Премьер-лига (РПЛ). Статьи

19 января 2018, 01:30

Железный человек сломался: "Спартак" и сборная остаются без Джикии

Игорь Рабинер
Обозреватель

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. "СПАРТАК" – "ШАНХАЙ ШАНГАН" – 0:1

У защитника травма крестообразных связок колена

Крик, какой этот железный, как все думали, человек мог издать только при страшной боли. Отсутствие при этом какого-либо контакта с соперником. Нехарактерная для воина и неунывающего шутника поза: когда его уносили с поля, перевязав носилки ремнями, он обхватил руками голову – и, показалось, плакал.

Все это сразу дало понять, что у Георгия Джикии, получившего травму на 12-й минуте контрольного матча "Cпартака" с китайским "Шанхай Шанган", все серьезно. Поздно вечером клуб на своем официальном сайте обнародовал диагноз. Хуже не придумаешь: разрыв "крестов".

Иначе как катастрофой это не назовешь.

Вот потому-то тренеры и предпочитают проводить как можно меньше контрольных матчей на первом сборе, когда после отпуска закладывается функциональный фундамент, и игроки находятся под серьезными нагрузками. Массимо Каррера – тренер классической итальянской школы, которая в отличие от голландской подразумевает жесткий упор на "физику" во время предсезонки и зимнего перерыва.

Через что спартаковцам приходится сейчас проходить, легко было понять, глядя на то, как Халк с его явно бОльшим, чем во времена "Зенита", весом весь первый тайм раз за разом убегал от соперников, как от стоячих. И вообще "Шанхай" должен был до перерыва забить пятерочку – потому что на ногах у красно-белых висели даже не гири, а рекордные для тяжеловесов штанги.

В это время у футболистов все уязвимо и тонко. А где тонко, там и рвется. Даже на ровном месте, без резкого движения и контакта.

Видео - с отметки 28:20

В ноябре Джикия говорил мне: "На поле бывает больно. Я не железный, боль чувствую. Но она уходит. Чуть-чуть поваляться можно – и встаешь. А в раздевалку действительно уйду только тогда, когда точно не смогу дальше продолжать. С тем же Нальчиком получилась ситуация, когда в колено попало. Сразу подумал, что что-то серьезное, учитывая все травмы, которые сейчас происходят в "Спартаке". И знаю, как болельщики относятся к этому. Но через минуту оказалось, что просто в нерв попало, и обошлось. Встал и дальше побежал".

А сейчас он точно не мог продолжать дальше.

Трудно было представить худшую новость как для "Спартака", устремившегося было в погоню за "Локомотивом" и уже с нетерпением ожидавшего очного матча 21-го тура, так и для сборной России.

Особенно – для сборной.

Скорее всего, шансов участвовать в домашнем чемпионате мира у Джикии уже не будет: какие бы чудеса ни творила римская клиника, быстро вылечившая, например, Зобнина, но природу не обманешь. До начала ЧМ-2018 осталось меньше пяти месяцев. А Георгий – пожалуй, единственный защитник, на кого в национальной команде можно до конца положиться. Человек, который умрет, но соперника к воротам не пропустит.

Он, конечно, в силу молодости тоже небезгрешен (вспомнить хотя бы матч с Испанией), но такие ошибки, какие регулярно допускает, например, Виктор Васин, у Джикии случаются крайне редко. Будь иначе и не стань он за год ключевой фигурой обороны обеих своих команд – клубной и национальной, разве подумал бы Каррера о том, чтобы включить его в свою пятерку лучших футболистов 2017 года под первым номером? Выше Глушакова и Промеса, Фернанду и Луиза Адриану

Можете представить себе, чтобы Виктор Гончаренко назвал одним из пяти сильнейших игроков страны в прошлом году Васина, а Курбан БердыевКудряшова, двух других основных центральных защитников? То-то же. А Джикию включил в топ-5 не только Каррера, но и его бывший главный тренер Гаджи Гаджиев, и Анатолий Бышовец, уважительно, хотя и с тонкой улыбкой называющий его джигитом. Я, к слову, поставил его на второе место. А в прессе ближе к концу года начали появляться заголовки вроде "Почему Джикия – будущий капитан "Спартака". А может, и сборной".

Станислав Черчесов в свою пятерку, правда, Джикию не включил. Но в ней нет и других защитников, что, пожалуй, исчерпывающе говорит о том, какое амплуа в его распоряжении – самое уязвимое. И если у "Спартака" до матчей с "Атлетиком" и до закрытия трансферного окна еще достаточно времени, чтобы укрепить центр обороны (но кто будет так создавать в нем атмосферу, как это удается балагуру Джикии?), то Черчесову игроков покупать негде. Их просто нет.

Между прочим, нет никакой гарантии, что после травмы Джикии твердое место в спартаковской основе получит еще один кандидат в сборную Кутепов – кстати, с "Шанхаем" в том же первом тайме с поля удаленный. Россиян у "Спартака" сейчас вполне достаточно, чтобы лимит требовал присутствия в центре обороны человека с "правильным" паспортом. Вратарь и два крайних защитника – "русские" позиции (если только не травмирован или дисквалифицирован Ещенко, и Каррере приходится задействовать Петковича). А еще есть капитан Глушаков, суперуниверсал Зобнин, мастер важнейших голов Самедов… То есть постоянной игровой практики Кутепову не гарантирует ничто – тем более что и до травмы Джикии шел активный поиск центрального защитника для вероятной замены Таски.

Что делать Черчесову? Возвращаться к кандидатуре Василия Березуцкого – опытнейшего, но объективно становящегося в свои 35 все медленнее? Давать шанс Гранату или Нойштедтеру, в этом сезоне вообще не выпадающему из стартового состава приличного "Фенербахче", что уже – определенный знак качества? Переходить на схему с двумя центральными? Делать какой-то совсем неожиданный ход вроде ставки на набирающего опыта в "Урале" Никиту Чернова? Ох, не позавидуешь главному тренеру сборной. Тут хоть его помощника Мирослава Ромащенко на поле возвращай.

Вспоминается эпизод, когда в домашнем матче с "Ливерпулем" травмировался блестяще игравший в тот день Ребров – и Леонид Федун после матча тоже сказал журналистам, что есть подозрение на "кресты". К счастью, оно не подтвердилось, и голкипер пропустил месяц. И такое бывает.

Теперь Джикию ждет операция. После того, как ему был поставлен диагноз, врач "Спартака" Михаил Вартапетов сказал, что хирург может увидеть другую картину. Бывает, что выводы МРТ не подтверждаются. Хотя надежда, конечно, призрачна. Как мне сказали, она составляет один процент.

77