– Вы довольны седьмым местом. "Оренбург" прыгнул выше головы?
– Я бы здесь отталкивался даже не от итогового места, а от прогресса футболистов. Это главное в нашей работе. Мне понравилось, как развивались наши игроки, как адаптировались к РПЛ, как восприняли эту лигу. Мы пробовали новые сочетания, новые схемы. В целом, на мой взгляд, команда выросла.
– А вам не досадно, что "Оренбург" лишь на три очка отстал от "Арсенала", который в итоге попал в Лигу Европы?
– Да, было совсем близко… Однако, считаю, не нужно бежать впереди паровоза. Не стоит забывать, с чего мы начинали, от чего отталкивались. Запрыгнуть в еврокубки было бы преждевременным.
– Вот как?
– Сейчас меня, возможно, начнут критиковать за боязнь, испуг. Однако, думаю, надо трезво смотреть на вещи. Прыгнуть выше головы и удариться о потолок – это очень больно! Так что наше седьмое место – оптимальное. Все должно иметь под собой серьезное основание. Инфраструктура, финансы, состав….
– То есть, пока "Оренбургу" рановато в Лигу Европы?
– Я уже как-то говорил об этом. Некоторые болельщики начали обвинять меня тогда в трусости. Но я же все это проходил будучи футболистом "Уралмаша". У нас не было глубины состава, однако пришлось выступать на два фронта – в высшей лиге и в Кубке Интертото. В Европе мы вышли из группы, едва не забрались в основной турнир. Проиграли "Силькеборгу". К чему я клоню? Во внутреннем чемпионате были уже не те эмоции, не хватало функционалки, нужного количества футболистов. То есть сказался дефицит ресурса. А когда мы подсобрались, было уже поздно. В результате покинули высшую лигу. Так что надо быть готовым играть на два фронта, к этому, конечно, нужно стремиться, но все делать постепенно, грамотно.
– А не стоит перед глазами свежий пример "Уфы"? Команда в прошлом сезоне заняла шестое место, попала в Лигу Европы. Но в итоге едва не вылетела из премьер-лиги, одолев "Томь" в стыках…
– Да-да! Казалось бы, "Уфа" уже адаптировалась к премьер-лиге, делались покупки под Лигу Европы. Но, тем не менее, пожалуй, не хватило качества состава, класса, мастерства. Это мое мнение. Когда ты играешь в плотном графике, на первый план как раз и выходит вот этот класс.
– На какое максимальное место "Оренбург" может претендовать с нынешним бюджетом?
– Наверное, неправильно с моей стороны раскрывать наш бюджет. Были проблемы по выплатам… Надо быть откровенным. Парни показали очень хороший уровень, откликнулись на нашу просьбу – доиграли сезон до конца на высоких моральных качествах. Ведь со стороны нас порой критиковали. И болотом называли, и что нам ничего не надо, мол, мы плывем по течению, уже в отпусках. Но вот эти статьи, публикации мы и использовали в качестве мотивации ребят!
– А почему приходилось мотивировать футболистов играть до конца?
– С мотивацией у них все было нормально. Мы внутри коллектива говорили о еврокубках. Каждый футболист хочет попробовать свои силы там. Мы сражались, боролись. Но немного не получилось. Ключевым стало поражение от "Енисея". А когда конкретная цель от тебя отдаляется, вот здесь уже сложно находить в себе внутренние силы продолжать сезон. Критические статьи в прессе здорово подстегивали ребят. Ну и конечно, не могли подвести наших болельщиков.
– На днях президент "Оренбурга" Владимир Кияев, подводя итоги сезона, в частности, сказал: "Хочется уйти от репутации робин гудов, когда мы берем очки у сильных команд, но отдаем их в играх со слабыми противниками".
– Весну начали с поражения от "Анжи". Но там, справедливости ради, стоит сказать о двух судейских ошибках, которые повлияли на результат матча. Отменили наш гол, не назначили пенальти. Такая вот система… Что касается встречи с Красноярском, то мы смотрелись очень хорошо, просто не реализовали моменты. Ну и судьи опять же пропустили одно нарушение… Поставили 11-метровый в наши ворота. Кроме того, сказалась усталость команды. Все-таки тогда мы испытывали серьезные кадровые проблемы. В игре с "Ростовом" потеряли трех ключевых оборонцев. Вот здесь нам немного не хватило резерва. Например, на позиции защитника действовал Андреа Чуканов.
– Незадолго до финиша чемпионата вы дали интервью "СЭ", в котором разнесли судейство, заявив: "Оренбург" судят в одностороннем порядке". Почувствовали, что руководители судейского корпуса восприняли вашу критику?
– У руководителей департамента судейства всегда очень хорошая отговорка. Они призывают нас, тренеров, заниматься своим делом. Мол, они же за нас состав не назначают. Я считаю, что судейские ошибки в наших матчах должен кто-то проанализировать со стороны. Я лицо заинтересованное, могу высказываться субьективно. Однако почему-то после ряда игр с нашим участием арбитры получали "двойки"… Это же о чем-то говорит.
После публикации моего интервью мы встречались с "Уралом". Там арбитр ошибся в обе стороны. А вот до этого играли с "Рубином", где судья каким-то образом усмотрел игру рукой у нашего футболиста… Поставил непонятный пенальти. Но уже не хочется ворошить прошлое. Двигаемся вперед. Просто, считаю, что в судейском корпусе нужно наводить порядок.
– Поясните, пожалуйста?
– Надо одинаково трактовать эпизоды, приходить к общему знаменателю. Это всем очевидно. Более качественное судейство однозначно повысит уровень нашего футбола.
– По сумме двух встреч "Оренбург" в чемпионате не уступил ни "Локомотиву" (1:0, 1:2), ни "Краснодару" (1:1, 2:2), ни ЦСКА (0:1, 3:2), ни "Спартаку" (0:1, 2:0). Это греет вам душу?
– В первом туре мы играли со "Спартаком" и уступили. Организованно действовали в обороне, но довольно робко в атаке. Сказалась какая-то психологическая зажатость. Не хватило уверенности в своих силах. Впереди почти ничего не получилось. Разбирая тот матч, я говорил ребятам: "Так не пойдет, надо уважать себя!" Конечно, необходимо с пиететом относиться к любому сопернику. Но нельзя перед ним пасовать. Надо показывать свое лицо, свой стиль, жажду борьбы. Эти вещи двигают команду вперед. На мой взгляд, игроки меня услышали. И уже следующие матчи против грандов проводили на довольно приличном уровне. Появилась психологическая уверенность. Да, где-то, возможно, нас не хватило в концовках, как, например, в Черкизове. Допустили две ошибки, хотя до этого у Сутормина был хороший момент.
– Еще одна цитата президента вашего клуба: "Я поставил задачу по выстраиванию экономики клуба. 30 процентов бюджета должны составлять продажи игроков". То есть Алексея Сутормина летом вы точно не удержите?
– Ни для кого не секрет, что мы смотрим на западные модели развития футбольных клубов. Там это большой бизнес. Португальские команды вообще живут за счет того, что ищут молодых талантов, развивают их, раскручивают и затем продают. Мы никуда не денемся. Понимаем, что футболисту нужно расти. Глупо отказываться от хороших предложений. Каждый солдат мечтает стать генералом. Из топового клуба и в сборную гораздо быстрее можно попасть.
– Сутормин уйдет в "Зенит"?
– Не могу четко ответить на ваш вопрос. Я уже говорил, что мне бы хотелось сохранить всех наших лидеров. Но как будет на самом деле? Это уже другой вопрос.
– С самим Алексеем разговаривали? Дорос ли он до уровня питерского клуба?
- Естественно, мы разговаривали. А давать советы – это бесполезное занятие. У каждого своя голова на плечах. Просто проигрывали ситуацию, пытались предсказать развитие событий, определить качества, которые нужны на другом уровне. Речь шла о психологической готовности.
– Вы выполнили задачу на сезон, контракт с вами автоматически будет продлен на два года. Почему до сих пор не поставили подписи под новым соглашением?
– Просто нужно доработать кое-какие моменты. Когда это произойдет? Пока не могу сказать. Все зависит от двух сторон – от руководства и от меня.
– Просто уже появляются новости о том, что вы можете возглавить "Рубин"…
– Новостей всегда много. Не каждой можно и нужно доверять. Пока я тренер футбольного клуба "Оренбург"
– Главный тренерский тренд РПЛ в этом сезоне?
– На чем-то одном зацикливаться, наверное, не стоит. На мой взгляд, все сработали очень хорошо, все команды развивались по ходу чемпионата. В начале сезона говорили, что РПЛ – это лига "автобусов". Вот в этом плане произошли позитивные изменения.
– Какие?
– Команды стали больше играть в атаку. А вообще от чего зависит "автобус"? Все хотят зарабатывать очки. А как это делать в играх с топовыми командами, когда уровень составов просто не сопоставим? Приходится выбирать определенный план на игру, который дает результат. Когда команда за матч проводит 7 контратак, создает 4 момента, о каком "автобусе" можно говорить?! Топовые соперники, конечно, заставляют больше обороняться, создают высокий прессинг. Но это не может продолжаться все 90 минут. Мы должны использовать свои шансы впереди, выбегать в контратаки.
– Зимой, когда в "Оренбург" сватали Массимо Карреру, вы дали довольно жесткое интервью "СЭ". В частности, сказали: "Я не боюсь прихода Карреры. При нем "Спартак" оказался в полуразрушенном состоянии". Считаете итальянца переоцененной фигурой?
– Не знаю… Мне сложно оценивать, что происходило внутри "Спартака", внутри их коллектива. Но, наверное, за тренера говорит его востребованность. При этом, конечно, надо понимать, что команда 16 лет не становилась чемпионом. Человек собрал игроков, направил, мотивировал. Просто так на ровном месте ничего не происходит. Он же не два матча провел во главе красно-белых. Зимой готовил коллектив ко второй части сезона. Поэтому заслуга, естественно, большая. А то, что произошло потом? Даже не хочется это обсуждать. Это внутреннее дело московского клуба.
– Вы сказали о востребованности. Вас удивляет, что Каррера до сих пор находится без работы?
– Наверное, российский чемпионат не самый последний в Европе. По идее, чемпионство должно гарантировать тренеру значимость и востребованность в профессии. Но, возможно, я не знаю, что происходит на самом деле. Может быть, человек получает предложения, но они не совпадают с его амбициями.
Досье
Владимир Федотов
Родился 12 июня 1966 года в Михайловске (Свердовская область).
Выступал за "Уралмаш"/ "Урал", "Дружбу" (Йошкар-Ола), "Арсенал" (Тула), "Газовик-Газпром", "Сокол".
Работал главным тренером "Урала", "Металлург-Кузбасса", "Синары". С августа 2017-го года возглавляет "Оренбург".?