуб, но там тренеры работают куда дольше. Валерий Газзаев – семь лет, Леонид Слуцкий – семь с небольшим. Такое не может быть случайностью. Думаю, что все шансы повторить это достижение есть и у Виктора Гончаренко.

Говорит все это о нескольких вещах. Во-первых, о том, что в ЦСКА более тщательно подбирают тренеров. Во-вторых, о том, что четче выстроен управленческий процесс. И какие-то серьезные конфликты между тренером и коллективом, какие не раз случались в "Спартаке", там невозможны, поскольку все противоречия будут обсуждены и погашены на ранней стадии. В-третьих, о том, что тренерская отставка в ЦСКА рассматривается как крайняя, а не обычная форма решения проблем.

Нынешний "Спартак" – иной. Болельщик должен с этим либо смириться, либо потерять интерес к команде. Может быть, клуб еще найдет своего тренера на годы. Но пока этого не произошло.

В том, что им не стал и Каррера, которому Леонид Федун, убежден, очень благодарен за золото-2017, на самом деле ничего удивительного нет. Ведь тогда сложилось удивительное стечение обстоятельств и усилий многих людей. И все уже забыли, что Массимо пришел в "Спартак" в 52 года без единой минуты опыта работы главным тренером. И когда-то, в сложное время, это не могло не сказаться. Из одного кризиса год назад он выбрался. Но, видимо, обречен был на то, чтобы однажды все-таки всерьез "поплыть".

Каррера, сменив Дмитрия Аленичева в самом начале сезона-2016/17 (а значит, не готовив команду к нему), чутьем уловил то, что команде было нужнее всего, – мужскую эмоцию, яркую энергетику, помноженную на справедливость и адекватность принимаемых решений. При этом в каждом матче команда могла непредсказуемо для соперника поменять схему, подстроиться под оппонента, о чем сейчас не могло быть и речи.

Каррера тогда был суперколлективным человеком. Люди вокруг чувствовали, что для него есть только "мы", а "я" остается на заднем плане. И это работало.

А после золота клуб дал ему дополнительные полномочия, и если на словах, особенно произносимых на публике, по-прежнему превалировало "мы", то внутри команды все – и игроки, и помощники, и персонал – быстро ощутили, что по отношению к ней Массимо стал другим. И до конца принять это не смогли и не захотели.

В любом тренере (как, впрочем, и игроке) должна быть какая-то сильная сторона, которая будет перекрывать слабые. В первом сезоне Карреры это было единение с командой, умение мотивировать – и футболисты были готовы за него умирать. А теперь – не готовы. Тактической же выучки и постановки игры, которая в такой ситуации могла бы команду вытащить, у "Спартака", два года подряд менявшего помощников то частично, то полностью, нет.

Впрочем, необязательно быть великим тактиком, чтобы стать большим тренером. Нужно просто правильно распределять и делегировать полномочия. В первом сезоне Массимо с этой задачей справлялся блестяще. Во втором – лишь фрагментами. В третьем – вы все видите сами.

Только не совмещение!

Накануне я уже подчеркивал: любая отставка – это назначение. Оттого и говорил, что поддержу отставку Карреры при условии, что будет найдена мощная замена.

Что касается Рауля Рианчо, то два раза снаряд в одну воронку не падает. Это не тот случай, когда Каррера пришел на смену Аленичеву после АЕК. Массимо работал в штабе "Спартака" совсем чуть-чуть, его толком никто не знал – и психологически он начинал с чистого листа. Рауль же в команде уже треть сезона плюс предсезонку. И, насколько мне известно, с игроками у него далеко не все просто. Слышал, например, такой отзыв: "Ему бы школу, дубль тренировать".

То есть, выходит, для молодежи Рианчо хорош – может, тут и кроется доверие молодым игрокам в этом сезоне, за которых, надеюсь, мы когда-нибудь еще скажем Каррере большое спасибо. Но, по словам изнутри команды, резкая, малоуважительная манера общения Рауля с опытными футболистами не вполне соответствует тому, как обычно ведет себя второй тренер, только придя в команду. И у игроков это вызвало отторжение.

Идея о том, что, два раза ткнув пальцем в небо, можно опять попасть в самую "девятку", – завиральная. А такие отношения игроков с Рианчо заставляют усомниться в эмоциональном всплеске после отставки Карреры. Поэтому ждем постоянного назначения – и, когда оно последует, оценим, насколько своевременным было решение об отставке. Бывает ведь, что Аленичева сменяет Каррера, и дело заканчивается чемпионством. А случается, Карпин уступает место Гунько – и команда летит кубарем.

Что же касается информации о совмещении Станислава Черчесова – мне бы очень его не хотелось. У человека все получается в сборной, и нельзя это редчайшее в наших краях явление собственными руками сломать! Друг Черчесова поэт Александр Вулых говорил мне в монологе для книги "Сборная-2018: чемпионы наших сердец", что у Станислава Саламовича есть мечта однажды вернуться в "Спартак" и сделать его чемпионом. Уверен, что однажды время для этого настанет. Но только не сейчас и не на условиях совмещения! Потому что чем оно оборачивается с сопутствующим эмоциональным распылением, мы видели на примере Леонида Слуцкого. Нет, не сразу – осень-2015 сложилась у него в национальной команде сказочно. Однако потом настало время Евро-2016…

Совмещение оправданно, только когда есть реальный базовый клуб, в котором играет большая часть сборной. Как когда-то киевское "Динамо" у Валерия Лобановского. И то оно иной раз (Евро-88) работает, а иной (ЧМ-90) – нет. Ничего хорошего вы не услышите про совмещение ни от Олега Романцева, ни от Валерия Газзаева, называющего это одной из самых больших своих ошибок в карьере.

Поэтому ни самому Черчесову, ни РФС, ни "Спартаку" не стоит наступать в очередной раз на эти грабли.

Пока, признаться, не вижу для красно-белых явной кандидатуры. На Леонарду Жардима Федуну наверняка не хватит денег – за человеком, много лет здорово занимавшегося огранкой талантов "Монако", сделавшего клуб чемпионом при живом "ПСЖ" и четыре года кряду не опускавшегося ниже третьего места, из желающих из топ-чемпионатов сейчас очередь выстроится. Зная щепетильность Леонида Слуцкого, уверен, что из "Витесса" он посреди сезона никуда не "спрыгнет". В случае с Курбаном Бердыевым, чьему "Рубину" запретили участвовать в следующем розыгрыше еврокубков, есть большие сомнения в том, что сам Федун в третий раз предложит ему должность.

...Смотрю на обложку своей книги "Как возрождали "Спартак", вышедшей летом 2017 года, – и понимаю, как быстро в футболе летит время. Потому что на обложке – Каррера, Глушаков, Ребров и Промес.

Квинси продали. Артем – в глубоком запасе. Денис – в опале. Массимо – в отставке. А ведь с тех пор прошло каких-то 16 месяцев. И тогда они были все вместе. И на золотом банкете Глушаков начинал тост со слов: "Тренер, простите нас за Томск".

А потом все сломалось и до конца уже не восстановилось.

Виноваты в этом наверняка все стороны.

Но неправильно обелять и самого Карреру, почитание которого для определенной группы болельщиков "Спартака" превратилось в религию.

Надо просто признать, что это жизнь. И это живые люди, которых время, успехи и неудачи меняют, порой – сильно. И это несовершенное устройство клуба, которое не позволяет этим переменам быть менее заметными и болезненными.

Спасибо, Массимо! Вам очень, очень многие благодарны за сезон чуда, сезон счастья.

Но, друзья, не надо ставить знак равенства между Каррерой и "Спартаком". "Спартак" – это нечто гораздо большее. Это великая история и великие люди.

И жизнь "Спартака" продолжается.

С кем? Узнаем скоро.