Премьер-лига (РПЛ). Статьи

4 ноября 2017, 16:15

"За 3 секунды вычислю того, кто сидит на стакане"

Александр МУЙЖНЕК
корреспондент
Александр Григорян дал интервью "СЭ" – о договорных матчах, "Спартаке" и примирении с журналистом.

Он покинул московский "Арарат" 26 октября. "Изначально у нас была договоренность, что я помогу команде добиться результата в первом круге. Я со своей задачей справился на сто процентов. Теперь планирую развиваться и двигаться дальше", – так объяснил свое решение сам Григорян.

Позже сообщалось, что Григоряна якобы "уволили за хамскую манеру общаться с командой". Футболисты "Арарата" Игорь Лебеденко и Алексей Ребко в интервью "СЭ" опровергли эту информацию. "Все эти слухи – полный бред! Никакого конфликта не было – мы нормально работали", – рассказал Ребко. При этом Лебеденко назвал отставку Григоряна неожиданностью и отметил, что предпосылок к ней не было: "Никто не думал, что это может произойти".

Из трехлетнего контракта Григорян отработал два месяца и десять дней. За это время "Арарат" пережил смену владельца, ушел в 12-очковый отрыв от ближайшего преследователя в зоне "Центр", добрался до 1/16 финала Кубка России, а также лишился Марата Измайлова и Сергея Давыдова. Григорян был первым и единственным, кто заявлял о закрытии "Арарата" (клуб существует до сих пор), посвящал четверостишия бывшему руководителю Валерию Оганесяну (тот уверял, что якобы делал вместо Григоряна замены) и отвечал неприличными жестами на оскорбления болельщиков "СКА-Хабаровск" и "Торпедо" (за что получил дисквалификацию).

Нового владельца клуба Арама Габрелянова Григорян называл "невыносимым и неуправляемым, когда команда проигрывает". Правда, "Арарат" при Григоряне одержал девять побед в десяти матчах ПФЛ и лишь раз сыграл вничью. В последнем интервью перед своим уходом из "Арарата" тренер упомянул высокие требования Габрелянова "к эстетике футбола": "Я задаю себе вопрос: "А есть ли, кроме Гвардьолы, тренер, который сможет реализовать его планы?"

Александр ГРИГОРЯН. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"
Александр ГРИГОРЯН. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"

ПОЖАЛИ С ЖУРАВЕЛЕМ РУКИ ДРУГ ДРУГУ

В Москву Григорян прилетел в эту пятницу – на съемки программы "Все на футбол! Афиша". Там он встретился с комментатором Тимуром Журавелем, которого еще не так давно в прямом эфире называл "мазохистом" (Григорян тогда работал в "Анжи"). Как рассказал Григорян "СЭ", между ним и Журавелем состоялось примирение – правда, почему-то вне эфира.

– При следующей встрече вы обещали "съесть Журавеля, как сладкую булочку". В итоге – помирились?

– Да, от души. Я извинился. Мне было приятно, что мы с Тимуром руки пожали. А с Нобелем Арустамяном у нас много общих тем.

– А как же ваши слова о том, что "в повседневной жизни я бы просто дал Тимуру в морду"?

– Все это было в состоянии войны, это неправильно. Я из этого вышел и чувствую себя как нормальный человек в обыденной жизни. Не надо переносить на журналистов и корреспондентов свой душевный настрой воевать. Пресса – часть нашей жизни. Надо понимать: завтра ты можешь стать для всех не тренером, поглощенным работой, а человеком, которому интересен скандал.

– На эфир вы специально приехали из Кисловодска?

– Всего несколько дней успел провести дома. Но я больше пяти лет проработал на Дальнем Востоке. После такого дорога из Минвод в Москву для меня не составляет сложности. Эта тема была изучена американскими учеными – там ведь НБА, НХЛ. Разница больше четырех часов между поясами не поддается логике и не полезна для здоровья. Мне приходилось варьировать режим дня, питания, делать упражнения.

Роман ПАВЧЛЮЕНКО. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"
Роман ПАВЛЮЧЕНКО. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"

ПАВЛЮЧЕНКО И РЕБКО ОТМОБИЛИЗОВАЛИ МЕНЯ

– Главное, что вас впечатлило за два с половиной месяца в ПФЛ?

– В "Арарате" было несколько молодых ребят, но все остальные совсем недавно играли на высоком уровне. А некоторые, как Павлюченко и Ребко, даже и в сборной. Они меня отмобилизовали, честно говоря. Я не обращал внимания, в каком я дивизионе – а только на то, как выстраивать отношения с игроками такого класса и как их использовать.

А в самой ПФЛ есть думающие тренеры, которые создают интересные команды. Выделю "Строгино" – абсолютно уникальная команда. То же "Торпедо" Колыванова.

– Правда, что "Арарат" стал играть на натуральном поле стадиона имени Эдуарда Стрельцова ради Марата Измайлова?

– Это было еще до меня. По моей инициативе мы вернулись на "Спартаковец". Поздней осенью лучше тренироваться на очень качественных искусственных полях, чем на плохих. Эта стратегия себя полностью оправдала.

Сергей Юран так объяснил поражение своего "Зоркого" в Брянске: "На таком говне играть, конечно, сложно". Вам хоть раз хотелось сказать то же самое?

– Не хочу говорить плохо о городах, где газоны в ужасном состоянии. Но у половины команд поля не соответствуют уровню, показывать хороший футбол на таких тяжело. Тем более, это неуважение к своим командам. Нет никакой заботы о здоровье футболистов. Например, в нашем матче в Калуге поле привело к четырем травмам – по две с каждой стороны.

– Измайлов покинул "Арарат" из-за "семейных обстоятельств" и травм. А с Сергеем Давыдовым, как я слышал, контракт расторгли из-за проблем с алкоголем.

– Я у Сереги таких проблем не видел. А поверьте мне, я в этом хорошо разбираюсь. Человека, который сидит на стакане, я вычислю за три секунды. А может, и за одну. С Давыдовым отношения были хорошие. Такие игроки, как он, способны на максимальную самоотдачу, выкладываются полностью. У Сереги была высокая степень мотивации, он искренне хотел вернуться в футбол. Но иногда бывает, что футболист с большими способностями очень поздно берется за голову, и исправить что-то слишком сложно.

– В ЦСКА Сергей Ревякин в 16 лет отыграл матч с "Зенитом", попадал в заявку в Лиге чемпионов – а потом, как говорил его тренер, "съехал с катушек". Почему он не играл в "Арарате"?

Сугробов уверенно застолбил позицию вратаря и не оставил никаких шансов Ревякину. Но Сергей – профессионал, его не упрекнешь в том, что он себя жалеет. Он работал добросовестно, в том числе дополнительно. Но Сугробов настолько одарен и при этом целеустремлен, что, по-моему, далеко пойдет.

Александр ГРИГОРЯН. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"
Александр ГРИГОРЯН. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"

НУЖНО КОГО-ТО ПОСАДИТЬ ЗА ДОГОВОРНЯКИ

– На неделе троих игроков "Смены" дисквалифицировали за ставки на матч своей команды. Типичная история для ПФЛ?

– Я с таким не сталкивался, но общался с игроками и тренерами из второй лиги. И скажу: нет дыма без огня. Футболисты в ПФЛ зарабатывают 25-30 тысяч рублей, премиальные – до десяти тысяч. Это не тот минимум, на который может прожить взрослый мужик. Тем более, половина игроков пробовались в первом дивизионе и понимают: существуют и другие зарплаты. Отсюда соблазн играть на тотализаторе.

Где его нет и не будет, так это в командах вроде "Строгина" и "Чертанова". Платят в них не больше, но там выстроена инфраструктура и сделана ставка на молодых игроков. Из таких клубов идет подпитка всего нашего футбола, так он и развивается.

Вообще, для второго дивизиона нужны серьезные реформы.

– Какие?

– Не хочу говорить о том, в чем досконально не разбираюсь. Но точно необходимо делать вторую лигу моложе. Во всех зонах есть клубы, которые укомплектованы серьезными игроками, мастеровитыми. Но половина команд не ставят никаких задач, они влекут жалкое существование. Там возможно возникновение очагов (как в "Смене"). Все время откуда-то идут сигналы.

– Матч "Смена" – "Иртыш" будет переигран, но договорным он не признан.

– Договорняки – это, возможно, анахронизм, но пример "Смены" показывает: такие явления еще есть. Чтобы это безобразие закончить, нужно сначала кого-то посадить. Может, это слишком строго, по-другому ничего не получится! Иначе это так и будет бирюльками. Вот когда футболисты поймут, что такие деяния неправомерны, вторая лига быстро очистится от тотализаторщиков и заполнится игроками, которые хотят расти и чего-то в футболе добиваться.

– В мужском футболе вы поработали в девяти клубах. За какой регион вам обиднее всего?

– Взять родное Ставрополье. Сколько команд мастеров там умерло? На "Динамо" в свое время ездили смотреть со всего края. Там всегда были одаренные футболисты, а условия – убогие.

Александр ГРИГОРЯН. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Александр ГРИГОРЯН. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ САМ БУДОГОССКИЙ НЕ УПОДОБИЛСЯ ГИММЛЕРУ

– Комментатор матча владимирского "Торпедо" и "Текстильщика" покинул эфир, назвав судейство "позором российского футбола". Вы бы поступили так же?

– Возможно. Я это видел в YouTube. Для многих ситуация юмористическая, смеялись, а я проникся к комментатору сочувствием. Все-таки он ни одного нецензурного слова не сказал. А я, думаю, не сдержался бы.

Андрей Будогосский сравнил этого комментатора с Геббельсом и Власовым. Согласны?

– Кто там концлагерями заведовал, Гиммлер? Главное, чтобы сам Будогосский ему не уподоблялся. Вообще мы не знакомы, но я знаю, что должность главы судейского корпуса всегда называли расстрельной. И если о человеке много противоречивых мнений, то это личность неординарная. Для одних он идеальный руководитель, для других – злодей. Так ведь не может быть на самом деле! Мне очень нравится, как Будогосский защищает своих арбитров. Судя по характеру, наедине он может вести себя с ними и по-другому. Но я уважаю Будогосского за то, что своих он не бросает. Он не формалист, не станет перекладывать ответственность.

– Ваши клубы когда-то убивали судьи?

– В женском футболе, в финале Кубка страны с Воронежем. Нам спустили "мужских" арбитров из высшей лиги, топовых. В наши ворота судья назначил мифический пенальти. Три минуты я тогда бродил по полю, пока меня не забрал ОМОН. Меня дисквалифицировали на четыре матча. Ходил возле Марии Дикаревой – сейчас она Саенко, по мужу – и говорил: "Не бери грех на душу, не забивай". Видимо, я так вывел ее из равновесия, что она промахнулась. Не думаю, что это Мария сделала специально: она была замужем за сыном главного тренера. Меня потом дисквалифицировали на четыре матча, но Кубок мы привезли в Тольятти.

– Рады за Надежду Карпову, которая перешла в "Валенсию"?

– Рад за Елену Суслову – мою воспитанницу, которая сейчас тренирует "Звезду-2005" и привела ее к чемпионству. А так за женским футболом больше не слежу.

Атака "Спартака" - ЗЕ ЛУИШ (слева) и ЛУИЗ АДРИАНУ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Атака "Спартака" - ЗЕ ЛУИШ (слева) и ЛУИЗ АДРИАНУ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ПО АТАКЕ "СПАРТАК" – НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, ЛУЧШАЯ "ДЕСЯТКА" – БИКФАЛВИ

Григорян достает планшет и листает коллекцию электронных книг и тренерских методичек. Их изучение – главное помимо поиска работы, чем он сейчас себя занимает. Есть даже пособие Жозе Моуринью (времен еще мадридского "Реала").

– Книгу Гвардьолы отмечу прежде всего, – говорит Григорян. – Бьельса – обязательно. Это профессор, гигант тренерской мысли. У него многое построено на регламентированных действиях, отработанных до механизма. Даже персональную опеку он развивает на уровне рефлекса. Но это очень энергозатратно.

– Кто вам близок?

Клопп для меня очень важен: многое из принципов и тактики его "Боруссии" мне близко. Начиная с высокого прессинга и заканчивая действиями в атаке. Жаль, что тогда – четыре-пять лет назад – у меня не было крайних защитников, которые у Клоппа так внедряются в оборонительную структуру. Он уже давно играет по схеме 4-3-3, но его 4-2-3-1 в Дортмунде по требованиям похоже на то, что я пытаюсь прививать своим командам.

– Кто из тренеров премьер-лиги вас сейчас поражает?

Юрий Семин нашел в себе мотивацию расти и развиваться. Вместе с колоссальным опытом этом позволило ему выйти на еще более высокий уровень. И это несмотря на солидный возраст.

– И на разногласия с президентом Ильей Геркусом.

– Это ничем хорошим не закончится, к сожалению. Если бы они жили душа в душу, можно было бы говорить о чемпионстве "Локомотива". А пока наверху раздрай, выдающихся результатов добиться невозможно. Чудес не бывает.

– Кто тогда фаворит чемпионата?

– Естественно, "Зенит".

– Не считаете Манчини переоцененным тренером?

– Везде он добивался результата с эстетически пресной игрой. Это его стиль, так он добивается результата, но Манчини – не Гвардьола. Меня восхитил матч "Наполи" – "Манчестер Сити" в Лиге чемпионов. Выдающаяся игра с точки зрения тактики. Сарри такому жесточайшему прессингу подверг "Манчестер"! Вряд ли кто-то еще способен подобное показать. Но "Наполи" сам же и не выдержал. После провального прошлого сезона Гвардьола показал, что он может быть гибким.

– Как вам "Спартак"?

– По атакующим действиям в нашем чемпионате я бы поставил его на первое место. Такой потенциал: Промес, Луиз Адриану, Зе Луиш… В "Зените" на фоне конкуренции высокая мотивация, но посредственно поставленная игра впереди. Ротация – метод Манчини, а при ней сложно добиться тонких взаимодействий и создать команду-семью, как, например в "Локомотиве".

В ЦСКА конкуренция наоборот отсутствует. Это серьезно ограничивает потенциал как Гончаренко, так и игроков. Головин, Фернандес, Дзагоев… Недоукомплектование очевидно. Гончаренко выжимает из состава максимум.

– "Краснодар" остается в числе фаворитов?

– Да. Футбол "Краснодара" основан на тончайших взаимодействиях. Может, с уходом Кононова их качество ухудшилось, но все равно: в такой футбол, как "Краснодар", не играет никто в России. Чтобы это делать, необходим тренер, который разбирается в этом больше, чем Кононов и Шалимов.

– Команда-открытие этого сезона?

– Очень многие у нас мучаются. Много продольной игры, необоснованной борьбы, энергозатрат. А футбола – мало. На этом фоне выделю "Урал". Еще недавно мои команды играли в первом дивизионе против Бавина, Евсеева, Чернова. И как ребята выросли теперь. Я мог бы отметить Вову Ильина: мальчишка сделал громадный шаг вперед. Но мне лег на душу Бикфалви. Он проделывает огромный объем в атаке. Это футболист настолько разносторонний, сильный. За все цепляется, все разгоняет, все успевает. Даже в обороне принимает чуть ли не ключевую роль! Это игрок топ-уровня. На позиции "десятки" Бикфалви – лучший в премьер-лиге.

– За год вы проработали в ФНЛ, премьер-лиге и втором дивизионе. Что дальше?

– Это зависит не от меня, а от судьбы. Пока конкретных вариантов нет. Я готов ко всему. Надо будет начать снизу, с нуля – начну. Но я буду бороться дальше. И не просто как воин бороться, а чтобы прививать команде качественный футбол, от которого я как тренер буду получать удовлетворение. Что выжимать результат я умею, уже доказано. Но мне бы хотелось еще зрелищности. А где именно – посмотрим.

30