В тренерском штабе Олега Романцева в «Спартаке» Юрий Дарвин отвечал за работу с вратарями. В интервью «СЭ» он оценил форму Селихова и Максименко, разобрал последние матчи красно-белых, а также порассуждал о необходимости усиления позиции основного голкипера.
— Помню, Юрий Иванович, как в разговоре о будущем Селихова и Максименко ты уверял, что с таким составом вратарей «Спартаку» еще долго не придется беспокоиться за эту позицию. Но зимой появилось много разговоров о том, что клуб хочет усилиться новым голкипером. Насколько неожиданным оказалось для тебя это решение и есть ли на это причины?
— Не скажу, что эта информация меня сильно удивила. Просто воспринял ее как очередную попытку клуба усилить состав для выхода на новый качественный уровень. Да, сейчас мы остались без еврокубков. Но есть борьба за чемпионство, которую «Спартак» всегда вел при Симоняне, Бескове, Романцеве... И возвращения в те славные времена ждут не только болельщики, но и такая амбициозная компания, как «Лукойл». Для этого и ведется поиск исполнителей, способных превратить мечту о золотом финише в реальность. Идет он практически во всех линиях. Теперь вот зашла речь и о вратарской.
— Но ты же говорил, что Максименко с Селиховым не дадут повода усомниться в своей надежности.
— Я и сейчас готов повторить, что они крепкие, хорошо обученные вратари. Но, видимо, подошло время, когда тренерский штаб захотел такого голкипера, чей авторитет, надежность и умение руководить защитниками держали бы оборону на пределе игрового тонуса. Сегодня этими качествами в полной мере обладает, пожалуй, лишь Матвей Сафонов из «Краснодара». Неслучайно он заслужил право называться преемником Акинфеева! С таким вратарем можно решать самые большие задачи. Вот и задумались в «Спартаке»: почему бы не отыскать такого же игрока? Как случилось в свое время с безызвестным астраханским пареньком Дасаевым.
Но дело здесь не только в хорошем вратаре, хотя, согласно поговорке, он и считается половиной команды. Ведь каким бы талантливым он ни был, без квалифицированных партнеров по обороне, их умения понимать своего голкипера с полуслова порядок не навести. И команду не спасет даже проверенный временем именитый голкипер. Не заиграл же в «Севилье» Ринат Дасаев — только потому, что у команды оказалась дырявая и разболтанная защита! Хотя испанцы наивно полагали, что покупка лучшего голкипера Европы разом закроет их проблему. При этом забыв, что оборона и вратарь — единый живой организм, в котором все должны органично дополнять друг друга. Такой баланс — мечта любого клуба.
Или взять матч с «Факелом» в «Лужниках». Ну у кого повернется язык обвинить в поражении «Спартака» Максименко, которому забили с пенальти и ударом по своим воротам? Значит, проблемы обороны невозможно решить только сменой вратаря.
— До «Факела» Максименко сыграл в основе и против «Зенита». Это говорит о том, что Абаскаль доверяет ему больше, чем Селихову?
— Думаю, на данный момент так и есть. Отношения тренера и вратаря — то, на чем строится их совместная работа. И взаимное доверие — ее основа. Помню, как сразу после прихода в «Спартак» Романцев сказал, что моя задача — четко знать, в каком состоянии находятся Филимонов и Нигматуллин. О чем я ежедневно и в деталях должен был ему докладывать. А уже накануне матча принималось решение, кому доверить место в основе. До этого момента я внимательно следил за тем, как они выглядели на тренировках, с каким настроением и отдачей работали. И мелочей здесь не бывало. Хотя оба — совершенно разные: Руслан и в жизни, и на поле резкий; порой, как шутили ребята, «дерганый». А вот Александр, напротив, более уравновешенный, сдержанный. В итоге выбор на роль первого номера был сделан в пользу Филимонова. В чем «Спартак» не ошибся.
Как и Абаскаль в том, что в Питере поверил в Максименко. И тот не подвел — был уверен, собран, точен в выборе места. Это важно потому, что именно в матчах такого накала вратари и проверяются. Чувствовалось, что его состояние передалось и обороне, которая не дала во всю мощь развернуться зенитовским бразильцам. Свои 7,0 от «СЭ» Александр честно заработал.
— Но в концовке неточная передача Максименко могла стоить «Спартаку» серьезных проблем.
— Было такое. Но здесь Сашкиной вины я не вижу. Сделай Пруцев шаг навстречу мячу, который был ему адресован, — опередил бы Вендела. Это, опять же, пример того, насколько важно взаимопонимание между вратарем и защитниками.
— Как думаешь, в выборе Максименко на матч с «Зенитом» сыграло роль то, что Карпин включил его в расширенный список сборной России?
— А почему нет? Мнение уважаемого коллеги вполне могло добавить уверенности Абаскалю, что он принимает верное решение. Тем более на фоне того, что Селихов приличное время оставался без игровой практики.
— Про Селихова говорят: по его уровню претензий нет, но он слишком подвержен травмам — в 30 лет проводить по 40 матчей за сезон не сможет. Ты знаешь Александра еще со времен работы в спартаковской академии — есть что ответить?
— Помню его спокойным и неприметным мальчишкой. Но потому, как он вкалывал на тренировках, чувствовалось — наше нелегкое дело пацан любит. Да и способностями не обделен — умел читать игру, с техникой был в ладах. Вот только мощи ему не хватало, да и силенок в ногах. Это уже потом, в «Амкаре», откуда его позвали в «Спартак», Сашка стал крепким, с характером бойца мужиком, горевшим желанием доказать, что он чего-то стоит. Таким и пришел в «Спартак» — хотя я слышал, что им и «Зенит» интересовался. Одна беда — травмы, которые преследовали его и в играх, и на тренировках. За это время он их целый букет собрал — то одно, то другое. Но терпел, духом не падал, возвращался. А это — характер, без которого не становятся вратарями! За что уважают даже соперники. Селихов это заслужил, отражая пенальти от Халка и Дзюбы, а также в матчах с «Ливерпулем» и «Легией».
Что касается сомнений по поводу того, что в 30 лет вратарь может не потянуть полноценный сезон, да еще с характером Александра, то такое могут говорить только его недруги. И я бы им рекомендовал посмотреть, как выглядит в 38 Игорь Акинфеев, без которого трудно представить сегодняшний ЦСКА.
— Поддерживаешь мнение, что Максименко увереннее действует на линии ворот, чем на выходах и при игре ногами?
— То, что Александр хорош на линии, спора нет — срабатывают отличная реакция и прыгучесть. Что касается неуверенной игры ногами, то позволю себе с этим не согласиться. Помню, что в академии он этим даже выделялся среди игроков своего возраста. Но сейчас, когда ты под постоянным давлением, выходы за пределы штрафной требуют не только особой подготовки, но еще и поддержки, а также понимания со стороны партнеров. Вспомним еще раз эпизод в Питере, когда несогласованность действий Максименко с Пруцевым чуть не обернулась бедой. Случись она, во всем бы стали винить вратаря — мол, что он за пас такой отдал...
— Что можешь сказать о еще одном голкипере — Илье Свинове, на счету которого в текущем сезоне лишь один матч с «Уралом», который «Спартак» проиграл 2:3?
— По большому счету ничего определенного. В серьезных делах его не видел. Знаю, что у него хорошие физические данные. Но, наверное, если его брали в «Спартак», то не только за это. Значит, что-то в парне есть. Пока же он самый молодой в тройке спартаковских вратарей. Хотя в 23 года пора бы уже и заявить о себе. Сейчас его будущее выглядит не очень определенным.
— Не сожалеешь, что «Спартак» так и не вспомнил о твоем любимом воспитаннике Митрюшкине, который сейчас выступает за «Химки»?
— Есть немного. Следил и продолжаю следить за судьбой Антона. Помню, как мальчишкой его привезли из Ростова в академию «Спартака». И потом я очень гордился тем, что он с молодежной сборной выиграл чемпионат Европы! А дальше как-то у него не пошло. Тогда Аленичев делал ставку на опытных Реброва с Песьяковым. И Антон отправился в швейцарский «Сьон», где стал любимцем болельщиков и капитаном. Затем перебрался в Германию. Наконец, вернулся и сейчас играет в «Химках». Видел его недавно в матче с «Тюменью» — понравился! Антон отразил пенальти, еще пару раз спас команду. Что касается «Спартака», то в 28 лет вратаря обычно приглашают только на роль первого номера. Может, в «Химках» он сумеет убедить, что готов к этому. Очень бы хотел, чтобы это произошло. Антон — фанат своего дела. Такие не сдаются!
— Зимой в «Спартак» кого только не отправляли: писали про Помазуна, Агкацева, Лантратова... Кому из них отдал бы предпочтение тренер Юрий Дарвин, пять сезонов помогавший Романцеву приводить «Спартак» к чемпионству?
— Начну с Агкацева, обладающего неплохими вратарскими задатками. Да, в 22 года он уже засветился несколькими хорошими матчами в «Краснодаре». Но пока парень — дублер Сафонова. А для того, чтобы расти, надо играть. Не думаю, что на данный момент он составит конкуренцию Максименко и Селихову. Так что его приобретение стало бы шагом в неизвестность.
Помазун опытнее Агкацева, достаточно стабилен, с хорошей школой. Но играть в «Урале» и в «Спартаке» — далеко не одно и то же. Другой уровень, иные требования, степень ответственности. А недавний матч с «Зенитом» показал, что и он не без греха. Да и ЦСКА, которому он принадлежит, вряд ли пойдет на продажу Помазуна, держа в уме возможный уход Акинфеева.
Остается Лантратов, который, не скрываю, нравится мне больше остальных. На мой взгляд, это уже сформировавшийся вратарь со своими взглядами на профессию и принципами. Его козырь — своими действиями вселять уверенность в партнеров. Но это срабатывает не всегда. И, несмотря на все старания Лантратова, с «Динамо» и «Сочи» оборона «Локомотива» выглядела на редкость разобранной, забывшей в раздевалке ту самую уверенность.
— Кстати, об уверенности. Нет опасения, что все эти разговоры о необходимости поиска нового вратаря могут выбить из колеи Максименко с Селиховым?
— Уж не советуешь ли ты, Львович, позвонить Максу [Максименко] и спросить его: «Ну как ты там, друг, не закисаешь?» А если серьезно, то оба Александра в своей вратарской жизни уже многое повидали. И доказали — они не из секции мягких игрушек, а настоящие мужики с истинно спартаковским характером. Потому верю, что вся трескотня и поднятая вокруг этой ситуации шумиха их не сломает.
Что, надеюсь, они и докажут!