Александр Рогулев с Белой площади
Российская премьер-лига и компания Pricewaterhouse Coopers второй год подряд публикуют комплексное исследование экономики российского футбола. В этот раз анализ касался 2017 года и сезона-2017/18. Внутри – все о том, как клубы тратят деньги и как их пытаются зарабатывать. Посещаемость, билеты, трансферы, телеправа и все остальное. В прошлом году все удивились: оказалось, что российские клубы оказались "в плюсе" на 3,2 миллиарда рублей, и по этому поводу было много вопросов.
– Теперь вы можете быть уверены, что мы объективны. В этом году разница доходов и расходов составила отрицательную цифру, – начал презентацию партнер PwC Олег Мылышев, и сразу стало интересно.
Исходя из отчета, в 2017 году совокупные доходы российских клубов, выступающих в премьер-лиге, составили 56,8 миллиарда рублей, а расходы – 58,5 миллиарда. Соответственно, убыток оказался существенным – 1,7 миллиарда. Это при том, что расходы клубов были самыми низкими за последние пять лет. Для сравнения, в 2015-м клубы РПЛ потратили ровно на 10 миллиардов больше.
– Как и в прошлом году, мы сделали запрос и консолидировали все отчетности, – рассказывал старший менеджер проекта Александр Кардаш. – Методику мы сохранили с прошлого года. В этом году, к сожалению, совокупный убыток клубов – 1,7 миллиарда рублей, – на этой цифре у выступающего выключился микрофон. – Почему? Это – трансферы. В прошлом году он был существенно положительным, а в этом – отрицательный. Это ключевой фактор.
Исходя из исследования, в данной части основанного на данных портала Transfermarkt, в 2017 году российские клубы потратили на трансферы 184,2 миллиона евро. Это на 62,2 миллиона больше, чем доходы от аналогичной деятельности (122 миллиона). В таком минусе относительно приобретения и продажи футболистов клубы в последний раз были довольно давно – в 2013 году. А вот в 2016-м, напротив, баланс был положительным – 210,1 миллиона евро против 139,6. Фактор Халка и Акселя Витселя очевиден.
Еще одна важная цифра из отчета – существенный рост выручки клубов РПЛ от продаж билетов. В сезоне-2017/18 цифра составила 3,02 миллиарда рублей, это на 54,6% выше, чем в предыдущем. Новые стадионы, открывшиеся к чемпионату мира, помогли вырасти и посещаемости, и ценам на билеты. "Это данные прошлого года, в этом мы ждем еще большего дохода", – сказал посетивший презентацию генеральный директор московского "Локомотива" Илья Геркус.
Большую лепту в цифру 54,6% внес "Зенит" и долгожданное открытие его нового стадиона: посещаемость игр в Санкт-Петербурге в сезоне-2017/18 увеличилась на 174,1%. Ближайший преследователь "Зенита" – "Краснодар", у которого рост посещаемости составил 47,3 процента. А вот у "Спартака", напротив, в сезоне-2017/18 посещаемость по сравнению с чемпионским упала на 5,4%. Но таких клубов – меньшинство, вместе с красно-белыми болельщиков на стадионе стало меньше только у "Анжи" и "Амкара".
– Прошлый год был переломным и большим, – продолжал Геркус. – Мы идем вверх, уверенно идем. Наметились тенденции. Если мы будем правильно их понимать, нас ждем позитивное будущее. Конечно, важно понимать общее здоровье лиги и индустрии, где мы находимся. Очень позитивная динамика по посещаемости, по доходам от билетов. То есть мы увеличиваем доход от нашей основной деятельности. Матчевый бизнес вырос более, чем на 50%, это колоссальная цифра. Наша задача, чтобы мы зарабатывали как можно больше, а зрителю было максимально веселее.
Бурную реакцию у президента РФПЛ Сергея Прядкина вызвал вопрос про работу клубов в регионах. Логично, что большую часть доходов в российском футболе генерируют клубы, которые принято называть "олигархами" – московские "Спартак", ЦСКА, "Локомотив", а также "Зенит" и "Краснодар". Раньше к этому пулу приписывали и казанский "Рубин".
– Наследие чемпионата мира большое. Мы знаем свою аудиторию, изучали ее длительное время, – говорил Прядкин. – Проблемы у нас связаны с клубами нижней части турнирной таблицы, с клубами, зависящими от регионального бюджета. Там у нас действительно очень много проблем. Мы видим клубы, которые нас тянут назад. Я всегда говорил, что было бы здорово видеть у нас только частные клубы. Или государственно-частное партнерство, это тоже хорошо.
– Футбол находится в переходном периоде, он пока не перешел на коммерческие рельсы, – добавлял при этом Геркус. – Не потому что мы изначально плохие, просто так заведено. Медиарынка, в который можно было бы встроиться, его тоже не было. А спорт – индустрия сильно зависимая от телерынка. Мы одни из пионеров развития платного телевидения в стране. Наш канал был самым доходным из платных в России. Остальные-то каналы бесплатные. То есть не телевидение тащит нас за собой, как в той же Великобритании, а наоборот. У нас нет такого донора как Sky. У нас донор – государство, и ничего стыдного здесь нет.
В какой-то момент Прядкин предложил пригласить на следующую подобную презентацию, когда будут подводится итоги 2018 года, представителей региональных клубов. А если собрать всех не получится, организовать видео-конференцию.
– Но очень хотелось бы на следующей презентации увидеть именно региональные клубы, которые чуть-чуть тащат лигу назад, чтобы они это видели. Те материалы, которые сегодня представлены, мы конечно разошлем в клубы. Я бы руководителей регионов, мэров, губернаторов, пригласил бы сюда. Потому что до некоторых не доходит, не доходит информация. Вот сейчас задумываются два клуба о выходе в премьер-лигу, назвать я их не буду. Но с каким багажом они выходят? И где мы окажемся с этим багажом? Никто об этом не думает кроме ведущих клубов – людей, которые в этом заинтересованы.
Пока шел разговор с руководителями РПЛ, "Локомотива" и "Спартака" об организации красочного Match Day, помогающего клубам привлекать новую аудиторию, о проведении перед игрой соревнований по киберфутболу с целью обратить молодых людей на футбол реальный, в "реальной", то есть "региональной" премьер-лиге Красноярск собрался проводить матч с "Ахматом" в манеже. Разрешение бюро исполкома РФС получено, но в РПЛ категорически против этого.
– Так и напишите: мы, лига в лице клубов, категорически против проведения матча в манеже. Категорически, – негодовал Прядкин после презентации. – Ко мне обратились руководители клубов с просьбой разъяснить позицию. Мы изучили все документы, было направлено мое обращение и соответствующее письмо в "Енисей". Сегодня, думаю, к исходу дня будет принято решение, где матч будет проводиться. Мы написали, что запрещаем проведение матча в манеже. Я попросил провести внеочередное бюро, посмотрим что оно решит. Мы, еще раз повторяю, категорически против. Нам пришлось официальное уведомление от нашего официального телепартнера о том, что это никуда не годится, это нарушение контракта и всего остального.
– Вы знаете, когда в прошлом сезоне стыковые матчи проводились, прошло заседание исполкома, – продолжал Прядкин. – На нем был ряд жестких заявлений и решение: в следующем сезоне матчей премьер-лиги в манежах не проводить. Это – решение исполкома. К сожалению, я не присутствовал на бюро исполкома, был на совещании конфедераций балканских стран.
– В регламенте есть такая норма, бюро в праве решать подобные вещи. Но мы выступаем против. И вышестоящая организация в лице РФС должна нас услышать. Мы и так допустили "Енисей" со второй категорией, чтобы привели его в порядок. Теперь мы допускаем манеж. Я считаю, это неправильно, надо выдерживать линию, правильно "Ахмат" выступает жестко. Мы будем платить большие штрафы, в техническом регламенте все четко прописано. Для чего мы регламент принимали? Все должны находиться в равных условиях. Есть четыре резервные арены, вчера по одной из них мы разговаривали, ее можно использовать, – сказал глава РФПЛ .
Боюсь, что, пока в российском футболе не будут заранее прогнозировать, что в ноябре в Красноярске уже зима, и в футбол на открытом стадионе играть, скорее всего, не получится, любые исследования, любые планы и обсуждения будут казаться немного искусственными.