В начале второго тайма «Спартак», запрессинговав защитников «Сочи», заставил их панически выбить мяч в аут у своей штрафной. В эту секунду телекамера крупным планом вывела Гильермо Абаскаля. Рыжий испанец упоенно дирижировал трибунами! И те взорвались в ответ.
Не представляю, что творилось в спартаковской раздевалке в перерыве, но на второй тайм футболисты в красно-белой форме не вышли, а выскочили, как те самые знаменитые «гориллы из клетки», с которыми хоккейный вратарь Илья Брызгалов в 2010 году сравнил олимпийскую сборную Канады, на первых же секундах четвертьфинала с Россией разорвавшую нашу могучую по именам команду. Так же и «Спартак», до перерыва не нанесший ни одного удара в створ ворот и вообще выглядевший несколько тугодумным, через 15 волшебных минут, казалось, не узнал сам себя. Хотя потом выяснится — очень даже узнал, и соперник просто попал в заготовленную заранее ловушку...
«Сочи» до игры выглядел первой серьезной проверкой лидерских амбиций команды Абаскаля. Нет, и «Ахмат», и «Краснодар» тоже не подарки, но тогда никто, в том числе и сами красно-белые, не знали, чего от «Спартака» ждать — то ли это десятикратный чемпион и действующий обладатель Кубка России, то ли десятое место минувшего чемпионата. Тем более что команда пережила очередную тренерскую смену, а это всегда означает неизвестность.
К пятому туру стало ясно: замах у «Спартака» на сей раз — на рубль. Надеюсь, удар не будет, согласно этой поговорке, на копейку — и игра с «Сочи», серебряным призером прошлого первенства (пусть тоже сменившим тренера и потерявшим двух ведущих игроков — Матео Кассьерру и Родригао), должна была кое-что в этом вопросе прояснить. Тем более что спартаковцы остались без Виктора Мозеса, а сама команда Вадима Гаранина выиграла три первых матча из четырех. В довершение всего «Сочи» все недолгие годы своего существования успешно играл со «Спартаком» — а теперь и восприятие его как лидера (пусть на тот момент и одного из, а не единоличного) должно было повысить ставки.
В общем, предматчевые расклады не были в пользу «Спартака» ни явно, ни вообще. И по первому тайму все выглядело так, что спартаковские болельщики в очередной раз выдали желаемое за действительное. Но — только по первому...
Как и следовало ожидать, Абаскаль из-за одной травмы Мозеса не стал отказываться от модели, которая принесла три победы подряд с общим счетом 10:1 в трех предыдущих матчах, — «ромба». И на вершине ее — прежнем месте нигерийца — расположился Михаил Игнатов, который в Екатеринбурге, собственно, и Мозеса заменил, и мяч забил.
Но тут у Игнатова поначалу совсем не шло. С мячом у него ничего не получалось ни в первом тайме, ни в начале второго. Пасы не проходили, дриблинг — тоже. Но воспитанник спартаковской академии бился, старался, бодался. Не останавливался, как еще один ее выпускник Георгий Мелкадзе в уже знаменитом эпизоде первого тайма, когда он с чего-то решил, будто находится в офсайде, и вместо чистого выхода один на один... пропустил мяч к Александру Селихову. Или он на секунду забыл, что играет не за «Спартак»?..
Мелкадзе вообще в этот день не повезет — уже при 0:2 он будет бить из пределов вратарской, Селихов кончиками пальцев коснется мяча и переведет его в штангу, от которой снаряд отскочит прямо в руки лежавшему голкиперу. Но по второму тайму, в отличие от первого, эпизод этот будет выглядеть случайным. И недаром спустя минуту-другую «Спартак» улетит в третью голевую атаку.
Так вот, об Игнатове, который кажется мне символом этого матча. Абаскаль видел его рвение и потому, думаю, до поры не менял. И результат — Михаил прессингует Сергея Терехова в чужой штрафной, заставляет опытнейшего сочинца ошибиться, мяч отскакивает от ноги Игнатова к Квинси Промесу на грани, но не за гранью офсайда — и распишитесь в 73-м голе голландца в РПЛ. 1:0.
И только потом вместо Игнатова вышел Антон Зиньковский. На его же позицию. И с очередного классного голевого паса Александра Соболева в быстрой контратаке забил первый свой мяч за «Спартак». Форвард вернул должок новичку — незадолго до того Зиньковский тонким пасом вывел его один на один с Денисом Адамовым, и точно не вина пасующего, что Соболев тогда промахнулся...
Преображение «Спартака» было результатом прекрасного матч-менеджмента Абаскаля, чья команда после перерыва еще и выигрывала всю борьбу. При этом сам тренер на пресс-конференции не стал отделять первый тайм от второго. Для начала он не согласился с употребленным журналистом термином «тренерская победа», сказав, что таковых вообще не бывает: новомодный штамп рушится на наших глазах!
А потом подробно и честно рассказал о тактике на игру — «Спартак» осознанно отдал мяч «Сочи». Еще одно разрушение стереотипа — о том, что все испанские тренеры только про контроль мяча. По словам испанца, южане очень хорошо защищаются низким блоком и главной задачей было выманить их вперед. Да, для этого нужно было потерпеть, но план в конце концов принес плоды. «Сочи» раскрылся, особенно после первого гола.
Вспомним: все голевые атаки красно-белых начались с потерь сочинцев (о чем непременно сказал бы Игорь Шалимов, будь он на месте Гаранина). Первая — высоченный прессинг и ошибка Терехова в своей штрафной. Вторая — неудачный пас Жоаузиньо на чужой половине поля, перехваченный Романом Зобниным, и далее — вылет в контратаку: Промес (на своей половине!) — Мартинс — Зобнин — Соболев — Зиньковский. В момент потери, случившейся примерно на границе второй и верхней для «Сочи» третей поля, за линией мяча у гостей находилось лишь два (!) игрока, еще два — на линии, остальные побежали вперед.
Третья — перехват полусломанного (он сразу после гола заменится) Георгия Джикии и образцовая быстрая атака с участием пяти игроков, блистательно завершенная Квинси. Тут в момент перехвата (он случился еще ближе к спартаковским воротам) за линией мяча сочинцев было побольше, чем в прошлый раз, но тоже лишь полкоманды — пятеро. И столько же разбежалось игроков «Спартака». То есть этот матч Абаскаль выиграл скорее в стиле Доменико Тедеско — прессинг и быстрые атаки!
Интересно и радостно, что испанец не боится быть конкретным на пресс-конференциях, не отделывается на футбольные вопросы общими словами, не боится, что его «прочитают» на будущее конкуренты, а четко расписывает, что, как и почему он делал. Приятно слушать.
Но, конечно, дело было не только в тактике. Как же здорово, что в каждом матче спартаковцы забивают и не останавливаются! Хотят еще и еще. И поэтому забили уже 14 мячей в пяти турах (у ближайшего конкурента — 11), и поэтому выдают такой шедевр, как третий мяч. С перехватом Джикии, контратакой с участием ПЯТИ человек в конце игры при 2:0, перепасовкой Зобнина и Квинси, пасом Романа пяткой (Зобнина! Пяткой!) и сумасшедшей концовкой голландца, увенчанной двойным кульбитом, когда я даже испугался за ноги голландца.
Почти три гола «Спартака» за матч — именно от этой восхитительной ненасытности.
А что касается единоличного теперь первого места и перспектив, то молчу до матча 4 сентября с «Зенитом». Вот он станет показательным. После него станет понятно, о чем все это. Пока же есть просто радость от настоящей игры, голов и четырех побед подряд, три из которых — с крупным счетом (и четвертая, с «Уралом», тоже должна была стать таковой).
Кстати, выиграв у «Сочи», «Спартак» стал первой российской командой в истории, одержавшей 500 побед в чемпионатах! А три крупные победы после пяти туров красно-белые одерживали только однажды за всю историю — в 1952 году при тренере Василии Соколове.
Что-то мне подсказывает, что «Динамо» имени Славиши Йокановича в следующем туре на подобные спартаковские выманивания не поддастся и никуда большими силами не полезет. «Динамо» Сандро Шварца — могло, но не это. Таких бело-голубых придется вскрывать, и это — следующий вызов для Абаскаля. 33-летнего тренера, за работой которого мы следим со все большим интересом.
Завершу этот материал мыслью, которую не буду приписывать себе, поскольку принадлежит она моему отцу, спартаковскому болельщику с более чем полувековым стажем. Абаскаль ему нравится еще и гармонией в поведении, где эмоции присутствуют, но держатся под контролем: «Не скачет, но и бесстрастности нет».
Вот и от «Спартака» хотелось бы подольше видеть этот баланс. Тот, где алгебра выполнения игрового плана поверялась бы гармонией эмоций и удовольствия от игры.