— Как у вас дела, что вы делали последний месяц?
— Дела хорошо, отдыхал, наслаждался спокойствием. Был дома во Владикавказе с семьей.
— Не скучаете по футболу?
— Конечно, начинаю скучать. Провел анализ того, что получилось в «Химках», что нет. Понимаю, что есть какие-то проблемы. Желаю «Химкам» всего наилучшего, процветания. Слежу за ними. Жалко, что так все складывается и у них все меньше шансов остаться в РПЛ.
— Каждую игру смотрите?
— Да, в последнее время каждую, потому что мне небезразлична судьба этой команды. Это ведь был мой первый опыт в РПЛ. Благодарен, что мне дали шанс.
— Вы говорили, что каждая встряска идет на пользу. Увидели это в отношении «Химок»?
— Чтобы остаться в РПЛ, «Химкам» нужно было выигрывать у команд из верхней части таблицы. Физически ребята очень хорошо подготовлены — это показала и игра с «Ростовом». Вдесятером мы не пропустили, еще и моменты создавали. Да, проиграли 0:1, но физически команда не уступает соперникам. Тактически с новым тренером стали строже играть в обороне.
Вообще сейчас у всех тренеров тенденция отзащищаться — все играют от обороны. Легче всего научить футболистов обороняться. Например, всем строго встать за линией мяча и выбегать в контратаки. Смотреть это неприятно. Глобально команда, которая так играет, ничего не добивается. Мне же интересно развивать футбол с позиции атаки. Может, мой стиль и кажется авантюрным и не принес результат в «Химках», но на это есть ряд причин, в том числе связанных с коллективом. Плюс были околофутбольные вещи, которыми приходилось заниматься. Их много осталось за кадром.
— Играть в атаку с командой уровня «Химок» в РПЛ было правильной стратегией?
— Есть тенденция, что те, кто играет от обороны, ничего не добиваются, не занимают первые места. Просто обороняются, выполняют локальную задачу. Но на такое не ходят зрители. Такой футбол никому не нравится. 6:1 или 6:2 цепляют больше, чем 0:0. Чтобы популяризировать футбол, нужно играть в атаку. Я не кидаю камень в огород тренеров, это их выбор, но у нас очень много сильных футболистов атакующей группы, которых не видно. Фактически все команды играют в силовой оборонительный футбол, ведь очкового запаса нет, команда может вылететь.
Возрастные футболисты больше играют, потому что на оборонительный футбол затрачивается меньше энергии, а исполнительное мастерство у них есть. И к чему мы приходим? Где наша молодежь, где развитие? Тем более сейчас, когда нет еврокубков. Молодым надо давать больше шансов.
— С Ильей Садыговым вы проводили индивидуальные тренировки на сборах в Турции. Они принесли плоды?
— Мне надо было ехать на сборы раньше, чтобы подготовиться, посмотреть поля, составить план из конспектов. Садыгов тоже поехал раньше, и мы совместили приятное с полезным. Как тренеру мне только в кайф тренировать. Просто Садыгов на тот момент был один, потому что никто еще не приехал. Илья — молодой игрок, поздно начал тренироваться. Были огрехи, которые можно было подтянуть. Уважающий себя тренер должен развивать молодых футболистов. Думаю, это пошло ему на пользу, потому что я как нападающий многие вещи ему рассказал. У Ильи есть проблемы, но он их компенсирует своим желанием, каждый свой шанс использует на 100 процентов. Некоторые футболисты демонстрируют умение на 30 процентов. Кого выбирать тогда? Лично я отдам предпочтение тому, кто выкладывается на все 100.
— Вы говорили, что тактически ни одна команда РПЛ вас не переиграла. И сейчас так считаете?
— Да.
— Почему проиграли, например, «Зениту»?
— Из-за своих ошибок, мы больше ошибались. Тот футбол, который мы хотим привнести, большинство игроков не воспринимает. Когда футболисту говорят новые вещи, он не может их принять, потому что не видел такого в своей карьере. К сожалению, у меня не получилось донести идеи так, чтобы футболисты в них поверили. Плюс атакующий футбол подразумевает хорошее физическое состояние, много взрывной и скоростной работы. На это тоже многие не готовы.
— Неужели футболисты не готовы прибавлять и стараться больше?
— Не всем нравятся мои методы. Есть вещи, которые кажутся взбалмошными. Например, оставлять группу из трех человек впереди, чтобы они не отходили назад. На это нужно время, построение идеологии, доверие руководителей и всего тренерского штаба. Сначала идет отторжение, потом фаза принятия. Затем игроки понимают, что идеи работают. Но, к сожалению, в этот момент наши результаты просели. Психологически команда сломалась.
— Вы чувствовали недоверие руководства «Химок», скепсис игроков?
— Я приходил в команду не резать, а созидать. Здесь был важен коннект с футболистами. Например, тренер сказал, что надо идти налево, значит, надо идти налево. Как бы вы ни считали, вы должны это выполнять. Вам платят за это деньги, вы профессионалы.
— Были ли вы удивлены тому, что после вас в «Химки» пришел Андрей Талалаев, получивший контракт на пять лет?
— Это решение руководителей клуба и самого Талалаева. Тем более он уже работал в «Химках». Что касается меня, со мной расстались нормально. Не было такого, что я пришел и через три месяца меня выгнали.

— Главное, почему к вам после работы в «Химках» у многих людей изменилось отношение, — ваша импульсивность. Объясните, почему иногда не получается сдерживать эмоции?
— Это меня не красит, стараюсь над этим работать. Но есть определенные эпизоды, на которые легче реагировать так — выплескивать все, что есть. Со стороны смотришь, думаешь — дурак. Кто меня лично не знает, меня так и видит. Но зато я честен, даже на пресс-конференциях. Я могу надеть маску и отвечать «да» или «нет», но это неправильно. Есть определенная грань, которую нельзя переходить. Я ее пару раз перешел, буду стараться так больше не делать.
Но вообще без эмоций я не смогу. Те, кто это осуждает, не должны переходить грань. Когда люди переходят на личности, это говорит об их интеллекте, уровне развития. Они могут обсуждать поведение, осудить, но переходить на личности неправильно. Некоторые из них даже не тренировали! По-моему, такое надо пресекать. Если оскорблять, то надо это делать в лицо. Готов с каждым поговорить, объясниться. Моя совесть уж точно чиста, а вот они должны задуматься.
— Канчельскис сравнивал «Химки» с бойцовским клубом, а Губерниев называл футбол команды недоразумением.
— Они могут говорить все что угодно, но не имеют права переходить на личные оскорбления. Пусть меня увидят и в лицо это скажут. Готов даже на федеральном канале с ними встретиться. Они хотят реакции, шума, привлечь к себе внимание — все воздух, пиар. Мы должны обсуждать тактику, а не эти вещи. По всем своим играм могу предложить тактические разборы. Пусть наши футбольные специалисты анализируют и обсуждают, это было бы интересно. Такое есть в Италии, Англии.
— Вы злитесь из-за подобных комментариев?
— Я злюсь только на оскорбления. Просто не заслуживаю, чтобы меня оскорбляли. Каждый может ошибиться. Человек лежит в луже — кто-то по нему пройдет, а кто-то поможет и поднимет. Я — второй тип людей.
— В любой ситуации, когда кто-то переходит грань, вы сможете этот конфликт оставить исключительно в словесной плоскости?
— Не всегда, бывают разные ситуации. Если ты ни разу не общался с человеком, смотришь видео и оскорбляешь, когда человек тебе ничего плохого не сделал, разве это правильно? Почему это не осуждается, почему мусолится? Этот человек хочет пиара. Даже сейчас мы рассуждаем, и я даю повод для раскачки. Получается, становлюсь с ними одного уровня, чего не хочу делать.
— Аяз Гулиев говорил о взаимоотношениях с вами, сказав: «Считаю, что все нужно говорить в лицо».
— С Аязом у нас были непростые отношения. Это началось со сборов, потому что там была определенная работа. Это наша кухня. Все вещи, которые я говорил Аязу, сбылись. В футболе нет мелочей. Если футболист работает, его Бог вознаграждает, работа в песок не уходит. Мы с ним друг друга поняли. Сейчас он показывает очень хороший футбол, готов физически, хотя и работал индивидуально. В плане подготовки была заложена определенная работа — пока он ее не выполнил, не возвращался в общую группу. Сначала были какие-то конфликтные ситуации, но потом мы пришли к общему знаменателю.

— Были ли у вас предложения возглавить какую-нибудь команду за последний месяц?
— Можно сказать, что не было. Пока никаких разговоров, ничего.
— А если придет предложение из Европы?
— С удовольствием поработал бы в Европе, но мешает языковой барьер. Английский язык должен быть в совершенстве, чтобы определенные вещи до игроков доносились так, как тебе хотелось бы.
— Планируете посетить какие-то стажировки?
— Отношусь к ним скептически. Многие тренеры не показывают того, что хотелось бы мне. Я был на стажировке у Бердыева, вот с ним получилось поработать плодотворно. Он многое знает до мелочей. В таком формате я бы хотел стажироваться, но не подпускают. Особенно за границей — показывают какие-то вещи, которые не относятся к футболу.
— Есть ли у вас понимание, какими должны быть взаимоотношения футболиста и тренера за пределами поля? Например, куда можно вместе сходить.
— Взаимоотношения могут быть разные, но всегда нужно соблюдать субординацию. Футболисты младше, потому должны проявлять уважение к старшим. Можно пообщаться за чашкой кофе два-три раза, если нам обоим это надо. Но делать такое каждый день — бред. Каждый должен быть на своем месте: тренер — что-то требовать на тренировках, футболисты — выполнять это. Остальное мне вообще неинтересно. Некоторые тренеры любят поковыряться в грязном белье: кто-то куда-то пошел, выпил, кальян покурил — штраф миллион долларов и в дубль. Это бред, мне такое неинтересно.
Дисциплина должна быть в первую очередь на футбольном поле. В остальном футболисты — взрослые люди. Например, я скажу им не пить колу. При мне не будут, а выйдут на улицу и три банки выпьют. Я не могу запретить людям делать то, что они хотят. Хочешь — пей, но это вредно.
Или еще пример — чистка зубов. В Европе доказали, что чистка зубов после тренировки дает плюс 40 процентов к восстановлению, снижается травматизм. Но сейчас если дать футболисту из ФНЛ после тренировки зубную щетку, он посчитает тебя дебилом. Нельзя из-под палки всем давать зубные щетки. Надо сказать, что это научно доказано, хотите — делайте. Может быть, кто-то один прислушается, уже будет хорошо. Если нет, значит, им не надо. Значит, не достигли того уровня, чтобы в таком формате смотреть на футбол. Тот же Роналду разделяет сон, питание, там другой уровень!
— Кто-то в вашей команде практиковал чистку зубов после тренировки?
— Нет.
— Почему?
— Не заставишь! Хотя заставлять не надо, надо доносить. Я скорее советовал. Говорил, что такая тема есть.
— Был ли хоть один футболист, который этому совету последовал?
— Я не спрашивал. Может быть, и есть такие. Я же не буду подходить к футболисту и спрашивать, почистил ли он зубы. Сами они мне не говорили. Если хоть один это делает, то уже приятно, потому что это на самом деле доказано. Насколько я знаю, Евгений Калешин применял такой метод в «Балтике».
— Что должно случиться, чтобы подобные вещи прижились в России?
— Должно смениться отношение в футбольном клубе в целом. Возьмем «Порту» — люди приходят на базу в 10 утра, уходят вечером, у них берут анализы, прописывают индивидуальное питание, тренажерный зал. Каждого футболиста ведет тренер по физической подготовке и другие специалисты. Если будет такой подход, футболисты будут только рады. Скажете, что для этого нужны большие деньги? Да не нужны они! Должно быть желание. Тех денег, которые есть в РПЛ, хватило бы для организации подобного. Но, к сожалению, ничего не организовано. В «Зените» — да, в «Спартаке» и «Динамо» — да, но не до такой степени. Мне бы хотелось, чтобы такой подход был у нас везде. Все эти идеи есть в свободном доступе.
— Когда вы были футболистом, то не скрывали, что можете позволить себе выпить в адекватном количестве. Поменяли к этому отношение, когда стали тренером?
— Не поменял. Все мы люди. Вы же в день рождения можете выпить вино или пиво? Почему не можете выпить два бокала пива, когда в Германии это делают? Взяли бы дорогое пиво и выпили после игры, чтобы восстановиться. Почему нет? Это же круто. Просто у нас есть такая особенность, что мы не можем остановиться после пары бокалов. Если я буду запрещать игрокам пить, то они пойдут и все равно выпьют, потому что это жизнь. А если человек не пьет, то он и не будет. Я вообще до 27 лет практически не пил, потом прошел какое-то становление как футболист и уже потом мог позволить себе вино или пиво, оставаясь в адекватном состоянии. Я просто хочу, чтобы наши футболисты были профессионалами.
— В Серии B в «Венеции» есть финн Йоэль Похьянпало. После покера в ворота «Модены» он прямо на поле выпил стакан пива. Если бы подобное исполнил ваш футболист, как бы вы отреагировали?
— Нормально. Вы считаете, что кола лучше влияет на организм после игры, нежели пиво? Тем более если пиво натуральное. В Испании перед игрой в обед можно выпить немного вина. Я это видел сам.
— А как относитесь к курению?
— Негативно! Курение очень плохо влияет на двигательную деятельность, на сердце. Представляете, что происходит, если человек курит и выполняет огромную физическую работу? Это влияет на долговечность футболиста. Курить — страшно! Сам я не курю.
— Представим такую ситуацию: вы узнаете, что кто-то из ваших подопечных курит. Ваши действия?
— Я постараюсь его отговорить и направить. Но это его личная жизнь. Я могу требовать только там, где моя вотчина, а это — тренировочный процесс и игры. В остальных вещах я лишь направляю. Футболист сам может понять, что если он будет курить, физическое состояние будет плохим, увеличится травматизм, соответственно, у него станет меньше шансов играть. Но если он на поле делает все, что от него зависит, и работает на сто процентов на тренировках, тогда какая мне разница?

— Вы сторонник расширения РПЛ. Почему?
— Должна быть разножка для тренеров, которые хотят играть в атакующий футбол. Очень тяжело проповедовать такой стиль, когда у тебя 16 команд и над тобой довлеет результат. Когда команд 18, у тебя на четыре игры больше, больше и запас очков. Плюс еще как минимум пятьдесят дополнительных футболистов будут выступать в РПЛ. Это точно не скажется негативно. Нужно давать молодежи возможности для роста. Сейчас четыре команды в ФНЛ готовы играть в РПЛ. Говорили, что «Факел» не готов. Посмотрите, как они играют, так еще и сколько зрителей ходит!
— Если расширять РПЛ, то до скольки команд?
— До 18 минимум.
— Туфан Садыгов предлагал 36.
— Думаю, что на данный момент оптимально именно 18 команд, чтобы посмотреть, как это работает.
«Кто-то хочет создать вокруг «Химок» клоунаду!» Туфан Садыгов — о скандале с Гогниевым и предложении расширить РПЛ
— Насколько интересной идеей вам кажется реформа РПЛ?
— Мне она кажется интересной. Если командам из первой пятерки уже неинтересно играть, то это не проблема чемпионата. Чемпионат подразумевает игру «каждый с каждым». Нельзя разделять лидеров и аутсайдеров, все должны быть в одинаковых условиях. С другой стороны, если взять вторую лигу, в которой так сделали и команды играют друг с другом, а после первого круга делятся на группы, тогда это еще нормально.
— Семак про реформу РПЛ сказал: «Терпеть надо с любовью». Реформа может помочь повышению интриги в борьбе за чемпионство?
— Интрига изначально все равно есть. У превосходства «Зенита» много факторов. Например, все ключевые эпизоды трактуются в его сторону. Если есть спорные вопросы, то зная, что это чемпион, все вопросы решаются в пользу «Зенита».
— Объясните.
— Если есть какие-то пограничные эпизоды, они всегда трактуются в пользу команды, которая на первом месте. Например, поставить пенальти или нет. Когда момент спорный — 50/50, выбор обязательно будет в пользу «Зенита». Если это команда другого формата, будут думать. Могут принять и другое решение.
— Есть еще причины, почему никто не может сдвинуть «Зенит» с пьедестала?
— Уровень футболистов «Зенита» на данный момент на порядок выше, чем у других. А еще есть качественная скамейка. Поймите одну вещь: уровень РПЛ и ФНЛ упал. Никогда не было такого, чтобы 50 человек из ФНЛ попадали в премьер-лигу, притом что число команд осталось тем же. Когда играл я, здесь выступали Олич, Вагнер, Жо и другие. Одни представляли сборную Бразилии, другие переходили в «Баварию» и другие сильные европейские команды. С «Зенитом» локально кто-то может в одной игре пободаться, но в целом они на голову выше всех. Плюс есть финансовая составляющая.
— Насколько важна фигура Семака в успехе «Зенита»? Есть мнение, что можно поставить любого на его место, и он станет чемпионом.
— Это неправильно. Сергей Богданович был капитаном ЦСКА, когда мы играли вместе. Он настоящий спортсмен, требовательный к себе. Не сомневаюсь, что успехи «Зенита» — это заслуга Семака. Такую команду тоже нелегко тренировать, ведь это и футболисты, и тренерский штаб, и руководители. Семак создал эту команду в «Зените». Сейчас он состоялся как тренер.
— Какой вы видите потолок для Семака? Некоторые думают, что он может стать следующим тренером сборной или уехать в Европу.
— Почему нет? У нас всегда тренера судят по результату. А у кого результат выше, чем у Семака? Нет ни одного российского тренера, который добился стольких титулов. Даже как футболист он выиграл чемпионат России с ЦСКА, «Рубином», «Зенитом». Как тренер выиграл пять чемпионатов. Честно скажу, тактически с «Зенитом» играть очень тяжело, потому что они используют гибридные схемы, перестраиваются. Футболисты настолько обучены, что, если что-то не получается, они сразу перестраиваются.
— Что можете сказать про «Спартак»? Какое-то время его называли главным из возможных конкурентов «Зенита» в РПЛ.
— Абаскалю сначала хлопали, теперь с результатом не идет. Но посмотрите, за счет чего у нас иностранные тренеры оставляют хорошее впечатление: они ставят молодых. То же самое, что сейчас делает Абаскаль, в «Динамо» осуществлял Шварц. Иностранный тренер — самодостаточный. Знает, что если ему скажут не ставить молодых, он уйдет и получит огромную неустойку. Он застрахован и просто кайфует в России. Ему все равно, кто сколько получает — если молодой футболист лучше конкурентов, то будет играть.
— Можете назвать свой топ-3 тренеров РПЛ?
— Первый — Семак. Потом Федотов. В ЦСКА всегда есть коллектив, любой приходящий в этот клуб тренер растет, ему дают поработать. Надо отдать должное Евгению Гинеру за то, что он сохраняет всё в таком формате. Третий, наверное, Личка, потому что он сделал большое перестроение «Оренбурга» — забивают много мячей, показывают красочный и яркий футбол.
— Как вы относитесь к нововведениям в футболе, например к ВАР?
— В России это доходит до маразма. ВАР должен быть чуть быстрее. Судью зовут к монитору, а он идет и понимает, что ему нужно быть солидарным с решением ассистентов. Только позвали, а у него уже паника в глазах, по три-четыре минуты смотрят один эпизод. Бред какой-то. В штрафной чуть зацепили — пенальти. В другой хватают — игровой момент. Это маразм! С ВАР у судей еще больше развязаны руки, а хотелось бы наоборот. Сейчас доходит до того, что выборочно смотрят любой момент, когда эпизод прошел и футболисты сами не обратили внимания. В моем случае с «Ростовом» так и было — игроки уже переключились, а судья взял и поставил пенальти.
— То есть ВАР необходим, но мы им пользоваться еще не научились.
— Все правильно. Надо как-то коллегиально с футбольным сообществом это решить. Судьи стали кастой, которая решает все. Года два назад я говорил, что судьям тоже надо давать слово, пока они не остыли, спрашивать, почему приняли то или иное решение. Они тоже люди и могут ошибаться.
— Вам нравится, когда после матчей выкладывают переговоры судей на поле?
— Это в любом случае интересно обывателю. Есть ряд судей, которых я очень сильно уважаю за их решения, хоть они и ошибаются. Для себя я знаю, что они делают это уверенно, потому что так видят эпизод. Ладно, назову одного — Безбородов. Он квалифицированный судья. Да, ошибается, но может отказать ВАР, дает высокий уровень борьбы, какие-то левые эпизоды вообще не рассматривает. Он зарекомендовал себя на очень высоком уровне, таких судей надо отмечать.

— В последний год стал особенно популярен медиафутбол. Что вы о нем знаете и как к нему относитесь?
— Отношусь вполне нормально, некоторые вещи знаю. Тенденция медиафутбола в том, что на него ходит много людей. Бывает, что на футбол профессиональный приходит меньше.
— С чем это связано?
— С чистотой помыслов — в медиафутболе в первую очередь приходят играть. У них нет заоблачных финансов, они просто кайфуют. Драйв — зрителю это нужно! Медиафутбол показывает, что в наш профессиональный футбол надо возвращать эти вещи. Ему не хватает этой искры, этой правды! Медиафутбол должен быть. Плюс у людей, которые закончили профессиональную карьеру или даже не смогли ее полноценно начать, появляется новый шанс. Это прикольно и классно.
— Денис Давыдов ушел из «Химок» в аренду в медийный клуб «Броук Бойз». Как вы относитесь к подобным переходам?
— Еще Дима Кобесов сейчас выступает в МФЛ. Отношусь нормально. У меня был прецедент с Глушаковым — для меня это просто не формат. Есть определенный клуб, в котором ты получаешь деньги, с которым у тебя есть контракт. Когда ты едешь играть в МФЛ, то должен как минимум учитывать риск получения травмы. Профессиональный футбол — твоя работа, за которую ты получаешь деньги. Если ты профессионал, то надо относиться соответствующе.
— Александр Соболев проводил тренировки в своей медийной команде.
— Это другая история. Он же не играет за эту команду, а тренирует и спонсирует. Он создал команду и хочет, чтобы в ней ребята развивались.
— Удивило ли вас выступление медийных команд в текущем розыгрыше Кубка России?
— Меня удивило. Конечно, их участие скорее пиар. Но я считаю, что это нормально. Некоторые команды второй лиги, с которыми они играли, состоят из молодежи, но из успехов медиафутбольных клубов в матчах с ними начали раздувать сенсацию. Повторюсь, это не профессиональный футбол — у этих команд есть свой потолок.
— Уже обсуждается идея приглашения медийных клубов в следующем сезоне.
— Это вполне нормально. Вдруг люди, которые играют на уровне медийной лиги, будут настолько сильными, что пройдут до определенного уровня? Но мне кажется, что чего-то сверхъестественного не произойдет.
— Не так давно ЦСКА проиграл 2DROTS. Вас это не удивило?
— А что меня должно было удивить? Это товарищеская встреча, люди вышли поиграть. Это пиар-акция, которая не имеет отношения к профессиональному футболу. Игроки ЦСКА не старались играть строго на победу. Может быть, поражение повлияло репутационно, но в этом нет ничего такого.
— Вы можете себя представить в какой-то далекой перспективе тренером медиафутбольной команды?
— Говорят же, что не надо ни от чего зарекаться. Тренировать приятно везде. Если будет работа только в медийном футболе и не будет никакой другой, конечно, я с удовольствием буду трудиться там. Любая работа лучше, чем ее отсутствие. Но мое желание заключается именно в работе с профессиональными футболистами в профессиональных командах.
— ФНЛ-2 или МФЛ?
— ФНЛ-2, конечно.
— Сейчас Артем Дзюба и Леонид Слуцкий участвуют в различных комедийных шоу. В одной очень жестко шутят, даже матерятся. Как относитесь к такому?
— Именно к этой программе отношусь не совсем позитивно. Все-таки много мата, для меня это не очень приемлемо. В эту программу я бы сам не пошел, мне это неинтересно. Но если это смотрят и это нравится людям, это заходит, тогда почему нет? Я не осуждаю, но сам бы в таком формате не общался.
— Дзюба долгое время был свободным агентом. Была ли мысль пригласить его в «Химки»?
— В таких моментах есть определенная финансовая составляющая. У нас такой возможности не было.
— «Локомотив» сорвал джекпот, подписав Артема?
— Конечно. Он забил все, что можно! Даже подумать не могли бы, что он так будет играть. Да и стилистически эта команда ему подходит. Очень много скоростных футболистов, которые делают черновую работу, а Дзюба выступает в роли наконечника.
— Почему тогда у него не получилось в Турции?
— Не было такого доверия. Туда он ехал играть с чистого листа. Очень тяжело начинать все сначала, как это было в Турции. Плюс тебе еще не доверяют, к этому прибавляется языковой барьер. А по Дзюбе видно, что он компанейский парень, который любит пообщаться. Все это сложилось в то, что ему стало некомфортно. Плюс тренер перестал доверять. Возвращаясь в Россию, он понимал, что это его последний шанс заявить о себе вновь. Но Дзюба уже давно доказал, что является топ-футболистом для РПЛ.
— Может быть, за время вашей работы в «Химках» был какой-то несостоявшийся трансфер, за который вам обидно?
— Мы хотели взять нападающего, но по определенным причинам не получилось.
— Это Зе Луиш?
— Не будем называть все фамилии, но не только он.
— Что именно не срослось с Зе Луишем?
— Не знаю. От меня как от тренера требовалось сказать, нравится он мне или нет. Я сказал, что нравится, хотя его физическое состояние было не лучшим. Я считал, что он нас усилит. Помимо него был еще ряд футболистов, которых, к сожалению, не смогли подписать.

— Вас часто узнают на улице?
— Во Владикавказе — практически все. В Москве тоже бывает. Конечно, это приятно, но повышенное внимание я не очень люблю. В фото отказываю очень редко, практически никогда. Если это важно человеку, который ко мне подходит, как я могу отказать? Я делаю человеку приятно, а значит, мне приятно вдвойне.
— Как вы относитесь к стереотипу, что "футболисты зажрались"?
— Я смотрю на все философски. Разные футболисты — разные ситуации. Всех под одну гребенку грести нельзя. Вот идет футболист и видит, что кого-то обижают, вступается, бьет кого-то и ломает челюсть. И потом это может быть представлено в совсем другом ключе. Ситуации бывают разные. Мое мнение — когда надо защититься, надо защищаться. Но, конечно, нужно стараться избегать рукоприкладства, стараться разговаривать и решать всё мирным путем.
— Если драка неизбежна, бить надо первым?
— Конечно. Тем более если у противника преимущество.
— В этом сезоне в матче «Зенит» — «Спартак» случилась массовая драка. Как бы вы повели себя в той ситуации?
— Не знаю, потому что я в ней не был. Это эмоции. Меня учили не драться, но как футболист я попадал в подобные ситуации. Меня дисквалифицировали даже не за драки, а за неспортивное поведение. Тогда я был молодой, но сейчас понимаю, что это некрасиво. Точно так же, как и когда не сдерживаюсь уже в роли тренера. Надежно и удобно «сидеть потише, чтобы никто не услышал» и плыть по течению, но все-таки это не мое. Лучше иногда плыть против течения, потому что в конце него может быть водопад.
— Если бы вы оказались в том матче между «Зенитом» и «Спартаком», вы скорее были бы человеком, который принимает участие в драке или пытается всех разнять?
— Я мог бы быть и инициатором. Никто не знает, все зависит от ситуации. У меня в игровой карьере был случай: соперник наступает мне на пятку, бьет в ребро. Я поворачиваюсь и говорю ему: «Ты что делаешь?» Он отвечает в грубой форме, затем продолжает провоцировать. Он знает, что я вырос на Кавказе и для меня некоторые слова — как удар. Лучше бы ударил, чем что-то сказал. И вот эти вещи происходят на протяжении всего матча. После забитого гола этот человек подбегает ко мне и начинает что-то говорить. Потом уже я забиваю гол, не сдерживаю эмоций и получаю четырехматчевую дисквалификацию. Где справедливость?
Был случай в тренерской практике, когда я возглавлял «Аланию» и у меня случился конфликт с судьей. Мне дали восемь игр дисквалификации. Тедеско бьет судью по лицу — ему дают два матча. Справедливо?
— Кем вы видите себя через три года?
— Тренером. Хочется добиваться чего-то. Хочу, чтобы моя идеология сработала. В «Алании» она сработала, но не сработала в «Химках». Хочется доказать себе и другим, что это не взбалмошный футбол, а вполне адекватный.
— Вам интересна работа именно в РПЛ?
— Конечно. Но, учитывая то, что мы показали в РПЛ, этот расчет кажется ненадежным. Руководитель, который принимает решение взять того или иного тренера, все-таки подумает брать меня или нет, потому что мой футбол связан с определенным риском. Но мы знаем, что тот, кто не рискует, не пьет шампанского.
— Хотели бы когда-нибудь вернуться в ЦСКА в качестве тренера?
— Конечно. В ЦСКА, как я уже говорил, каждый тренер прогрессировал. Из тренеров, которые не прогрессировали, на моей памяти только Жорже.
— А Олич?
— Ну, ему дали шанс. Как и Березуцкому. Олич скорее исключение из правил.
— Смогли бы вы как бывший футболист ЦСКА работать в «Спартаке»?
— Я как тренер допускаю возможность работы в любом клубе. Потому что история футболиста и тренера — две разные вещи. Но, конечно, если будет выбор между ЦСКА и «Спартаком», я выберу ЦСКА.
glyhoi94
Солидарен!:handshake:
18.05.2023
Koshkin Dom
Кореспонденты зубры,сожрали с костями беднягу Гогниева. Один Микеле Антонов,прости Господи,чего стоит.
17.05.2023
сергей никитин
Ты уникальное создание: у тебя выпадение прямой кишки происходит не только из твоей неопрятной жопы, но и прямо из вонючего рта. Не зря адреса всех психушек знаешь, родные же стены ! Я вот , к примеру, и не знал не только о самом заведении, и уж тем более адреса, а ты вот все знаешь. Ты , наверняка, и адрес Кунтскамеры знаешь, откуда ты убежал, чтобы на воле народ пугать, так ведь? Ну сознайся...
17.05.2023
LeoAyu-Dag
Большие победы приходят только к командам которые показывают гармоничный футбол - все в атаке, все в обороне. В истории футбола была лишь одна команда которая длительное время одерхивала блистательные победы, отдавая предпочтение лишь только атаке. Это сборная Бразилии 60-70-х годов - *Мы забьем вам столько, сколько захотим, а вы нам сколько сможете.* Но ведь какие люди тогда играли у бразильцев в атаке. Легенды! Их имена до сих пор помнят и почитают не только в Бразилии, но и во всем мире. Что же касается РПЛ и *Химок* времен тренерства Гогниева, то он похоже так и не понял, что с теми игроками что у него были в атакующей линии отдавать приоритет лишь атаке было бессмысленно.
17.05.2023
lvb
Правильно, никитин".. Гогний и есть тот уровень, на коем ты способен хоть что-то понимать. Вялотекучка детектед, тебе надо .. процедуры. Элктрошок и ледяные ванны тебе показаны.. ".. и тебя вылечат"(с)
17.05.2023
lvb
Грушинский", опять фестивалишь? Тут в палате субульки как раз место освободилось.. "Бинарного" перевели на усиленный режим, процедуры не помогают. Иди, сдавайся, клоун. Адрес . Ленинград, Загородное шоссе,2.. Психоневрологическая клинина им. П.П. Кащенко. Тебе там примут, для опытов). Они ноне на невменосах из СМИ специализируются, говорят -эпидемия вялотекучки среди зенитовских и конских глоров. Постоянно их привозят, с разорванными огузками. Поспеши, а то опоздаешь))
17.05.2023
сергей никитин
Очень толковый молодой человек, говорит довольно много полезных и интересных вещей, не всегда бесспорных, но безусловно интересных. А главное человек живой, ищущий , идущий вперед, ошибающийся , но стремящийся достичь совершенство. Вот это то, что необходимо нашему футболу , и не только ему, а и всей стране!! А много ли можно построить с со слизняком семаком, или с николичем, или с шалимовым, губерниевым, черданцевым и иже с ними. Их поставили на должности, положили приличные бабки и им ничего уже не надо в этой жизни. А Спартак , он и есть Спартак!! Тут и добавить нечего. Что римский гладиатор, что клуб, что Спартак Гогниев!! Марка наивысшего качества и постоянного стремления вперед - закреплена пожизненно!!!
17.05.2023
Против зоофиллв
с Кончитой?
16.05.2023
Дмитрий Ушкачев
Мели, Емеля, - твоя неделя.)
16.05.2023
Против зоофиллв
этот хрен умный, потому что томкина жена, стать прхржим на Рюрика, его Годубая мечта
16.05.2023
Армеец
Типичный гопник рассуждающий и делающий вид матерого профи,пусть и в начале карьеры Тренера..И да-типичный житель гор...Как футболист,так и как тренер был чрезвычайно несдержанный..Кстати,если сравнивать с тем же Газзаевым,то просто го..но...Валерий Г. тоже кавказец,но руки не рапускал...Вряд ли состоится,как большой Тренер!
16.05.2023
NGE
Те, кто до сих пор считает СБСа тренером уровня Уфы))
16.05.2023
Правдобур
Вообще то лучше никого и никогда не оскорблять, даже Зергута, он неплохой человек, хотя и свинья....
16.05.2023
LemieuxMario3
во главе с томасом)))
16.05.2023
lvb
Ну не то что ты, Валек)).. Ты есть "Цветок в проруби", размокший))).. Для меня ты токсичен и нерукопожат, ибо ты неадекват и глор.. сам знаешь какой команды. Посему сюда более не пиши. или будешь нарываться на оскорбление и полив , типа как уже нарвались те же "Спринт" или "бинарный" с "никитиным".. Ну и ставить диз, при этом еще писать гадости.. надо быть сопливым тинейджером. Покедова, ущербный)
16.05.2023
Highlander
Самое правильное дело это оскорбить и дать в лицо. Ну или наоборот.
16.05.2023
Дмитрий Ушкачев
Верно. Оставь геев в покое. Гогниев в раздевалке отвязывается по-полной потому, что его "отвяз" не выносят на публику. А на публике - он добропорядочный и стеснительный. Доктор Джекилл и миссис Хайд - это символ ханжества (двуличности). И не переходи на личности, иначе ты - невежда.
16.05.2023
Valekka
Ты называешь Гогниева "Ханжой". Если ты малограмотный,я тебе поясню : "Ханжа"-это двуличный,лицемерный человек! В чем двуличность Гогниева.Я-доверенное лицо любого адекватного мужика.Не пи....ра,а мужика.
16.05.2023
Дмитрий Ушкачев
Не перекипятись! Раздухарился. Я Гогниева чем-то оскорбил? Есть футболисты, оскорбленные им, но они предпочли свару замести под плинтус. Ты - доверенное лицо Гогниева? Нет? Тогда я не понимаю твоего спича. Ты тоже оскорблен? Я пишу сам за себя. Не матом. Страна перенасытилась, в том числе, благодаря тебе. Оба приведенных тобой примера важны в контексте, а он - разный. Их нельзя объединять. Не срывай крышку с чайника (если, конечно, трезвый).
16.05.2023
Valekka
Вообще в курсе значения слов,которые произносишь? Тебе даже экстрасенс не сможет довести до твоего сознанания,что Гогниев из народа, мужчины которого, имея такой возраст не позволят себе в обществе мат.Как человек он не "Ханжа",а импульсивный,эмоциональный,с повышенным уровнем справедливости.Страна в которой мы живем перенасытилась лицемерами и популистами,одно и то же явление могут назвать и мерзким и прекрасным.В зависимости от настроения или по скудоумию.Чтоб ты понял : когда Семин крикнул перед камерой : " Бл...дь,один х.. мы вас сделаем!"-его оштрафовали и предупредили.Когда в камеру Евсеев кричал : " Х.. вам!!!" -его возвели в ранг нац. героя. Гогниев говорит о том,что, как многие г....ны на ветках,осознавая свою безнаказанность,оскорбляют,не зная ничего о человеке,в том числе матом.Можешь иметь мнение,тролить-но не переходить на личности.А если есть душок- найди возможность встретиться и оскорби в лицо.Но где он,этот дух ? У женщин под юбкой его больше.
16.05.2023
Artorixus
Ну да, ну да... Хороводы и чистка зубов, это вам не что нибудь, это вам не того-не этого самого, это уже революцией в футболе по-пахивает. А ну как Химки начали бы выносить всех подряд да с разгромами, вот была бы потеха, так потеха. А там, где хороводы в штрафной, да зубные чистки в перерывах, появились бы дезодоранты для подмышек и лосьёны после бритья, вальсы с гопаками и Яблочками, да городки с домино ... Не футбол, сказка!
16.05.2023
Остров заячий
А Абаскалю?
16.05.2023
kotofeyivan
С головой проблемы у человека....
16.05.2023
инок
Тренер которого зовут Спартак, априори не может быть скучным и заурядным..)
16.05.2023
Дмитрий Ушкачев
Что сказать-то хотел? Что Гогниев стесняется на площади матюкаться? Я сказал, что Гогниев - ханжа.
16.05.2023
ёzhic8
"Доцент бы заставил" а этот ...
16.05.2023
svnest
на что уж я всегда всё дочитываю здесь терпения не хватило... клоун... бузова футбольная...
16.05.2023
Прораб.
Так правду же говорит - не заставишь. Сам смог бы заставить 11 амбалов чистить зубы?
16.05.2023
ёzhic8
Как это не выдумывает отговорок? А вот это: "- Кто-то в вашей команде практиковал чистку зубов после тренировки? - Нет. - Почему? - Не заставишь!" Да тут в каждом абзаце отговорки
16.05.2023
Прораб.
Да вроде бы всё адекватно. Не юлит, не выдумывает отговорок. Чё набросились-то на него?
16.05.2023
ну я
За тренера говорят его результаты, а не болобольство. А результаты у Спартака швах...
16.05.2023
А что такое "жить по голове"? Это по принципу "моя хата с краю"?
16.05.2023
Artorixus
А во время матча хоровод устроить.
16.05.2023
Корнелий Ш из бана
Оренбург одна из самых зрелищных команд чемпа.
16.05.2023
Рюрик 9
Кому то нравится попадья, а кому то попова дочка. Мне очень нравится тактическая выучка Атлетико. И результат они давали (чемпионства в Ла-лиге и два финала ЛЧ), но для Гогниева это ерунда.
16.05.2023
Sandy45
И что? Полное УГ, которое дает результат только когда Барса и Реал в кризисе. Так и у нас Бердыев с Рубином были. Результат давали, но на игру смотреть противно было. И это у него еще игроки были хорошие. А с плохими он не лучше Гогниева. С Сочи мы Бердыева увидели.
16.05.2023
tolyashka
Живёт по совести, не не по голове
16.05.2023
Sergey Bianki
мне понравилось интервью .нормальный парень владикавказский. и цска и россии пользу принес..черчесов тоже с владикавказа ?никто его не осуждает что в венгрии тренирует???
16.05.2023
max fucktor
Как это без идей? А хороводы в чужой штрафной? Такого у вас еще не видели.
16.05.2023
Valekka
Для индейцев,конечно-не интересный!!:smiley:
16.05.2023
Рюрик 9
Вестимо откуда - из Скандинавии. Скорее всего Ютландии. :wink: А Валерии с Аппенин...
16.05.2023
Valekka
Думается-очень быстро.Это трио имеет абсолютно футбольную направленность,мозги и способности!
16.05.2023
Sandy45
Проблема нашего футбола в том, что все забывают- футбол просто зрелище, не более. И чем оно красивее, тем лучше всем- игрокам, болельщикам. Ну честно, смотреть как какой-нибудь Оренбург стоит 80 минут у ворот, бегая изредка в контратаки- уныло. Даже если он побеждает в итоге 1-0. А вот игра Химок была интересна. Я понимаю клубы, которые за что-то борятся. За чемпионство, места в еврокубках. Они решают турнирные задачи. Но когда условный Сочи ставит автобус, что бы зацепить очечечко в матче с условным Спартаком- ну зачем?! В чем разница- 9 или 10 место займет клуб? Поэтому и не ходят люди на стадионы после ваедения фан ай ди. Это мне должны доплачивать и создавать условия, что бы я пошел на такое "зрелище". А с меня берут деньги, да еще и ограничивают какими-то аусвайсами. Так что Гогниев прав. Футболу нужны эмоции, драйв, зрелищность. И когда, как не сейчас, когда над клубами не давлеет попадание в зону еврокубков, его давать нам?
16.05.2023
Valekka
Набили : шесть против одного!!
16.05.2023
Valekka
Конечно не будешь,Нарцисс засохший!
16.05.2023
Valekka
Не тупи! Где раздевалка,а где медиа пространство.Ты же гадишь в толчок,но делаешь это на площади?!
16.05.2023
Valekka
:clap::clap::clap:Как ни крути,а хоть один адекват найдется на ветке!:thumbsup:
16.05.2023
Nikita Knyazev
походу теже кто сказал что он нормальный игрок
16.05.2023
Валерий ****
а я то думаю откуда Рюрики взялись теперь понимаю откуда :smile::smile::smile::sweat_smile::sweat_smile:
16.05.2023
Nikita Knyazev
Ну в цска он может только мечтать оказаться тренер слишком слабый без идей, так еще и истерит вечно, да и поведение ужасное
16.05.2023
Рюрик 9
Мадридский Атлетико.
16.05.2023
Валерий ****
умник интересно какую команду тренируешь что все знаешь..
16.05.2023
мехаил
Это ему в лицо набили в Грозном?
16.05.2023
richardford
Кто будет этого Гогниева читать? Что, есть желающие?
16.05.2023
Patisson
Горячий молодой человек. Интересно, он быстро бы нам нашёл общий язык с Малкомом, Венделом и Клаудиньо?:thinking:
16.05.2023
max fucktor
Вообще сейчас у всех тренеров тенденция отзащищаться — все играют от обороны. Легче всего научить футболистов обороняться. --- Расскажи это, дружок, Марцелу Личке, пусть в Оренбурге посмеются!
16.05.2023
Гогниев узел...
16.05.2023
Vovanpiter
Неадекватное выражение лица и такой же безумный, явно нездоровый взгляд..
16.05.2023
NGE
Один вопрос меня мучает: кто вообще Гогниеву сказал, что он тренер?! Большее оскорбление Футбола трудно представить!
16.05.2023
J. P.
Спасибо - интересное, а главное содержательное интервью. Теперь несколько по-иному буду Гогниева воспринимать, потому что из новостей журналисты вылепили весьма своеобразный образ.
16.05.2023
lvb
Сынку, я тебе пожелаю.. Очередной раз нырнуть в субстанцию, аки "цветок в проруби" и в 100500-ый раз публичного обгадиться.. Док для тебя аки "град на холме".. Молись, клоун. БГГГГ
16.05.2023
lvb
Хосспаде,Микеле, "дорогая редакция"))) Вы зачем сюда токсичных тащите и даете им трибуну для их потоков сознания.? Вы бы еще Широкова притащили.. Фу, какой зашквар. Ессно Гогния не читал и читать не буду, что бы там он умного не наговорил, хоть "40 бочек арестантов")
16.05.2023
LemieuxMario3
Главное это зубы почистить после тренировки)))
16.05.2023
Илья — молодой игрок, поздно начал тренироваться. ***** Спартак, поздно насколько? В 17 лет, когда «Олимпия» из Химок заявилась в ПФЛ?
16.05.2023
Дмитрий Ушкачев
"В целом, отдохнул неплохо"
16.05.2023
Mv Mv
Типичный горец. В ММА надо было идти
16.05.2023
Дмитрий Ушкачев
"Все-таки много мата, для меня это не очень приемлемо" ... Послушать бы, как он в раздевалке изъясняется, когда недоволен.
16.05.2023
Митек
Лучшей стратегией является надежда на тактику Гогниева. (Конфуций)
16.05.2023
ёzhic8
и ладно бы - в лицо спросили а так - совсем оскорбительно
16.05.2023
Сказо4ник
Классный мужик. Видно, что живёт по совести. Уважаем. Мало сейчас таких осталось.
16.05.2023
ВЕТЕРАН
Гогниев, красавчик! Просто футбольный бог, остальные так себе покурить вышли, он все знает и понимает, а это главное.
16.05.2023
Chingachguk91
А если бы Гогниева звали бы не Спартак, взяли бы у него такое интервью?) собеседник-то из него не очень интересный...
16.05.2023
rustov
Сколько святых и безгрешных!!! Удачи Гогниеву!
16.05.2023
Асылхан
Спартак забудь , иди дальше , неудачи часть жизни . Это тоже урок , из него надо спокойно сделать выводы . Каждый месяц увольняют и нечего. если не перестроишься трудна будет карьера тренера . Поэтому и не удается карьера тренера. Ты жив , здоров и далее. Импульсивных людей обычно жжет изнутри , над этим надо поработать.
16.05.2023
Морская свинка_1979
В Барселону!
16.05.2023
КирпичИнвест
Вопросы показались оскорбительными Авторы включены в расширенный список Гогниева
16.05.2023
Корнелий Ш из бана
"Дела хорошо, отдыхал, наслаждался спокойствием." --- Трудно представить спокойного Гогниева. Ругался с телевизором, наорал на шашлык и отпинал входную дверь.
16.05.2023
Фердидурка
- Всё ясно, "делириум тременс". - Что? - Белая горячка… - Да-да, горячий, совсем белый.
16.05.2023
qck1967
Артурыч, ну, что ты несёшь?! Химки, у него, никому не уступили. Ало! Счёт на табло, а Химки на предпоследнем месте. О чём может быть далее вся эта простыня? С психологией У Гогниева проблема и со здравой оценкой себя.
16.05.2023
Талышчик Талышофф
Ну он же недавно высказался, мы все всё поняли. С большим футболом у этого товарища большие проблемы. Пусть идет к Лёне, с харизмой вроде у Спартака норм, будут делать шоу и развлекать народ.
16.05.2023
Master Sborka
Теперь есть отличный шанс встряхнуться в первой лиге и показать свои тренерские задатки уже без элиты. А то я Спартак, ЦСКА хочу тренировать
16.05.2023
Петрухин Валерий
Во как! Теперь понятно, почему в команде никто уважение не имел, а кто-то, не успугавшись хозяйского гнева, и в открытую высказал свое отношение к "индвидуальному обучению" сынка.
16.05.2023
МЯСО ВРЕДНО
Рассуждения о том Спартак или ЦСКА он предпочел бы тренировать напоминают рассуждения школьника начальных классов о том какой маркой автомобиля тот предпочел бы управлять.
16.05.2023
craped
Удачи Спартак!. На своей волне человек
16.05.2023
Рюрик 9
И даже тушки не осталось...
16.05.2023
Стас
Интересно. Но иногда не мог смотреть игру Химок при нём как тренере.
16.05.2023
М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..
Гав,гав ,гав. Хрясь ,и пополам.)))
16.05.2023
Рюрик 9
Это Спартак. Ату его, Марк! )))
16.05.2023
Рюрик 9
Антонов, о какой Европе ты его спрашиваешь??? Гогниева и в ФНЛ то теперь только с очень большого перепоя могут взять.
16.05.2023
М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..
Кто это ? Пусть сам мне скажет в глаза))
16.05.2023
"Когда момент спорный — 50/50, выбор обязательно будет в пользу "Зенита". ----------------------------------------------- Золотые слова!
16.05.2023
Рюрик 9
"Легче всего научить футболистов обороняться. Например, всем строго встать за линией мяча и выбегать в контратаки. Смотреть это неприятно. Глобально команда, которая так играет, ничего не добивается". Во-первых, научи, а потом трынди. Во-вторых, расскажи это мадридскому Атлетико.
16.05.2023
Vitamin007
Проблема нашего футбола, в том числе, в таких, как Гогниев! Шума дофига- толку ноль!
16.05.2023
ёzhic8
"Если оскорблять, то надо это делать в лицо." Культурнейший, воспитаннейший человек Честь, так сказать, и совесть
16.05.2023