Премьер-лига (РПЛ). Статьи

16 декабря 2017, 11:00

Рожденные революциями. Обозреватель "СЭ" вступает в дискуссию с Федуном

Евгений ЗЫРЯНКИН
Обозреватель

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

ОТ БАРНАУЛА ДО ПИЦУНДЫ

Широкая дискуссия, возобновленная на днях Леонидом Федуном, ведется в футбольном мире долгие годы, то вспыхивая, то затухая. По большому счету, идеи босса "Спартака" уже много раз обсуждались и даже были практически опробованы. Две из четырех – не просто разумные, но и чуть ли не единственно правильные: играть в конце ноября и декабре в южных городах и вознаграждать труд детских тренеров с контрактных, а не трансферных сумм. О проведении кубковых встреч на новостройках чемпионата мира, которым грозит запустение, смысла рассуждать нет: раз уж "Спартак" печется о них, пусть проводит там "некассовые" домашние матчи, но принуждать к такой благотворительности не нужно.

Можно вспомнить, что в союзные времена тоже вводилась подобная практика. Скажем, в чемпионате СССР 1966 года более десятка игр состоялись в "посторонних" городах: минское "Динамо" сыграло с "Араратом" в Дзержинске, "Локомотив" принимал "Пахтакор" в Барнауле, "Спартак" избрал местом встречи с одесскими армейцами Фрунзе, а динамовцы – Фергану, кутаисское "Торпедо" с минчанами потешили ульяновскую публику, "Кайрат" пригласил московское "Динамо" в Омск и так далее… Но клубам эта затея не понравилась, да и зрительская отдача оказалась слишком мала, и эксперимент не стали продлевать.

Про Кубок и говорить нечего. Когда ранние стадии разыгрывались в феврале-марте, их без смущения проводили на черноморском побережье – в Пицунде, Хосте, Леселидзе, Ялте, Гурзуфе, далее – везде от Кисловодска до Сумгаита, в Прикарпатье и Средней Азии. В 1984-м четвертьфинал ЦСКА – "Динамо" (Минск) прошел в Сочи, а "Зенит" – "Торпедо" в Сухуми. В общем-то, "Спартаку" ничто не мешает поступать так же. Дело хозяйское. Не стоит только превращать это в обязаловку.

ПЕРЕХОДНИК С ЕВРОРАЗЪЕМОМ

Ключевым в любом случае стал вопрос о системе проведения чемпионата России. И здесь идеи Федуна уже воплощались в жизнь: двухэтапную схему с "элитным" финальным кругом применяли уже не раз, в том числе, и у нас. Разница заключается в том, что прежде мы делили чемпионат страны на группы только ради перехода на какую-нибудь новую систему, и как только он происходил, розыгрыш снова становился "гладким", обычным двухкруговым.

В начале 60-х высшая лига расширилась более чем вдвое, получив пополнение почти от всех союзных республик, турнир получался слишком уж громоздким и разномастным, вот его и поделили на этапы, чтобы уполовинить количество проходных матчей и разыгрывать медали в соперничестве топ-команд. То же самое случилось в 1992-м, когда рожденный в муках российский чемпионат вобрал в себя сразу все команды мастеров из советской первой лиги и ряд из второй. В 1969-м деление потребовалось, чтобы постепенно сократить непомерно разросшийся класс "А" – именно тогда было найдено оптимальное число 16, которое потом иногда и ненадолго увеличивалось до 18-ти. Наконец, шесть лет назад два раунда перевели премьер-лигу на рельсы "осень-весна".

Федун же предлагает двухкруговой турнир упразднить, а двухраундовый внедрить на базовой основе, и не на год-два, а бессрочно. Именно так поступали европейцы. У них было два мотива: заработать на топовых матчах, которых станет вдвое больше, и поднять конкуренцию в решающей фазе чемпионата, отсекая от него аутсайдеров, – то есть, повышая остроту борьбы и на этом тоже зарабатывая.

ИСПАНСКИМИ ОГОРОДАМИ

Вы, возможно, удивитесь, но на этот шаг однажды решились даже испанцы – в сезоне-1986/87. Смысл был таким же, что сквозит сейчас в словах Федуна: слишком уж много в лиге посредственных команд, так называемого "болота", чемпионат стал серым, незрелищным, хороших игр – по пальцам сосчитать. В 1985-м на Пиренеях средняя результативность упала до 2,15 гола за матч, а 13 из 18 клубов не смогли преодолеть "планку качества" – 50% набранных очков. Как раз накануне в Испании была создана профессиональная лига, и "реструктуризация" чемпионата стала ее первым масштабным деянием.

В том необычном сезоне команды сначала провели обыкновенный турнир в два круга, после чего разделились на три шестерки. Первая определяла чемпиона, главным призом для второй была путевка в Кубок УЕФА, слабейшая – трех участников акции плей-офф на вылет, поскольку выбывал всего один клуб, и его решили выявить в дополнительном соревновании.

Получилось смешно и грустно. В "верховную шестерку" не пробились ни "Атлетико", ни "Атлетик" (чемпион 1983 и 1984), ни "Реал Сосьедад" (чемпион 1981 и 1982), а компанию "Реалу" и "Барсе" составили "Хихон", "Сарагоса", "Эспаньол" и дебютант "Мальорка". Чтобы лучше понять те реалии, представьте, что вместе со "Спартаком" и "Зенитом" в финальный этап пробились "Урал", "Краснодар", "Ростов" и "Тосно", а ЦСКА, "Локомотив", "Рубин" и все остальные рассортировались по другим эшелонам. В общем, решающий этап, затянувшись до 21 июня (!), свелся к заочному спору двух гигантов, а сыграть в сумме пришлось по 44 матча (троим несчастным аутсайдерам вовсе по 46).

Со следующего сезона по сей день чемпионат Испании проводится обычным способом.

КОМУ НУЖЕН "МОНАКО"

Тогда же, одна за другой, решили поменять форму, в надежде, что изменится содержание, соседки по центрально-европейской коммуналке Австрия и Швейцария. Австрийцы даже обогнали испанцев: их бундеслига перешла на новый уклад в 1985-м. Швейцарская национальлига – в 1987-м. Схема была одинаковой: 12 команд проводят 2-круговой турнир, 8 попадают в финальную группу, оставшиеся – в переходную с лучшими представителями второго дивизиона. Стало, конечно, интереснее, чем до того, но не кардинально, особенно в Австрии, где "Рапид", "Аустрия" и "Тироль" продолжали задавать тон, а остальные, рокируясь, оставались свитой, и когда зрителям приелась новинка, интерес стал еще ниже, чем прежде. В 1993-м в календарь вернули старый стиль. В Швейцарии конкуренция оказалась повыше, отчего эта формула просуществовала дольше – до 2003-го.

Отдельная история Швеция, которая еще в 1982-м ввела в обиход "золотой плей-офф" – с играми на вылет. Поначалу публике очень понравилось, но постепенно элемент случайности стал ей надоедать, поскольку чемпионом далеко не всегда становился сильнейший ("Мальме" пять раз выиграл первый этап и всего дважды – плей-офф). В 1991-м решили провести "традиционный" финальный этап, как в тех же Швейцарии с Австрией, но и эта рассада не прижилась. С 1993 года Швеция – как все.

В наши дни двухэтапный чемпионат культивируют Бельгия, Шотландия, с прошлой осени – Украина. Наверное, оправданно: такой подход позволяет не сокращать высший дивизион совсем уж донельзя и в то же время отбрасывать балласт, собирая в финальной пульке все сливки футбольного общества. С исследовательским любопытством изучил цифры посещаемости бельгийского "Андерлехта" на финальном этапе: постоянно около 20 тысяч (речь о домашних матчах). У "Брюгге" стабильные 27 с хвостиком, "Гент" всегда собирает под 20. Но при этом никто не катит бочку на "Остенде", чей максимум – 9000, или на "Зюлте-Варегем" (10 500). И тем более не заговаривает о том, чтобы вышвырнуть "Беверен" или "Мукрон", чья средняя посещаемость не дотягивает и до 6 тысяч.

В Шотландии, кстати, средние 6 – заветная мечта для 8 команд из 12. Да что Шотландия! Во Франции и Италии в прошлом сезоне треть команд собирала в среднем менее 15 тысяч, о которых говорит Федун. А "Монако", полуфиналист Лиги чемпионов, имеет показатель 9499.

А НАМ СЛАБО?

И все же направление дискуссии задано: избавить чемпионат страны от изобилия неинтересных матчей, от посконного футбола, влекущего поголовную усредненность. Обычным методом этого никак не сделать: на классных легионеров за пределами Москвы и Питера денег нет, а местные либо плохо обучены, либо дорого стоят – и тоже сконцентрированы в нескольких ведущих командах. Не случайно одни и те же клубы вот уже много лет ведут борьбу за медали, другие годами торчат в середине таблицы, а обмен между РФПЛ и ФНЛ – как круговорот.

Увеличивать премьер-лигу в таком положении – глупость несусветная. Для чего плодить горемык? И так-то приняли в нее совершенно не готовый Хабаровск, без конца терпели побирающуюся "Томь", а тут и "Амкар" предупредил о входе в вертикальный штопор. Но и оставлять, как есть, не хочется, и уменьшать – вот ведь парадокс! – не стоит: что это за чемпионат России из 14 команд и 26 игр? А трехкруговой (это уже 39 матчей) выглядит несуразицей из-за несовпадения количества матчей дома и в гостях – как в целом, так и против каждого оппонента в отдельности.

Оттого Федун и попытался совместить уменьшение с увеличением, предложив двухэтапный турнир. Слабых команд чуть меньше (а на втором этапе совсем нет), матчей намного больше (а на втором этапе больше половины – с золотыми вывесками). Вот только не учли, что 26 матчей за осень сыграть нереально. Какой тур сейчас проходит в Англии? 18-й. А в Германии? 17-й. В Бельгии? 19-й. Как же она успевает проводить два этапа? Очень просто: обходится без долгих каникул. 21-й тур бельгийцы завершат 27 декабря, а 22-й начнут 19 января. В России так не получится.

Минувшими месяцами мы на практике убедились, что кое-как можно впихнуть в осенний календарь 20 туров. Если совсем припрет и придется поднатужиться, теоретически удастся и 22 – но это предел как климатических, так и физиологических возможностей: футболисты просто не выдержат большей нагрузки при столь интенсивном графике, с перелетами и сменами часовых поясов, да и погода не даст разгуляться. Не забудьте, что чемпионат начался 15 июля, а в четные годы так рано стартовать не получится. И даже если высвободить две кубковые среды осенью, а на Кубок сыграть летом, кое-как удастся наскрести 24 матча, но не 26. А 24 игры в законченном турнире – это 13 команд (нечетное число) и все равно 26 туров. Хорошо, пусть все-таки 14, а недостающие снести на весну – значит, придется отобрать их у финального турнира. А для него нужны хотя бы 10, если не 14 ("семеркам", как предлагает Федун, именно 14 и требуются).

УГОЛОК ОТСЕБЯТИНЫ

Напоследок немного из принципа: "критикуешь – предлагай свое".

Итак, мы выяснили, что 18-20 осенних туров – это максимум. Можно было бы провести их в круг с участием 18-20 команд (лишний домашний матч отдать "нижней" половине), а весной зарядить две финальные пульки. Но, во-первых, 1-круговой турнир ничуть не лучше 3-кругового, а во-вторых, для этого придется раздуть премьер-лигу до непотребных размеров. Да и второй этап для тех, кто не ведет спор за медали (10-12, а то и 14 команд), получится громоздким, изматывающим и малоинтересным – даже если поставить на кон место в Лиге Европы.

14-16 команд, как уже определено, в осень 2-круговой турнир не уложат. 12 – с большущим усилием. А что, если…

Первый этап (июль – ноябрь/декабрь)

РФПЛ – 10 команд, 18 туров, 6 выходят в "Финал", 4 отправляются в "Промо-турнир"

ФНЛ – 28 команд (2 группы по 14), 26 туров, победители выходят в "Финал", 2-5-е места в "Промо", остальные – в турнир "Россия, вперед!"

ПФЛ – 9 дивизионов по 10-14 команд, по 2 победителя – в "Россию"

Второй этап (март – май)

Финал – 8 команд (6 из РФПЛ, 2 из ФНЛ), 14 туров, 1 аутсайдер вылетает в ФНЛ

Промо – 12 команд (4 из РФПЛ, 8 из ФНЛ), 16 туров (по 6 осенних матчей в лигах автоматом идут в зачет, команды из одной лиги или группы между собой не встречаются), 3 победителя поднимаются в РФПЛ

Россия – 36 команд (18 из ФНЛ, 18 из ПФЛ) в 6 группах, 12 туров, по 3 победителя остаются в ФНЛ

Остальные клубы ПФЛ в апреле-мае могли бы играть в зональных отборочных турнирах на Кубок с участием лучших любительских команд из краевых и областных первенств, а с конца июня – новый сезон ПФЛ.

В чем смысл? В том, например, что конкуренция в премьер-лиге реально возрастает в разы, искомо удваивая число топ-игр. При этом другие клубы не изгоняются из "элиты" и могут всего за полгода, в случае успешного выступления в ФНЛ, в нее войти. А еще у всех команд благодаря двум "обменным фазам" между дивизионами появляются стимулы как на финиш сезона, так и на конец календарного года – тот самый срок, когда у многих утверждаются бюджеты (от этой порочной практики мы, увы, еще долго не уйдем). Да и вернуться в обжитое стойло в случае неудачи тоже, если постараться, можно всего за полгода, а не тратить на это целый сезон. Жизнь забурлит!

60