4 декабря 2019, 17:00
Оба полузащитника перешли из «Спартака» в «Ростов» в начале года при разных обстоятельствах. С Еременко красно-белые изначально подписывали контракт на короткий срок, хотя на момент заключения соглашения финн все еще отбывал дисквалификацию за найденный в крови метаболит кокаина. Дисквалификация истекла в начале ноября, Еременко провел за «Спартак» семь матчей, в которых запомнился только автоголом в последней игре с «Рейнджерс». В декабре 2018-го руководство клуба уведомило Еременко, что больше на него не рассчитывает — и уже 18 января хавбек оказался в «Ростове». «Еременко — хороший игрок, но я не могу гарантировать ему место в стартовом составе, — объяснял расторжение Олег Кононов. — На эту позицию есть более молодые игроки. На данный момент они Роману в чем-то, вероятно, уступают, но должны прогрессировать и способны принести «Спартаку» немало пользы».
У Попова ситуация иная: он выступал за «Спартак» с 2015 года, выиграл с ним чемпионат России, но во второй половине 2018-го после возвращения из аренды в «Рубин» стал запасным. Ни при Каррере, ни при Рианчо, ни при Кононове Попов не был ключевым футболистом, так что той же зимой красно-белые расторгли контракт с болгарином, причем выплатили ему неустойку. Попов мог переехать в Китай, вел переговоры с «Динамо» и «Рубином», но все-таки выбрал желто-синие цвета — 24 января «Ростов» объявил о подписании контракта с Ивелином.
Обстоятельства ухода футболистов ясны, но не совсем понятно, что творилось в клубе летом 2018-го. Тогда Попов вернулся из аренды в «Рубин», где провел плодотворные полгода: выходил в основе во всех матчах, кроме встречи со «Спартаком», забил четырежды в девяти турах, с болгарином на поле казанцы ни разу не уступили. Понятно, что красно-белым Попов тогда был не нужен: в схеме 4-3-3 полузащитники обязаны обороняться, а Ивелин в большей степени созидательный игрок. У Кононова в 4-4-2 болгарин провел два матча в роли партнера Глушакова по опорной зоне (Фернанду был травмирован), и это выглядело слабо.
Трансфер Еременко сам по себе странный — как со стороны футболиста, так и со стороны клуба. Финн после ЦСКА стал игроком «Спартака», что уже необычно, а красно-белые подписали контракт с отбывающим дисквалификацию спортсменом. При этом Еременко тоже не подходил под схему Карреры. В ЦСКА финн исполнял роль чистой «десятки» в схеме 4-2-3-1 и был почти полностью лишен оборонительной работы. Расстановка 4-3-3 подразумевает подстраховку партнеров и игру по сопернику без мяча. Еременко в нее не вписывался, как и в 4-4-2 Кононова — в ней он мог бы занять позицию под Зе Луишем, но тогда пришлось бы сажать на скамейку Луиза Адриану. Финн перешел в «Ростов», а в обратном направлении последовал Гулиев.
В «Ростове» Валерий Карпин во второй половине прошлого сезона опирался на трех центральных защитников, что упрощало работу средней линии. Попов поначалу играл второго нападающего вместе с Сигурдарсоном, а Еременко занял привычное место в центре полузащиты, где его подпирали Норманн и Зуев/Глебов.
Оба провели неплохую весну, хотя вся команда ее завалила и финишировала за пределами первой восьмерки. Еременко набрал пять очков по системе «гол плюс пас», Попов — два. Но дело даже не в статистике. Важнее, что Карпин научил Еременко и Попова защищаться. Они никогда не любили черновую работу, но на Дону обороне уделяют много внимания. «Ростов» — одна из самых мощных команд премьер-лиги с точки зрения физической подготовки и беговой работы. Еременко и Попов явно выглядят не хуже партнеров.
«Спартак» в апреле переключился с 4-4-2 на 4-2-3-1, причем к перестановкам Кононова побудило поражение в Ростове. Проблема этой расстановки в том, что у красно-белых не было стопроцентной «десятки». Тренер бросал на это место Ханни, Фернанду, Зобнина, но никто из них под эту роль не подходит. В отличие от Еременко, который в этом сезоне как раз играет на родной позиции центрального атакующего полузащитника.
Летом Карпин сломал тактику до основания и перешел на 4-2-3-1. Еременко в ней чувствует себя уверенно и уже забил четыре мяча и отдал две результативные передачи в текущем чемпионате. Попов играет глубже, отсюда — гораздо большее число перехватов, отборов и единоборств, чем было в «Спартаке». Но у «Ростова» есть очень сильный опорник Норманн, который выполняет большую часть оборонительной работы в полузащите. Норвежец в этом сезоне часто выбрасывается на чужих опорных хавбеков, хотя по позиции это удобнее было бы делать Попову или Еременко. Однако у финна и болгарина другая задача при игре без мяча — они ищут пространство между линиями под передачи того же Норманна или центральных защитников.
Еще одна важная тактическая деталь: Еременко — один из лучших в этом сезоне по точности навесов (38,5%). Финн время от времени смещается на правый фланг, откуда делает забросы или прострелы на Шомуродова. Вообще в игре Еременко есть небольшой крен в правую сторону, а Попов действует чуть левее. Из-за этого соперникам гораздо труднее обороняться.
В «Спартаке» Кононова обоим хавбекам места точно не было бы, хотя с учетом слабой игры многомиллионного новичка Тила Еременко мог бы рассчитывать на основу. Однако нужно учитывать подход тренеров. Почему у Карпина Попов и Еременко хорошо обороняются, а у Кононова они этого делать не хотели? Тедеско пока сложно раскусить, но он уже предоставил большую свободу впереди для Крала и переместил в центр Бакаева, которые пока выглядят достойно. К тому же, оба хавбека «Спартака» молоды, что дает им преимущество над полузащитниками «Ростова».
Чья средняя линия сильнее — покажет очная встреча. Попов в ней точно сыграет, а участие Еременко пока под вопросом, у него мышечная травма.
Чемпионат России по футболу: турнирная таблица РПЛ, новости и обзоры, расписание и результаты игр