Премьер-лига (РПЛ). Статьи

19 апреля 2020, 00:00

«Когда Бескова убирали из «Спартака», Николай Старостин комментировал: «Я же говорил, не надо было его брать!»

Игорь Рабинер
Обозреватель
Вторая часть монолога племянника основателя красно-белых

Заключительная часть монолога ныне покойного Андрея Старостина-младшего, сына Петра и племянника Николая, Андрея и Александра Старостиных, видного советского ученого. Записан обозревателем «СЭ» Игорем Рабинером в 2013 году. Публикуется впервые.

Заключенный пытался бежать, забравшись в вагонетку. Его залили раскаленным шлаком, и он сгорел заживо

— Про лагеря Старостины вспоминали без особой охоты. И таких людей я знаю много — к плохим воспоминаниям какой смысл обращаться? Но мне и спрашивать ничего не надо, потому что я и сам все видел. Приезжал с матерью к отцу в Криволучье под Тулой. Прямо на территории лагеря в палатке и жили. Он в тот момент был так называемым «придурком», то есть не задействованным на физических работах. И ему дали возможность нас поселить. Это был год... Жданов в 48-м умер? Значит, 48-й. Почему я запомнил — как раз сидел в палатке, крысы бегали, и тут по лагерю объявляют, что умер Жданов.

Две недели я там был — и как только разрешили?! Там начальником строительства человек по фамилии Дзюба, однофамилец футболиста — вот он и помог отцу, работавшему прорабом, и сделал так, чтобы нас поселили. Так вот, только при мне было две попытки побега. У одного заключенного срок кончался через неделю, и к нему шла жена через поле перед входом в лагерь. И он, не выдержав, выскочил, помчался к ней навстречу. Охрана тут же автоматы вскинула. Им кричат: «Да не стреляйте вы, куда он денется?» Но они полоснули его по ногам. Не убили, но упал весь в крови. Это прямо на моих глазах происходило.

А второй случай был еще страшнее. Из зоны постоянно вывозили вагонетки с раскаленным шлаком. Так вот, один заключенный умудрился влезть в эту вагонетку. Видимо, думал незамеченным выехать в ней с территории лагеря. Но потом ее стали заправлять шлаком — и он сгорел заживо. И убийства в лагерях были довольно часто...

Когда отец в 42-м году был в Нижнем Тагиле, там вообще был момент, когда десять процентов зэков умирали ежедневно, и их тут же новыми заменяли. Десять процентов! С кем-то рядом спишь, просыпаешься — а человека уже нет. Отец сам был как доходяга. Но кто-то устроил его санитарным работником. Это его и спасло.

Там были так называемые «мастырщики», которые сами наносили себе какие-то увечья, чтобы не работать. Причем среди них было много женщин. И вот к ним должен был прийти человек и заставить их сделать зарядку. Отец с юмором рассказывал, как это происходило. Он входил, они там сидят, заморенные черти. Как же, говорил, меня ненавидели, какая это для них была смертная мука — руки вверх, ноги врозь! «Опять ты, сволочь, пришел нас мучить?» А он сам 50 килограммов весил.

В Криволучье, куда я дважды приезжал, вокруг отца всегда были интересные люди. Как правило, осужденные по той же «политической» 58-й статье. Например, Александр Фельдт, главный инженер крупного завода, архитектор Леонов и другие. Остроумия — море, и это в таких условиях! Привезем мы с матерью колбасу какую-нибудь в 52-м году — а они сначала баланду тюремную съедят целиком, а только потом за колбасу берутся. Мать говорит: «Да что вы это едите!» — но они к колбасе не притронутся, пока баланду не дохлебают. Приучились к тому, что даже крошки недоеденной оставлять нельзя.

Футбол их много раз спасал от более страшной доли — каждый из них ведь длительные периоды в заключении тренировал лагерные команды. Николай Петрович, знаю, вообще не был на каких-то тяжелых работах. Тренировал и футбольную команду, и по русскому хоккею. Он был настолько известный человек, что его на лесоповал не посылали. А отец даже возглавлял тульский «Металлург». Я даже один матч за него сыграл. Мне было 15 или 16 лет. Помню, они меня стилягой называли, у меня волосы были длиннее, чем у остальных.

Как это тренерство стало возможно? Благодаря начальнику строительства Дзюбе отца на какое-то время расконвоировали, даже комнату в Криволучье дали. Но потом, после истории с братом Николаем и Василием Сталиным, режим вновь ужесточили. Какая-то странная была ситуация — вроде нам сказали, что отец может спокойно без охраны ходить, и тут видим — по главной улице Криволучья ведут заключенных, и среди прочих отец идет. У всей группы зэков руки — под мышкой у впереди идущего, по бокам — собаки. Чтобы сбежать не могли. Страшноватая картина.

Хорошо ли я по аналогии с тем Дзюбой отношусь к этому? Я не считаю его спартаковским игроком — так скажу. Вот Симонян, Гаврилов были спартаковскими игроками — с тактической жилкой, с пасом. А Дзюба — «столб», требующий постоянного обслуживания пасом. Как Паршин — был в «Спартаке» такой в 50-е годы. Играл даже за сборную раза три, забил не кому-нибудь, а сборной ФРГ, действующему чемпиону мира. Но — неспартаковский по стилю. С Дзюбой «Спартак» чемпионом не будет, мне кажется.

О всех перемещениях Николая Петровича, когда Сталин-младший его тренером в ВВС хотел назначить, очень много написано. Мы тоже были в курсе событий, потому что жили-то с Антониной дверь в дверь, через лесенку в шесть ступенек. Все становилось известно через пять минут. Вот Василий повез его к себе в особняк на какое-то озеро, и дядя Коля за территорию выйти не может, потому что люди Берии его тут же «заметут». Вот он около Арбата, на бульваре, дома у сына вождя. Вот тот взял его на стадион, в ложу для почетных гостей, где точно будут сидеть и пару генералов МВД, которые его точно увидят. Вот его эмвэдэшники посадили на поезд, но по приказу Василия его оттуда ссадили и обратно в Москву повезли... Целый детектив был.

По-моему, он даже домой успел заскочить, когда в Москву люди Василия Сталина его привезли. Но потом он все-таки согласился поехать в Майкоп, поскольку уже боялся, что ничем хорошим эта история не закончится. Василий-то сорвиголова был, а отец к нему уже охладел. Надоел он ему своими штуками. И Николай Петрович понял, что тот не сможет его защитить.

Андрей в лагере написал поэму. По размеру — как «Евгений Онегин»

Я, между прочим, был на первом походе Николая Старостина на футбол после отсидки. Нас было человек пять-шесть родственников. А вот братьев других почему-то не было. Мы вышли из метро «Динамо» к кассам. Дядя Коля кепку нацепил, шарфом каким-то обмотался, чтобы его не узнали. Наверное, это был 54-й год. С кем именно «Спартак» играл — точно не помню.

И вот мы поднялись по ступенькам от метро в направлении стадиона. И тут на подходе к кассам какой-то мужик спереди забежал, как сейчас фотокорреспонденты. «Николай Петрович, это вы?!»

Оказалось — болельщик, который его знает хорошо. А он еще заорал на всю Ивановскую: «Да это же Старостин!» И тут народ сразу налетел! Люди-то табуном идут, на футбол. И уже от касс до входа на трибуну мы шли в эскорте. Все глазеют — какой он теперь из себя. Потом уже только, как на трибуне сели и матч начался, его в покое оставили. Сразу стало понятно, как он популярен, если спустя столько лет у людей такая реакция.

Отец после лагеря оказался единственным, кто совсем ни в какой роли не вернулся в футбол. Дядя Коля предлагал ему всякие спортивные варианты, но поскольку он был дипломированным специалистом — пошел в институт «Инжтехпомощь». Там ему сразу дали должность начальника отдела.

Андрей стал писать — и статьи в журналы, например, в «Юность», и книжки. До него книгу под названием «Записки капитана» еще до войны написал Александр, но брат и его, и Николая по этой части здорово перещеголял. У него было три или четыре. У меня есть все.

Еще знаю, что в лагере Андрей сочинял стихи. И даже написал поэму, по размеру — как «Евгений Онегин». Мне об этом тети Клавдия и Вера рассказывали и показывали, он им послал. В первые годы заключения, самые тяжелые и мрачные, он за перо взялся. Не берусь рассуждать о качестве, но мне показалось — стихи вполне профессиональные. Не знаю, сохранились ли они — надо будет у Наташки, дочери его, спросить. Тем более что она у нас — литературовед.

Когда братья вышли на свободу, очень много людей помогало им с реабилитацией. Был какой-то Лебедев — помню, мелькала такая фамилия. Кто-то в Моссовете... Им лично не надо было никуда ходить и просить, за восстановление справедливости в их отношении многие боролись. Они ведь попали под самую первую реабилитацию, еще до XX съезда. Тот был в 56-м году, а их восстановили в правах сразу, в 54-м.

Были ли притеснения в отношении меня до того, как их реабилитировали? Ну, разве что взяли не на тот факультет, куда я хотел. Надеялся попасть на факультет электровакуумной техники и приборостроения, а меня послали на теплоэнергетический. Потому что на первом было что-то секретное. Зато на ТЭФ была стипендия 395 рублей! (смеется)

Николай Старостин и Олег Романцев. Фото Александр Федоров, "СЭ"
Николай Старостин и Олег Романцев. Фото Александр Федоров, «СЭ»

Я же был золотой медалист. Помню, на меня целая комиссия, как на Пушкина, собралась посмотреть — всем интересно, как выглядит враг народа, ну пусть даже сын врага! Хотя вот видите — золотую медаль в школе дали, хоть отец и сидел. Учителя на это наплевали. Они у нас там были «контрики», очень меня все любили. А когда сдал вступительные, мне сказали: «Зайдите в комнатку к руководителю курса, он вам все объяснит». Совсем «прокатить» не могли — но на другой факультет засунули. Но этим все притеснения и ограничились.

У меня получилось так, что по обеим линиям — репрессированные. Мама моя, Зоя Алексеевна, закончила школу Большого театра вместе со знаменитой балериной Ольгой Лепешинской — та на пару лет старше; танцевала даже какое-то время. Ее отца, моего деда, тоже выслали, дачу забрали. Все горя хлебнули...

«Сальников поддерживал легенду, что он — внебрачный сын Николая Петровича»

Николай после возвращения сразу «Спартаком» занялся. Ах, какая тогда была команда! (Перечисляет подряд и слитно, на одном дыхании) ТатушинИсаевСимонянСальниковИльинПарамоновНеттоТищенкоМасленкинОгоньков. Единственное — вратари менялись, их было за этот период пять-шесть. Чернышев, Разинский, «Русское чудо» Пираев Миша... Ножки кривые, усы. Но такие мячи брал — умопомрачительные! Потом из ЦСКА Ивакин пришел, который долгое время основным вратарем был. Какой-то период сыграл за «Спартак» известный защитник Анатолий Башашкин, две-три игры провел знаменитый Всеволод Бобров — забил, по-моему, пару мячей.

Игорь Нетто, считаю, был лучшим хавбеком за всю историю «Спартака». А человек упрямый был, настойчивый, с ярко выраженными капитанскими качествами. В какой-то момент, когда он был уже пожилым, в прессе его совсем забыли. Всех вспоминали, а его как будто не было. Помню, на каком-то торжестве подошел к нему и говорю: «Что бы тут ни говорили, дураки, но ты — лучший футболист советской России». Он заплакал. Был очень растроган.

Это потом уже, после его смерти, назвали стадион именем Нетто, а тогда — совсем не упоминали. Игрок был выдающийся — хотя при том что бить сильно не умел, тычки какие-то. Но ему и не надо было — он безупречно чувствовал игру, отдавался ей, обладал уникальным пасом. А забивал несильными техничными ударами.

На поле Игорь Александрович на партнеров орал своим тонким голосом — это же кошмар какой-то, не давал права на ошибку! Бедный Масленкин, на него в такие минуты смотреть жалко было. «Ну ты, Гнусавый!» А Толя еще глухой был на одно ухо, и половину не слышал. «Ты что, не видишь, куда я тебе показал?!» На кого не орал никогда — так это на Симоняна и Сальникова. А на Ильина, Татушина, Парамонова — сколько угодно. Мог даже этим великим людям заявить: «Вы — дерьмо, а не игроки!»

И никто на него не огрызался, потому что авторитет у него был бесспорный. Как он трудился на поле! Никогда не бывало, чтобы Нетто не отдавал себя игре без остатка. Хоть больной, хоть травмированный. Это сейчас у молодых парней бедро чуточку побаливает — и он все, уже играть не может. Не знаю даже, как этот бедный Карпин с ними работает...

Из новичков нынешнего «Спартака» мне нравятся Глушаков, Тино Коста, Мовсисян. Хурадо я сначала не разглядел, а потом он такую технику показал и пару таких забил, что мнение мое изменилось. Но какого-то стержневого человека, нового Нетто, нет. Макгиди порой такую игру выдаст — а потом исчезает. И никто не знает, как он сыграет в следующий раз. Отсюда — перетряска состава и какие-то судорожные действия Карпина.

К Валерию Карпину отношусь двояко. С одной стороны, он наш, спартаковец. Игрок был прекрасный. Хотя поначалу был, конечно, абсолютно «деревянный», выходил долго на замену — а потом резко прибавил. Но как тренер какой-то он... бесхитростный, что ли. Но кого брать вместо него — не знаю. Аленичев растет, но когда еще там вырастет?

Вот когда-то были Никита Симонян, Сергей Сальников — я бы их назвал футбольными интеллектуалами. А вся команда, которой сегодня Карпин руководит — без интеллекта. Безответственная какая-то, не знает, когда можно проигрывать и когда — категорически нельзя!

Вообще, эта команда наша — горе какое-то, особенно для сердечников. Только что-то такое забрезжило, зачатки игры появились — обязательно с ней какая-то драма случается. В прошлом году что-то немножко показали с «Барселоной», уступили в равной игре, а могли и победить — так Ромулу, который был в том матче лучшим, на год с лишним выбыл. Потом Боккетти, Жоау Карлос...

Только что-то нащупывают, как ключевые люди выпадают. А часть людей непонятно что делает. От Билялетдинова столького ждали — он на лавке сидит. Кирилл Комбаров — некое приложение к Диме. Кариока — техничный парень, как все бразильцы, но какую-нибудь штуку все время норовит сотворить. Уже не говорю о дурацких удалениях и пенальти, о необязательных фолах вблизи штрафной и угловых на последних минутах игр...

Такого «Спартака», как в 50-е, больше не было никогда. Еще были хорошие команды в 80-90-е — но вот такого спаянного состава, одиннадцати гладиаторов, как поколение Нетто, не было и тогда.

О Сальникове ходила легенда, что он — внебрачный сын Николая Петровича. И сам Сергей поддерживал эту легенду. Или, скажем так, не возражал. А мы играли против них в Тарасовке тренировочные матчи. Юноши против основного «Спартака». Я правого полузащитника играл, а он — «десяткой». Уступая ему в технике, я старался играть порезче.

Николай Старостин. Фото Анатолий Бочинин
Николай Старостин. Фото Анатолий Бочинин

Так он однажды получил от меня и говорит: «Что ты брата лупишь?» — «Какого брата?» — «Да я брат твой, ты что, не знаешь, что ли?!» Но это так было сказано, что не поймешь — в шутку или всерьез. Мы старались, бились. Сальников-то карьеру заканчивал, особенно не бегал уже, а быстрый Исаев пробросит мяч, оббегает тебя как стоячего — и поминай как звали. Мы же такими скоростями не обладали, и они, конечно, нас обыгрывали — 4:0, 5:0.

Сальников был самым любимым футболистом Николая Петровича. Ну, еще Симонян, конечно. Но Сальникова — с которым я, кстати, тоже хорошо был знаком — он просто боготворил. И все-таки мне кажется, что по поводу родства — это элементарная «утка».

После аварии, в которой его жена получила перелом таза, Николай не садился за руль никогда

Людьми братья были интеллигентными и деликатными. Поэтому мне смешно слышать легенду о том, что однажды Бесков покритиковал Николая за то, как он одевается, а тот ему якобы ответил: «Ты сын извозчика, а я — царского егеря, и не тебе об этом судить». Это абсолютно не его стиль!

«Николай Петров», «Андрей Петров» — это они заочно могли друг друга так называть, а в лицо — только по именам. Дело было в том, что дед Петр чуть ли не официально фамилию Петров носил, потому что в деревне так было принято: отчество старшего сына становилось фамилией. И он вроде только после переезда в Москву вновь Старостиным стал.

Дядя Шура из всех четверых был, пожалуй, самым молчаливым. Этакий русский здоровяк. У него и фигура была отличная от остальных братьев — кряжистый, полноватый, пониже ростом. Его звали Жбан — еще с юности, когда он играл в футбол. Больше всех в семье поесть любил. Пирожки, рыбку к нам на дачу привозил. У него была поговорка: «Желаю всем, чтобы у них были такие же мужья, как у моей Дусечки!»

У него три брака было. Первая жена — Лиля, от которой у него родилась дочь Алла. Потом Зинаида, спортсменка. На мотоцикле гоняла. Он ее прозвал — Мюллер. Почему — не знаю. А третья жена — Евдокия, до того бывшая замужем за поэтом Смеляковым. Причем про его романы вначале никто ничего не знал. Он был самый скрытный, и оттого было только больше слухов, что он какой-то мачо.

Если что обещал — сделает железно. Спиннинг какой-нибудь дорогой достать — не вопрос. Надо мне, допустим, что-то такое заместителю министра подарить, чего у нас днем с огнем не сыщешь — к дяде Шуре. Он через свой Роскультторг все организует. Он с третьей женой и шофером иногда к отцу в деревню приезжал. Мог за компанию по грибы сходить, но уже с трудом. У него аневризма была.

А отец был заядлым грибником. Он даже классифицировал грибы по баллам, когда мы ходили их собирать: за белый — три очка, за подосиновик — два, подберезовик — одно, остальные — без очков. Вот все ходили и считали, кто сколько набрал. Когда он уже не работал и жил в деревне, приучал к грибам внуков, моих детей. Его все обожали. А потом у него ногу отрезали, и ходить в лес он прекратил. Другие Старостины по грибы не ходили, я вообще не помню, чтобы они жили где-то на даче.

80-летие Андрея Петровича отмечалось в 1986 году, в разгар борьбы с пьянством и алкоголизмом. В ресторане не посидишь. И я не мог в том же году отметить свое 50-летие. Боялся, что снимут с должности — а меня в 81-м назначили генеральным директором «Турбохолода», которым я в итоге пробыл 22 года.

А дома гульбище устраивать нельзя было, потому что есть опасность, что соседи узнают и донесут. Тогда это страшное дело было: сигнал, что где-то пьют водку, приезжает наряд — и из партии, и с должности к чертовой матери. А меня и в партию еле-еле приняли, потому что с первой женой в 66-м развелся, и это было порочащее меня обстоятельство. Даже начальником отдела моей организации из-за этого долго не делали! Но все-таки втихаря водку достали и как-то все провели.

А юбилей Андрея в конце концов делали таким образом. Человек двадцать, включая меня, сидели в квартире Андрея и Ольги на «Аэропорте» постоянно. А остальные сменяли друг друга. Приходят, выпивают, поздравляют и уходят. Было много цыган, целый театр. Пять-шесть таких вот приходящих слоев было! Вот так справлялось его 80-летие. До 81 он немного не дожил...

Николай всегда из-за границы подарки на всю семью привозил. Мне он почему-то всегда дарил галстуки (смеется). Самые шикарные, фирменные, какие в моде тогда были. А я галстуки вообще-то не любил носить, но все равно у дяди Коли их принимал, благодарил и ничего не говорил. А может, даже и надевал, когда он приходил — чтобы его порадовать.

Он был таким человеком, что всегда все продумывал. Если идет куда-то в гости, то заранее знает, что там будут такие-то и такие-то люди. И обязательно что-то им принесет. Если к нам — то ни я, ни жена, ни дети без подарка от него не останутся. Не бог весть что-то, но какую-нибудь мелочь обязательно вручит, чтобы внимание оказать. По-моему, он даже списочки составлял — кому да что.

У кого из них был самый трудный характер? Я не испытывал тяжести ни от кого. Может, потому что они, кроме отца, со мной вместе не жили. Всех троих дядьев безмерно уважал, каждого по-своему. Николай Петрович всегда стоял несколько особняком, при этом делал для каждого больше всех. Не знаю ни одного человека в нашей большой семье, который не получил от него хотя бы какой-нибудь помощи.

Андрей еще до войны начал ходить на бега и увлекался этим делом до последних дней. Как его жена Ольга относилась к тому, что он проигрывал на ипподроме деньги? А у них очень свободная жизнь была, они друг за другом не следили. Она в театре, он — по своим делам. Внутрисемейная демократия! Даже слухов никогда не было, чтобы Ольга что-то там Андрею запретила или не позволила.

Антонина, жена Николая, была другой — энергичной, волевой. Насколько мне было известно, во всех более или менее важных делах он с ней советовался, ее мнение было для него важным. Вообще, он всегда выслушивал мнения других, был для этого достаточно мудр.

Антонина всегда болела. По словам Ляли, у нее случались приступы — невроз сердца. К тому же еще до войны они попали в аварию. Николай Петрович вел автомобиль, ехали из Москвы в Тарасовку. Дабы не сбить велосипедиста, он вынужден был направить машину в кювет. Сам он фактически не пострадал, а Антонина получила перелом таза и потом заново училась ходить.

Больше дядя Коля за руль не садился никогда. Старостины вообще все машину не водили. У Андрея ее никогда не было, а Александра возил шофер, которого мы отлично знали.

В 71-м Антонина умерла от рака, и оставшиеся 25 лет своей жизни Николай прожил с Лялей и ее семьей. Были ли у дяди Коли после смерти жены другие женщины — этого никто не знает. Может, Ляля в курсе...

Самым частым гостем из спартаковцев в доме у Николая был Анатолий Коршунов. Потому что они жили в одном доме. Друг семьи. Бывал у него и Симонян, тем более что муж Ляли — Костя Ширинян, армянин. Еще и по этой части родство ощущалось. Бесков периодически заходил, хотя гораздо чаще — к Андрею.

Какое впечатление? Бесков — хитрован. Тяжеловатый в общении человек. Обычно в Тарасовке выпьет бутылку, а потом идет проверять футболистов, не пили ли они, легли ли спать. Игроки потом потешались. Но и игрок был прекрасный, и тренер талантливый — кто бы спорил. Однако с Николаем, в отличие от Андрея, они так по-настоящему и не сроднились. Когда в конце 88-го Бескова убирали из «Спартака», Николай, помню, комментировал: «Я же говорил, не надо было его брать!» Андрея к тому времени уже не было в живых...

Нечаева сделала так, чтобы Николай Петрович не мог нормально работать

Раньше всех не стало Александра — в 78. У него лопнула аневризма, и он умер, как говорили, в одночасье. Собирался идти к Вере смотреть какой-то футбол — она жила на Беговой, прямо напротив ипподрома, куда он тем утром зашел с Андреем. Мы приехали, а он уже мертв. Остальные стали долгожителями, а он — нет, может, потому что полный был. У него ноги отекали...

Многие Старостины скоропостижно умерли — кроме Александра, Андрей, Клавдия, Вера... Андрей еще в апреле 87-го на моем 50-летии вот в этой квартире сидел — рядом с Николаем. А в октябре его не стало. Совсем чуть-чуть, меньше месяца не дожил до первого чемпионства «Спартака» за восемь лет.

На поминки по нему в ЦДЛ много знаменитого народу пришло. Как и всегда к нему на юбилеи. На 70-летие допустим, Олег Ефремов приходил, Вячеслав Невинный — словом, бомонд. Драматург был, Исидор Шток, женатый на родной сестре Ольги, Александре. Помню, мы с Гилей Хусаиновым на поминках тоже выступали. И на столетии со дня рождения Андрея в Доме актера яблоку негде было упасть. Популярный он был человек, притягивал к себе. Даже после смерти...

Ольга пережила Андрея, умерла уже в 90-е. До 90-х дожили и отец с Николаем. Папа умер раньше — в 93-м. По нему поминки делали на базе в Тарасовке. Прямо в здании. Старое деревянное здание гостиницы, где раньше жили футболисты, говорите, снесли? Не знал даже. Сколько мы там времени когда-то провели, Господи... Там же и сборные жили — баскетболистки, штангисты...

Николай, если исходить из того, что он родился в 1902 году, прожил 94 — и работал до последнего. Со здоровьем у него все было в порядке, он никогда не болел и за 90 еще в баню с командой ходил.

У меня был с ним разговор осенью 95-го. Он тогда еще не болел и вызвал меня к себе в кабинет, где офис «Спартака» тогда находился.

Тогда как раз женщину генеральным директором назначили, Нечаеву. Это ему не понравилось. Помню, была глубокая осень, и он почему-то сидел в своем кабинете в пальто и, по-моему, даже в кепке. Жаловался, что у него и на работе из-за этой Нечаевой не ладится, и внучка разошлась с внуком Сергея Королева, великого конструктора. «Вот такая, — говорит, — у меня жизнь. А тебе я чем-то могу помочь?»

Я сказал категорически: ничего, дядя Коля, мне не надо. Я не бедствовал никогда. Не зарабатывал, как сейчас олигархи, но как у директора зарплата была приличная. Единственный был такой с ним разговор по душам.

Был там еще в клубе одноглазый парень... как его? А, Есауленко. Но с ним Николай Петрович вроде ладил. Но власть непререкаемая в клубе у него пошатнулась. Эта дама, которая ничего в футболе не знала, сделала так, что он не мог нормально работать.

А вот с Романцевым у него были прекрасные отношения. Он ведь его и привел, главным тренером сделал. И до конца, по-моему, между ними все было хорошо. Но хозяином в клубе дядя Коля с какого-то момента быть перестал. Федуна не знаю, с ним не знаком. Как я понимаю, для него «Спартак» — некая категория бизнеса. Но если не он, кто деньги давать будет?..

В больницу Николай Петрович ложиться не хотел ни в какую. Толком не знаю даже, какая болезнь привела к его смерти, но в 94 так или иначе нельзя считать, что это произошло совсем неожиданно. Но длилась эта болезнь недолго. Как-то быстро он сгорел, за несколько месяцев. И покоится теперь на центральной аллее Ваганьковского. Кто смог пробить такое престижное место — понятия не имею.

Всей семьей собираемся по торжественным датам. Вот 80 лет Ляле было, 75 — мне. Наташка созвала на 25-летие со дня смерти Андрея.

Нет ли желания создать музей братьев Старостиных? Для этого нужны люди, которые будут этим заниматься. А я еще недавно инсульт этот перенес. И максимум, на что меня хватает — иногда ездить на работу, на собрания акционеров.

Я вот все думаю — дожить бы до открытия спартаковского стадиона. Меньше года уже осталось дожидаться. Тем более, и база теперь будет там, в Тушине. Представить только: на месте бывшего аэропорта появится и стадион, о котором все столько лет мечтали, и новая Тарасовка!..

И я очень хочу это увидеть".

Он увидел. И дожил до первого за 16 лет спартаковского чемпионства в мае 2017-го. Андрея Петровича Старостина-младшего не стало спустя девять месяцев, в феврале 2018-го. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом со своим отцом.

182
  • Юрий Ланцов

    А ты из тех, кто у него бронь покупал? И почем?

    22.04.2020

  • Omerta

    У тебя какой-то аватар неправильный. Цветные лошади - это болельщики ЦСКА.

    21.04.2020

  • shpasic

    ну, там-то вряд ли Старостины при делах. опгшные друзья Романцева скорее всего, как ни старался Львов свести это к бытовухе.

    20.04.2020

  • Александр Михеев

    Конечно опечатка -всем известно, что за сутик умирало 1460% зэков! И Старостина расстреляли...три раза...

    20.04.2020

  • Александр Михеев

    Он самый. А еще вещичками с базы и продуктами. Ди и ситория с Нечаевой - очень темная

    20.04.2020

  • Андрей Фролов

    Старостин, Старостин... Это не из тех ли братьев - жертв Берии? Ну, которые еще в Войну "бронью" торговали?

    20.04.2020

  • Вася Гоблин

    Ты бот ишачий!

    20.04.2020

  • Вася Гоблин

    Это не Вася Гоблин, а бот ишачий!

    20.04.2020

  • Вася Гоблин

    Это ненастоящий Вася Гоблин! Ты разговариваешь с фейком!

    20.04.2020

  • Вася Гоблин

    Тебе нравится Грета?

    20.04.2020

  • Вася Гоблин

    Это ненастоящий Веселый!

    20.04.2020

  • Вася Гоблин

    Хватит трепать мое имя, гадина!

    20.04.2020

  • Rastan

    Я этого не отрицаю.Мой пост касается одного "ветеринара",который Вам оппонирует немного выше,позиционируя свою позицию по всем(особенно касаемым исключительно одного,"самого популярного в мире" футбольного клуба)вопросам, как истину в последней инстанции. Он отрицает очевидный факт, что в Спартаке всегда был главным, Николай Старостин, а не Андрей. Я не поклонник Спартака,но много лет болею за футбол и довольно много о нём знаю.Читал книги Старостиных и ещё очень много чего.

    19.04.2020

  • сергей никитин

    Воспоминания Андрея младшего , конечно субъективные, спору нет! Но мои заметки , базируются исключительно на цитатах из книг А.П. Старостина и Н.П.Старостина, ничего от себя я не добавил.Ни одного слова.

    19.04.2020

  • Kimi_

    не богохульствую. богохульствуют те кто на гундяева молится, который предал Алексия.

    19.04.2020

  • nekony

    Знаете, вот, как говорится, с высоты прожитых лет, вижу порой суждения современных людей о не таких уж далёких 80-90-х годах, где они рассуждают о том времени с позиции настоящего времени, даже не понимая всех нюансов, которые тогда имели место быть. Им действительно непонятно многое из прошлого, как оно могло быть, потому что сейчас всё по другому. Это я к тому, что если уж о 80-х годах у многих отсутствует объективное понятие, то что говорить о 40-50-х годах. Мы не жили в то время, и поэтому не можем (да и не имеем права) с такой категоричностью рассуждать о событиях того времени, что могло быть, а чего быть не могло никогда.

    19.04.2020

  • Rastan

    Эти воспоминания, как и многое из подобного жанра,отличаются субъективностью, грешат неточностями, но почему-то уверен, что родной племяник Андрея и Николая Старостина,прекрасно знал, кто из них был "главным" в Спартаке,однозначно признавая это, несмотря на любовь к дяде Андрею.(Это касается комментария "ветеринара") Очень жаль, что вся заметка Рабинера,особенно первая часть, с провокационным заголовком, вызвала такую неоднозначную реакцию...

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    и тут отметился шлакоблок. Вали из этого мира, ЛжеВася!

    19.04.2020

  • spar2018

    А что так режет слух дорогой!!!! Ум включи,а не эмоции. И не надо верить Бредням всяких Солженицыных и иже с ними о большой смертности в ГуЛаГах. Не больше и не меньше было. А Война принесла намного больше проблем,чем сейчас ажется!!! Если конечно есть чем думать.!!!

    19.04.2020

  • Звезда Химок

    Ну дя либераснов типа Дока это вполне логично, такое свинство. Он бы ещё тут выложил, как свои естественные надобности справляет!

    19.04.2020

  • Весёлый cancels War-Sheep

    Это сложно воспроизвести дословно, суть в том, что когда жаришь селедку/рыбу, а она еще и шкворчит, эмоции у Дока (когда он тут вываливал их) были такие же, как будто он жарил всех своих баб, на деньги которых и существовал наш герой всё это время. Т.е. он литературно описывал на портале в комментах сам процесс, хвастаясь этим (и другим процессом). Выглядело просто ЫЫЫЫЫЫ Таков Путь.

    19.04.2020

  • сергей никитин

    Ну по всему бреду вступать в дискуссию не буду, так как не с кем. Замечу только, что в реале встретиться всегда готов. А книга "Большой футбол", была издана в 1957 году.Написана, естественно , ранее.

    19.04.2020

  • Борис Игоревич

    А-ха-ха , опечатка. )) Даже либероиды-сектоиды изумлены фантазиями лжеца-старостенна. )) :stuck_out_tongue_winking_eye:

    19.04.2020

  • Борис Игоревич

    Вся либеральная накипь булькает на СЭ исключительно вокруг Раби и т.п. кб-плесени. Почему бы это ? ))

    19.04.2020

  • Звезда Химок

    А какую Док селёдку жарил, я не понял? Двуногую селёдку или рыбу хвостатую? Поясните, плиз. А то у меня уже фантазия разгулялась, хи-хи!

    19.04.2020

  • Звезда Химок

    А у меня вот тоже интереснейшая история вышла сегодня! Атас! Буквально пару часов назад я изумительно покакал, но - с большой долей приключений и опасности. А всё потому что вчера прекрасно и много кушал. Чего только я не ел! И творожок и кашу и пюре с котлетами и огурчики и пельмени и две тарелки борща - просто жор на меня напал! Кроме того, ещё и бутерброды грыз весь вечер. А сегодня вот припёрло, когда статью эту про Старостиных читал. Я ещё не мог оторваться поначалу, сильно терпел, но потом уже стало совсем невмоготу! Просто как кол внизу живота образовался и искал выход наружу. Ну я всё бросил и помчался в сортир, сел на толчок - и тут меня кааак прорвало! Я валил колбасами как потерпевший, несколько минут подряд! Кило три-четыре точно из меня вышло! Думал - унитаз не выдержит и расколется нафиг как перезревший орех! Ох и страху натерпелся! Но к счастью - пронесло!. Зато душу отвёл - как будто кончил три раза подряд на Грете! Вот что нужно для простого человеческого счастья!

    19.04.2020

  • Скорее всего про 10 % ную смертность в день это опечатка ,так как при строительстве Канала имени Москвы заключенными ,упоминается годовая смертность в 16 %. Пишут в Википедии что люди на глазах умирали падая в этом котловане в грязь от голода и холода !!! То что пережил наш народ ,то иногда диву даёшься ,как мы ещё живём и существуем !!! Я слышал не мало добрых слов от немцев в адресс русских ,а один из них Клаус (его отец погиб в Сталинграде ),сказал что отец писал в письмах с фронта то ,что ему кажется что русские победят,что они этого заслуживают !!! Вот.

    19.04.2020

  • Весёлый cancels War-Sheep

    Ты себя слышишь вообще? "Хорошо сидели, пока не появился Гитлер".

    19.04.2020

  • Да ничего не просрали .Ну если только ресурсы земли Российской . Самое главное на любой земле это люди !!! А они у нас самые лучшие !!!

    19.04.2020

  • Весёлый cancels War-Sheep

    Зря Sehrgut заминусовали, было прикольно читать. Но недостаточно мифов. Вот когда здесь Док рассказывал, как он селёдку в своей альфонской молодости жарил, или как с руководством Гаспрёма ручкался - это дааа

    19.04.2020

  • Духовная Скрепа

    Да, такую страну ,,про.рали,,...

    19.04.2020

  • Сегодня не обычный день и всё ж, На ветку Спартака сбежались Бомжы ,Ослы ,Дефченки ,даже Мусора Спартак облаять всё старались Пургу несли (всё в диалоге ) но в итоге -смачно надорвались !-))) :cut_of_meat:

    19.04.2020

  • сергей никитин

    На счет лабуды не знаю, тебе видней. Но вот чтобы не нести полубредовую ахинею, для начала почитай что -нибудь. Ну хотя бы "Большой футбол" А.П. Старостина, или "Футбол сквозь годы" Н.П. Старостина, "Звезды большого футбола" Н. П. Старостина, - это для некой элементарной информации, а для ума Ф.М. Достоевского , А.П.Чехова, Толстого Л.Н., это для начала! Когда прочтешь, напишешь - пообщаемся. А сейчас, сними носок, засунь себе в хавало и сиди тихонько сопи!!! Усек?! Ушлепок!

    19.04.2020

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    Спорить с доком нелепо, как с коровьей лепешкой на выпасе. Такой же уровеь интеллекта и нравственности. И воняет не меньше.

    19.04.2020

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    В 1942 году смерность в ГУЛАГе зашкаливала. Где-то 10% за год составила. по причине того, что страна лишилась основных плодородных земель, они были оккупированы. Чудом не наступил голод. Выручил картофель. Его большевики с середины 30-х годов просто заставляли сажать в колхозах и совхозах. До чередины 30-х годов картофеля, что при царизме, что в СССР сажали крайне мало. По причине нехватки земель. Так как 90% пахотных земель было в европейской части России-СССР, она была дико перенаселена, а урожайность крайне низка. И в 1943 году сверхсмертность в ГУЛАГе была выше, чем по стране. Лишь в 1944 году более-менее выравнялась. То есть высокая сверхсмертность в ГУЛАГе в 1942 носила объективный характер и стала следствием не зверств большевиков, а следствием нападения фашистов на СССР.

    19.04.2020

  • Док

    Юноша, если ты конечно трезвый, послушай старших и больше не царапай свою лабуду. Любой взрослый понимает, что в Союзе никаких президентов не было и быть не могло, но даже последний малыш должен понимать, что Андрей Петрович Старостин был тем человеком, от которого в Спартаке зависело ВСЁ! Он был главным в обществе Спартак по спортивным играм, а для кучи председателем федерации футбола Москвы. Пометь где-нибудь. И Николая Петровича (которого ты так ненавидешь и который в конце 1976 года был без работы) именно Бесков разрешил вернуть в Спартак только после просьбы своего друга Андрея Петровича. При условии что он будет начальником команды, что-то вроде администратора - носки, автобус - и ни в коем случае не лез в футбольные дела. Насчет Москвы - странно, но взрослый столичный житель никогда такую истеричную пургу нести не должен.

    19.04.2020

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    Томас тот точно полудурок. А дОК насковзь гнилой. И не только потому, что от его ливер зенитовским духом пропитан. Но и по причине особой тупости и природной гнилости.

    19.04.2020

  • Монте-Кристо (Мститель) .

    Возможно, что там много авторского текста рабЫ, но солженицыным от данных басен за версту прет.

    19.04.2020

  • сергей никитин

    В датах могу немного ошибиться, но не суть. Это не отменяет самого факта события. Андрей и близко никогда не был никаким , ни настоящим , ни игрушечным, ни светлым, ни теневым президентом Спартака.Никогда!!! Да , он уговорил Николая, пригласить К.И. Бескова, но именно уговорил и убедил, не более того! И время подтвердило его правоту. Спартак К.И. Бескова, это лучший Спартак, за всю его историю! Причем , намного лучший!!! Николай же, не знаю по какой причине, может совесть его мучила,за его подлость, что оговорил невинных людей и потащил за собой в лагерь, может еще почему, не знаю, но маниакально ненавидел все динамовское. Он и Бескова ненавидел.А Андрей, как и Константин Иванович, любили и могли выпить по ведру, и никогда не хмелели, об этом писала жена Бескова, и были лучшими друзьями. Насчет спиртного. Я жил и живу в Москве, что было у вас в деревнях, не знаю. А в Москве было именно так,как я сказал. А в статье речь идет именно о Москве!

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Псина, выть переставай Аватарку поменяй И беги скорей за Томкой Он насрёт тебе в котомку.

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Собирамши-собирамши. А белый надзиратель Пшишлов увидел как одну клубничку в рыло вложил - и по зубам башмачищем ныа! А теперь тут свистят перекошеными ртами о благословенной демократии Краковских полей.

    19.04.2020

  • сергей никитин

    Это Старостин все придумал, всех оговорил, вот пусть он и сидит! "Но ему это непомогло. Глас вопиющего в пустыне. Получил 8 лет лагерей" Так он сам пишет, рукой А.Вайнштейна !! Не знаю, как там у них были отношения с Л.Нечаевой, но из Спартака, его убрал лично , его протеже , такой же негодяй и мерзавец, романцев. Сначала он его пересадил с клубной "Вольво" на 5-ку Жигулей, а потом и вовсе сказал, что они все его очень ценят и переживают за его здоровье, поэтому руководство Спартака, решило, что ему нужно поберечься и давать свои мудрые советы из дома! Нечего больше ему делать в офисе.Вот так ! И Ларису Нечаеву, потом таинственным образом убили, а придворный писака Спартака , некто Л.Трахтенберг(!!!), писал потом , что он был приглашен, Ларисой к ней на дачу, но в последний момент, по каким -то причинам (???) передумал и не поехал, а то бы тоже убили бы ! Вот такая была история.

    19.04.2020

  • serZheo

    Они сами себя возят, моськой по асфальту, вспоминая как хорошо в белополячке кулубничку собирамши.

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Их надо выловить, заспиротавать в банку и возить по городам и весям бродячей кусткамерой.

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Псинство, поменяй аватарку, бот ишачий.

    19.04.2020

  • serZheo

    Можно. Но с другой стороны - появяццо другие через неделю... Выявляй их... Проводи ОРМ... А этих мы знаем, куда они денутся?..

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Они по двум документалочкам от Юрки Бздудя всё об истории знают.

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Они сами вредоносные бацилы, их надо выводить из общественного организма.

    19.04.2020

  • Як Цидрак

    Да

    19.04.2020

  • serZheo

    Потому что Рабинер не бегал через всё поле, к дурачку из Африки... Рабинер кормиццо на другом полушарии. Там сокер в приоритете. И ничего толкового Рабинер рассказать не может.

    19.04.2020

  • Док

    Какая-то дичь полупьяная, которую могут плюсовать только в хлам отмороженные! Какое заявление в 1987 году, когда команда стала чемпионом? Какой Гришин "хозяин" Москвы в 1988-м? Николай Бескова ненавидел всеми фибрами, но настоящим (как бы сейчас сказали) президентом Спартака был Андрей - третий брат. Но в конце 1987 года он умер и вот тут дни Бескова были сочтены - титул их просто отсрочил. Николай ждал повода и неудачный сезон 1988 года таковым стал. А уж то, что спиртное во времена Горбачева можно было легко приобрести - это мог написать только малолетний щенок, который сие слышал от мамы с папой. Да, в Питере и в Москве с этим было полегче, но в провинции людей в очередях за выпивкой калечили...

    19.04.2020

  • Як Цидрак

    Во, вспомнил еще масая-кренделя, который за Динамо играл и на мяч сел во время игры, а ему Карвальо по жопе дал за это с желтой. Еще Карвальо два раза за 2 секунды в очко Точилину просунул, тот сошел с ума. А вот ИгрЯклич нифига не вспоминается.

    19.04.2020

  • SachkovA1982

    Вообще-то говоря, их посадили в сорок втором, когда война уже шла вовсю.

    19.04.2020

  • Виктор Федотов

    Воспоминания типичного гандна. 10% смертность в день. Чего так мало? Почему не 90%? Пиши все 100%, нышним малолеткам все сойдет за правду.

    19.04.2020

  • serZheo

    Да этих красавцев, аки грязи, помимо Солженицина... Вон - полудурок Томас бегает вместе с Доком и ничего... Никакая халера их не берёт...

    19.04.2020

  • МЯСО ВРЕДНО

    Так ведь он сразу говорил.

    19.04.2020

  • serZheo

    Ну потому что Сапогов головой в пустые ворота забивал, унижая соперника. Выступал в передаче "Удар головой". И вообще был пацан с претензией...Не повезло с раскруткой. Его загнобили.

    19.04.2020

  • zeka77

    Любой клуб будет «терпеть» пока есть результат. Так что не нужно валить всё на великий клуб

    19.04.2020

  • МЯСО ВРЕДНО

    "Николай, помню, комментировал: «Я же говорил, не надо было его брать!»" А зачем взяли? А какого же столько лет терпели? Или пока результат давал устраивал? В этом все мясные.

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Да. Изначально фундамент там гнилой.

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Томка вышел в поле срать И чтоб время не терять Сочиняет он, скотинка, Либеральную простынку. Но запор одолевает, Тужится, не пробивает У него в кишках пробень, Не вылазиет икрень. И от этого длиннеют Монологи у него И от этого так скучно Нам читать его письмо. p.s. - Посоветую я Томке Потребить ведро касторки.

    19.04.2020

  • москвич23

    лучше расскажите за что чудо братья попали в лагеря, как не один из них не пошел воевать с немцами, как торговали бронью какие основатели такая и команда

    19.04.2020

  • Як Цидрак

    Память, ну та которая дальняя, человеков помнит дофига всякой фигни, ну той, которая вообще ни фига не нужна для жизни. Например, у меня почему-то всплывает иногда фамилия Сапогов, вот фиг его разберет почему, может потому, что он в одной игре над конями издевался за Нижний, как сапог. Но ведь отложилось. Я это к чему? Рабинера читаю лет двадцать, ни одной фигни вспомнить не могу. А вроде там вспышка одномоментная была, а тут тома слов. Че за фигня? Объясните, хелп.

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Меня от вчерашней статьи чуть не вырвало. Сегодня ни-ни.

    19.04.2020

  • Борис Игоревич

    Старостенн рассказывает сказки в духе Солженицына , лагерный страдалец. :joy:

    19.04.2020

  • Борис Игоревич

    Понимаю , то что книги /ты обычно не читаешь/ Диалог от монолога / Ты совсем не отличаешь ))

    19.04.2020

  • Борис Игоревич

    Спортагг- это лузер / Символ бессилья / Позор Москвы/ Надежды могила/ Хрю-хрю , спортагг , вперед-вперед./ Будь в 1-й лиге каждый год / Один за всех и каждый -дно / Мы же спортагг- и мы ..оно / Давай-давай , спортагг москва ! / ищи среди своих врага ! / Глушак , Каррера , Мостовой/ Про ГВК нам песню спой !

    19.04.2020

  • Thomas Boy

    У меня уже есть один придворный поэт, не надейся, что я заведу второго.))

    19.04.2020

  • Thomas боя -Thomas боя Я обычно не читаю Диалоги аж в три тома Я обычно пропускаю !-)

    19.04.2020

  • Як Цидрак

    Зашел на спортс, завис на 3 часа. Найдите три отличия. "Типология самых провальных переходов десятилетия. За Дринкуотера заплатили больше, чем за Канте, но трансфер Коутиньо еще хуже". "Был там еще в клубе одноглазый парень... как его? А, Есауленко. Но с ним Николай Петрович вроде ладил." Всем покеда, с праздником.

    19.04.2020

  • Борис Игоревич

    Спортагг абсосс , совсем абсосс. / Он чимпиен сектантских грез/ Его нагнули все клубы вокруг/ Сент-Гален и Легия , АЕК - тут как тут / И снова гол-гол Максименок пустил / И снова го-гол на Кипре он получил/ И снова гол-гол -в десятку еле вошел / Зеня -пять , Ливер- семь / Вот хорошо !!

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Засираю тут не я, А Томазькины друзья:face_vomiting: Аж тошнит от них. Колда, Наглецы и гопота.

    19.04.2020

  • Засирай Васек портал Шоб штаны не обдристал ! :joy:

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Ваша жизнь - Спартак Москва? Я вас поздравляю До могилы вас дорога Доведет прямая.

    19.04.2020

  • Ну что ж ,раз нет на свете всех сильней Команды лучше Спартака Прощаюсь с вами я друзья Желаю вам Пасхальна дня И не ругаться ! Без меня !-))) :cut_of_meat: :grin: :aries: :drum::no_entry::v:?:trophy:

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Ненавижу я Спартак, трезвым, пьяным, злым и борзым Ведь Спартак Москва давно стал гангреною сифозной.

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    А меня тут превратили в Петросяна, скорее всего Томкины ухажеры. Надо пока осесть на дно, пока хейт в мою сторону не уляжется.

    19.04.2020

  • сергей никитин

    А Николай Старостин, тогда кто? Бесков не плел интриг и не строил подленькие схемки , в отличие от Николаши. У В. Высоцкого есть такие слова в песне :" И особист Суэтин, неутомимый наш, еще тогда приметил и взял на карандаш. Он вытащил на свет и приволок ПОДКОЛОТЫЙ, ПОДШИТЫЙ МАТЕРИАЛ, никто поделать ничего не смог, нет смог один, который не стрелял" Когда Бесков , в горячах написал заявление об уходе из Спартака, где то в 1987 году, Старостин ему ходу не дал, но материл, сохранил. А через год, найдя замену, в лице романцева, вытащил это заявление и побежал к В.Гришину, "хозяину" Москвы, в то время, что б тот помог ему убрать К.И. Бескова, и заявление того приложил! Вот такой был честный и принципиальный Николай Петрович! Так что сидели они все правильно! Николаша при этом оговорил еще кучу людей, и потащил за собой. Он сам в своей книге" Футбол сквозь годы" это пишет. На суде Е. Архангельский, был такой футболист, заявил, что никакой антисоветской деятельности он не вел.

    19.04.2020

  • Подвыпивкина Оля Я вас благодарю Подвыпивкина Оля Алкашек не люблю .

    19.04.2020

  • Ростислав Хаит

    Благодарю.

    19.04.2020

  • Я :drum::drum::drum: Ты :drum::drum::drum: Мы Спартак Москва ! Я :drum::drum::drum: Ты :drum::drum::drum: Мы Спартак Москва ! :cut_of_meat: :trophy: :grin::v:?:no_entry:

    19.04.2020

  • Подливкина Оля

    Спасибо, Ростислав, и Вас.

    19.04.2020

  • Ростислав Хаит

    Всех православных с Великой Пасхой! Здоровья таки вам, люди, мира, любви и благополучия!

    19.04.2020

  • Спартак не прост совсем не прост Он не боится не бурь и не гроз Ему подвласны все Клубы вокруг Зенит и Конюшня ,Милан и Хайдук И снова Гол Гол Коням гол мы забьем Два два -Бомжам два мы забьем Три три - Мусарне три мы забьем Пять забьем ,шесть забьем ,десять забьем !!! :cut_of_meat: :trophy: :joy:

    19.04.2020

  • сергей никитин

    Для чего эта статья? О чем она? Подсыпать очередную кучку вранья, с этаким невинным ликом и наивностью, перемешав ее с малозначимыми фактами, и лишний раз еще раз тоненько проблеять, какой ужасный был Советский Союз? И тут же удивленно закатить глаза и патетически возопить, : "Нет , нет, что вы ? И в мыслях не было! Это же просто воспоминания!" Я жил в годы перестройки. Никакого "сухого закона " не было. Да, спиртное было купить сложнее, но приобрести его можно было запросто и везде! Брехня все это! "Про лагеря Старостины вспоминают без особой охоты", правильно, потому что они там не были. Уже говорил, что в своих книгах и Андрей, и Николай, подробно описывали свой быт и везде указывали, что жили они на свободном поселении, и тренировали местные футбольные команды! Теперь , вот оказывается что и Петр был тренером тульского Металлурга. Ну прям так их репрессировали, что масса нынешних кирьяковых и аленичевых, просто обзавидовались бы! Бесков был хитрован!? Ну-ну...

    19.04.2020

  • Спартак наша жизнь Спартак это сила Спартак Москва ты наша Судьба до могилы !!! Припев : Вперёд Вперёд Спартак Вперёд Будь Чемпионом каждый год Один за всех и все за одного Одно дыхание и лицо ! Давай Давай Спартак Москва Громи ,руби .дави врага Спартак Москва и мы с тобой Все вместе эту песню пой !!! :cut_of_meat: :trophy:

    19.04.2020

  • А теперь споем все вместе Марш Гладиаторов !!! Под бой барабанов :drum: ... .........

    19.04.2020

  • А если коротко ,то Благодаря (от слов Благо ,даря ),мы имеем у нас в нашей самой красивой и необъятной Стране ,самую Популярную,самую Титулованную и самую Любимую народом команду Спартак Москва !!! Слава тебе Господи !!! Аминь . :cut_of_meat: :trophy:

    19.04.2020

  • Не трать зря чернила .

    19.04.2020

  • Serzheo ,дай ссылку на источник пжлст .

    19.04.2020

  • serZheo

    Как американцы относятся ко всему этому? Очень просто – «Мы через это прошли мы стали сильнее!» Более чем десятилетие отчаяния, идиотизма, голода, разорения и стагнации – повод для гордости и подтверждение стабильности строя. Почему-то в случае СССР трудности первых пары лет в намного худших исходных условиях – прямо ад, вселенская катастрофа и истерика на тему «неэффективного строя». Очевидно, это имеет отношение не к истине, а бесчестной манипуляции психикой людей.

    19.04.2020

  • serZheo

    Вот такой он был в Америке в те годы хруст «большого Мака.» В СССР тогда было бесплатное медицинское обеспечение и образование. В «светоче демократии» всё просто и рыночно: хочешь, чтобы ребёнок остался жив – плати. Кстати, как, интересно, у детей тех американских крестьян было с образованием? Многие ли из них стали профессорами, академиками, врачами, генералами, крупными государственными деятелями? В то время как Советская Страна бурлила от народной энергии и энтузиазма, Америку, да и весь Западный мир охватили отчаяние и чувство безнадёжности. Это не выдумки сталинской пропаганды, это американцы даже сейчас вполне открыто пишут о себе сами.

    19.04.2020

  • serZheo

    Десятки миллионов разорившихся отчаявшихся людей бежали в другие районы, где им казалось, что выжить проще. Так была заселена Калифорния, имевшая до этого весьма низкую плотность населения. Кому повезло жили в лачугах и благотворительных ночлежка, кому меньше - в палатках, кому нет - на улице. Дети мерли как мухи. Тысячи 13-14 летних детей, у которых родители умерли от голода и болезней или более не могли их содержать, годами ездили по стране на крышах товарных вагонов, перебиваясь случайной работой, попрошайничая, воруя, погибая и пропадая без вести.

    19.04.2020

  • serZheo

    В наиболее тяжёлом 1932 году в США более 25% всех семей не имели вообще никакого дохода. Так и хочется спросить: «Так что нам говорили насчёт колхозов?» Четверть населения богатейшей страны мира – в абсолютной нищете, в то время как даже в 20% самых беднейших колхозах у людей был какой-никакой, а доход, не говоря уже об их более успешных собратьях. Но в СССР – оказывается был ад, а в США – естественные трудности.

    19.04.2020

  • serZheo

    В США скрывают сколько людей погибло от голода 30-х годов. Официальные статистические данные за самый тяжёлый – 1932 год уничтожены, официально – отчёты якобы «не составлялись.» По всей видимости, в 30-е годы в США погибли от голода миллионы людей. Анализ половозрастной пирамиды показывает демографический провал в 5-7 миллионов человек, большинство из которых составляют дети, как и бывает при голоде. Но это косвенные оценки, реальная информация скрыта. Рассказывающих об этой трагедии в США травили внесудебными расправами, сажали в тюрьмы как «коммунистических агентов» и «советских шпионов» до 60-х годов.

    19.04.2020

  • Да и хрен с ними с пендосами serzheo !!! Те то чё ? Мало тут своих местных на сайте ?!

    19.04.2020

  • serZheo

    Апельсины целыми вагонами ссыпались на землю. Люди едут за несколько миль, чтобы подобрать выброшенные фрукты, но это совершенно недопустимо... Миллионы голодных нуждаются в фруктах, а золотистые горы поливают керосином... Жгите кофе в паровозных топках. Жгите кукурузу вместо дров - она горит жарко. Сбрасывайте картофель в реки и ставьте охрану вдоль берега, не то голодные все выловят. Режьте свиней и зарывайте туши в землю, и пусть земля пропитается гнилью.Это преступление, которому нет имени. Это горе, которого не изменить никакими слезами.Люди приходят с сетями вылавливать картофель из реки, но охрана гонит их прочь...; и в глазах людей поражение; в глазах голодных зреет гнев..." И что характерно, никто не осмеливается говорить о «рукотворном голоде», хотя это как раз именно он самый. Никто не захлёбывается истериками о «преступном бесчеловечном режиме», «неэффективной экономике», хотя это именно она.

    19.04.2020

  • serZheo

    В начале 30-х в США была засуха и это сильно ударило по американским крестьянам, по-ихнему - фермерам. Для сравнения - в середине 30-х в СССР тоже была очень сильная засуха и, несмотря на климат, не то что не произошло никакой катастрофы – страна продолжала развиваться самыми быстрыми в мире темпами. Но кроме засухи для американских крестьян пришла беда посерьёзнее – падение цен на продовольствие. Просто из-за Великой Депрессии народ США обеднел и стал намного меньше есть. Власти и банки требовали от фермеров срочно сокращать посевы и уничтожать излишки продовольствия.

    19.04.2020

  • Вылез Dolphin 75 Ну и сгинь теперь опять !-)

    19.04.2020

  • Вася Гоблин№4

    Читал всю это вчера, на сегодня меня уже не хватит. Рабинер не настолько талантлив, чтобы увлекать своей пропагандой. Не СоЛЖЕницин он и не Троцкий.

    19.04.2020

  • А ещё тоже с одним раскалякался фрицем !!!-) Тот пехота дошёл до Москвы а потом обратно топал ...,и Ржёт !-))) Прикольный такой дед ! Гврит ,мы в речке воду запрудим летом в деревне под Смоленском ,и давай голяком купаться ...,а наши женщины руками ,платками ..,проходя мимо глаза закроют и на нас ругаются : И по русски мне значит говорит бабьим голосом - Немески сольдат плёхой сольдаат !!! Сю капусту сьеели ,сю карьтёшку сьеели...,и ржёттт !-) Но я не обижался на старого человека ,ему тогда 94 года было ... Там можно тоже книгу писать ...,как оно было всё в их глазах то ...

    19.04.2020

  • АбАкУмоВ

    Акстись и не богохульствуй сегодня...

    19.04.2020

  • АбАкУмоВ

    Сразу видно из какой ты страны))

    19.04.2020

  • Dolphin75

    Дайте уже Зергуту инжира! А то он про инжИнеров не перестанет писать)

    19.04.2020

  • АбАкУмоВ

    А чего не писать когда в кармане шуршит)))Лепи что в голову придёт .. пипл-схавает

    19.04.2020

  • Ага -как раз для карантина !-) Лет 15 -20 назад к моему шефу приходил зачем то старый немец -пенсионер .Узнав у него что я русский подошёл ко мне .Разговорились ...Рассказал мне что он был у нас в плену ,и сидел в Лагерях в Сибири ...Он до войны был инжинером ,работал в Henkel и в лагерях тоже помогал нашим чертить проекты плотин и других объектов ,жил по сравнению с другими пленными в достатке и даже получал посылки из Германии от родоков (тёплые носки ,еду ,сигареты и т .д ) .Я тогда охренел ! Правда у многих других немцев гврит ,были вилы ...,особенно к пленными Румынам плохо относились .. Вернулся потом на хаузе . Ничего плохого я от него о нас не услышал .Не было в нем злобы .Во всяком случае я её не почувствовал . У ЛЮБОГО человека есть чувство самосохранения !!! У любого !!! И не верю тем кто здесь ГОНИТ на Старостиных !!! Они делали то для чего они были нужны в жизни !!! А всё остальное от Лукавого !!! Христос Воскресе !

    19.04.2020

  • Як Цидрак

    Да и вообще на первом фото крайний справа Рабинер. Жил, жив и будет жить.

    19.04.2020

  • freud-2

    Нормально Игорь написал.Как раз для Карантина.Старостины-не дураки были.Дураков начальниками среднего звена не сажали. Конфронтацию Николая с Бесковым я объясняю для себя двумя факторами: принадлежность его к МВД, Динамо(полковник) и мягко говоря, некоторую упёртость.Бывает.Но ума хватило терпеть.Про Сальникова думаю, что версия с сыном не блеф.Иначе откуда прямо -таки обожание.Николай ведь скрытный был и хитрован.Недаром именно он создал уникальное в СССР семейное футбольное предприятие.Уметь надо.

    19.04.2020

  • Евгеша Батиков за КПРФ

    подумаешь братки считали Гитлера освободителем, внатуре ни за шо в ГУЛАГ сослали)))

    19.04.2020

  • Евгеша Батиков за КПРФ

    очередная пропагандиская заказуха от мэтра))) "Заключенный пытался бежать, забравшись в вагонетку. Его залили раскаленным шлаком, и он сгорел заживо"))) в заголовке делается акцент, шо заключенного казнили таким жестоким образом кровавые красные вурдалаки НКВДшники))) однако в тексте сказано шо зек по своей тупости сам залез в вагонетку)))

    19.04.2020

  • Mar's

    а ты что американец? Тогда иди киселева слушай, там все про Америку.

    19.04.2020

  • На мой взгляд ,о тех Сталинских временах сказать однозначно ,-сложно всем без исключения !!! У каждого своя правда ,своя жизнь и свой отдельный случай !-судьба !!! Моего деда по Матери -Кулака ,который жил в Воронежской области и у которого была своя мельница ,раскулачили и все отобрали большевики ! Когда позже он в отместку украл с Хлебозавода муку (а на его взгляд -взял назад своё ,у него же ранее отобранное ),то его посадили и сослали под Москву строить канал им .Москвы !(почитайте в Вики .) И вышел он из Лагерей по случайности ,однажды он спас от смерти одного инженера конструктора ,которого хотел на работах добить охранник ,так как тот упал и не мог встать от слабости на работе ,и когда Королев начал вытаскивать из Зон своих инжинеров -конструкторов ,то этот спасенный дедом сказал ,чтобы и моего деда тоже освободили вместе с ним !!! Так он и вышел на свободу . А по другой линии ,все были большевики ,фронтовики ,ветераны в медалях .Все воевали за Сталина ,за Родину !!!

    19.04.2020

  • Бо

    Рабинер напишет хоть про Петра 1. И придумает легенду: нашел рукописи-подлинники на крыше старого дома (не из тумбочки достал).

    19.04.2020

  • serZheo

    Рабинер, ты бы написал о Великой Депрессии США, имевшей место в те же, 30-е годы, на другом конце планеты. Миллионы погибших. Людей из домов и квартир выгоняли. Работа на тех же условиях, что и в гулаге. И ничего... Или Рузвельт- молодец?..Или Гувер - красавчег?

    19.04.2020

  • serZheo

    Шоу продолжается?

    19.04.2020

  • IQ-87%

    У Натальй цифры и схему- эти не подводят

    19.04.2020

  • Boris Tuch

    Вообще-то говоря они уже сидели во время войны

    19.04.2020

  • Александр Максаков

    ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ .

    19.04.2020

  • Крым наш!

    Думаю, что даже Солженицын бы фантазии этого "ученого" позавидывал. 10 процентов смертности в день, это даже не пять, это шесть. Вообще, меня не удивляет гибель Советского Союза. Когда подобный отрицательный отбор прлучает образование и работу за счет государства, потом чины и регалии за счет государства, при этом он как жук короед это государство разрушает... То чего иного можно ожидать? Стоит позавидывать китайцам. Со своей злокачественной опухолью они научились бороться.

    19.04.2020

  • Не удивлюсь, если скоро народ узнает, что он в детстве брал интервью у Брежнева)

    19.04.2020

  • Contr

    Гоблины плодятся как кролики.

    19.04.2020

  • ntsg62

    То ,что они откосили от войны с липовой броней и справкой -это уже показатель .

    19.04.2020

  • Петруша Гремлин

    Пруфы запили.

    19.04.2020

  • Стас Перов

    Спасибо, интересно.

    19.04.2020

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Жаль что выжили.Родине нужны герои,а они тебя сотворили.

    19.04.2020

  • ОстроV Zаячий

    Записан обозревателем «СЭ» Игорем Рабинером в 2013 году _________ Похоже мы все не только недооценивали Рабинера, но и допустили грубый просчёт. Он не только строчит свои практически ежедневные простыни, но и много лет обводил нас вокруг пальца. Оказалось, что при всём при этом Игорь Яковлевич ПИШЕТ В СТОЛ. Великий стратег. Вирус не смог застать его врасплох. А скажем Зеленов пропал. Зеленову нужен враг, Кононов или кто-то ещё. Ему нужно чтобы чемпионат шёл, игрались игры, Спартак играл. А без всего этого Зеленов ноль. Ему нечего из себя выжать. Даже Наталья Юрина выглядит более кчёмной.

    19.04.2020

  • Telesik

    Печатать больше нечего? Старье впихнули на страницу. Это интервью когда он брал, зачем по новой ?

    19.04.2020

  • Kimi_

    здоровия тебе холоп.Сталин вождь пролетариата.За Сталина, за Родину, пыня никто, их сравнивать даже не стоит.

    19.04.2020

  • Kimi_

    Он наверное тебе не хорошо сделал))

    19.04.2020

  • Руководству СЭ! Рабинер очень неплохо пишет статьи о спорте. Но, так как он является ярым либерастом и не скрывает это на страницах Российской центральной спортивной газеты (подчеркну Российской), прошу исключить его статьи на политичекую тему. О спорте его статьи интересные. А трибуну для его политических взглядов на страницах СЭ давать ему не надо. Закормлю сообщениями администрацию Президента в противном случае. Бан мой ничего не изменит. Да, я написал, еще кто-то написал. Того и глядишь позицию читателей руководство СЭ уже не сможет проигнорировать.

    19.04.2020

  • если не следил за новостями футбола до 2013 года включительно, и не слышал фамилию Дзюба, то закопайся обратно в свой австралийский песок. с головой.

    19.04.2020

  • ОстроV Zаячий

    Там начальником строительства человек по фамилии Дзюба, однофамилец футболиста — вот он и помог отцу, работавшему прорабом, и сделал так, чтобы нас поселили _______ Наверное всё-таки Мутко. В 2013 году про футболиста Дзюбу никто ничего не слышал.

    19.04.2020

  • нация обнуленных холопов

    успокойся, я из России

    19.04.2020

  • Петруша Гремлин

    Ты не хохол. Ты осёл. И бандера кастрюлеголовая. Почему ты пишешь свой тупизм на российском сайте? Почему не идёшь на бандеровские?

    19.04.2020

  • нация обнуленных холопов

    че воздух сотрясаешь?

    19.04.2020

  • Калашный ряд

    Поздравляем! Мы учтем данную информацию)

    19.04.2020

  • Петруша Гремлин

    Хочу тебя вот о чём спросить. Как у вас сейчас в Европах живётся? Зеленский лучше Парашенки? Лучше - не лучше, но уверен, веселее стало. Даром, что комедийный актер. И название у партии его весёлое - "Слуга народа"!!! Креативненько. Кстати, не в курсе, где он получил управленческие навыки? Когда в КВНе капитанил?

    19.04.2020

  • нация обнуленных холопов

    он тебе хорошо сделал?

    19.04.2020

  • нация обнуленных холопов

    ты то знаешь откуда? придумал влажными ночами?

    19.04.2020

  • Kimi_

    За Сталина !!!

    19.04.2020

  • klmtma

    Перед 75-летием победы неэтично вспоминать в восторженных тонах о тех, кто по уголовным статьям откосил от фронта. Может редакция сможет рассказать нам о спортсменах, которые остались пока только на сайте pamyat-naroda и в памяти своих семей?

    19.04.2020

  • micha576

    Некоторые даже тут дерьма набросали...

    19.04.2020

  • whydoesmyheartfeelsobad

    Неужели люди сами не понимают, какой бред несут? - К зеку, освобождающемуся через неделю, едет жена, и в него стреляют. Ага, с мотоциклов с пулемётами. Медалист, которому доверили важную должность, измученный кровавым режимом, точно, да. Игорь Яковлевич, за что же вы так старичков на прсмешище выставляете?

    19.04.2020

  • М.Л.КРАСС.ПОБЕДИТЕЛЬ СПАРТАКА..

    Святые люди ,эти Старостины.)))Предлагаю канонизировать.Пока о них помнят.))

    19.04.2020