Когда в команде случается экстремальная ситуация, только игра и ничто другое может дать ответ, как на нее отреагировали футболисты. Поэтому мне очень смешно было несколько предыгровых дней всюду читать о том, как плохо скажется на ЦСКА и его футболе в дерби решение руководства клуба вернуть Виктора Гончаренко. Никто не мог знать, каким оказался разговор главного тренера с коллективом после возвращения, какие слова он нашел, был ли услышан.
Если до матча он во флеш-интервью виртуозно уходил от всех вопросов о своем турне на родину, то после него признался: «Быстро пожалел о своем поступке и принес ребятам извинения... Вроде нормально отреагировали, сначала были напряженные, потом все вернулось на круги своя. Но раз выиграли, видимо, это пошло на пользу команде. Встряхнуло ребят».
Иными словами, с ЦСКА случилось подобие шоковой терапии. Но не только. Мне кажется, Гончаренко внимательно разобрал проведенную без него Сергеем Овчинниковым встречу своей команды с «Динамо» и сделал из нее нужные выводы. Если в 0:4 с «Зенитом» в обороне наблюдался проходной двор, то в Петровском парке футбол, конечно, получился чудовищный по части зрелищности, но граница (та самая, у которой часовым был поставлен Акинфеев) оказалась на замке. Не поменяв схему в три центральных защитника, Овчинников явно распорядился гораздо глубже обычного Гончаренко встречать соперников, и тройку эту подобрал такую — Магнуссон — Дивеев — Набабкин. А налево отрядил Щенникова.
Все это вернувшийся Гончаренко у Овчинникова унаследовал. Виктор Михайлович прекрасно понимал, что ему надо плясать от печки. Это «Спартаку» надо было выигрывать и наверстывать пятиочковое отставание, тогда как ЦСКА ничья полностью устраивала. «Спартак» при этом гораздо лучше действует на контратаках, чем в позиционном нападении. Один к одному — все говорит за то, чтобы отдать красно-белым мяч!
Это и красно-синие и сделали. Армейцы оказались очень дисциплинированны, бились что есть сил. Нет, большого футбола на 3-й Песчаной не получилось. Но его и ожидать в нынешней форме ЦСКА, при стиле «Спартака» Доменико Тедеско и турнирном положении команды было трудно. Большинство экспертов сходились на том, что дерби получится незрелищным, совсем не таким, как до коронавируса на Кубок России.
Но в любом случае все разговоры о плохой реакции команды на отъезд и возвращение Гончаренко развеялись духом и собранностью, которые показал ЦСКА. Сорваться может любой — хотя тренеру, взрослому человеку, конечно, это менее простительно, чем игроку. Но в этом клубе (в отличие от его соперника), какой бы нервной и трудной ни была ситуация, знают, что такое стратегическое мышление. Мне совершенно все равно, кто принял окончательное решение — Евгений Гинер или новый председатель совета директоров Максим Орешкин (а среди инсайдеров на этот счет велись споры), но ЦСКА гинеровских времен всегда был за стабильность. И в этой нехарактерной и неординарной для клуба ситуации оказался за нее. Что произойдет дальше — сказать сложно, но на короткой дистанции решение сработало.
И правда — встряхнуло. До того у тренера и команды на фоне ухудшающихся результатов могла накопиться взаимная усталость. Но за эту неделю у них имелась возможность обо всем заново подумать и многое переосмыслить.
И как-то сразу восстановилась иерархия, когда на поле все решают те, кто и должен. Акинфеев в концовке вытащил и перевел в штангу сложнейший мяч после удара Умярова. Удивительная статистика: Игорь — на 6-м месте среди вратарей мира всех времен по «сухарям», которых у него теперь 318! Впереди капитана ЦСКА — только Икер Касильяс, Джанлуиджи Буффон, Петр Чех, Пепе Рейна и Мануэль Нойер. Рубеж 300 больше не пересек никто.
Мариу Фернандес, первые два матча после перерыва проведший ни шатко ни валко и впервые за много лет спровоцировавший сомнения в себе, проявил себя во всем фирменном блеске. В последнее время спартаковские болельщики все больше восхищаются Айртоном, и во многом по делу — но тут опытный защитник решил поставить молодого на место и показал ему мастер-класс. Причем даже с элементами издевательства — в двух самых острых атаках ЦСКА в первом тайме Мариу пробрасывал мяч между ногами Айртона. Это, понятно, не самоцель: комбинации после этого стремительно развивались, и первая завершилась голом, а вторая — опаснейшим ударом Федора Чалова.
В победном голе армейцев Фернандес поучаствовал самым непосредственным образом. Получив мяч у бровки от Марадишвили, он сделал ту экзекуцию, которую футболисты называют «проверить между ног», отпасовал Кучаеву. Тот развернулся и вторым касанием пробросил мяч между бросившимся назад Айртоном и Умяровым тому же Мариу. Тот, уже сместившийся к центру, отпасовал еще левее на Николу Влашича, и спартаковские опорники не смогли помешать хорвату нанести роковой для Александра Максименко удар.
Наконец, сам Влашич. Есть ощущение, что они с Мариу Фернандесом после возвращения Гончаренко из Белоруссии тоже вернулись откуда-то из странствий, только мысленных. Балканца, в отличие от натурализованного бразильца, критиковали в этом сезоне часто, говорили, что после подписания полноценного контракта он стал не тем, что в аренде. Но в важнейший момент Никола сделал то, что от него и требовалось, — взял игру на себя и сотворил дубль.
В самой красивой атаке ЦСКА в первом тайме хавбек тоже активнейшим образом поучаствовал. Сначала сыграл в «стенку» с Мариу — как раз тогда Айртон второй раз за игру пропустил мяч между ногами. Далее уже сам Влашич совершил проход, во время которого точно тем же способом поиздевался не над кем-нибудь, а над Жиго. И выложил мяч под удар Чалову, теперь отраженному Максименко.
Заметьте: оба момента с эффектными армейскими многоходовками пришли с правого фланга их атаки, куда к Мариу Фернандесу, и без того яркому мастеру, постоянно смещался Влашич, и они (при помощи других партнеров, в частности, Кучаева) создавали там явный перевес ЦСКА — не только качественный, но и количественный.
Недоумение у меня, в связи с этим одно — неужели Тедеско и спартаковцы не понимали, что основная угроза у армейцев будет идти именно справа? И именно там надо бетонировать все так, чтобы мышь не проскочила? Так, кстати, поступили в позапрошлом туре «Зенит» и Сергей Семак, специально выпустивший Кузяева под Фернандеса. Здесь же никакой специальной работы, связанной с зоной самого большого риска, у «Спартака» не просматривалось.
А в концовке игры Влашич спокойно сделал то, что парой часов ранее, в концовке матча «Локомотив» — «Крылья Советов», в таких же обстоятельствах, при счете 1:0 в пользу атакующей команды, не удалось самарцу Зиньковскому. Того, названного (даже после игры) новым главным тренером «Крыльев» Андреем Талалаевым самым техничным в команде, при несколько пижонском ударе «черпачком» техника как раз и подвела. Влашич решил полагаться на силу. В результате в первом случае получилось 1:1, во втором — 2:0. А Никола — причем еще даже до второго гола — справедливо получил приз лучшему футболисту дерби.
«Спартак» в атаке мог сделать акцент на противоположный фланг, и в начале игры казалось, что так и происходит — ведь оба острых момента на старте, у Бакаева и Понсе, начались с активных действий Рассказова. Но то ли армейцы вовремя сообразили, откуда ветер дует, и Гончаренко дал соответствующие команды, то ли сами спартаковцы не поняли, что надо давить именно на эту болевую точку, — факт, что продолжения это не получило.
В итоге «Спартак» провел пустую, бессмысленную игру. Один-единственный футболист был в порядке — Зобнин, и тот глупо удалился (причем, справедливо) при помощи ВАР за отмашку на Облякове, после чего в футболе красно-белых закончилось вообще все. Хотя и до того не особо начиналось. Старт второго тайма, минуты до 55-й, тоже получился бодреньким, но не более того. А выход Ларссона вместо Рассказова с перестроением с 3-5-2 на 4-3-3 ничего не изменил.
Кстати, я совершенно не понял решения Тедеско не выпускать шведа в основе. По предыдущим матчам было видно, как легко он сейчас бежит, как здорово открывается, как хорошо научился читать намерения партнеров. А Бакаев после болезни совсем не в форме, и Джордан показывал, что способен выполнять его функции — вспомните один только проход и пас перед голом Понсе «Арсеналу», да и не только.
Можно было поставить его и вместо аргентинца. В итоге Зелимхан, на второй минуте чуть не забив, выпал вообще, а Ларссону пришлось на последние полчаса встраиваться в уже сформировавшуюся игру, да еще и при перестройке на незнакомую схему. И ему это не удалось. А Бакаев оставался на поле до последних секунд, когда был заменен на Маркитесова.
У «Спартака» в атаке не нашлось лидера, такого, каким был у ЦСКА Влашич. Ранней весной, в кубковом четвертьфинале, им выступал Бакаев. После болезни Зелимхан на себя не похож — и, конечно, Тедеско молодец, что публично поддержал его (как и в Черкизове Талалаев — Зиньковского). Но это не значит, что пока явно не набравшего форму полузащитника нужно держать на поле, тем более все 90 минут. Да и в других линиях лидеры, кроме Зобнина, и то до поры до времени, за собой не вели. Джикию, например, запрессинговали перед первой голевой атакой ЦСКА, и потерю, с которой все началось, сделал именно капитан. Жиго тоже оказался не способен на второй подвиг в дерби за один сезон — как вы помните, в первом круге, еще при Олеге Кононове, он сделал дубль в победной встрече — 2:1.
Увидели мы и то, что уровень игры дисквалифицированного Крала сейчас объективно выше, чем у Умярова, тем более, последний без практики потерял уверенность. Он и ошибки в поперечных передачах делал, однажды таким образом «привезя» опаснейшую атаку ЦСКА, и за Влашичем, в том числе перед первым голом, не успевал. Все это говорю без малейшей радости — Умяров с момента появления в «Спартаке» мне очень нравился, но, не исключаю, его надломил последний декабрьский матч прошлого года дома с «Ростовом», который Наиль провел очень плохо. Что ж, молодым всегда свойственны перепады, и относиться к этому надо с пониманием. Пусть вдохновится тем, как здорово после перерыва выступает за «Крылья Советов» его друг по «Чертанову» и «Спартаку» Максим Глушенков.
Конечно, Максименко в момент первого гола серьезно ошибся. Но, по моему убеждению, совершенно не нужно вешать на него всех собак. Во-первых, с каждым вратарем подобное пару-тройку раз за сезон случается, а почти всегда основной голкипер красно-белых не просто ловит, а регулярно выручает. Во-вторых, он и после ранней (27-я минута) оплошности вообще не поплыл, и все остальное время матча отыграл более чем уверенно. Мы ведь знаем (а кто не знает, тот пусть узнает), что главное — это не сама ошибка, а то, что следует после нее.
Конечно, сейчас обязательно найдутся умники, которые спишут всю вину на Максименко. Но Александр более чем достаточно и в этом, и в прошлом сезоне выручал партнеров, чтобы сейчас можно было спросить: а что они сделали, чтобы теперь выручить его? Где моменты у ворот ЦСКА, голы, остроумные действия?
Не было почти ничего. Ударов в створ, например, — всего два. Да, случился выстрел Умярова в концовке, но это — шальная пуля, а не логичное следствие игры. «Спартак», пропустив, в позиционной атаке (армейцы тут же откатились еще глубже назад) не оказался способен ни на что, и в этом, увы, нет ничего нового. Спартаковцы версии Тедеско умеют только контратаковать — что, конечно, уже хорошо, но недостаточно. Потому что для них почти смертельно пропускать первыми, после чего соперник закрывается, и у красно-белых не обнаруживается ходов, чтобы эти замки вскрыть.
Казалось бы, их должно стать больше после прихода из Самары Соболева, и форвард действовал суперстарательно, сминал соперников как мог. Но штука в том, что ничего реально наигранного, отработанного с его участием до мелочей, пока нет. Почти все идет по наитию. И, кстати, сам Соболев способен не только на силовые действия, но и на техничные — приглядитесь, какой финт он применил в самом начале матча, после чего Бакаев едва не забил Акинфееву в ближний угол. Соболев создан для того, чтобы вдавливать оппонентов в собственную вратарскую. Но, конечно, его полное взаимодействие с партнерами — вопрос времени.
К арбитру Еськову, в пограничной ситуации не расценившего падение Зобнина в чужой штрафной в первом тайме как пенальти, концептуальная претензия одна — зачем сажать всех, кого и за что только можно, на карточки? Бывают ситуации, когда без них не обойтись, но тут далеко не всегда происходило так. Впрочем, тут вопрос не только к этому арбитру. Абсолютно то же самое делали и Васильев в матче «Локомотив» — «Оренбург», и Алексей Сухой во встрече того же «Локо» с «Крыльями Советов». Есть ощущение, что такова установка с судейских верхов. Ничего хорошего в ней не вижу.
Перед игрой читал, что многие в сложившейся ситуации (в первую очередь —вокруг Гончаренко) считают явным фаворитом матча «Спартак». Читал — и смеялся. Потому что любые разговоры в любой ситуации о фаворитах в дерби ЦСКА — «Спартак» — ерунда. Перед матчем в видеопрогнозе для группы «Футбол-Хоккей Игоря Рабинера» в своих соцсетях вспоминал дерби 2008 года, когда ЦСКА был суперфаворитом, перестроенная Валерием Газзаевым команда рвала всех, а «Спартак» Микаэля Лаудрупа считался нулевым и плелся в середине таблицы. Красно-белые к тому времени не побеждали армейцев семь лет — и в случае очередного такого же результата побили бы безвыигрышный антирекорд ЦСКА в дерби.
И тут, в последнем матче Газзаева против «Спартака» (а они не брал три очка до того у этого главного тренера ЦСКА ни разу), красно-белые победили. И кто забил — Баженов! Представить себе такой сценарий до той встречи в «Лужниках» было невозможно. Но он случился. Потому что это — дерби.
А теперь семь туров не побеждал ЦСКА — и тоже выиграл.
В дерби нет заранее читаемой логики. Сейчас читалась только незрелищность матча. «Спартаку» надо было догонять красно-синих в таблице и атаковать, действовать с позиции силы — но он не умеет. А армейцы забили первыми и вот после этого уже все произошло предельно логично. Теперь разница между ними — восемь очков, и за пять туров ни о какой ликвидации этого разрыва речь не идет.
«Спартак» после коронавирусного перерыва — такой же, как и до. А почему, собственно, за это время, когда команды тренировались только три недели, он должен был стать другим?