В этом материале, мы попробуем ответить на вопрос, мог ли самый яркий игрок из вышеназванного трио — Андрей Аршавин — переехать из Петербурга в Москву.
Новость о том, что полузащитник «Зенита» может перейти в «Спартак» появилась в СМИ в октябре 2002 года. Сам Аршавин в разговоре с корреспондентом «СЭ» не стал тогда скрывать, что приезжал на переговоры с москвичами: «Я рассматриваю разные варианты продолжения карьеры и, в частности, встречался с руководством московского клуба. Но надо учитывать, что у меня действующий контракт с «Зенитом» сроком на год. Так что окончательное решение пока не принято».
Олег Романцев, не взявший Аршавина на чемпионат мира-2002, действительно очень хотел видеть талантливого атакующего хавбека в своей команде.
— Там же не только Аршавин должен был в «Спартаке» оказаться, — рассказывал в интервью «СЭ» бывший спортивный директор «Спартака» Александр Шикунов.
— А кто еще?
— Денисов и Быстров. Они в тройке шли. Мы долго тогда общались с их агентом. Но что-то в итоге не донесли, не уговорили Олега Ивановича (Романцева. — Прим. «СЭ») и президента клуба их купить. В принципе, практически обо всем договорились, но... Помню, смотрели их игру еще на стадионе «Алмаз». Не удалось подписать, ну что теперь поделать?
— Говорят, что Андрей Червиченко пожалел на трансферы смешную сумму?
— Вот нюансов я уже не помню.
— Аршавин не скрывает, что вел переговоры со «Спартаком» в 2002-м. Задал вам по телефону два вопроса: «Хотите меня видеть в команде?» — «Да» — «На какой позиции?» — «Правым полузащитником». На этом разговор закончился — там Аршавин играть не желал.
— Я хотел пригласить Андрея, это правда. Но Титова тогда он не переиграл бы. Это нынешний Аршавин способен играть где угодно, а тот подходил нам только на правую бровку.
Итак, по версии тренера, стороны просто не смогли договориться по поводу амплуа хавбека.
Кстати, Аршавин еще в марте 2002 года заявлял, что чувствует себя некомфортно на правом фланге, где его пробовал использовать наставник «Зенита» Юрий Морозов.
— Мы пока не до конца освоили новую схему 4-4-2. Я, например, не понимаю, как играть при такой расстановке, — говорил Андрей. — Да и мое нынешнее амплуа — правый полузащитник — мне, честно говоря, не по душе. Оценка моей игры на этой позиции зависит лишь от того, обыграю я своего оппонента на фланге с последующей передачей в штрафную или нет. Тяготит и близость бровки — мало пространства...
По поводу позиции вингера у Аршавина возникали разногласия не только с Морозовым и Романцевым, но и с Властимилом Петржелой, который возглавил «Зенит» осенью 2002 года.
— Между прочим, когда я пришел, мне все говорили: в центре полузащиты Аршавин — супер, — вспоминал впоследствии чешский специалист. — А я увидел, что для этой позиции в моей схеме он был физически не готов. Начал ставить его направо, но он там играть не хотел. В нападении тогда хорошо действовали Кержаков и Гартиг. Андрей сел на скамейку. А потом я вернул его в состав и поставил в нападение. И команда, и Аршавин стали играть все лучше. Как-то говорю ему: «С такой игрой скоро можешь вернуться на твою любимую позицию. Думаю, ты готов». А он отвечает: «Нет, лучше играть в нападении». Так и остался!
Отношения между новым главным тренером питерцев и талантливым футболистом складывались по-разному. Так, перед стартом сезона-2003 Аршавин вообще не был уверен, что нужен «Зениту», тем самым породив новые слухи о возможном переходе в «Спартак». Вот отрывок из его интервью «СЭ» на сборе в Испании.
— На душе неспокойно, — признавался Андрей. — До начала чемпионата всего ничего, а я по-прежнему не могу понять, на какой игровой позиции меня видит главный тренер, чувство неопределенности угнетает.
— Пробовали объясниться с Властимилом Петржелой?
— Мы неоднократно разговаривали на эту тему.
— И что же он вам сказал?
— Ты хороший игрок, но я пока не понял, где тебя использовать с максимальной для команды пользой — на фланге, в центре, в нападении или в другой роли.
— Быть может, на ситуацию влияет тот факт, что вы пока не продлили истекающий в конце года контракт?
— Не знаю.
— Кстати, в какой стадии находятся ваши переговоры с президентом клуба Виталием Мутко?
— Они близки к завершению. Мне предложен новый контракт, я отдал его на изучение знакомым юристам. Осталось уточнить несколько нюансов.
— Финансовая сторона соглашения устраивает?
— В данном случае она далеко не решающий фактор. Не стану лицемерить и говорить, что деньги не имеют для меня никакого значения. Но мне хочется иметь в «Зените» достойную зарплату и честно отрабатывать ее на поле. А получать деньги, сидя на скамейке запасных... Это не для меня.
Заметим, что в сезоне-2003 Аршавин отыграл 27 матчей в премьер-лиге (пять забитых мячей, девять голевых передач), однако в 11 встречах выходил только на замену. Петржела не стеснялся в прессе журить любимца питерской публики и его друга Александра Кержакова.
— Если Кержаков и Аршавин мечтают играть в солидных клубах за рубежом — должны работать по-другому, — подчеркивал чех. — Для этого необходим характер. А тот же Кержаков работает только тогда, когда хочет. Как красиво он заиграл против ЦСКА на глазах у тренера сборной! С «Ураланом» его на поле не было. Это, кстати, не только беда Кержакова — многих русских футболистов. Но у меня с ним все просто: не играешь так, как мне надо, — уходи с поля. Меня предупреждали: если не будет играть Аршавин, болельщики останутся недовольны. Но сейчас он сидит на скамейке, и никто ничего не говорит.
— В 2001-м отыграл удачно, но следующий сезон опустил меня с небес на землю, — рассказывал Аршавин в интервью «СЭ» в конце 2006 года. — Я задумался: может, это и есть мой истинный уровень? В 2003-м вообще перестал попадать в состав, пропала уверенность. Плюс контракт с «Зенитом» заканчивался, что тоже оптимизма не добавляло. Так продолжалось полгода. Все изменилось после того, как подписал агентское соглашение с Павлом Андреевым. Уж не знаю, совпадение это или нет. Он сразу успокоил: «Не переживай. Ты играй в футбол — а все остальное я беру на себя». С тех пор моя карьера действительно неизменно движется вверх.
Переговоры по новому контракту с питерским клубом затягивались, и 13 мая 2003 года в «СЭ» появилась новость следующего характера: «Полузащитник «Зенита» Андрей Аршавин в период летней дозаявочной кампании может перейти в «Спартак». У 21-летнего игрока в этом году заканчивается контракт с петербургским клубом, а продлевать соглашение футболист отказывается. На днях Аршавин достиг предварительной договоренности о переходе в столичную команду»
Неужели Романцев все-таки уговорил Аршавина?!
Впрочем, вскоре стало понятно, что, скорее всего, это лишь игры агентов, которые хотели поторопить «Зенит» с принятием решения. И ход, похоже, сработал. Ведь уже 23 мая «СЭ» написал: «Три полузащитника «Зенита» — Андрей Аршавин, которому в четверг исполнится 22 года, а также 19-летние Игорь Денисов и Владимир Быстров — изъявили желание продлить свои истекающие в конце года контракты с клубом. Дата подписания новых соглашений, их срок и финансовые условия будут зависеть от позиции руководства «Зенита».
В июне 2003-го Романцев покинул «Спартак», а в июле Аршавин продлил соглашение с «Зенитом» на три года.
— Очень хотел, чтобы Андрей остался в «Зените». Он — свой, питерский, любимец команды. И он остался. Будет играть плохо — я окажусь виноватым, потому что у него очень хороший контракт, — заметил в августе 2003-го Петржела.
Казалось бы, вопрос с переездом футболиста в Москву был окончательно закрыт. Но не тут-то было.
— Может, для Аршавина и лучше, что он остался в Питере, — рассуждает Александр Шикунов. - Остался у себя, на месте. Такая банда там подобралась, шикарнейшая команда! Кубок УЕФА выиграли, Суперкубок Европы, чемпионство. Слава Богу, все так получилось, что он продолжил играть в «Зените», не уехал оттуда в «Спартак». Боженька увидел, что ему лучше играть в Питере (смеется). Жизнь все показала.
Со словами Шикунова, пожалуй, можно согласиться, если бы не одно «но». Аршавин не перешел в «Спартак» в 2003 году, а свой первый трофей завоевал только в 2007-м... Естественно, одному из ведущих полузащитников страны было сложно мириться с ситуацией, когда питерцы столько лет ничего не могли выиграть.
Если в 2003 году сине-бело-голубые заняли второе место в чемпионате, то в 2004-м были уже четвертыми, а по итогам сезона-2005 — вовсе шестыми. Аршавин открыто журил трансферную политику «Зенита». По его мнению, клуб нередко приобретал футболистов, не способных решать серьезные задачи. Ему все прощали.
Ситуация обострилась летом 2005 года, когда в «Спартак» перешел друг Аршавина Владимир Быстров. 2 июля в матче с «Амкаром» (5:1) Андрей оформил хет-трик, но демонстративно не стал праздновать свои голы.
— Я очень огорчен фактом продажи «Зенитом» моего друга Володи Быстрова, — сказал он после игры. — Вполне ответственно могу заявить, что он никуда уходить из нашей команды не хотел и не строил абсолютно никаких планов относительно этого. Просто все было сделано так, чтобы он действительно ушел. Именно поэтому, когда мне удалось забить свои мячи, я не выражал никаких эмоций, оставался безучастным. Тем самым как бы использовал возможность высказать свое мнение по поводу продажи Быстрова при болельщиках «Зенита» и выразить несогласие с происшедшим.
— Между тем болельщицкая молва вслед за Быстровым упорно отправляет и вас в «Спартак»...
— Я знаю об интересе, который проявляет ко мне этот клуб. Но на данный момент я — игрок «Зенита» и никуда переходить не буду. По крайней мере, до конца года.
— А потом?
— А потом вполне могу оказаться в числе тех футболистов, которых решат продать. И хотя сейчас я, как еще недавно и Быстров, практически не могу даже мысленно представить себя вне Петербурга и вне «Зенита», надо быть внутренне готовым к этому. А пока же буду стараться наилучшим образом выполнять на поле свои профессиональные обязанности. Сегодня это удалось, и совсем неплохо.
Через пару дней лидер «Зенита» дал еще более громкое интервью «СЭ».
— Уход Быстрова — просто шок! — не смог скрыть своих эмоций Аршавин. — Искренне жалею, что он покинул команду. Не думал, что подобное вообще возможно, что так легко можно расстаться с сильным футболистом. Володя был не самым худшим игроком в «Зените».
— Многие говорят и о вашем возможном уходе. Безосновательно?
— По крайней мере, предметных предложений от руководителей других клубов мне не поступало. Хотя я же не на Луне живу: кое-какая информация до меня доходит. Да и газеты читаю. Уезжать из Питера, где родился и вырос, не имею никакого желания. Но при этом хочу бороться за высокие места, а не прозябать в середине таблицы. Если «Зенит» продолжит в нынешнем духе, готов рассмотреть предложения других команд, ставящих серьезные цели.
— Какие?
- Хочу стать чемпионом России, выиграть Кубок. Становился серебряным и бронзовым призером, но больших побед не одерживал. Даже стать обладателем Кубка России с «Зенитом» в 1999-м не успел — маленьким был. К тому же теперь все хотят выиграть Кубок УЕФА. Поняли — возможно!
В сентябре 2005-го масла в огонь ненароком подлил капитан и многолетний лидер «Спартака» Егор Титов:
— Стиль Аршавина — атакующий и немного авантюрный, отличает питерский клуб в целом, и мне очень импонирует, хотя пропускает команда немало. Возможно, стиль этот чем-то напоминает спартаковский. Не случайно, несколько месяцев назад стоял вопрос о переходе Аршавина к нам.
— Какую позицию вы считаете для него идеальной?
— Мне кажется, Аршавин — нападающий, действующий из глубины. Разумеется, он должен быть освобожден от черновой работы — подкатов и всего остального. Иначе у него не останется сил на созидание.
— Слухи. Исторически сложилось так, что «Спартаку» постоянно приписывают интерес к Аршавину. Вероятно, исходя из этого, Егор Титов и сделал такой ошибочный вывод, — предположил Андрей в разговоре с корреспондентом «СЭ».
— Вообще, можете представить себя в форме «Спартака»?
— В одной газете, когда молва в очередной раз сватала меня в «Спартак», появился забавный коллаж. Мое лицо вставили в красно-белую футболку со знаменитым ромбиком на груди. Смотрелось, по-моему, неплохо.
— Правда, что в детстве вы болели за «Спартак»?
— Да, как и 90 процентов наших мальчишек. Тем, кто играет за «Зенит», об этом теперь, наверное, говорить неудобно, но я не вижу здесь ничего стыдного. В то время в стране одна команда стабильно показывала красивый футбол. За кого же еще можно было болеть?
— Вы хотели бы стать таким же символом для «Зенита», как для «Спартака» — Егор Титов?
— (После паузы.) Никогда об этом не задумывался. Все-таки Титов больше похож на Радимова. По характеру, интересам, манере игры. Оба любят общаться с журналистами и болельщиками. Я — совсем другой. Был бы уверен, что «Зенит» десять лет будет стабильно попадать в Лигу чемпионов или Кубок УЕФА, никуда бы не рвался. Вон Быстров год назад перебрался в «Спартак», все говорили: да чего он там добьется? Но он уже и серебряным призером стал, и в Лиге чемпионов играет. А мы по-прежнему в... (В сезонах-2005 и 2006 «Спартак» завоевывал серебро — Прим. «СЭ»)
Лучший игрок страны по итогам сезона-2006 (В опросе «СЭ» Аршавин набрал 322 балла, а его ближайший преследователь Алехандро Домингес — лишь 108. — Прим. «СЭ») успокоил питерскую публику только осенью того же года, продлив контракт с «Зенитом». При этом Андрей в своем фирменном стиле прокомментировал решение остаться в клубе.
— Долго шли переговоры?
— Нет. Продлить соглашение мне предложили в конце лета. Я назвал своему агенту условия. Потом была всего одна встреча, на которой присутствовали президент клуба, агент и я. Если честно, я недоволен.
— Чем?
— Думал, подпишу контракт на своих условиях, но этого не произошло. Какая-то из сторон должна была пойти на компромисс, и в итоге это сделал я.
— В тот день вы огорошили в интервью: договор с «Зенитом» продлевать не буду, мой агент Павел Андреев подыскивает мне другой клуб. Весь футбольный Питер мгновенно встал на уши, и вечером контракт все-таки был подписан. Продуманный ход?
— С одной стороны, как я могу бороться с клубным руководством? Разве что с помощью общественного мнения. С другой — подписать этот контракт меня уговорил агент. Если бы не его настойчивость, я никогда не поставил бы подпись. Павел сумел убедить в том, что плюсов тут больше, чем минусов.
Время показало, что футболист, похоже, не ошибся. Амбиции Аршавина были сполна удовлетворены в сезоне-2007, когда «Зенит» стал чемпионом страны, обойдя на два очка «Спартак», и выиграл Кубок УЕФА.