Один из лучших защитников отечественного футбола 80-х выигрывал со «Спартаком» чемпионат СССР дважды — в 1979-м и 1987-м. А между ними чего только не было! Конфликт с Константином Бесковым, скандальный уход в ЦСКА, тяжелая травма колена и год настоящей армейской службы, когда вчерашнему любимцу трибун пришлось водить танки в Житомирской области...
Но потом все наладилось. Последовало примирение с Константином Ивановичем, возвращение в «Спартак», вторая золотая медаль. А через год и серебряная — уже с Валерием Лобановским в сборной СССР на чемпионате Европы.
О драматичных этапах карьеры сам Хидиятуллин годы спустя рассказал в «Разговоре по пятницам».
— В 1980-м конфликт с Бесковым вспыхнул из-за того, что он обвинил вас в продаже матча «Карпатам»?
— Это стало последней каплей. Чуть раньше с Бесковым возник инцидент в Будапеште, где играла сборная. Я после матча никогда не ужинал. Не шел кусок в горло. Зато к четырем часам утра просыпался волчий аппетит. Поэтому в Тарасовке всегда просил поваров оставлять еду в холодильнике. На выездные же матчи брал с собой что-нибудь поесть. Бесков знал об этой особенности организма. Но в Венгрии, увидев, что с ужина несу в номер тарелку, накинулся: «А-а, опять закуску тащишь?!» Обидно стало — не передать!
Дальше игра во Львове. Был день рождения Бескова. Футболисты скинулись, подарили ему маленький телевизор «Электроника». Бесков говорит: «После игры — банкет». «Спартак» уже обеспечил себе серебро, а «Карпатам» лишь победа позволяла удержаться в высшей лиге. Хозяева умоляли — помогите! Но мы ни в какую не соглашались. Минут за восемь до конца при счете 0:0 мяч попал мне в плечо. «Точка». Степа Юрчишин не промахнулся. Проиграли. На Бескове после матча не было лица. Да и сам я, баран, масла в огонь подлил.
— Каким образом?
— Захожу в автобус и громко говорю: «Кто-то нам банкет обещал...» Молодой был, наглый. Константин Иваныч тогда ничего не сказал. А утром приезжаю в Тарасовку, навстречу уборщица: «Вагиз, говорят, ты матч продал...» О-па, думаю, началось. И в сердцах написал заявление: «Желаю служить в рядах Советской армии». Между прочим, был один важный момент, о котором никто не знает. В середине того сезона меня неожиданно вызвал Бесков: «Слышал, ты в ЦСКА намылился?» Я в шоке: «Да что вы! Какой ЦСКА?!»
— Лукавили?
— В том-то и дело, что нет. Даже близко таких мыслей не было. Чем угодно поклясться могу. Но жизнь пошутила — и спустя полгода я действительно оказался именно там. Для Бескова это был удар. Узнал он об уходе перед последней игрой с «Черноморцем». Я пришел на установку, а Бесков сказал: «Вон! Ты уже не игрок нашей команды». И добавил: «Раз предал клуб, то предашь и сборную». Еще и оттуда убрал. Если бы не Колосков, который за меня вступился, в сборную при Бескове дорога была бы закрыта.

А вот отрывок из другого интервью «СЭ».
— Матчи против «Спартака» в сезоне-1981 какими получились?
— Встретились в самом конце первого круга. Я против бывших одноклубников жилы рвал и уже к перерыву спекся. Тут Юра Гаврилов нам парочку пульнул. 0:3 проиграли. В раздевалку генерал пришел: «Я вам покажу, как надо играть! Завтра — сбор, форма — военная. Поедете на полигон».
Привезли нас, переодели, в окопы посадили, дали гранаты деревянные. Танки запустили. Скажу вам, это что-то, когда над тобой такая махина проходит! Кидаем вдогонку болванки, кто-то кричит: «Спартак», получай!" Потом Базилевич, главный тренер, загнал на неделю на базу в Архангельское. В общем, в начале второго круга победили «Спартак» без проблем — 2:0. Но игры у ЦСКА все равно не было.
— Поехать на ЧМ-1982 вам не позволила травма. Как ее получили?
— В двусторонке между первым и вторым составами сборной. Холод был сумасшедший. А я всю игру простоял, замерз страшно. И черт дернул в самом конце — согреться захотелось, что ли? — побежать на фланг. Столкнулся с Федором Черенковым и получил травму. Полетела боковая связка. А крестообразной, как выяснилось, вообще не было! Два года я играл без связки, представляете?
— Неужели дискомфорта не ощущали?
— Ныло. Но за счет сильной четырехглавой мышцы колено держалось. Лежу после операции, отхожу от наркоза. А я руководство ЦСКА предупреждал, что после сезона вернусь в «Спартак». Заходят в палату: «Звание присвоим, пенсия будет — ты теперь калека». У меня голова в тумане — подписываюсь на офицера. Через месяц потихоньку начал бегать, смотрю — колено-то разрабатывается. Прошу: «Верните бумагу». А мне: «Назад дороги нет, ты — лейтенант». — «Видел я ваш ЦСКА там-то и там-то». Они поняли — не выйдет ничего. И решили карьеру мне сломать: «Выбирай — Прикарпатский военный округ или Северокавказский?» Выбрал Северокавказский. Меня тут же отправляют в Прикарпатский, во Львов.

Поиграл там и затосковал. Организовали мне в Москве встречу с Бесковым. «Давай старое забудем, — говорит. — Пора тебе заканчивать похождения». — «Как сделать, чтобы меня уволили?» — «Пиши заявление с просьбой отправить в часть. Оттуда я тебя вытащу».
Возвращаюсь во Львов, сообщаю тренеру «Карпат» Самарину: «Так и так, ухожу». «Не делай этого! — убеждает. — Тебя Беликов на Кушку сошлет». Все же написал я заявление. Пошли к генерал-лейтенанту Беликову, который раньше был командующим Северокавказским округом и любил меня без памяти. Протягиваю заявление, Беликов читает, становится пунцовым. Пишет резолюцию: «Отправить в 8-ю танковую армию в город Новгород-Волынский Житомирской области».
И стал я командиром мотострелкового взвода. Проходит месяц — никто не вытаскивает. Потом — второй, третий, четвертый... Год танки водил! Во время стрельб командир полигона все время мне проигрывал: я три мишени выбью, он — две. Чуть ногу себе не отрезал в этом танке. Как-то стреляли, и мне ее так повело — еле успел на кнопку нажать, остановить башню.
Через год осознаю — кинули меня. И Бесков не смог ничего сделать. Звоню Беликову: «Простите паршивца!» Начал тренироваться, но поскольку долго не играл, нога распухла. Положили в военный госпиталь. Профессор тамошний за голову схватился: «Как ты в футбол играешь?!» На снимке колена нет — одни пластины, скобки, железки. Через месяц комиссовали.
Приезжаю в Москву как вольный человек. Опять сводят с Бесковым. «Извини, — говорит, — вызволить тебя не вышло. Ты стал взрослее, мудрее, за ошибки расплатился сполна. Будешь мне помощником». Мой первый матч после возвращения — в Лужниках с киевским «Динамо». Чанову забил со штрафного. И пошло-поехало, второе дыхание открылось. Во Львове увидели это — и к начальнику госпиталя: «Ты кого комиссовал?! Он за сборную играет!»

— Какой собственный матч из прошлого пересмотрели бы с удовольствием? - это снова фрагмент из «Разговора по пятницам».
— Как-то Валера Кечинов попросил достать запись матча Бразилия — СССР. 1980-й, «Маракана», выиграли 2:1. Дай-ка, думаю, сам погляжу. Включил — и за голову схватился.
— Почему?
— Пешком по полю ходим! Смотреть невозможно! А взять полуфинал чемпионата Европы СССР — Италия в 1988-м? Тот самый, что вошел в историю как образец прессинга. Нынче смотришь — ничего особенного. Хотя не могу забыть слова Лобановского на установке: «Сегодня с первых же секунд тотальный прессинг! Прямо от вратаря!»
— Какие еще установки запали в душу?
— Валентин Николаев в молодежной сборной говорил мало: «Значит, так. Вратарь — понадежнее. Защитники — сочетание зоны с персональной опекой. Полузащитники — большой объем работы. Нападающие — дайте мне высокий скоростной маневр». И уходил.
У Лобановского тоже были короткие установки. Обычно в индивидуальных беседах он все разжевывал игроку. А вот у Бескова установки затягивались часа на два. Разбор матча — и того дольше. Мы даже говорили новичкам: «Когда идете к Константину Иванычу на установку, захватите подушки, чтобы под задницу положить. Сидеть придется долго». Самая потешная установка связана с Гавриловым. Юрка сам об этом рассказывал.
— Заинтриговали.
— Дело было в «Асмарале». Команда приехала на сбор в Грецию. На установке Бесков называет фамилию Гаврилова, шарит глазами по рядам — Юрки-то и нет. Ребята говорят: «Сейчас за ним сбегаем». Бесков: «Не надо, я сам». И шагает к Гаврилову. А тот, ни о чем не подозревая, лежит в номере — его об установке забыли предупредить.
Накануне Гаврила распробовал «Метаксу», пустую бутылку за тумбочку спрятал. Константин Иваныч заходит, начинает распекать: «Ты о футболе все знаешь, установка тебе ни к чему...». А сам по сторонам глазами водит.
— Нашел бутылку?
— Кто бы сомневался! У Бескова на такие вещи нюх был о-го-го! Потом к зеркалу подходит, подзывает Гаврилова и говорит: «Тебе не кажется, что из нас двоих кто-то пьян?» Юрка смотрит на отражение Бескова и уточняет: «Вы кого имеете в виду?»
— Чем кончилось?
— В состав его, разумеется, не включили. Но во втором тайме пришлось выпускать — игра у «Асмарала» не шла. Гаврилов быстро все наладил — отдал, забил. И Бесков простил.

— Хоть раз Константин Иванович был близок к слезам?
— Никогда! В критические минуты лишь губы в струну сжимал, смотрел исподлобья. Вообще мы Бескова настолько хорошо изучили, что сразу чувствовали его настроение. Если появлялся в кожаном пиджаке и галстуке — берегись. Будет бить тревогу.
— В смысле?
— В прямом. Построит команду, обведет тяжелым взглядом, выберет жертву и начинает: «Я не зря тревогу бил!» Буря могла грянуть на ровном месте. Ладно бы вызвал человека — и дал по шапке. Но нет, обязательно надо прилюдно напихать. Хотя представляю, каково было выслушивать все это, допустим, Бокию. Взрослый мужик, трое детей — а его как пацана перед строем чихвостят...
Dron56
Были времена играли люди ... а в наше время нет футбола ,одни лишь бабки в голове.
04.03.2024
obly
Здоровья и долгих лет жизни!!!
04.03.2024
Молодогвардеец
У Хидиятуллина есть бизнес в Москве. Он держит общепитовскую точку под названием "Вагина кафе".
03.03.2024
Излучение Гаврилова-Черенкова
Хидя - красавец! С Днём Рождения! Здоровья и благополучия, Вагиз!
03.03.2024
Kosta71
СССР-Италия в полуфинале Евро-88 лучший матч в истории сборной СССР
03.03.2024
Ю.Ю.
По мне, так самый талантливый из того поколения Спартака. Тот случай, когда игра оборонца доставляла не меньше наслаждения, чем феерии атакёров.
03.03.2024
чуфар
Хидя классно играл.
03.03.2024
lvb
". Вот таких вот больше нет, а таких как Бесков, я имею ввиду его говнистость, подозрительность, граничещую с параноей, да сколько угодно !"(с) Полиграф, таких дураков аки ты здесь на форуме минимум 50%. А Бесков он один-единственный и великий! Хайло завали, рижский сиделец-эмигрантишка. Ходят тут либерастические НИКТО. вонишша, аж блогеры местные спотыкаются. Брысь, лишенец)
03.03.2024
Pol Pol
Волевой был игрок. С кем сравнить ? Ну наверное, тип Гаттузо, не умел и не любил проигрывать. Волк ! Хватка, дай Боже ! .... Увереный. Передающий эту черту остальным. Одним словом, то что надо ! Счас таких в росс. футболе - НЕТ ! Вот и вся недолга. Вот таких вот больше нет, а таких как Бесков, я имею ввиду его говнистость, подозрительность, граничещую с параноей, да сколько угодно ! Самодуров ! Да пруд пруди .... Итог. Ну все знают итог.
03.03.2024
tatarin
У редакции "СЭ" чувство юмора какое-то странное: юбилейную статью "украсить" чёрно-белым фото. Я уже грешным делом о плохом подумал, да и год тем более високосный... А так, долгих лет Вагизу Назировичу! Спасибо за эмоции, подаренные нам в бытность футболистом.
03.03.2024
Vladimir Borisov
Классный был игрок.Хоть и спартач, но всегда мне нравился.
03.03.2024
ххх ххх
"...И стал я командиром мотострелкового взвода. ... Год танки водил! Во время стрельб командир полигона все время мне проигрывал: я три мишени выбью, он — две...." Все ясно - никакой службы и не было!
03.03.2024
lvb
Я только про историю с изгнанием Хиди, в конце1980. Есть версия, что все началось , вся эта бодяга с уходом в ЦСКА.. не в Москве, с пассажем уборщицы о "продаже". А чуть чуть раньше, когда команда возвращалась из Львова в Москву, на поезде(тут сомнительно) Рассказал мне ее один из спартаковских игроков, состава 1980 года, но без права упоминать его ФИО, довольно давно это было. Случайно в Сочи познакомились, в середине 2000-х. И я как-то без задней мысли его спросил за эту историю. Вот его рассказ(по памяти, коротко) "Наши решили отметить окончание сезона и во Львове, при посадке, кто-то из парней добыл в местном ресторане несколько бутылок хорошего вина. Чисто посидеть в купе, символически по стаканчику. Вечером собрались у Хиди в купе. Сидим, трезвые, никто не напился. Влетает Бесков, весь красный. "Всех после сезона-вон из команды". Имена сидельцев понятны. Стартовый состав ФК СМ)). Потом Петрович КИБа успокоил и крайним сделали Хидю)"
03.03.2024